Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Задание для самостоятельной парной работы (25 минут) Прочитай список слов


Скачать 37.76 Kb.
НазваниеЗадание для самостоятельной парной работы (25 минут) Прочитай список слов
Дата09.02.2016
Размер37.76 Kb.
ТипДокументы

Задание для самостоятельной парной работы*

(25 минут)

Прочитай список слов: изредка, досыта, дочиста, начисто, досуха, насухо, влево, вправо, направо, справа, слева, сначала, заново, засветло.

Определи часть речи. __________________________________________

Каким способом образованы все эти наречия? _______________________

Можешь ли ты вспомнить правило выбора орфограммы А или О в суффиксах наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом? ________________________________________________________

Запиши для каждого наречия производящее слово, выбрав его из списка, выдели форманты:

Изредка ← _____________________

Досыта ← ______________________

Дочиста ← _____________________

Начисто ← _____________________

Досуха ← ______________________

Насухо ← ______________________

Влево ← _______________________

Вправо ← ______________________

Направо ← _____________________

Справа ← ______________________

Слева ← _______________________

Сначала ← _____________________

Заново ← ______________________

Засветло ← ____________________

Список производящих слов: прав(ый), редк(ий), лев(ый), светл(ый), начáл(о), нов(ый), чист(ый), сух(ой), сыт(ый).

Выпиши в один столбик наречия, образованные с помощью приставок ИЗ-, ДО-, С-. В другой – слова, образованные с помощью приставок В-,НА-, ЗА-.







Какой суффикс «работает» с приставками ИЗ-, ДО-, С?

 ____________________

А с приставками В-, НА-, ЗА-? ______________________

Запиши орфографическое правило: В наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом, после приставок ИЗ-, ДО-, С- пишу суффикс ____, после приставок В-, НА-, ЗА- пишу суффикс ____ .

Подчиняется ли правилу наречие СЫЗНОВА? (учитывая, что исторически в нем 2 приставки: С- и ИЗ-) ___________

Прочитай следующие наречия: довольно, изначально, свободно.

Подчиняются ли они выведенному тобой правилу? ________________

Как ты считаешь, почему? ___________________________________________

Чтобы проверить свою версию, запиши для каждого наречия производящее слово, выбрав его из списка, выдели форманты:

Довольно ← ____________________

Изначально ← ___________________

Свободно ← _____________________

Список производящих слов: свободный, изначальный, довольный.

Каким способом образованы эти наречия? _____________________________________

Какой суффикс используется? _________________

Дополни правило: В наречиях, образованных суффиксальным способом, пишу суффикс ____.

Задание для индивидуальной работы

(15 минут)

Упражнения для закрепления (ВЫПОЛНЯЙ В ТЕТРАДИ)

ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ ПРАВИЛА ЗАПИШИ В ТЕТРАДЬ
Упражнение 1.

Допиши наречия. После каждого наречия запиши производящее слово. Выдели форманты.

Запрост... (простой, за+ прост+О), досыт... (сытый, до+сыт+А), начист..., набел..., затемн..., насух..., искос..., надолг..., дотемн..., намертв..., изредк..., воедин..., сызнов..., добел..., докрасн..., направ..., слев...

Шагнуть влев..., справ... обгоняет грузовик, уйти засветл..., задолг... до приказа, добраться затемн..., вытереть досух..., изредк... интересоваться, начать занов..., засидеться допоздн..., вылизать дочист..., наскор... перекусить, надолг... запомнить.
Упражнение 2.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.

1. Окна вагона часто были наглух... залеплены снегом (Гайд.). 2. На выходе из села открылись направ... и налев... чудесные виды (Сол.). 3. Мать тотчас же отняла у них Гека, потому что испугалась, как бы сгоряч... его не стукнули о деревянный потолок (Гайд.). 4. И справ..., и слев... низина клубилась туманом (Наг.). 5. Такой привилегией он пользовался издавн..., вероятно, как больничный старожил (Ч.). 6. У Кати для раздумья времени было досыт... (А. Т.). 7. Медведь взревел и замертв... упал (Крыл.). 8. Я занов... переписал рассказ (Пауст.). 9. Изредк... с пустынной станции доносились гудки единственного маневрового паровоза (Пауст.). 10. Шацкий сначал... дичился меня, потом привык и начал разговаривать (Пауст.). 11. Я с жаром предавался охоте и почти всегда возвращался рано или по крайней мере засветл... (П.). 12. Он мычал и бил всех наотмашь направ... и налев... (Пауст.). 13. Лошадь все воротила вправ..., и потому Василий Андреевич все время сворачивал ее влев... (Л. Т.). 14. Я спокойно шел, спуская Жульку бегать перед собой справ... налев... и обратн..., слев... направ... (Пришв.). 15. Через два часа наступление возобновилось сызнов... (Ш.). 16. Обыкновенно свой маршрут я никогда не затягивал до сумерек и останавливался на бивак так, чтобы засветл... можно было поставить палатки и заготовить дрова на ночь (Арс.). 17. Я еду и от нечего делать читаю вывески справ... налев... (Ч.).

 

*Возможна индивидуальная работа, если ребенок готов и желает решать задачу самостоятельно.