Главная страница

8 класс Учитель: Кондакова Ирина Анатольевна Мичуринск Наукоград, 2010 г Творческий проект «Зелёное царство – лучшее лекарство». Истории о комнатных растениях. Цель


Скачать 187.79 Kb.
Название 8 класс Учитель: Кондакова Ирина Анатольевна Мичуринск Наукоград, 2010 г Творческий проект «Зелёное царство – лучшее лекарство». Истории о комнатных растениях. Цель
Дата 03.03.2016
Размер 187.79 Kb.
Тип Документы


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18 имени героя Советского Союза

Эдуарда Дмитриевича Потапова»



Истории о комнатных растениях

8 класс

Учитель: Кондакова Ирина Анатольевна

Мичуринск - Наукоград, 2010 г
Творческий проект «Зелёное царство – лучшее лекарство».

Истории о комнатных растениях.

Цель:

1. Расширить представления обучающихся о влиянии комнатных растений на здоровье человека.

2. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе положительного влияния комнатных растений.
Оборудование: компьютер со слайдовой презентацией, уголок лекарственных растений, каталог «Растения – целители», географическая карта, на которой отмечена родина комнатных растений, комнатные растения для создания цветочных композиций).
(Учащиеся располагаются за столами по группам соответственно выполненным проектам)

Учитель:

На протяжении своего существования человек неразрывно связан с растительным миром. Современный же городской человек оторван от природы. Мы создали искусственную среду, в которой нам уютно и комфортно. Но защищены ли мы в своём доме, квартире от болезней? Оказывается, нет. А помочь нам в этом могут зелёные растения, мода на которые в последнее время стала особенно актуальна.

Сегодня мы представим вам творческий проект нашего класса. Он состоит из творческих проектов обучающихся. Каждый из них – это история о том или ином влиянии комнатных растений на здоровье человека (слайд).

Учитель:

«Высшее назначение растений не только в том, чтобы радовать наш глаз цветом, а нас самих изысканными плодами. Да, они делают это. Но они ещё и мягко, добросовестно очищают воздух и землю вокруг нас. И каждый дом, в котором живут здоровые растения, будет для нас более чистым и здоровым, чем, если бы растений в нём не было»

(из английской книги 19 века).

Итак, история первая о том, как комнатные растения очищают воздух (слайд).

(Учащиеся 1 группы, представляющие эколога, фитодизайнера и врача рассказывают о растениях – кондиционерах)

«Растения – кондиционеры»
Эколог: В настоящее время в закрытом помещении человек находится около 80% своего времени. Согласно имеющимся данным, качество воздуха внутри квартир и домов, в 4 – 6 раз хуже, чем за его пределами. Часто воздух жилища по качеству почти не отличается от атмосферы рабочей зоны вредных производств.

Учащиеся задают вопросы:

  1. Откуда в воздухе жилых помещений появляются вредные вещества?

  2. Как снизить концентрацию вредных веществ в атмосфере жилища?

Эколог: В настоящее время, с развитием химической промышленности, фирмами выпускается много новых современных строительных отделочных материалов. Человек начал использовать для строительства жилья

- лакокрасочные материалы

- теплоизоляционные материалы

- отделочные материалы

- стеновые панели (слайд)

Но эти материалы – сложные химические соединения. По данным института Экологии человека АМН РФ в обычной квартире присутствуют до 150 видов химических испарений. Это испарения лака и краски, пены, мебельного клея, ДВП и ДСП, бытовой химии (слайд).

Врач: Перемешиваясь, эти вещества образуют страшный для всего живого воздушный коктейль. Нахождение в помещении с высоким содержанием химических веществ в воздухе отрицательно сказывается на самочувствии и работоспособности человека, приводит к быстрой утомляемости, головным болям и снижению концентрации внимания, приступам бронхиальной астмы, многие вещества являются сильными канцерогенами, вызывающими опухоли.

Фитодизайнер: Чтобы обезопасить себя и своих близких, надо иметь дома растения. Важно правильно подобрать комнатные растения. Удивительно, но для каждого из типов химических загрязнений существуют свои особенные растения, которые впитывают своими зелёными лёгкими химические элементы.

Эколог: Отделка комнат и новая мебель «одаряет» своих владельцев такими органическими соединениями, как формальдегид, ацетон, бензол, стирол и другими (слайд).

Фитодизайнер: Эффективную помощь здесь окажут хлорофитум, папоротник нефролепис, фикус Бенджамина, диффенбахия, хризантема (слайд).

