Главная страница

«В. А. Жуковский. Детство и начало литературного творчества. Баллада «лесной царь»


Скачать 91.16 Kb.
Название«В. А. Жуковский. Детство и начало литературного творчества. Баллада «лесной царь»
Дата23.02.2016
Размер91.16 Kb.
ТипЗадача

ТЕМА: «В. А. ЖУКОВСКИЙ. ДЕТСТВО И НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА. БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»
ЗАДАЧА УРОКА: привитие интереса к личности поэта и его творчеству.
ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с началом жизненной и творческой биографии В. А. Жуковского, переводной балладой поэта «Лесной царь»
ХОД УРОКА
1.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (по статье учебника «Литературная баллада»)

- Что называется литературной балладой?

(Литературная баллада – это лироэпический жанр, в основе которого лежит сюжетное повествование с включенным в него диалогом (явным или скрытым)).

- Какие особенности в построении литературной баллады?

(Как и фольклорная баллада, ее литературная сестра часто открывается пейзажным зачином, а завершается пейзажной концовкой; строится в форме диалога (явного или скрытого))

- Что такое явный диалог?

(Это такой диалог, в котором идет обычный разговор, т. е. есть реплики и одного, и другого лица).

- Что такое скрытый диалог?

(Это такой диалог, когда один из собеседников молчит, либо принимает участие в разговоре, ограничиваясь короткими репликами).

- Какая классификация литературных баллад?

(Так как все писатели стремились сделать свои баллады и по содержанию, и по форме похожими на фольклорные (такой прием называется стилизацией), то и классификация баллад одинакова. Существуют баллады «страшные», исторические, семейно-бытовые, любовные, трагические, разбойничьи).

- Чем отличается литературная баллада от фольклорной?

(Фольклор ориентируется на общенародный идеал, а литературная баллада, стилизующая этот идеал, заключает в себе и личное эмоциональное отношение автора к самому народному идеалу).

2. СЛОВО О ПОЭТЕ

Сегодня мы с вами познакомимся с личностью русского поэта В. А. Жуковского, который занимался прежде всего переводческой деятельностью. Используя баллады зарубежных поэтов, он переводил их на русский язык. Но сам Василий Андреевич считал это не переводом, а соревнованием, так как переведенные произведения наполнялись русским колоритом, в них выражалась самобытность самого поэта.

В. Белинский писал: «Без Жуковского не имели бы Пушкина»

Родился Жуковский в селе Мишенское Белевского уезда Тульской губернии 29 января (9 февраля) 1783 года. Отец – Афанасий Иванович Бунин, дворянин по происхождению, помещик Тульской губернии, владелец села Мишенское. Был женат на Марии Григорьевне Буниной, урожденной Безобразовой. Имел 11 детей.

Мать – турчанка Сальха, взятая в плен русскими при штурме Бендер в августе 1770 года. Бунину ее подарил майор К. Муфель, обрусевший немец. При крещении Сальха получила имя Елизаветы Дементьевны Турчениновой. Родившийся у нее сын по желанию А. И. Бунина был усыновлен Андреем Григорьевичем Жуковским, обедневшим киевским помещиком, жившим «на хлебах» у Бунина. Мальчик получил отчество Андреевич и фамилию Жуковский, а вместе с тем и дворянское звание.

С 1790 по 1794 годы учился в пансионе Роде и Главном народном училище Тулы. Из училища за «неспособность» был исключен и продолжил обучение в тульском доме В. А. Юшковой (сводной сестры и крестной матери будущего поэта). Здесь он впервые приобщился к литературному творчеству. Для домашнего театра были написаны одиннадцатилетним Жуковским его первые ученические пьесы. Первым опубликованным произведением Жуковского было лирическое стихотворение «Майское утро». С 1797 по 1800 годы учился в Московском университетском благородном пансионе. Получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших в разные годы пансион.

Началом своей самостоятельной литературной деятельности поэт считает стихотворение «Сельское кладбище» (1802 г.) – вольный перевод «Элегии» английского поэта Т. Грея.

Русскому читателю Жуковский станет известен как поэт, переводчик, критик и издатель, руководитель литературного общества «Арзамас». Все члены общества должны были иметь прозвища, взятые из баллад Жуковского. Так А. Пушкин звался Сверчок, Вяземский – Асмодей, Батюшков – Ахилл, сам же Жуковский получил имя Светлана.

Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Так уже в 1815 году после посещения в Лицее, в Царском селе Пушкина в письме к Вяземскому Жуковский скажет: «Это надежда нашей словесности. Нам надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». Известен и другой факт. 26 марта 1820 года на квартире у Жуковского Пушкин прочитал последнюю песню поэмы «Руслан и Людмила». По окончании чтения Жуковский достал свой портрет и с надписью «Победителю – ученику от побежденного учителя…» вручил его А. Пушкину.

Заканчивая рассказ, вспомним строки Пушкина, обращенные к Жуковскому:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль…

3. БАЛЛАДЫ ЖУКОВСКОГО

Баллады – один из любимых жанров Жуковского. Сюжеты их он заимствует преимущественно у немецких романтиков Гете, Шиллера, Уланда. Так баллада «Лесной царь» - перевод произведения Гете.

Но спустя почти сто лет Марина Цветаева так написала о переводе Жуковским баллады Гете «Лесной царь»: «Вещи разновелики. Лучше перевести «Лесного царя», чем это сделал Жуковский, - нельзя. И не должно пытаться. За столетие давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой «Лесной царь».

4.БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»

а) Общие замечания о герое

- Исходя из названия баллады, как вы думаете, с каким языческим персонажем мы столкнемся?

(С Лешим)

- Кто же такой Леший? Поможет нам в этом разобраться А. Н. Афанасьев – известный исследователь русского фольклора. Послушайте отрывок из статьи Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».

Лешие – властители дремучих лесов, их называют лесными царьками. В больших лесах господствуют по два и по три леших. Когда леший идет дозором по своим владениям, то при приближении шумит лес и кругом трещат деревья. По ночам он приходит спать в какой-нибудь станок (сторожку) и, проснувшись поутру, назначает место будущего своего ночлега. Если лесную избушку займет запоздалый путник или охотник, леший старается его выпроводить: то вихрем пронесется над избушкой и пошатнет ее кровлю, то распахнет ее дверь, то тряхнет ближайшими деревьями и поднимет страшный шум.

В 1843 году в лесах Варнавинского и Ветлужского уездов вдруг показалось огромное количество ходовых белок; тамошние мужики говорили, что белок гонит леший, а другие прибавляли, что один леший проиграл своих белок в карты другому лешему и потому перегоняет их из своего владения в другое, чужое.

Те случаи, когда путник сбивается с дороги (что, конечно, нередко бывало в дремучих лесах старого времени), суеверие народа приписывает злым проказам лешего: он нарочно путает.

Между крестьянами ходит множество рассказов о том, как леший сбивает с пути. Желая, чтобы кто-нибудь запутался, он превращается в точно такое же дерево, какое служит в лесу приметою: в ель, в сосну, мох, растущий на древесном стволе, и становится в стороне от настоящей дороги; он заводит в трущобы и, натешившись вволю, заливается громким хохотом. Иногда он показывается путнику в виде седого старика с большой клюкой. Так, например, едет мужик одинехонек; нагоняет его прохожий, и – слово за слово – просит подвести в деревню; мужик соглашается, едут они, мирно беседуют. Вдруг глядь – прохожего как не бывало, с глаз пропал! – а мужик с возом в болоте или в овраге; осматривается – и видит: на крутом, неприступном обрыве, куда ни за что не взобраться человеку, стоит леший и хлопает в ладоши.

б) Чтение учителем баллады «Лесной царь»

Лесной царь

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв его, держит и греет старик.
Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?

Родимый, лесной царь в лицо мне сверкнул;

Он в темной короне, с густой бородой.

О нет, то белеет туман над водой.
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;

Веселого много в моей стороне:

Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои».
- Родимый, лесной царь со мной говорит:

Он золото, перлы и радость сулит.

- О нет, мой младенец, ослышался ты:

То ветер, проснувшись, колыхнул листы.
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять».
- Родимый, лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают из темных ветвей.

- О нет, все спокойно в ночной глубине:

То ветлы седые стоят в стороне.
«Дитя, я пленился твоей красотой:

Неволей иль волей, а будешь ты мой».

- Родимый, лесной царь нас хочет догнать:

Уж вот он, мне душно, мне тяжко дышать.
Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок догоняет, ездок доскакал…

В руках его мертвый младенец лежал.
В) Анализ баллады «Лесной царь»
- Какому типу относится баллада?

(«Страшная», так как присутствует фантастический герой – Лесной царь).

- Назовите персонажей этой баллады.

