Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Учебно-методический комплекс «Предстерилизационная очистка инструментов»


Скачать 398.54 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс «Предстерилизационная очистка инструментов»
страница2/3
Дата05.03.2016
Размер398.54 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
1   2   3
Тема. Предстерилизационная очистка инструментов
Учебные цели

После изучения данной темы студент должен уметь:

  • использовать защитную одежду (халат, маску, очки и щитки, перчатки, фартук) в практической деятельности;

  • осуществлять предстерилизацинную очистку изделий медицинского назначения;

  • готовить моющие комплексы;

  • готовить растворы современных дезинфицирующих средств для проведения ПСО;

  • осуществлять контроль качества ПСО;

  • готовить азопирамовый реактив и рабочий раствор азопирама.


После изучения данной темы студент должен знать:

  • понятие «предстерилизационная очистка»;

  • этапы предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения;

  • моющие комплексы;

  • контроль качества предстерилизационной очистки (пробы на кровь, моющие средства, жир, хлорсодержащие средства;

  • азопирамовая проба: реактивы, постановка, критерии оценки;

  • нормативные документы, регламентирующие способы и средства предстерилизационной очистки.


Воспитательные цели

Изучение данной темы способствует воспитанию:

  • формирования ответственного отношения к труду;

  • формированию способности адекватно оценивать ту или иную производственную ситуацию;

  • чувства профессиональной гордости;

  • этико-деонтологических норм в общении друг с другом, с пациентами.

В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Изучение данной темы является базой, на которой будут формироваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие основному виду профессиональной деятельности:

Решение проблем пациента посредством сестринского ухода

ПК 7.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 7.7. Обеспечивать инфекционную безопасность

ПК 7.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 7.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
Общее время занятия – 6 часов (270 минут).

Место проведения занятия: кабинет «Технологии оказания медицинских услуг»

Оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация. Инструкции по применению дезинфицирующих средств:

  1. Инструкция по применению дезинфицирующего средства «Самаровка»

  2. Инструкция по применению дезинфицирующего средства «Экобриз-концентрат»

  3. Инструкция по применению дезинфицирующего средства «Терецид»

Специальное оснащение: марлевые салфетки, ёршики, водный термометр, вата, ножницы, пинцеты, шпатели, пипетки, лотки, флаконы, раствор азопирама, перекись водорода 3%, дистиллированная вода, емкости-контейнеры для дезинфицирующих средств, перчатки.

Перечень обязательных манипуляций,

которые студент должен освоить на данном практическом занятии



п/п

Наименование манипуляции

Уровень усвоения

знания

умения

1

Гигиеническая обработка рук.

+

+

2

Надевание стерильных перчаток.

+

+

3

Приготовление рабочего раствора азопирама.

+

+

4

Постановка азопирамовой пробы.

+

+

5

Предстерилизационная очистка инструментария ручным способом.

+

+

6

Заполнение журнала, контроля ПСО.




+

7

Приготовление моющего комплекса или моющего дезинфицирующего средства.

+

+


План проведения занятия



п/п

Название

этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время

(мин.)

1

2

3

4

5

1

Организационный этап

Преподаватель отмечает присут-ствующих, проверяет наличие формы, объявляет тему, цели занятия, обосновывает актуальность изучаемой темы.


Сформировать мотив для необходимости дальнейшего изучения данной темы, активизи-ровать познавательную деятельность студентов.

5

2

Контроль и коррекция исходного уровня знаний

Проверка домашнего задания.

  1. Беседа по заранее предложенным вопросам (приложение 1).

  2. Блиц-опрос (приложение 2)

Проверить исходный уровень знаний студентов.

25

3

Педагогический показ и углубление знаний по теме

  1. Преподаватель демонстрирует этапы ручного способа ПСО.

  2. Преподаватель демонстрирует тех-нику приготовления рабочего раствора азопирама.

  3. Преподаватель демонстрирует тех-нику проведения азопирамовой пробы.

  4. Решение тренирующих ситуацион-ных задач.

Ситуация – упражнение: решение задач используя метод аналогии. Работа с методическими пособиями по раз-ведению дезинфицирующих средств.