Эколог: Сжигание газа превращает кухню в небольшую химическую лабораторию. Из – за газовой плиты, кухня – это самое грязное по качеству воздуха помещение в доме. Основная причина – неполное сгорание газа. В результате образуется формальдегид, угарный газ, аммиак, полициклические углеводороды (слайд).

Фитодизайнер: А вот здесь эффективны растения: азалия, хлорофитум, фикус, алоэ, плющ (слайд).

Чемпионом среди растений является хлорофитум. Это растение ассимилирует вредные газы с феноменальной скоростью и очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Особенно «неравнодушен» хлорофитум к оксидам азота, тяжёлым металлам.

Не обязательно всю комнату уставлять растениями. На 10 м2 необходимо 4 – 6 растений.

Эколог: В современных панельных домах из железобетона влажность воздуха ниже нормы – почти как в пустыне.

Фитодизайнер: Оказывается, есть растение, которое способно превратить пустыню в оазис - циперус. Водно – газовый обмен в помещении улучшают антуриум, маранта, монстера (слайд).

Эколог: Часто, находясь в комнате, где работает компьютер или телевизор мы плохо себя чувствуем. Дело здесь не в недостатке кислорода, катастрофически не хватает его отрицательных ионов, число которых быстро уменьшается при работе этих устройств (слайд).

Фитодизайнер: Но, оказывается, есть комнатные растения, которые выделяют такие - же ионы, делая воздух свежим и лёгким для дыхания. Это хвойные растения. Причём единственным комнатным хвойным является араукария (слайд).

Врач: Я рекомендую вам обратить внимание на своё здоровье и здоровье окружающих, поддерживайте его, заботьтесь о нём.

Ученик:

Раньше считалось, мой дом - моя крепость

В нём человеку теплей и родней.

Жаль, что сейчас от обилия токсинов

Жить стало опасно в квартире моей.

От испарения красок, винила и клея

Избавиться хочется нам поскорее.

Посадим растения – детоксиканты

Они для здоровья нам будут гаранты.

Ученик:

Растения в процессе своей жизнедеятельности выделяют биологически активные вещества - фитонциды. Эти летучие вещества уже в малой концентрации изменяют воздух и улучшают самочувствие людей.

Установлено, что выделение растениями летучих веществ зависит от разных причин: возраста, физиологического состояния, условий выращивания и других. У комнатных растений она усиливается в зимне - весенний период. Это очень важно в лечебных целях, так как именно в это время возрастает число острых респираторных заболеваний.

При длительном пребывание даже практически здоровых детей в закрытых помещениях увеличивается насыщенность воздуха микроорганизмами.

Мы провели исследование: (слайд)

Проект «Комнатные растения в школе»

Цель: установить зависимость между наличием в классных кабинетах растений и заболеваниями органов дыхания у учащихся.

Ход исследования: (слайд)

  1. Изучив различные источники информации, выяснили

– какие комнатные растения имеют ярко выраженную фитонцидную активность.

  1. Подсчитали количество комнатных растений в классных кабинетах.

  2. Беседуя с медсестрой, выяснили количество учащихся, которые часто болеют ОРЗ в течение учебного года.


Результаты исследования: (слайд)

  1. Фитонциды – это биологически активные летучие вещества, продуцируемые растениями и имеющие бактерицидные свойства.


Растения с высокой фитонцидной активностью:

Хлорофитум, пеларгония (комнатная герань), пёстролистая диффенбахия,

фикус, плющ, драцена, аглаонема, лавр, кактусы и другие суккуленты

  1. Влияние комнатных растений на заболеваемость ОРЗ в классах МОУ СОШ № 18 структурного подразделения – отделения №1(слайд)





класс

Всего уч-ся

№ кабинета

Кол-во растений,

%

Кол-во уч-ся, которые в течение года болели ОРЗ, %

1

1

30

9

6 (40%)




8 (27%)

2

2

19

10

12 (80%)




1 (5%)

3

3

17

10

12 (80%)




1 (6%)

4

4

21

9

6 (40%)

10 (48%)

5

5

20

5

5 (33%)

6 (30%)

6

6

18

2

10 (66%)

7 (38%)

7

7

28

7

11 (73%)

10 (35%)

8

8

30

6

15 (100%)

10 (33%)

9

9

13

4

7 (46%)

4 (30%)

10

10

20

3

3 (20%)

5 (25%)

11

11

27

8

8(53%)

2 (7%)

Результаты: исследования показали, что в основном растения располагаются на 2-м этаже школы, а также в кабинете №1 (ГПД), №6,7, 10. Это свидетельствует о том, что в данных кабинетах учащиеся более защищены от острых респираторных заболеваниях. Установлено, что мало растений в кабинетах № 3, 4, 5, 8, 9. В кабинете №4, где установлен компьютер, есть только 2 кактуса. А ведь именно здесь необходимы данные растения для снятия напряжения электростатического поля, создаваемого компьютером.

