Главная страница

«а наши лучше! Самолеты-истребители курской битвы 1943 года»


Скачать 137.53 Kb.
Название «а наши лучше! Самолеты-истребители курской битвы 1943 года»
Дата 27.02.2016
Размер 137.53 Kb.
Тип Документы

МБОУ гимназия №1 города Туапсе

МО Туапсинский район Краснодарского края
«МОЙ ПЕРВЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ»
Гуманитарное направление «История»

70-летию Курской битвы посвящается

Тема:

«А НАШИ ЛУЧШЕ! САМОЛЕТЫ-ИСТРЕБИТЕЛИ

КУРСКОЙ БИТВЫ 1943 ГОДА»

МАКАРЕНКО Богдан Романович, учащийся 4 «А» класса

МБОУ гимназия №1 города Туапсе

МО Туапсинский район Краснодарского края
Научный руководитель: Сидоренко Ольга Федоровна,

учитель начальных классов

МБОУ гимназия №1 города Туапсе

МО Туапсинский район Краснодарского края

2013 год


2.

План исследований
1.Введение стр. 3

Гипотеза

Цель и задачи

Предмет и объект исследования

Практическая значимость

2.Научная статья стр. 4

2.1. Немного истории: Курская битва стр. 4

2.2. Самолёты, фашистские и советские, участвовавшие стр. 5

в Курском сражении

3.Исследование стр. 5

3.1. Исследовательская часть №1: стр. 5

-сравнительные таблицы и диаграммы по стр. 6.

истребителям Фв-190 и Як-1

-I вывод стр. 6

3.2. Тест-опрос одноклассников и их родителей стр. 7

-анализ полученных результатов тест-опроса стр. 7

-II вывод стр. 7

3.3. Легендарный Иван Никитович Кожедуб стр. 8

вывод-ответ на вопрос 1 введения (человеческий фактор) стр. 8

3.4. Исследовательская часть № 2: стр. 9

-сравнительные таблицы и диаграммы по

истребителям Ме-109 и Ла-5 стр. 9

-III вывод стр. 9

4. Заключительная часть исследования: стр. 9

- сводные диаграммы стр. 10

- заключительное слово стр. 10

5. Использованные литература и сайты стр. 11

6. Приложение I (Иллюстрации)

Приложение II (Ива́н Ники́тович Кожеду́б)

Приложение III (Тест-опрос)

Приложение IV(Диаграммы)

АННОТАЦИЯ.

Исследовательская работа посвящена 70-летию Курской битвы. В 1943 г. во время Курской битвы советская авиация превосходила ли авиацию противника? Исследую на примере самолётов – истребителей.

Тема: «А наши лучше! Самолеты-истребители Курской битвы 1943 года». Гипотеза: советские самолёты, участвовавшие в Курской битве, превосходили фашистские, что помогло одержать победу в Курском сражении.

Цель: проверить выдвинутую гипотезу о том, что советские самолёты лучше, чем самолеты противника.

Задачи: познакомиться с историей Курской битвы; изучить, какие самолёты участвовали в Курском сражении – советскую и фашистскую авиацию; сравнить некоторые технические показатели советских и фашистских самолетов; составить сравнительные таблицы; наглядно показать на диаграммах преимущество одной из сторон; провести тест-опрос среди одноклассников и их родителей; проанализировав, сделать выводы; провести политинформацию на классном часе.

Предмет исследования: Курская битва, к её 70-летию.

Объект исследования: фашистские и советские истребители – участники Курского сражения 1943года.

Методы: поиск, изучение разных источников информации, тест-опрос учащихся и родителей, сравнительный анализ, выводы, подтверждающие выдвинутую мной гипотезу; политинформация с применением мультимедийной презентации.

Мои выводы: I.Вывод: моя гипотеза подтвердилась – советский самолёт-истребитель Як-1 лучше, эффективнее, чем фашистский истребитель Фв-190.

