Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Задачи: повторить внешнее и внутреннее строение птиц, размножение и развитие, расширить понятия о полете, и заботе о потомстве у птиц |
 Скачать 30.25 Kb. |
Внешнее и внутреннее строение птиц.
Полет. Размножение и развитие.
Обобщающий урок в 8 классе. Задачи: повторить внешнее и внутреннее строение птиц, размножение и развитие, расширить понятия о полете, и заботе о потомстве у птиц. Оборудование: на доске – плакаты с внешним и внутренним строением птиц, схемы кровеносных систем позвоночных; на магнитной доске классификация (таксономические единицы в нарушенном порядке), телевизор. Ход урока:
1.Организационный момент. Видеосюжет: полёт птицы
Учитель:
Птицы… Люди всегда интересовались этими удивительными существами. В сказках птицы иногда выступают олицетворением добра, а иногда глупости и зла. С восхищением люди говорят о «лебединой верности», а матерей, бросающих детей называют кукушками. Но чаще всего птицы для человека – это символ мира и свободы. С древних времен люди, мечтающие о свободе с восторгом наблюдали за полетом птиц. А были и такие, которые пытались повторить этот полет. Наверное, все вы знаете легенду об Икаре, который сделав крылья, вознесся высоко в небо. Кажется невероятным, но в наше время на Гватемале в обращении ходят монеты, которые носят имя свободолюбивой птицы «кетсаль», а изображение этой птицы украшает флаг страны. Вы знаете, что герб нашей страны украшает двуглавый орел, олицетворяющий символ власти. Так что же это за существа? Какое они имеют строение? В чем тайна их полета? Какие они родители для своих птенцов? И что же появилось раньше: курица или яйцо?
На эти и другие вопросы нам предстоит сегодня ответить в ходе 1го из 2х обобщающих уроков по т. «Птицы». Задание 1: на магнитной доске правильно расположить порядок систематических групп и написать классификацию большого пестрого дятла.
Задание 2: рассказать по картинке внешнее строение птиц, приспособления к полету.
Задание 3. Зарисовать виды и строение перьев.
Задание 4. Сравнить кровеносные системы позвоночных. Назвать причины теплокровности.
Задание 5. Рассказать об особенностях пищеварительной системы птиц.
Задание 6. Дыхание птицы в полете и в покое.
Говоря о внешнем и внутреннем строении, мы отмечаем приспособление к полету. Давайте расширим свои представления о видах полета. Из моего рассказа составьте краткий конспект. Виды полета, условия, механизм.
Учитель, используя иллюстрации, рассказывает о машущем и планирующем полете.
Проверить записи.
Задание:
На большом рисунке изображены силуэты птиц: утки, ласточка, голубь, журавль, беркут, ворона, сапсана. Определите, каким птицам принадлежат силуэты. Скорость птиц в полете зависит от многих причин. От вида полета, от веса птицы, длины и ширины крыльев, направления ветра.
Сообщение учащегося: скорость полета некоторых птиц:
Почтовый голубь – 17 м/сек;
Чиж – 15,5 м/сек;
Серая ворона – 14 м/сек;
Перепелятник – 11,5 м/сек;
Скворец – 20,5 м/сек;
Кряква – 29 м/сек;
Стриж – 40 м/сек. Вопрос: Размножение и развитие птиц. Рассказать строение яйца и развитие зародыша.
Фронтально:
а). Дышит ли птенец в яйце?
б). Есть ли у птиц зубы?
в). Почему у синиц, сов, береговых ласточек яйца белые, а у полевых жаворонков – сероватые с темными пятнами, а у кукушек – разнообразные по форме и окраске.
г). Есть ли у птиц молоко?
Отчёт группы учащихся по домашнему заданию.
Ученики получали задание определить гнезда, изображенные на рисунке.
Дети делают отчет о проделанной работе. Остальные в тетрадь заносят сведения.
Длиннохвостая портниха
Салангана
Зимородок
Городская ласточка
Камышовка
Поганка
Сорная курица
Видеофильм ( сюжет о гнездах, камышёвка, сорная курица, зимородок, ткачики)
После просмотра вопрос:
1). К каким птицам по степени развития в яйце относятся камышёвки, кукушки и зимородки? Почему?
2). В чем сходство в размножении сорных кур и пресмыкающихся? Подведение итогов.
Что мы сделали на уроке? Что вы изучили нового? Оценки за урок.
Домашнее задание:
Сообщения: «Они могли бы жить» (исчезнувшие птицы)
«Охраняемые птицы Саратовской области» |
|
|