Вывод: необходимо увеличить количество растений в школе. Это поднимет настроение учащихся, укрепит здоровье, повысит успеваемость и работоспособность (слайд).

История вторая о том, какие комнатные растения можно использовать в лечебных целях (слайд).

(Учащиеся 2 группы рассказывают о растениях – целителях)

(географическая карта, живые комнатные растения – целители, каталог «Лекарственные комнатные растения»)

Ученица: многие и не подозревают, что такие привычные «цветочки в горшочках» могут быть не только украшением, но и прекрасным лекарством (слайд).

К комнатным растениям - целителям относятся:



Название растения

Родина

Применяемая часть

Применение

1

Алоэ древовидное

(столетник, доктор)

Африка,

Индия

Листья

Возбуждает аппетит, стимулирует пищеварение, слабительное, бактерицидное, ранозаживляющее действие


2

Каллизия душистая

(золотой ус, домашний женьшень)




Стебель и листья

При нарушении обмена веществ, аллергии, ревматизме, заживляет раны, ожоги, при обморожениях: спиртовая настойка-

ушибы, остеохондроз; настой-желудочно-кишечный тракт; мази-ушибы, кожные заболевания и др.

3

Сансевьера трёхполосная

(щучий хвост)

Западная Африка

Листья

Повышает устойчивость к простудным и вирусным заболеваниям.

4

Традесканция белоцветко

вая

Тропики Южной Америки

Листья и стебли

Останавливает кровотечения и заживляет раны, уменьшает опухоль и размер синяка, втирание в дёсны сока помогает при парадонтозе.

5

Агава американская

Острова Карибского моря, Центральная Америка

Листья

При ревматизме

6

Каланхоэ перистое

Тропики Африки, остров Мадагаскар

Листья

Обладает бактерицидным свойством, соком полощут рот при воспалении дёсен и слизистой рта, лечат воспаления век и др.

7

Пеларгония крупноцветковая




Листья и корни

Противовоспалительное средство, запах помогает при бессоннице, возбуждении, гипертонии; в виде примочек при кожных заболеваниях и др.

8

Фикус упругий

Тропические леса Индии

Листья

Наружно при радикулите, остеохондрозе, от бородавок и жировиков, листья с мёдом при бронхите, трахеите и др.

9

Карликовый гранат




плоды

При желудочных заболеваниях; корка - при дизентерии.



Но прежде чем использовать растения в лечебных целях необходимо проконсультироваться с врачом.

Ученица:

В любой болезни, в любой беде

Растение – лекарь поможет тебе

Алоэ и фикус, и ус золотой

Должны поселиться в квартире любой.

Друзья, чтобы здоровье надолго сохранить

Лекарственные растения должны вы посадить.

Учитель:

История третья о том, как используя комнатные растения создать уют и красоту в доме (слайд).

Ученик:

Здоровье – не только отказ от таблеток

Здоровье – не только не пить, не курить

Здоровье – не только спорт и питание

Здоровье – искусство покой сохранить.
Всем нам нужны комфорт и спокойствие,

Чтоб радовал глаз родной интерьер

Зелёный наш друг – всегда удовольствие

Растения – вы совершенства пример!
Искусство из вас создавать композиции

С древнейших времён привлекает людей.

Оно – отражение личной позиции

И творческой мысли твоей.
О правилах группировки растений

Сейчас мы расскажем

Пример вам покажем …

(Учитель рассказывает о правилах группировки растений и показывает примеры композиций растений) (слайд).

Ученики из имеющихся комнатных растений составляют свои композиции.

Учитель: Но все ли растения можно иметь в доме?

История четвёртая о том, какие комнатные растения можно выращивать дома (слайд).

(Своё задание представляют учащиеся 3 группы)

Учитель: Возможно, некоторым из вас приходилось услышать и такое.

Сценка.

(Встречаются две соседки, и между ними происходит разговор).