II. Вывод 1: моим одноклассникам нужно меньше играть в компьютерные игры, а больше изучать историю Отечества, побольше читать о Великой Отечественной войне. II. Вывод 2: у этого поколения взрослых нет особого радения за Отечество, им не интересна история советского периода. По их словам, важнее сегодня суметь выжить. III.Вывод: советский Ла-5 превосходит фашистский истребитель Ме-109.

Вывод-ответ на вопрос 1 введения (человеческий фактор): главную роль сыграли не авиация, а артиллерия и танки; а также героизм советского народа в защите родных и близких людей, безграничная любовь к Родине – вот главная решающая сила.

Практическая значимость: - пропаганда гражданственности и патриотизма среди молодого поколения; - воспитание любви к Родине и чувства гордости за её героическое прошлое; - политинформация с мультимедийной презентацией.

3.

1. Введение.

С детства я мечтаю о небе, о полётах, самолётах. Сначала собирал коллекцию картинок, потом составлял из пазлов изображения самолётов, затем увлёкся > по этой же теме, конструировал и движущие модели с пультом управления. Много читал об авиации.

В эти летние каникулы я узнал из новостей по телевидению, что наша страна отмечает 70-летие Курской битвы – переломного сражения в Великой Отечественной войне. Смотря и слушая эту информацию, я ждал, что скажут об авиации, которая принимала участие в тех сражениях. Но этого, к моему сожалению, не произошло. А ведь в боях под Курском, конечно же, я уверен, авиация имела большое важное значение! Или нет??? Почему умолчали?

1. Какое значение? Она ли сыграла решающую роль?

2. Чьи самолёты, наши или противника, лучше, эффективнее, производительнее? Очень захотелось исследовать и сравнить технические показатели советских и фашистских самолётов, но только некоторые. Почему некоторые, а не все? Потому что мне, пока ещё десятилетнему мальчику, только некоторые из всех наиболее понятны.

Тема: «А наши лучше! Самолеты-истребители Курской битвы 1943 года».

Гипотеза: советские самолёты, участвовавшие в Курской битве лучше, чем фашистские, что помогло одержать советским войскам победу в Курском сражении.

Цель: проверить выдвинутую гипотезу о том, что советские самолёты лучше, чем самолеты противника.

Задачи: - познакомиться с историей Курской битвы; - изучить, какие самолёты участвовали в Курском сражении – советскую и фашистскую авиацию; - сравнить некоторые технические показатели советских и фашистских самолетов; - составить сравнительные таблицы; - наглядно показать на диаграммах преимущество одной из сторон военных действий; - провести тест-опрос среди одноклассников и их родителей и, проанализировав, сделать выводы; - сделать обобщение и выводы, подтверждая или опровергая выдвинутую мной гипотезу; - провести политинформацию для детей и взрослых на классном часе, проведенном совместно с родителями.

Предмет исследования: Курская битва, к её 70-летию.

Объект исследования: фашистские и советские истребители – участники Курского сражения 1943года. Методы: поиск и анализ разных источников информации, тест-опрос учащихся и родителей, сравнительный анализ, выводы, политинформация с применением мультимедийной презентации.

4.

Практическая значимость:

- пропаганда гражданственности и патриотизма среди молодого поколения;

- воспитание любви к Родине и чувства гордости за её героическое прошлое;

- политинформация с применением мультимедийной презентации.

2. Научная статья.

2.1. Немного истории. 23 августа - День воинской славы России и День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве в1943 году (в соответствии с Федеральным законом от 13.03 95 № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России»). Курская битва была одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны и продолжалась сорок девять дней, с 5 июля по 23 августа 1943 г.

