Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Пояснительная записка «Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! Если ваша душа поёт, пойте!» |
 Скачать 0.49 Mb. |
1 2 3 Пояснительная записка «Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! Если ваша душа поёт, пойте!»
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность школьных общеобразовательных учреждений, на базе которых образуются вокально-хоровые студии.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программ имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства.
Содержание программ носит краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских музыкальных школа, школах искусств. В сборниках авторских программ для учреждений дополнительного образования детей Центром развития системы дополнительного образования детей Минобразования России, подобные программы не встречались.
Представленная программа вокально-хоровой студии «Созвучие» является авторской и подобных программ в системе дополнительного образования не имеется.
В вокально-хоровой студии «Созвучие», занимаются учащиеся 2- 9 классов в возрасте от 8 до 15 лет.
Данная программа является экспериментальной, и автор оставляет за собой право вносить корректировки в содержание по ходу ее реализации.
Программа рассчитана на два года обучения вокальному искусству школьников в школе. В МБОУ СОШ№1 имеется эстрадно-вокальные группы по возрастам. Каждая группа имеет свое название и свой тематический план с календаризацией. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. В детско-юношеском возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося.
Наиболее подходящей формой для реализации творческих способностей у детей является вокальная студия «Созвучие». Сроком обучение вокальному искусству 2 года.
В первый год обучения вокальному искусству входит младшая группа – вокальная группа «Домисолька» возрастная категория – 8 -9 лет.
Во второй год обучения вокальному искусству входят три вокальные группы «Искорка» возрастная категория – 10-11 лет, «Планета детства» - возрастная категория 12-13 лет, и вокальная группа «Вдохновение» - возрастная категория 14-15 лет. Состав участников в каждой вокальной группе 15-30 человек. Занятия проводятся внеурочное время 1 раза в неделю по 1 часу. Всего в году –146 часов. На младшие группы рассчитано по 36 часов в год. На среднюю и старшую группу по 37 часов.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств. Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом. Программа предусматривает сочетает как групповых, так и индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры. Позволяет вести совместную работу педагога с родителями, с детьми.
Программа будет успешно реализована если:
*будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал
*будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
*будет использован разнообразный методический материал по программе вокального искусства;
*будет создана библиотека специализированной вокально-хоровой литературы;
*будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.
При реализации программы могут возникнуть не зависящие от педагога проблемы, и количество часов в учебной программе может сократиться. В таком случае учебная программа все равно может быть реализована в полном объеме, так как предполагает участие обучающихся в подготовке и проведении мероприятий в школе. В ходе подготовки к мероприятиям широкого масштаба, в лице общешкольных, педагог имеет возможность ликвидировать дефицит учебных часов и выдать учебный план в блоковой подаче, репетируя сценарий мероприятий.
Программа предполагает различные формы контроля – промежуточных и конечных результатов. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты, участие в городских и обласных конкурсах.
Особенность программы вокально-хоровой студии «Созвучие» в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
В данных условиях программа вокально-хоровой студии «Созвучие»- это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания.
В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей вокально-хоровой студии «Созвучие»- направленная на духовное развитие обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «Созвучие»- это источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Формирование устойчивого интереса к пению
Обучение выразительному пению
Обучение певческим навыкам
Развитие слуха и голоса детей.
Формирование голосового аппарата.
Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Программа отличается от других программ тем, что:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительные вокальные кружки расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;
- применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- знакомство с национальными особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром композиторов донского края.
- содержание программы «Вокальная студия «Созвучие»» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
- для учащихся с яркими вокальными способностями предусмотрена профориентационная работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству в училище искусств, и в музыкальном училище на вокальном отделении;
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии
Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?
На эти вопросы искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности. Этот вопрос попыталась решить и я при разработке данной программы.
В основу программы, для организации творческого процесса воспитания вокалистов, в условиях школьной студии положены в первую очередь,практические рекомендации уникального метода обучения вокалу Натальи Княжинской, подготовлены с учетом богатого опыта Института им. Гнесиных, семейных секретов и традиций обучения вокалу, а также личного опыта певицы и педагога по вокалу в третьем поколении.
В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа - ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальной память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.
Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова принят мной, как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.
В основе программы рекомендации по развитию певческого голоса П.В.Голубева, заслуженного деятеля искусств УССР, профессора Харьковской консерватории и методика обучения вокалу Дмитрия Огороднова (алгоритмы вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать себя), правила вокального пения, рекомендованные учащимся Н.И. Журавленко.
Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить, обучающихся слышать, и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Принципы педагогического процесса:
-принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
В основу разработки программы вокально-хоровой студии «Созвучие» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
|
1 2 3 |
|