1 соседка: У меня сегодня внучка, ну ты знаешь, она в школе учится, принесла домой цветок, монстера называется. А я слышала про него много плохого. Говорят, в доме, где приютили монстеру, люди, болеют и умирают потому что, это растение по ночам высасывает из людей энергию (слайд).

2 соседка: А моя внученька кактусами увлеклась. У нас их дома, очень много. Говорят, они тоже добра не приносят (слайд).

1соседка: Да. И хочется в доме растения разводить, да как - бы не навредить. Говорят, традесканцию в доме иметь – к ссоре, плющ и папоротник – муж уйдёт из семьи (слайд).

2 соседка: Вообще, с цветами одни хлопоты, да и до беды недалеко.

Учитель: Множество подобных поверий бытует в народе с тех пор, как в моду вошли комнатные растения. Если верить им, окажется, что дома, вообще опасно иметь какие – либо цветы. Однако мы продолжаем их выращивать. Что побудило людей распространять поверья – предупреждения?

Ученики:

Возможно, кем – то могли быть замечены такие совпадения: в доме, где часто ссорились, росли вьющиеся растения.

У кактусов своеобразное «энергетическое поведение»: они накапливают энергию из окружающего пространства, а затем испускают энергетические импульсы из кончиков иголок. Агрессивный человек, если долго будет находиться в одном помещении с кактусами, станет ещё раздражительнее. А вот тихоням полезно посидеть среди кактусов – это придаст им жизненных сил.

Монстера растение, которое действительно является «энергетической пиявкой»: оно охотно забирает у человека энергию, но … прежде всего – негативную. Если вы раздражены, посидите несколько минут рядом с монстерой, она сделает вам целительное «кровопускание».

Народные поверья являются следствием неправильного выбора комнатных растений, ведь «чужие» растения, не соответствующие качествам характера человека, не принесут ему много пользы.

Учитель: Как же выбрать своё растение, соответствующее своему характеру?

История пятая о том, как выбрать растения соответствующие своему характеру (слайд).

Ученик:

Вы знаете, что каждый человек имеет свой знак зодиака, который влияет на характер человека. Но мало кто знает, что существует классификация растений по знакам зодиака. Например, Дева наделяет человека пунктуальностью, стремлением к порядку. Растения Девы – монстера, циссус. Если вы в полной мере обладаете качествами этого знака, то растения Девы будут, лишь поддерживать в вас настроения и качества этого знака. Может оказаться, что особенности вашего характера обуславливают необходимость для вас совсем других растений. Полученные сейчас знания подскажут вам, как с помощью комнатных растений способствовать привлечению в свою жизнь положительных событий. Но прежде надо знать, какие качества вы хотели бы развить в себе, а от каких желаете избавиться.

Ученики 4 группы, используя слайды, рассказывают какие растения необходимо иметь для развития в себе тех или иных качеств.

Овен.

Это знак воина, и если вам не хватает мужества, отваги, если вы часто чего - то боитесь, заведите дома растения этого знака. Овен даёт человеку уверенность в своих силах, устремлённость, желание действовать.

Растения – эхмея сверкающая, молочай блестящий, индийская и японская азалия, королевская бегония, карликовый гранат.

Телец.

Земной телец – знак накопитель и эконом, он по крупицам собирает материальное богатство. Его растения полезно иметь дома тем, кто не умеет копить и тратить деньги, не умеет беречь собственные силы.

Это знак стабильности, и любое из его растений может стать талисманом для человека, который находится в поисках постоянной работы. Он станет притягивать в жизнь данного человека работодателей.

Может стать талисманам начинающим рукодельницам.

Растения – узамбарская фиалка, каланхоэ Блосфельда, цикламен персидский.

Близнец.

Это знак приятельских отношений, обмена информацией. Растения этого знака станут привлекать в вашу жизнь общительных людей, а если вы страдаете от застенчивости, то помогут вам стать более коммуникабельными.

Растения – аспарагус перистый, традесканция, папоротник, перистые пальмы, плющ.

Рак.

Этот знак заведует темой семьи и дома. Комнатные растения данного знака благодаря своей энергии станут привлекать в вашу жизнь потенциальных партнёров по браку. Они помогут сохранить семью, улучшить отношения с родственниками, помогут сохранить дружбу коллектива, способствуют сплочению команды.

Растения – фуксия, агава, пеперомия, бегония Мэсона.

Лев.