Я узнал, что в историографии принято разделять сражение на три части: - Курскую оборонительную операцию (5 - 23 июля); - Орловскую освободительную (12 июля - 18 августа); - Белгородско-Харьковскую (3 - 23 августа) наступательные.

vlcsnap-2013-07-05-19h40m00s5 vlcsnap-2013-07-05-19h40m01s18 vlcsnap-2013-07-05-19h40m06s63

«Замысел германского командования сводился к тому, чтобы окружить и уничтожить оборонявшиеся в районе Курска войска Центрального и Воронежского фронтов. В случае успеха предполагалось расширить фронт наступления и вернуть стратегическую инициативу. Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов. Большие надежды возлагались на новейшие… самолеты-истребители "Фокке-Вульф-190" и штурмовики “Хейнкель-129”». «Советское командование решило сначала обескровить ударные группировки врага в оборонительных сражениях, а затем перейти в контрнаступление. Начавшаяся битва сразу же приняла грандиозный размах и носила крайне напряженный характер». Наши войска не дрогнули и встретили врага с невиданной стойкостью и мужеством, поэтому наступление противника было приостановлено. А 12 июля начался второй этап Курской битвы - контрнаступление советских войск. 5 августа наши войска освободили города Орел и Белгород. 23 августа был освобожден Харьков. Так победоносно завершилась битва на Курской огненной дуге. В ходе нее было разгромлено 30 отборных дивизий противника. Немецко-фашистские войска потеряли около 500 тыс. человек, 1500 танков, 3 тыс.

5.

орудий и 3700 самолетов. За мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов - участников битвы на Огненной дуге, были награждены орденами и медалями. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне.

2.2. - Какие же самолеты, кроме уже упомянутых выше, участвовали в Курской битве? Продолжаю поиск и изучение! Читаю в литературе и нахожу в Интернете, что

- с советской стороны: Ту-2, Ил-2, Ла-5, Як-1,

- со стороны противника: Фв-190, Ме-109, Ю-87, Хейнкель-129.

3. Исследовательская часть.

3.1. Так как эффективной ударной силой являются истребители, то меня больше всего, конечно, заинтересовали они. Поэтому-то я и выбрал для сравнения истребители Курской битвы: - фашистский истребитель Фв – 190;

- советский истребитель Як-1.i?id=431424283-42-72&n=21

Самолёт противника: Фв-190 Советский истребитель: Як-1i?id=423366450-04-72&n=21

- Какие же технические показатели в авиации мне выбрать для сравнения, но те, наиболее понятные для меня? Изучаю, какими они бывают… Итак, выбираю для исследования понятные мне четыре технических показателя: -максимальную высоту в метрах, -дальность полёта в метрах, -максимальную скорость, км/ч, и -тяговооружённость, Вт/ч

Нахожу показатели для фашистского истребителя Фв-190 :

Максимальная высота, м - Фв-190 – 3,95 км

Дальность полёта, км - Фв-190 – 800 км

Максимальная скорость, км/ч - Фв-190 – 450 км/ч

Тяговооружённость, Вт/кг - Фв-190 – 246 Вт/кг

Теперь те же технические характеристики для советского истребителя Як-1:

Максимальная высота, м - Як-1 – 10,70 м

Дальность полёта, км - Як-1– 585 км

Максимальная скорость, км/ч - Як-1–632км/ч

Тяговооружённость, Вт/кг - Як-1– 322Вт/кг Затем вношу показания своего поиска в таблицы, чтобы сравнить и проиллюстрировать диаграммами:

6.

Максимальная высота, м


I.Вывод №1 : Як-1

поднимается в небо гораздо

выше, чем Фв-190.


Дальность полёта, м
I.Вывод №2:

здесь Як-1 явно проигрывает фашистскому истребителю

Фв-190.



Максимальная скорость км/ч


I.Вывод №3: ура!

У нашего – выше!



Тяговооружённость, Вт/кг
I.Вывод №4: и по показателю

тяговооружённость преимущество

на стороне Як-1 !


I.Общий вывод: моя гипотеза подтвердилась – советский самолёт Як-1 по большинству показателей превосходит фашистский истребитель Фв-190 !

- Но, может быть, это случайность??! Может быть, только эти марки самолётов дали такой результат?.. Мои сомнения…

- А интересно, что знают об этом мои одноклассники, а взрослые, их родители?