(Ездок, его сын, Лесной царь).

- Когда, в какое время суток происходит действие в балладе?

(Вечером – об этом говорят слова «под хладною мглой»).

- Как связано это с поверьями о таинственных хозяевах леса?

(Сумерки, ночь – время нечистой силы, когда она творит свои недобрые дела, и лучше человеку не попадаться ей на пути).

- Как построена баллада?

(Первая и последняя строфы – рассказ о происходящих событиях, причем в первой есть элемент пейзажного зачина: «Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?» Остальные строфы – явный диалог отца с сыном, из которого мы узнаем, что произошло. 3,5,7 строфы – монолог Лесного царя).

- Как вы думаете, зачем здесь нужен монолог Лесного царя?

(Чтобы читатель понял, что это не просто ночные страхи ребенка, а ему действительно грозит смертельная опасность).

- Сколько раз мальчик сообщает отцу о Лесном царе?

(Три раза – это является элементом фольклора, так как число 3 в фольклорных произведениях – магическое число).

- Где в балладе мы еще встречаемся с числом 3?

(Три раза встречается монолог Лесного царя).

- Охарактеризуйте Лесного царя. Почему он преследует всадника?

(Лесной царь злой, кровожадный, коварный. Он преследует всадника из-за того, что тот оказался ночью в его владениях, и он «пленился» красотой ребенка: «Дитя, я пленился твоей красотой; Неволей иль волей, а будешь ты мой»).

- Почему отец не мог спасти сына?

(Он не верил своему сыну, наверное, думая, что это обычные детские страхи, хотя и тревожился за него).

- В какой последовательности действует Лесной царь?

(Сначала он только показывается мальчику, потом он уговаривает, завораживает его: «Он золото, перлы и радость сулит…»; затем он угрожает: «Неволей иль волей, а будешь ты мой»).

- Сравните главного героя баллады с образом лешего из русских народных поверий.

(Внешне они в общем похожи ( с густой бородой). Леший из народных поверий с людьми шутит, играет, но не убивает, а Лесной царь в балладе способен на убийство, он более кровожаден и беспощаден).

- Какими художественными средствами создается в этой балладе ощущение страха?

  • Использование магии – связи между реальным и ирреальным мирами

  • Использование повторов – возрастающий страх в словах мальчика.

  • Обращение сына к отцу: «Родимый».

  • Выразительность текста.

  • К концу баллады убыстряется темп.

  • Пейзаж, усиливающий напряжение, дан в эмоциональном восприятии ребенка

г) Чтение баллады.

- Прочитаем балладу по ролям. Постарайтесь голосом, интонацией передать, как тревожится мальчик и как старается успокоить его отец, хотя он тоже тревожится, беспокоится за мальчика. Особенно внимательным нужно быть, когда вы читаете слова Лесного царя. Ведь он коварен и ведет себя по-разному: то как проситель он уговаривает, заманивает, завораживает мальчика, то как властный хозяин решает его судьбу.
д). Итоговый контроль (тестирование с ответом на поставленный вопрос)

1)Каков жанр стихотворения В.А.Жуковского?

(«Страшная» баллада)

2)Какие черты указывают на этот жанр?

(Есть сюжетная линия, диалог, драматический конец - смерть)

3)Назовите героев произведения В.А.Жуковского.

(Ездок, дитя, лесной царь)

4)Какой элемент фольклора использует В.А.Жуковский?

(Троекратный повтор)

5)В какой форме построено стихотворение В.А.Жуковского?

(Диалог)

6)Что помогает нам понять, что перед нами разговор нескольких лиц: «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?», «Родимый, лесной царь в лицо мне сверкнул...»

(Вопросно- ответная форма, обращения)

7)Как называются художественно- изобразительные средства, используемые автором: «бирюзовы», «жемчужны», «седые»?

(Эпитеты)

8)Какой прием использует В.А.Жуковский в стихотворении: «Кто скачет, кто мчится...», «Младенец тоскует, младенец кричит...»?

(Лексический повтор)

9)К какой необщеупотребительной лексике относятся слова: «перлы», «сулит», «чертоги»?

(Устаревшие слова)

10)Из последней строфы выпишите эмоционально окрашенные слова, помогающие усилить напряжение, страх, ощущение беды.

(«Летит», «тоскует», «кричит», «мертвый»)

5. ИТОГИ УРОКА, ОБЪЯВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: балладу «Лесной царь» выучить наизусть; нарисовать рисунок к балладе.