Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет


Скачать 50.37 Kb.
НазваниеЗакон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет
Дата21.04.2016
Размер50.37 Kb.
ТипЗакон

Готовность к школе и условия успешной учебы.

Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет.

В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

1. Интеллектуальная готовность
2. Эмоциональная готовность
3. Социальная готовность

Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);

Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же.
Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие - это умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.
То есть обученность и умственное развитие - это отнюдь не синонимы!

Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет.

Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность.
Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться.
Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится.
Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.
Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день.

Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование

Эмоциональная готовность. (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);


Ведь что такое школа в первую очередь? Это система социализации, дисциплинирующая система.

В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.


Этому можно научиться через игру.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным.
Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное это главное) хотеть действовать правильно.
О социальной готовности ребенка к школе(потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).


Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы.
Часто родители, рассказывая детям о школе, стараются создать эмоционально однозначный образ. То есть говорят о школе только в позитивном (Ты самый умный,будешь получать одни 5)или только негативном ключе не замечая этого(учи буквы,старайся,а то в школе нахватаешь двоек).

Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - сильными и слабыми сторонами ребенка.

Часто, стараясь быть объективными в оценивании успехов своих детей, взрослые не скупятся на критические замечания. Однотипные реакции взрослых способствуют формированию беспомощности. Причем это касается как постоянно позитивных, так и постоянно негативных реакций. Не замечая достижений ребенка, отказывается от деятельности вообще, не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности. Подобное поведение получило в психологии название "выученной беспомощности".
Задание для взрослых:

Представьте мысленно, что ваш ребенок приносит вам тетрадку со своими каракулями и спрашивает: "Тебе нравится?" Вы вглядываетесь в крючки и палочки. У вас меняется выражение лица, поза, Обратите внимание на то, какие именно слова вы скажете малышу.



Коммуникативная инициатива

Важной предпосылкой готовности ребенка к школе является коммуникативная инициатива - способность ученика осознанно организовывать свое взаимодействие с учителем. В реальной школьной жизни это умение задать учителю вопрос по существу, попросить о помощи или самому предложить помощь

Известно, что первые образцы поведения малыш получает в семье.
5-7 лет время труда(хочется помогать по дому)и пусть он это делает.
Отклик на нужду,т.е. просить о помощи.

Если отклика не происходит, то к 17 годам можно ждать ответную реакцию на вашу просьбу о помощи.

О самостоятельности
Трудности в проявлении коммуникативной инициативы связаны с личностными качествами ребенка, такими как недостаточно сформированная самостоятельность и заниженная самооценка.

Родителям важно дозировать свою помощь сыну или дочери. Если помощь взрослых избыточна, ребенок не учится что-либо делать, у него формируется зависимость от окружающих его людей.
Ребенок приобретает негативный опыт собственного бессилия, который в дальнейшем может определять его поведение в подобных ситуациях.
Если родительская помощь недостаточна, ребенок оказывается в ситуации "брошенности". У некоторых детей она вызывает чувство "никому ненужности", которое блокирует всякую активность. И надолго сохраняют убеждение: "У меня ничего не получается".
Такие дети, даже став взрослыми, стремятся достичь наилучших результатов во всем, для того чтобы доказать родителям: "Я достоин вашей любви".

Мотивационная сфера

Методика «Сказка» (Н. И. Гуткина)

Методика направлена на определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.

Произвольная сфера


Методика «Домик» (Н. И. Гуткина)

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из геометрических фигур и элементов прописных букв/
Задание позволяет выявить умение ребенка воспроизводить зрительно воспринимаемый образец, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки, а также произвольную регуляцию деятельности.

Методика «Да и нет» (Н. И. Гуткина)

Методика представляет собой игру, позволяющую выявить умение ребенка действовать по правилу, что невозможно без произвольного внимания, произвольной памяти и произвольной регуляции деятельности. Методика является модификацией известной детской игры «"Да" и "нет" не говорите, черного с белым не носите».

Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!

Лермонтов М. Ю.