3.2. На следующем этапе моего исследования я решил провести тест-опрос.

7.

Анализ 1 полученных результатов тест-опроса:

Таблица 1. ВОПРОСЫ для 30-ти детей в возрасте 9-10 лет

ДА НЕТ

1 вопрос:

Вы знаете, что за знаменательная дата - 23 августа?

7 чел. 23,4%

23 чел. 76,6%

2 вопрос:

Заинтересовал ли Вас мой рассказ об авиации?

26 чел. 86,6%

4 чел. 13,4%

3 вопрос: Как вы думаете, чьи истребители были мощнее, фашистские или советские в Курском сражении?

21 чел. 70%

9 чел.

30%

4 вопрос:

Как вы считаете, есть ли другие факторы, которые повлияли на исход Курской битвы?

9 чел. 30%

21 чел.

70%

Ребята мало знают о предмете моего исследования, они чаще пожимали плечами, а если я настаивал подумать и всё же ответить, то высказывались поверхностно, «как бог на душу положит».

II. Вывод 1: моим одноклассникам нужно меньше играть в компьютерные игры, а больше знать об истории Отечества, побольше читать о Великой Отечественной войне.

Анализ 2 полученных результатов тест-опроса:

Таблица 2.ВОПРОСЫ для 30-ти родителей в возрасте 28-32 г.

ДА НЕТ

1 вопрос:

Вы знаете, что за знаменательная дата - 23 августа?

27 чел.

90%

3 чел. 10%

2 вопрос:

Заинтересовал ли Вас мой рассказ об авиации?

12 чел. 40%

18 чел. 60%

3 вопрос: Как вы думаете, чьи истребители были мощнее, фашистские или советские в Курском сражении?

7 чел. 23,4%

23 чел. 76,6%

4 вопрос:

Как вы считаете, есть ли другие факторы, которые повлияли на исход Курской битвы?

24 чел 80%.

6 чел. 20%

II. Вывод 2: Ну и мои родители тоже не знают о Курском сражении. И только трое родителей одноклассников сказали что, об этом что-то слышали, но не придали этому особого значения. На второй вопрос анкеты они прореагировали так: 12 чел. остались слушать меня после уроков, а 18 родителей ушли, чем подтвердили то, что им

это неинтересно. Ответы на третий и четвертый вопросы показали, что у этого поколения взрослых нет особого радения за Отечество, им не интересна история советского периода. По их словам, важнее сегодня суметь выжить.

Поэтому сомнения мои остаются. И я продолжаю поиск и изучение…

3.3.Мои поиски привели меня к информации о замечательном советском летчике Ива́не Ники́товиче Кожеду́бе, Герое Советского Союза, летавшем на истребителе и сбивавшем фашистские самолёты! Он выжил в Великую Отечественную войну, затем продолжил свой славный путь в мирное время, принося пользу нашему государству!

(См. Приложение II) Трижды Герой Советского Союза.

8.могила и. кожедуба на новодевичьем кладбищеit03ap7s7a6p

Маршал авиации (6 мая 1985).

Псевдоним во время боевых действий в Корее – Крылов.

Да, поразил меня легендарный герой!

Вывод-ответ. По ходу своего изучения, я нашёл ответ на свой первый вопрос (см. введение): главную роль сыграли не авиация, а артиллерия, танки. Но, когда я читал и писал о храбром Кожедубе Иване Никитовиче, то понял, что сила воли, отличные знания, мужество, героизм и стремление к победе таких же богатырей – наших воинов, наших прадедов в защите родных и близких людей, всего советского народа на фронтах и в тылу, безграничная любовь к Родине – главная решающая сила; конечно же, наряду с танками, артиллерией и моей любимой авиацией. Вот, что в единстве привело к Победе в Великой Отечественной войне.