Ситуация – оценка: студентам пред-лагается реальная ситуация с готовым решением, причем, не всегда правильным, которое следует оценить «правильно» или «неправильно», прокомментировать и предложить свое решение (приложение 3).

Исключить ошибки сту-дентов в самостоятель-ной работе, развивать наблюдательность, уг-лубить знания студен-тов, активизировать познавательную деятельность, развить коммуникативные компетенции.

55




1

2

3

4

5

4

Самостоятель-ная работа сту-дентов

  1. Отработка алгоритмов манипуляций (имитационный тренинг), моделиро-вание и анализ конкретных производственных ситуаций – индивидуальная, коллективная и групповая работа. Преподаватель сам выбирает те или иные задания в зависимости от базового уровня подготовки бригады.

  2. Обсуждение и анализ самосто-ятельной работы.

Сформировать и закрепить умения.

140

5

Контроль конечного уровня знаний.

  1. Решение контролирующих ситуаци-онных задач (приложение 4)

  2. Выполнение заданий в тестовой форме (приложение 5).


Работа над ошибками.

Выявить степень дости-жения цели занятия, закрепить приобретён-ные знания.

20

6.

Подведение итогов и задание на дом.

Преподаватель оценивает активность и качество ответов каждого студента, обсуждаются ошибки и трудности в работе, даёт задание на дом и пояснения к его выполнению. Тема: «Стерилизация. Принципы работы централизованного стерилизационного отделения».


Закрепить мотив к дальнейшему самосто-ятельному углубленному изучению темы для будущей успешной деятельности. Сконцентрировать внимание студентов на необходимость изучения следующей темы.

15




Резерв времени преподавателя

5


Оценка освоения профессиональных компетенций

Компе-тенции

Основные показатели

сформированности компетенций

Методы контроля

и оценки

Задания

ПК 7.5

Правильно и аккуратно оформляет медицинскую документацию согласно установленным формам и принятым в ЛПУ нормативам.

  • наблюдение за студентом в процессе учебной деятель-ности;

  • оценка устных ответов сту-дента;

  • блиц-опрос;

  • оценка решения ситуацион-ных задач;

  • оценка участия в разборе конкретных ситуаций.

Вопросы для собе-седования.

Варианты заданий в форме блиц-опроса.

Варианты заданий в тестовой форме.

ПК 7.7

Исходя из объекта обра­ботки и степени риска, аргументированно вы­бирает и применяет ме­тоды и способы профи­лактики внутриболь­ничной инфекции.

Проводит дезинфек­цию, предстерилизаци­онную очистку, стери­лизацию и утилизацию согласно алгоритмам и требуемым критериям.


  • наблюдение за студентом в процессе учебной деятельности;

  • оценка устных ответов студента;

  • блиц-опрос;

  • оценка решения ситуационных задач;

  • оценка участия в разборе конкретных ситуаций.

Вопросы для собе-седования.

Варианты заданий в форме блиц-опроса.

Варианты заданий в тестовой форме.

Выполнение практических манипуляций.

ПК 7.8

Обоснованно приме­няет защитные сред­ства, умеет определять факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала, умеет оце­нить степень профес­сионального риска для пациента и персонала.

Строго соблюдает тре­бования техники безо­пасности и противопо­жарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения про­цедур и манипуля­ций.


  • наблюдение за студентом в процессе учебной деятель-ности;

  • оценка устных ответов сту-дента;

  • блиц - опрос;

  • оценка решения ситуацион-ных задач;

  • оценка участия в разборе конкретных ситуаций.

Вопросы для собе-седования.

Выполнение практических манипуляций.

ПК 7.11

Соблюдает личную ги­гиену и производствен­ную санитарию на рабо­чем месте в соот­ветствии с норматив­ными документами.

Обеспечивает соблюде­ние санитарно-эпиде­миологического режима в соответствии с норма­тивными документами.

Выполняет манипуляции, обеспечивающие производственную санитарию, строго по алгоритму.

  • наблюдение за студентом в процессе учебной деятель-ности;

  • оценка устных ответов сту-дента;

  • оценка решения ситуацион-ных задач;

  • оценка участия в разборе конкретных ситуаций;

  • оценка результатов работы на практических занятиях.

Выполнение практических манипуляций.



