Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Уроках музыки моу «сош №110»


Скачать 82.17 Kb.
НазваниеУроках музыки моу «сош №110»
Дата05.05.2016
Размер82.17 Kb.
ТипУрок



Использование проекта «В защиту семьи»

общественного движения

«Содружество София»

на уроках музыки
МОУ «СОШ №110»

Вальдт Людмила Фёдоровна

учитель музыки

"Программа развития воспитания в системе образования России" начинается со слов: "Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства". Отечественные традиции названы одной из основ обновления содержания и структуры воспитания. По-новому оценивается роль религии в истории России и признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины, создал прочную семью, мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни, был законопослушным гражданином. Школа не должна бороться с окружающим миром, но и не может закрывать глаза на его пороки. Она должна создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его реальности. В этом, прежде всего, и проявляется социальная эффективность образования “школы социального опыта”. Школа должна помочь ребёнку понять, что человека возвышают лишь уровень культуры, богатства и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям.

Конечно, музыка более других наук призвана учить хорошему: добру, справедливости, совестливости, честности, умению любить, любоваться красотой. Но очень трудно детей, особенно в подростковом возрасте, учить любить классическую музыку, да ещё уметь это делать, уложившись в один час в неделю, и когда очень серьёзна в духовном отношении проблема рок – музыки. Приходится находить отдельные вещи, о которых можно говорить более менее положительно, и стараться расширять музыкальный кругозор своих учеников. «Трудом душевным … должно наполнить душу и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности», по словам К.Д.Ушинского.

Настоящим открытием и помощью в подготовке и проведении уроков для меня стал проект «В защиту семьи». Омское областное общественное движение «Содружество «София» разработало этот проект. Я пока ещё только изучаю проект и пользуюсь только некоторыми материалами: сборниками песен, видеофильмами, а особенно выставкой «В защиту семьи». Выставка направлена на повышение духовно-нравственного уровня взрослых и детей через приобщение их к православным истокам семьи, духовной национальной культуре семейного бытия, традиционных семейных ценностей. Из выставки я выбрала несколько страниц. «Русь Святая, храни веру православную», «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли», «У свята корня благочестивы и ветки», «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей».

Страницу «Русь Святая, храни веру православную» я использовала в 4 классе в теме «О России петь, что стремиться в храм» и в 5 классе в теме «Всю мою жизнь несу Родину в душе». Для школьников этого возраста приоритетное значение имеют информационно – развивающие и репродуктивные методы обучения, позволяющие приобщить ребят к определённым этическим знаниям. Я использую следующие формы и приёмы работы: ролевые игры, решение ситуативных задач, рассказ, беседа, конечно, вместе с музыкой, воздействие словом и примером, общение, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание. Ребята уже могут понимать, что рассказ о ком – то другом может иметь отношение и к ним самим, воспринимают притчи заповеди Иисуса Христа как основные нравственные ориентиры современной жизни.

Страница «Русь Святая, храни веру православную» лаконично, ярко рассказывает и о нас, и о том, почему наша Родина – Святая Русь. Ребята на уроке рассказывают о святых земли русской, узнают, что церковь никогда не оставалась в стороне от главных событий человеческой жизни. Образ Святой Руси неизменно ассоциировался с церковью, с колокольным звоном, со светом лампады перед образами. И мы любуемся иконами и храмами православными, слушаем сердечные русские песнопения, молитвы. Важно, чтобы в пении ребята уловили и отзвуки небесной гармонии, искренность и чистоту чувства, живущих в людях вопреки их заблуждениям, а также внимательно относились к тексту, осмыслению произнесённого слова, ведь роль слова была основополагающей в христианском учении: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Зная всё это, ребята начинают глубже понимать и русскую народную песню «Вечерний звон», и картину И.Левитана, и «Светлый праздник» С.Рахманинова, и кантату «Александр Невский» С.Прокофьева, и стихотворение Н.Рубцова «Привет, Россия…»

Привет, Россия – родина моя!

Как под твоей мне радостно листвою!

И пенья нет, но ясно слышу я

Незримых певчих пенье хоровое…
Привет, Россия – родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

А потом можно предложить ребятам темы и вопросы для обсуждения: Что такое Родина? Что она значит для вас? Если бы вы были автором толкового словаря, как бы вы истолковали понятия «отчий дом», «Отечество», «род», «народ», «Родина – мать»? Как, по – вашему, проявляется в человеке любовь к родному краю? Какие традиции своего народа вы знаете? Что такое служение народу и отечеству? и т.д.

В средней школе идёт процесс социального созревания личности. В этом возрасте фактором формирования личности школьника является общественное мнение коллектива сверстников. Ребята в этом возрасте способны к определённому анализу и оценке своих духовных качеств. Чтобы поддерживать высокую работоспособность, способствовать удовлетворению их быстро меняющихся интересов, формы работы должны быть максимально разнообразны. При изучении тем необходимо ориентировать обучаемых на самостоятельный поиск примеров в художественной литературе, периодической печати. Это позволяет включить учащихся в более осмысленный познавательно – воспитательный процесс.