Итак, я решил второй раз проверить свою гипотезу, изучив и проанализировав самолёты блистательного Кожедуба и его врага! То есть проверить ещё на одной паре истребителей Курской битвы – Ме-109, Ла-5 свою гипотезу. 11me_109__2001

300px-la-5_moscow

Ла-5

Ме-109

Технические характеристики для фашистского истребителя Ме-109:

Максимальная высота, м - Ме-109 – 8,2 км

Дальность полёта, км - Ме-109 – 750 км

Максимальная скорость, км/ч - Ме-109 – 476 км/ч

Тяговооружённость, Вт/кг - Ме-109 – 257 Вт/кг

Теперь те же технические характеристики для советского истребителя Ла-5:

Максимальная высота, м - Ла-5 – 10,80 км

Дальность полёта, км - Ла-5 – 1000 км

Максимальная скорость, км/ч - Ла-5– 685 км/ч

Тяговооружённость, Вт/кг - Ла-5– 366 Вт/кг

Итак, вношу эти показания в таблицы, чтобы сравнить и проиллюстрировать диаграммами.


9.

Максимальная

высота, м
III.Вывод №1: выше

поднимается в небо

Ла-5 !
Дальность полёта, км

III.Вывод №2:

лучший результат у Ла-5 !

Максимальная скорость, км/ч



III.Вывод №3: лучшим

опять оказался Ла-5 !!!


Тяговооружённость, Вт/кг
III.Вывод №4: ура!!!

эффективнее снова оказался

Ла-5 !!!
III.Общий вывод. И во втором случае моё исследование показало, что наши самолёты лучше !!! Советский Ла-5 превосходит фашистский истребитель Ме-109.


Максимальная высота, км
4. Заключительная часть исследовательской работы.

Я научился составлять и сводные таблицы, поэтому хочу продемонстрировать преимущества советской авиатехники времен Великой Отечественной войны, точнее 1943 года, на сводных диаграммах:
10.

Максимальная высота, км




Дальность полёта, м


Максимальная скорость, км/ч





Тяговооружённость, вт/кг


Практическая значимость:

Благодаря своей исследовательской работе я многому научился: осознаннее любить Родину и гордиться ее историческим героическим прошлым;

11.

трудиться и побеждать себя прежнего, анализировать социологический опрос респондентов, вычислять проценты; работать в Microsoft Office, в Power Point, составлять таблицы и диаграммы, создавать мультимедийную презентацию.

Конечно, я благодарен всем одноклассникам и взрослым, которые, мне помогая, приняли участие в тест-опросе.

Для современного ученика начальных классов сегодня, я понимаю, что интересней удивляться современной авиатехнике. И это естественно, время идёт вперёд!

Но и забывать прошлое, особенно нашей Родины, считаю, нельзя! Поэтому я помню, изучаю, исследую, с уважением отношусь к истории и люблю Отчизну.

Интересуюсь я и сегодняшней авиацией. Думаю, что следующее моё исследование будет посвящено современным лайнерам «Крутые птицы в небе».

Благодарю за внимание!

С уважением, Богдан Макаренко,

4-А класс МБОУ гимназия№1 города Туапсе.
Литература.

  • Курская битва 1943. ВОв 1941-1945гг. Энциклопедия, 1985. - С. 392-394.

  • Давыдков В. И. Анализ Курской битвы (историко-документальная эпопея). - Курск, 2005.

  • Тимохович И. В. Советская авиация под Курском. М.: Воениздат, 1959.- 120 с.

  • И. Н. Кожедуб Неизвестный Кожедуб. Служу Родине. (Величайшие советские асы) - М.: Яуза, Эксмо, 2009. 368 с. 

Сайты:

-http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%B4%D1%83%D0%B1,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

- http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=535

- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AF%D0%BA-1&pos

- http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kozhedub2.jpg?uselang=ru

- http://airaces.narod.ru/abc/k.htm

- Материал из викисклада (Wikimedia Commons)kimedia.org/wiki/Category:Ivan_Kozhedub?uselang=ru