Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Урок-зачет по алгебре в 7 классе Автор Скорик Людмила Ивановна, учитель математики Тисуль 2011 Цель |
 Скачать 132.02 Kb. |
МАОУ Тисульская средняя общеобразовательная школа №1
Линейные уравнения с одной переменной
Урок-зачет по алгебре в 7 классе
Автор
Скорик Людмила Ивановна, учитель математики
Тисуль 2011
Цель: проверить знания учеников по теме, развивать математический кругозор, воспитывать творческую активность, интерес к занятиям математикой.
Оборудование: портреты математиков, разноуровневые карточки с кодированными заданиями, билет с вопросами для устного опроса, сводная ведомость учета отметок.
Ход урока.
Организационный момент.
Итак, ребята, на протяжении 10 уроков мы с вами отрабатывали умения решать уравнения, находить их корни, решать задачи с помощью уравнений.
Сегодня мы проводим зачет по теме «Линейные уравнения с одной переменной».
А сейчас...
Исторический экскурс (рассказывают ученики).
Представим себе, что первобытная мама по имени ..., впрочем, у нее, наверное, и имени-то не было, сорвала с дерева 12 яблок, чтобы дать каждому из своих четырех детей. Вероятно, она не умела считать не только до 12, но и до четырех и уж, несомненно, не умела делить 12 на 4. А яблоки она поделила, наверное, так: сначала дала каждому ребенку по яблоку, потом еще по яблоку, потом еще по одному и тут увидела, что яблок больше нет и дети довольны. Если записать эти действия на современном математическом языке, то получится х 4 = 12, т.е. мама решила задачу на составление уравнения.
Задачи, приводящие к решению простейших уравнений, люди решали с того времени, как стали людьми. Еще 3-4 тысячи лет до н.э. египтяне и вавилоняне умели решать уравнения. Греки унаследовали знания египтян и пошли дальше. Многие великие математики изучали методы решения уравнений.
Проверка домашнего задания.
(домашним заданием было: решить уравнения и по правильным ответам найти в таблице закодированное слово, см. приложение 1).
Какое слово получилось? (Эйлер)
Кто это? (великий математик, который занимался решением уравнений).
Что вы знаете о нем? (учащиеся рассказывают).
Фамилию еще одного ученого вы узнаете, если правильно решите уравнения (см.приложение 2).
Устная работа.
Какие из данных выражений являются уравнениями?
а) х2 - 9 = 0 б) 1/4 - 1/3 = -1/12 в) /х/ + 1 =1
г) 0,4 - х д) 2х - 3 = 0 е) 4а2в • (-2а)
Ответ: а,в,д
Является ли число -2 корнем уравнения?
а) х2 - 6 = 4 (нет) б) х + 4 = 2 (да)
в) (х + 2) (х - 7) = 0 (да) г) 1/3 х + 2/3 = 0 (да)
Назвать корень уравнения: (найти, угадать)
а)х2-9 = 0 (3;-3) г) Зх + 2 = 2 + Зх (х- любое)
б) 4х = - 7х (0) д) /х/ = 0,2 (0,2; -0,2)
в) 2х3 = - 16 (-2) е) 0,5х2 • (х - 7) (х + 5) = 0 (0; 7; -5)
ж) /2х/ + 7 = 0 (нет корней)
Ученики отвечают на вопросы по билетам.
Вопросы:
Что называется уравнением?
Что такое корень уравнения?
Что значит решить уравнение?
Схема решения уравнения
Что называется линейным уравнением?
В каком случае линейное уравнение имеет много корней?
Математический диктант.
При каком значении х значение выражения - Зх равно 6? (-2)
При каком значении а уравнение ах = - 7 не имеет корней? (0)
Выпишите уравнения, которые не имеют корней.
а)-0,5х=1; б) 5 /х/ = - 1; в)4х = 4х-3; г)-11х = Зх-14 (б, в)
В решении уравнения допущена ошибка. Укажите, где?
