№
п/п
|
РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ
| Кол-во часов
| Даты проведения
| Оборудование урока
| Основные виды учебной деятельности
(УУД)
|
план
| факт
|
| Введение.
| 1
|
|
|
|
|
1.
| Краснодарский край на карте России
| 1
|
|
|
| Определять положение Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам. Называть регионы – соседей Краснодарского края. Знать о видах связи (железнодорожной и воздушной) с другими регионами нашей страны.
|
| Раздел 1.
«Береги землю родимую, как мать любимую»
| 11
|
|
|
ПК Мультимедиа Обучающие диски Презентации Карта «Краснодарский край»
Комплект цветных
Диапозитивов
ПК Мультимедиа Обучающие диски Презентации Карта «Краснодарский край» Полезные ископаемые
ПК Мультимедиа Обучающие диски Презентации Карта «Краснодарский край»
ПК Мультимедиа Обучающие диски Презентации Карта «Краснодарский край»
ПК Мультимедиа Обучающие диски Презентации
|
|
2.
| Природные зоны Краснодарского края
| 1
|
|
| Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, пояс вечных снегов и ледников). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями.
|
3.
| Природные зоны Краснодарского края
Урок – игра «Клуб знатоков»
| 1
|
|
|
4.
| Кавказский биосферный заповедник. Заказники
| 1
|
|
| Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Рассказывать об охраняемых территориях и их значении для жизни животных. Анализировать действия жителей Кубани по сохранению лесных богатств края.
|
5
| Роль водоёмов в природе и жизни человека.
| 1
|
|
| Называть и показывать водоёмы на карте Краснодарского края. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Характеризовать понятия «естественный» и «искусственный» водоёмы. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Определять и анализировать степень своего участия в очистке водоёмов.
|
6.
| Использование и охрана водоёмов.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
7.
| Типы почв. Защита и охрана почв
| 1
|
|
| Характеризовать основные типы почв, распространённые в Краснодарском крае. Показывать территорию их распространения на карте-схеме. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почв Краснодарского края для региона и всей страны. Анализировать различные меры, принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополосы). Составлять письменный рассказ-заметку в газету об охране и защите почв.
|
8
| Полезные ископаемые края, их использование.
| 1
|
|
| Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где обнаружены целебные источники и грязи.
|
9.
| Урок «Где? Какое? Как? по теме « Полезные ископаемые края, их использование».
| 1
|
|
|
10.
| Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России
| 1
|
|
| Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать значение богатств природы для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к ним.
|
11
| Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».
| 1
|
|
| Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Книга для гостей нашего края» оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.
|
12.
| Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».
|
1
|
|
|
| Раздел 2.
«Земля отцов –
моя земля»
|
13
|
|
|
|
13
| История Кубани в архитектуре.
| 1
|
|
| Определять по карте Краснодарского края стоянку древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них. Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена. Делать записи в альбоме «Моя родословная»
|
14.
| Жилища различных эпох
| 1
|
|
|
15.
| Урок погружения в древность. Вещественные исторические источники. Вещи рассказывают о прошлом
| 1
|
|
| Различать и характеризовать исторические вещественные источники. Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Лепить образцы посуды различных времён. Представлять современные вещи в качестве данного вида источника для будущих исследований.
|
16.
| Народные ремёсла и промыслы на Кубани
| 1
|
|
| Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать её.
|
17.
| Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем
| 1
|
|
| Анализировать одежду наших предков, сопоставлять отдельные её части с современными элементами. Анализировать различные национальные костюмы, определять черты их сходства и различия. Делать записи в альбоме «Моя родословная»
|
18.
| Письменные источники
| 1
|
|
| Исследовать и характеризовать письменные исторические источники. Собирать и хранить письменные источники в семейном архиве.
|
19.
| Устная история родного края
| 1
|
|
| Определять. Каким образом отразились культурно-исторические традиции в устном народном творчестве. Исследовать и характеризовать устные исторические источники.
|
20.
| Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани
| 1
|
|
| Планировать и реализовывать проект «Мы – дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе.
|
21.
| Города и районы Краснодарского края.
| 1
|
|
| Перечислять города и районы Краснодарского края, выделять среди них. Соседние районы. Показывать их на административной карте Краснодарского края. Составлять рассказ об одном из районов. Анализировать символику различных районов..
|
22
| Екатеринодар – Краснодар. Краснодар – административный центр края.
| 1
|
|
| Рассказывать об истории главного города Краснодарского края, используя различные исторические источники. Характеризовать понятие «административный центр». Объяснять полномочия губернатора, значение его деятельности.
|
23.
| Глава администрации края (губернатор)
| 1
|
|
|
24
| Проектная работа «Земля отцов – моя земля»
| 1
|
|
| Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.
|
25.
| Проектная работа «Земля отцов – моя земля»
| 1
|
|
|
| Раздел 3
«Жизнь дана на добрые дела»
| 9
|
|
|
|
26.
| Просветители земли кубанской
| 1
|
|
| Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие школу.
|
27
| Защитники Отечества
| 1
|
|
| Рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения края (своего населённого пункта) от захватчиков.
|
28.
| Защитники Отечества
| 1
|
|
|
29.
| Труженики полей
| 1
|
|
| Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учёных – селекционеров, позволившие им добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения.
|
30
| Радетели земли кубанской.
| 1
|
|
| Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать мини-энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования. Искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках).
|
31.
|
Наши земляки – гордость страны.
|
1
|
|
|
32.
| Наследники земли отцов.
| 1
|
|
| Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с общественными. Осознавать степень ответственности за сохранение культурно-исторического наследия.
|
33
| Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела»
| 1
|
|
| Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.
|
34.
| Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела»
| 1
|
|
|
| ИТОГО:
| 34
|
|
|
|
|