Задание для самостоятельной парной работы*
(25 минут)
Прочитай список слов: изредка, досыта, дочиста, начисто, досуха, насухо, влево, вправо, направо, справа, слева, сначала, заново, засветло.
Определи часть речи. __________________________________________
Каким способом образованы все эти наречия? _______________________
Можешь ли ты вспомнить правило выбора орфограммы А или О в суффиксах наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом? ________________________________________________________
Запиши для каждого наречия производящее слово, выбрав его из списка, выдели форманты:
Изредка ← _____________________
Досыта ← ______________________
Дочиста ← _____________________
Начисто ← _____________________
Досуха ← ______________________
Насухо ← ______________________
Влево ← _______________________
Вправо ← ______________________
Направо ← _____________________
Справа ← ______________________
Слева ← _______________________
Сначала ← _____________________
Заново ← ______________________
Засветло ← ____________________
Список производящих слов: прав(ый), редк(ий), лев(ый), светл(ый), начáл(о), нов(ый), чист(ый), сух(ой), сыт(ый).
Выпиши в один столбик наречия, образованные с помощью приставок ИЗ-, ДО-, С-. В другой – слова, образованные с помощью приставок В-,НА-, ЗА-. Какой суффикс «работает» с приставками ИЗ-, ДО-, С?
____________________
А с приставками В-, НА-, ЗА-? ______________________
Запиши орфографическое правило: В наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом, после приставок ИЗ-, ДО-, С- пишу суффикс ____, после приставок В-, НА-, ЗА- пишу суффикс ____ .
Подчиняется ли правилу наречие СЫЗНОВА? (учитывая, что исторически в нем 2 приставки: С- и ИЗ-) ___________
Прочитай следующие наречия: довольно, изначально, свободно.
Подчиняются ли они выведенному тобой правилу? ________________
Как ты считаешь, почему? ___________________________________________
Чтобы проверить свою версию, запиши для каждого наречия производящее слово, выбрав его из списка, выдели форманты:
Довольно ← ____________________
Изначально ← ___________________
Свободно ← _____________________
Список производящих слов: свободный, изначальный, довольный.
Каким способом образованы эти наречия? _____________________________________
Какой суффикс используется? _________________
Дополни правило: В наречиях, образованных суффиксальным способом, пишу суффикс ____.
Задание для индивидуальной работы
(15 минут)
Упражнения для закрепления (ВЫПОЛНЯЙ В ТЕТРАДИ)
ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ ПРАВИЛА ЗАПИШИ В ТЕТРАДЬ Упражнение 1.
Допиши наречия. После каждого наречия запиши производящее слово. Выдели форманты.
Запрост... (простой, за+ прост+О), досыт... (сытый, до+сыт+А), начист..., набел..., затемн..., насух..., искос..., надолг..., дотемн..., намертв..., изредк..., воедин..., сызнов..., добел..., докрасн..., направ..., слев...
Шагнуть влев..., справ... обгоняет грузовик, уйти засветл..., задолг... до приказа, добраться затемн..., вытереть досух..., изредк... интересоваться, начать занов..., засидеться допоздн..., вылизать дочист..., наскор... перекусить, надолг... запомнить. Упражнение 2.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.
1. Окна вагона часто были наглух... залеплены снегом (Гайд.). 2. На выходе из села открылись направ... и налев... чудесные виды (Сол.). 3. Мать тотчас же отняла у них Гека, потому что испугалась, как бы сгоряч... его не стукнули о деревянный потолок (Гайд.). 4. И справ..., и слев... низина клубилась туманом (Наг.). 5. Такой привилегией он пользовался издавн..., вероятно, как больничный старожил (Ч.). 6. У Кати для раздумья времени было досыт... (А. Т.). 7. Медведь взревел и замертв... упал (Крыл.). 8. Я занов... переписал рассказ (Пауст.). 9. Изредк... с пустынной станции доносились гудки единственного маневрового паровоза (Пауст.). 10. Шацкий сначал... дичился меня, потом привык и начал разговаривать (Пауст.). 11. Я с жаром предавался охоте и почти всегда возвращался рано или по крайней мере засветл... (П.). 12. Он мычал и бил всех наотмашь направ... и налев... (Пауст.). 13. Лошадь все воротила вправ..., и потому Василий Андреевич все время сворачивал ее влев... (Л. Т.). 14. Я спокойно шел, спуская Жульку бегать перед собой справ... налев... и обратн..., слев... направ... (Пришв.). 15. Через два часа наступление возобновилось сызнов... (Ш.). 16. Обыкновенно свой маршрут я никогда не затягивал до сумерек и останавливался на бивак так, чтобы засветл... можно было поставить палатки и заготовить дрова на ночь (Арс.). 17. Я еду и от нечего делать читаю вывески справ... налев... (Ч.).
*Возможна индивидуальная работа, если ребенок готов и желает решать задачу самостоятельно.
|