2 • (х + 3) = 4х - 7 2х + 3 = 4х - 7 2х - 4х = -7 -3 х = 5 (при раскрытии скобок)
При каком значении а выражение За + 5 равно значению выражения 5а + 13 (при а = - 4)
Составление уравнения по условию задачи.
Карточки с кодированным заданием составлены в двух вариантах. Первая задача - из обязательного уровня (см. приложение 3)
Самостоятельная работа.
Найти значение выражения 0,5 х + 1,2 при х = -3
Решить уравнения: а) 1/5 х = 4; б) 5х - (х + 3) = 5
Решить задачу: В двух ящиках 39 кг винограда. В одном из них на 7 кг больше, чем в другом. Сколько кг винограда в каждом ящике?
Решить уравнения: а) -3 ■ (2 - 0,4у) - 1/2 = 0,4 • (Зу +1);
б) (х-3) + 7= 11
Решить задачу: На ферме 1000 кроликов и кур, у них 3150 ног. Сколько кроликов и сколько кур на ферме?
Подведение итогов урока.
Все работы учеников проверяются на уроке и отметки выставляются в сводную ведомость (см. приложение 4).
Карточка для домашнего задания (базовый уровень)
№
| Р
| Э
| Л
| Й
| Е
| 1
| 2,5
| 40
| -2,5
| 0
| 1
| 2
| 1,8
| - 18
| 18
| -20
| -2
| 3
| - 19
| 37
| 19
| -37
| -27
| 4
| 0,2
| -4
| 4
| - 1
| 1
| 5
| 20
| 22
| -22
| 6
| 0
|
Решить уравнения: 1/4у = 10
- 0,3х = 6
28-х =9
9х - (10х - 5) = 4
2 (х + 6) = Зх - 8
Приложение 2.Карточка для работы в классе (средний уровень) Решить уравнения: 1/4 у = - 3
- 15х = 3
-0,2а = 0,5
/в/ + 7 = 7
Франсуа Виет жил в XVI в. Он внес большой вклад в изучение различных проблем математики. В частности, он ввел буквенные обозначения коэффициентов уравнения. Более подробно о его работах и секретах решения уравнений мы узнаем в 8 классе. В-1 Код-122
| 1
| 2
| 3
| 1. Участок площадью 430 га разделен на два поля так, что одно из них на 130 га больше другого.
| 2х + 130 = 430
| х+ 130 = 430
| 130х = 430
| 2. Зарплата ученика в 3 раза меньше зарплаты мастера получает каждый, если мастер получает на 380 р больше ученика?
| Зх + х = 380
| Зх-х = 380
| 2х +3 = 380
| 3. В ящике было в 3 раза меньше деталей, чем в коробке. После того, как в ящик добавили 6 деталей, а из коробки взяли 12 деталей, то оказалось, что в ящике на 30 деталей меньше, чем в коробке.
| (3х-6)-(х-12)=30
| (3 х-12)-(х+6)=3 0
| Зх-12 = х+24
| В-2 Код-122
| 1
| 2
| 3
| 1. Веревку длиной 84 м разрезали на две части так, что одна из них оказалась в 3 раза длиннее другой.
| Зх + х = 84
| Зх-х = 84
| 2х + 3 = 84
| 2. Цена авторучки в 5 раз больше цены карандаша, а карандаш стоит на 40 коп. дешевле авторучки.
| х - 40 = 5
| 5х - х = 40
| 2х + 5 = 40
| 3. Отцу и сыну вместе 54 года.
| Зх + х = 57
| Зх + х = 60
| Зх + 3 = 57 - х
| Сколько лет каждому, если
|
|
|
| через 3 года отец будет в 3 раза
|
|
|
| старше сына
|
|
|
| Приложение 4. ФИО
уч-ся
| Д/з
| Прочитай
слово
| Устно
| Диктант
| Задача
| Сам.раб.
| Дополн.р.
| Оценка
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|