Исходя из этого, в 6 классе я пользовалась разделом выставки «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» в темах «Зачем живёшь на свете ты», «Сила музыки». Слушая музыку П.И.Чайковского, мы с ребятами говорили о необыкновенной любви Петра Ильича к матери и обращались к заповедям божьим, размышляли о том, почему после заповедей, говорящих об отношении человека к Богу, первой среди заповедей, говорящих об отношениях человека к человеку, следует заповедь о почитании родителей. На уроке мы читали рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», слушали песню Ф. Шуберта «Старый шарманщик».

Вот стоит шарманщик

Грустно за селом,

И рукой озябшей

Он вертит с трудом.
Топчется на месте,

Жалок, бос и сед.

Тщетно ждёт бедняга,

Денег в чашке нет!
Люди и не смотрят,

Слушать не хотят,

Лишь собаки злобно

На него ворчат.

Конечно, на уроке мы больше говорим о музыке: о средствах музыкальной выразительности, формах музыки, слышим в песне безысходность человека, душевную усталость, одинокую бедную жизнь. Но я пытаюсь вызвать ребят на разговор о почитании родителей, обращаясь к заповедям, обсуждая вопросы: в чём заключается смысл пятой заповеди? Что говорит о почитании родителей народная мудрость? Как мы почитаем своих родителей? И тогда ученики получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к реальности в целом. Ребёнок начинает ценить приобретённые социальные знания.

Замечательная страница выставки «У свята корня благочестивы и ветви» очень помогает в теме «Современность в музыке». Так же как у человека есть корни, есть корни и у музыки, ведь музыка часть жизни.

Так корни говорят листам:

Мы те, которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаёте?

Мы корни дерева, на коем вы цветёте.

Красуйтесь в добрый час.

Но только помните ту разницу меж нас.

Что с каждою весной лист новый народится,

А если корень иссушится,

Не станет дерева, ни вас.

И.А.Крылов

В 8 классе в блоке «Традиции в музыке» одна из важных тем – тема любви. Ученики в этом возрасте уже начинают осознавать себя как личность. У них появляется потребность самовыражения, самоутверждения, развития самосознания. Мы уже можем говорить с ребятами о том, как тонок и нежен внутренний мир человека, как легко его ранить, уязвить на долгие годы. Мы всё больше осознаём необходимость защиты окружающей среды, экологии природы, но по- прежнему слепы в отношении «экологии» человеческой души. А ведь это самый динамичный и подвижный мир, который порой заявляет о себе тогда, когда ничего уже нельзя исправить.

Слушая музыку П.И.Чайковского, раскрывая образ Татьяны из оперы «Евгений Онегин», образ такой искренности, такой высоты, приводя в пример впечатления Марины Цветаевой, для которой образ Татьяны стал «уроком смелости, уроком гордости, уроком верности, уроком судьбы, уроком одиночества», можно говорить о целомудрии. «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей». Ребятам нужно объяснять, что целостный внутренний мир, созидаемый в процессе целомудренного образа жизни, является достоянием подростка. Честь и чистая совесть для человека – самое ценное, чем он обладает.

Эрих Фромм в своей книге «Искусство любить» писал, что «большинство людей рассматривает проблему любви только с точки зрения того, любят ли их, нежели какова их способность любить других».

Любить – самому в высоту подниматься

Тернистою узкой тропой.

Любить – это в райские двери стучаться,

Другого ведя за собой.

М.Палиевский

Весь мир, который принято называть цивилизованным, живет в атмосфере христианской культуры. Россия на протяжении тысячи лет создавала свои традиции на основе христианских ценностей. Замечательно, что у нас в Омске существует общественное движение «Содружество София», которое разрабатывает и создаёт проекты, методические пособия, помогающие нам самим знакомиться с православной культурой, приобщать к ней детей. Без понимания христианства ребенок не способен освоить русскую и мировую культуру. Приобщение детей всех национальностей к мировой православной культуре позволит им освоить культурные богатства цивилизованного мира, облегчит процесс социализации в нашем обществе, жизнь которого определяется тысячелетней православной традицией. Во все времена именно вера помогала и спасала русских людей. Православие – тот оплот, на котором держалась и держится земля русская. Поэтому невозможно духовно-нравственное воспитание без изучения, знания православной истории, традиций.

Я обязательно продолжу знакомство и изучение проекта «В защиту семьи» и буду применять его на своём уроке. Уроки не проходят даром, и я вижу в поступках детей, в их поведении и ответственность за свои слова и мысли, и честность, и благодарность. Ведь память сердца надёжнее памяти ума.

Использованные ресурсы:

1. Е.М.Колодина. Духовно-нравственная культура. БОУДПО «институт развития образования Омской области»,2009

2. Православная культура Омского Прииртышья.ГОУДПО «ИРООО»,2006

3. Т.И.Белозёрова. Выставка «В защиту семьи»