Знак любви и творчества. Комнатные растения льва будут наполнять пространство энергией, которая привлечёт в вашу жизнь любовь. Растения могут служить талисманами для людей творческих профессий или для тех, кто стремиться развить в себе творческие способности, кто учиться петь, танцевать, рисовать или играть на музыкальных инструментах.

Лев – это знак света, радости, его растения необходимы унылым людям.

Растения – кала, акалифа щетинистоволосистая, камелия, герань, гибискус.

Дева.

Дева наделяет человека пунктуальностью, стремлением к порядку. Если в вашем доме творческий беспорядок, но хотите стать более собранными, растения Девы вам очень пригодятся. Комнатные растения этого знака можно иметь в качестве талисмана людям, занятым умственным трудом и тем, кто хотел бы развить свои интеллектуальные способности.

Растения – роициссус, монстера, драцена отогнутая.

Весы.

Знак партнёрских отношений, в которых необходима дипломатия и умение понять человека. Полезно иметь тем, кто хотел бы развить в себе дипломатические способности.

Это знак гармонии, отличного вкуса. Поэтому растения помогут развить в себе эстетическое чувство.

Растения - гортензия, хризантема, зигокактус усечённый.

Скорпион.

Единственный из знаков, который даёт возможность жить за чужой счёт. Если мечтаете о лёгкой жизни, хотите, что – бы кто – то содержал вас, поставьте дома растения этого знака. Их энергия привлечёт в вашу жизнь людей, которые будут в состоянии предложить свою помощь.

Растения – драцена, пустынные кактусы, олеандр.
Стрелец.

Знак учения. Растения стрельца могут служить талисманами учителям и ученикам.

Знак духовной жизни. Энергия растений стрельца помогает человеку отвлекаться от суеты, поднимать духовный уровень. Растения – талисманы для путешественников.

Растения – циссус, лимон, сансевьера.

Козерог.

Знак законодателя и силы воли. Если вы чувствуете себя слабым человеком, вам не хватает силы воли для борьбы со своими вредными привычками, растения этого знака – ваши помощники. Козерог – знак строгий, он следит за чёткостью форм. Если в вас и вашей жизни много ненужного – вы много говорите, тратите много времени на ненужные дела, поставьте дома растения этого знака. Они помогут стать более строгим к себе.

Этот знак в жизни человека управляет темой карьеры. Растения козерога привлекут в вашу жизнь людей и ситуации, способствующие карьере.

Растения – фикус каучуконосный, драцена деремская, юкка слоновая.

Водолей.

Знак – новатор. Через свои растения водолей внесёт в вашу жизнь вдохновение. Если вы хотите от обыденности перейти к жизни творческой, растения этого знака – ваши. Полезно иметь людям творческих профессий, разработчикам всего нового.

Растения – пуансеттия, маранта трёхцветная, абутилон полосатый.

Рыбы.

Энергия растений этого знака полезна для людей, которые хотели бы развить в себе интуицию, она поможет увидеть истинный характер человека.

Растения – толстянка плауновидная, циперус.

Рефлексия:

Учитель:

Вот и закончились на сегодня наши истории.

- Чему они нас научили? Что мы узнали?

Они ещё раз показали нам огромную роль растений в нашей жизни, а наша роль – сохранить их, ухаживать за ними, выращивать их. Ведь человек и природа – единое целое.

На столах жетоны трёх цветов. Поднимите жетон красного цвета, если вам наши истории очень понравились, зелёного – понравились, чёрного – не очень понравились.

Информационные ресурсы:

  1. Комнатные растения в интерьере / Капранова Н.Н. - М: Изд-во МГУ,
    1989.- 190 с.

  2. Комнатные растения и их использование в интерьере./ Ильина Е.Я.,
    Стерлигова Е.И. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 208 с.

  3. Растения - талисманы для здоровья и благополучия: Практическое
    пособие / Е.В. Мазова. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. - 237 с.

  4. Цветы, дарующие здоровье и успех. Магия комнатных растений /
    Е.В. Мазова. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. - 265 с.

  5. Цветок: Газета для тех, кто любит цветы. - ООО «Издательство
    «Толока», за 2007-2008 гг.

  6. Энциклопедия комнатного цветоводства / Цветкова М.В. -
    «Украинское литературное агенство», 2005. -509 с.

  7. Стихи автора зам. директора по УВР Романовой Н.Н..

  8. Картинки и фото сайтов сети Интернета.