Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Ветеранские судьбы |
 Скачать 72.75 Kb. |
ВЕТЕРАНСКИЕ СУДЬБЫ:
Карпун Александр Никифорович
-
Малахов Вячеслав Владимирович
7 класс «Е»,
МБОУСОШ № 60,
Советского района г. Ростова-на-Дону.
|
| Янковская Нина Владимировна
учитель истории и обществознания
МБОУСОШ № 60
| г. Ростов-на-Дону
2014
Оглавление Введение
Глава 1. Воспоминания
Глава 2. Боевое крещение………………………………………………….
Глава 3. Приказано рисовать……………………………………
Заключение …………………………………………………………………………
Приложение 1 ………………………………………………………………………
Введение
Александр Карпун родился 5 мая 1924 года в селе Самарское Ростовской области. Участник Великой Отечественной войны и войны с Японией. Учился в ростовском художественном училище с 1947 по 1952, в Харьковском художественном институте с 1952 по 1953 год. Член Союза художников России с 2000 года. С 1953 года участник областных, зональных, международных выставок. Награжден орденами: Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, Славы 3-й степени; медалями: «За отвагу», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией».
К своему 90-летию, которое состоялось 5 мая 2014 года, и ко Дню Победы художник-фронтовик Александр Никифорович КАРПУН готовится с кистью в руке у холста и в боевом настроении. Говорит, что и сегодня готов встать в строй и взяться за оружие, если вновь возникнет необходимость защитить Родину. Не помешают ни возраст, ни полученные на фронте ранения. И это не просто слова.
Война закалила его на всю жизнь и приучила не сдаваться. Ни врагам, ни болезням. Ведь в 42-м, в дни кровопролитных сражений за Сталинград, он, погребенный заживо, поднялся из-под земли для того, чтобы снова биться за Победу, невзирая на многочисленные переломы и раны. Фронт превратил обычного 18-летнего парня в суперсолдата. А еще открыл талант художника и определил профессиональную судьбу. Об этом и многом другом мы побеседовали с Александром Никифоровичем.
Цель представленного исследования: изучить основные вехи жизненного пути ветерана Великой Отечественной войны Карпуна Александра Никифоровича и охарактеризовать основное содержание его творческого наследия.
Задачи работы: выделить основные этапы жизни А.Н.Карпуна; охарактеризовать ключевые события, имевшие переломное значение в судьбе ветерана; определить истоки формирования творчества А.Н.Карпуна; оценить значение его творческого наследия.
Новизна исследования: мы рассматриваем жизнь и творчество ветерана Великой Отечественной войны Карпуна А.Н. Его наследие ценно как для науки, так и для школьных предметов: истории и обществознания, изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Через данное исследование учащиеся нашего города узнают информацию о нашем ветеране-земляке, о котором, возможно, раннее не знали. Выводы, полученные в исследовании, позволяют более глубоко понять судьбу, жизнь и творчество ветерана.
Глава 1. Воспоминания
Он помнит абсолютно все, начиная с того момента, как ушел на фронт в 18 лет, и до тех пор, как завершил свой ратный путь в 45-м году в Маньчжурии. Когда началась война, наша семья жила на Дальнем Востоке, в Благовещенске. Родители переехали туда из Ростовской области, спасая детей – Александра Никифоровича и его брата Аркадия. Дело в том, что Аркадий был приемным ребенком. Его подбросили в голодные 20-е годы под крыльцо дома его родителей, у которых тогда еще не было детей. Они выходили посиневшего от декабрьского мороза умирающего младенца, приняли в семью и воспитывали как родного. А спустя годы объявились его кровные родители с требованием вернуть сына. В случае отказа они угрожали выкрасть не только Аркадия, но и Александра Никифоровича. Поэтому его родители срочно переехали в Ейск, но и там их нашли. И тогда, отчаявшись, решили бежать на Амур, где и поселились надолго. Там, в приграничных районах, накануне войны было очень неспокойно. Достаточно вспомнить Халхин-Гол и Хасан. В связи с этим в школе, где он учился, серьезно преподавали военное дело и уделяли большое внимание физкультуре. Поэтому, когда была объявлена война, ученики были в хорошей спортивной форме. Его даже прозвали ворошиловским стрелком за то, что на занятиях по стрельбе он попадал 10 раз подряд в цель. После четырехмесячной подготовки вместе с другими бойцами он отправился через всю страну на передовую. За Уралом их поезд, на котором была надпись «Слава воинам-дальневосточникам», начали бомбить. После каждого налета они хоронили своих друзей, которые погибли, так и не побывав в бою.
Глава 2. Боевое крещение
Когда приблизились к Сталинграду, то в буквальном смысле попали в ад. Ежесекундно рвались бомбы. Бойцов посадили на плоты, которые обстреливались и шли ко дну. Тонущих солдат не спасали. Не было ни малейшей возможности помочь им. В Сталинграде Александра Никифоровича сразу проверили на готовность быть снайпером, узнав, что он метко стреляю. Приказали расположиться в доме, от которого осталась одна коробка, и очищать от немцев здание на противоположной стороне улицы. Удалось с ходу сделать несколько удачных выстрелов. А потом и самого Александра Никифоровича вычислили и ранил немецкий снайпер. Но он снова встал в строй и продолжал сражаться вместе с другими бойцами. Однажды во время боя после очередного налета на окопы бойцов рухнул многоэтажный дом. И все бойцы оказались заживо погребенными под ним. Окопы стали братской могилой, а Александр Никифорович каким-то чудом остался жив. Он не помнит и не знает, как его откапывали и вытаскивали из-под земли и из развалин дома: он был без сознания. Очнулся на пятые сутки в железнодорожном госпитале, когда медперсонал потерял уже всякую надежду на его спасение. Понял, что оглох и имеет меня множественные переломы. Александра Никифоровича доставили в новосибирский госпиталь. И именно там он совершенно случайно обнаружил в себе тягу к рисованию.
Глава 3. Тяга к рисованию.
Прежде никогда не рисовал. Даже задание по рисованию в школе за него выполнял мой брат. В госпитале кто-то оставил на табуретке обломок химического карандаша. Александр Никифорович взял его и попробовал на полях фронтовой газеты нарисовать своего соседа по палате Анатолия, у которого были ампутированы обе ноги. Врачи просили за ним присматривать, чтобы он ничего с собой не сделал. Неожиданно вышло похоже. Анатолию рисунок понравился. Тогда Александр Никифорович думал, что это случайность. Но портреты других раненых тоже получались узнаваемыми. Так и начал рисовать, но его творческая биография началась немного позже по приказу заместителя командира полка Клюева. Когда его комиссовали, он вернулся в Благовещенск. И только начал ходить на костылях, как его вновь призвали на службу. С предписанием «годен к нестроевой» уехал на станцию Мучную, в село Черниговка, что под Спасском, служить в охранной роте, оберегая военные грузы. Кто-то из бойцов, которые также лечились с ним в новосибирском госпитале, рассказал о его рисунках заместителю командира полка по политической части Клюеву. Он вызвал Карпуна и устроил настоящий разнос: «Ты художник! И молчишь!». Вытащил рулон оберточной бумаги. Отмотал метров пять. И приказал за пять дней нарисовать портреты Ленина и Сталина. Возражения он не принимал. С тех пор Карпун Александр Никифорович уже не расставался с карандашом и кистью. Правда, за оружие браться тоже приходилось. В августе 45-го они перешли границу. И завершили свои боевые действия в Маньчжурии, под Харбином. Но его профессиональный путь был уже определен. Он твердо решил стать художником. В 46-м его демобилизовали, он приехал в Сальск, где поселилась его семья. Поступил в ростовское училище искусств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Жизнь и творчество Карпуна Александра Никифоровича сформировалось под влиянием Великой Отечественной воны и семейных традиций. Его отличали целеустремленность, работоспособность, принципиальность, порядочность, ответственность, терпимость к любым неприятностям.
В творчестве и научном наследии М.К. Петрова можно выделить пять основных этапов, связанных с преобладанием его проблемной тематики.
Рукописное наследие М. К. Петрова включает работы по проблемам культуроведения, истории философии и науковедения, по античной культуре, исследования современного состояния науки.
Научное наследие М.К. Петрова имеет огромное значение, которое можно, на наш взгляд, выразить следующим образом. Чтобы эффективно и творчески использовать философское наследие для решения современных проблем, необходимо знание тех специфических задач, которые стояли перед творцами этих учений, тех подходов, которые они использовали и характеристики современного им исторического периода.
При жизни Александр Никифорович был признан, получил множество наград и до сих пор получает грамоты и благодарственные письма от главных представителей нашего города за высокие достижения в художественном искусстве.
Теоретическое значение данной исследовательской работы заключается в том, что ее результаты представляют значимость для исторической науки и являются вкладом в историческое знание в целом. Выводы, полученные в данном докладе, позволяют понять историческое и художественное наследие ветерана Великой Отечественной войны Карпуна Александра Никифоровича.
Практическое значение данного исследования состоит в том, что его материалы и результаты могут быть использованы в реальном педагогическом процессе на уроках истории и обществознания, а также в широкой культурной и социальной практике.
Планирование дальнейшего исследования. Мы продолжим исследование судьбы ветерана Карпуна Александра Никифоровича, ведь о нем узнали еще не все, так как познакомились совсем недавно.
У Александра Никифоровича большая семья: дети, внуки. Хотелось бы с ними познакомиться, узнать об их судьбе, жизни, об отношении к творчеству Александра Никифоровича, об их семейных традициях.
У Александра Никифоровича есть мастерская, где он пишет свои картины, где он получает успокоение и удовлетворение от своего творчества. Хотелось бы там побывать, посмотреть картины и послушать интересные истории ветерана. |
|
|