Формирование общих компетенций

Результаты (освоенные

общие компетенции)

Основные показатели

оценки результата

Формы и методы

контроля и оценки

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения про-фессиональных задач, оце-нивать их эффективность и качество.

Рационально организует и обоснованно выбирает ти­повые методы и способы выполнения профессио­нальных задач.

Умеет анализировать свою деятельность, объективно оценивая эффективность и качество выполнения профессиональных задач.

  • Интерпретация результатов наблюдения за деятель-ностью студента в про-цессе практического заня-тия.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестан-дартных ситуациях и нести за них ответственность.

Демонстрирует способности быстро и точно оценивать ситуацию, принимать правильные решения в стан-дартных и нестандартных профессиональных ситуациях


  • Наблюдение за студентом на практическом занятии и оценка участия в решении ситуационных задач.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффектив-ного выполнения возложен-ных на него профессио-нальных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

Быстро и точно находит и использует необходимую информацию, выделяет главное.

Использует различные ис­точники информации.


  • Наблюдение за студентом на практическом занятии и оценка участия в решении ситуационных задач.




ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Вступает в контакт с любым типом собеседника, учиты­вая его особенности, соблю­дая нормы и правила обще­ния.

Соблюдает правила этики и деонтологии.

Владеет способами совмест­ной деятельности в команде, умениями искать и находить компромиссы.

  • Интерпретация результатов наблюдения за деятель-ностью студента на прак-тическом занятии.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдени-ем требований охраны труда, производственной санита-рии, инфекционной и про-тивопожарной безопасности.

Готовит рабочее место с со­блюдением требований охраны труда (производст­венной санитарии, проти­вопожарной безопасности).

Знает и соблюдает требова­ния инфекционной безопас­ности.

Знает и соблюдает правила техники безопасности при выполнении профессиональных задач.

  • Интерпретация результатов наблюдения за деятель-ностью студента на прак-тическом занятии.

Приложение 1

Вопросы для собеседования

по теме: «Предстерилизационная очистка инструментов»

Собеседование проводится для актуализации знаний, полученных студентами ранее (на предыдущем занятии и при подготовке домашнего задания), для определения уровня понимания и усвоения материала. Студентам задаются вопросы на которые они отвечают друг за другом начиная с того на кого укажет преподаватель.

Время на ответ не более 2 минут.

  1. Дайте определение понятию ПСО.

  2. Назовите цель предстерилизацинной очистки.

  3. Перечислите способы ПСО.

  4. При помощи какой аппаратуры проводится механизированный способ ПСО.

  5. Назовите преимущества ультразвуковой мойки.

  6. Назовите этапы предстерилизацинной очистки.

  7. Перечислите состав моющих средств, используемых для предстерилизационной обработки.

  8. Какие меры защиты должен использовать медицинский работник при разведении дезинфицирующих растворов?

  9. Перечислите виды и цели проведения контроля качества ПСО.

  10. Какое количество инструментария необходимо взять для проведения контроля качества ПСО.

  11. Назовите основные компоненты азопирамовой пробы, температурный режим хранения.

  12. Назовите срок хранения рабочего раствора азопирама.

  13. Назовите характерное окрашивание азопирамовой пробы.

  14. Назовите характерное окрашивание фенолфталеиновой пробы.

  15. Назовите первую помощь при попадании окислителя на слизистую глаз.

  16. Назовите особенности реакции при проведении азопирамовой пробы.

  17. Назовите нормативные документы, регламентирующие способы и средства предстерилизационной очистки.

Приложение 2

Вопросы к блиц-опросу

по теме: «Предстерилизационная очистка инструментов»

Студентам зачитываются утверждения с которыми можно согласиться или не согласиться. Студенты отвечают «да» или «нет».

Время выполнения блиц-опроса – 5 минут

  1. Срок хранения рабочего раствора азопирама 2 дня?

  2. Исходный раствор азопирамовой пробы может храниться в плотно закрытом флаконе в темном месте в холодильнике два месяца?

  3. Исходный раствор азопирамовой пробы может храниться в плотно закрытом флаконе в темном месте при комнатной температуре 18-23 °С не более одной недели?

  4. При проведении предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения на последнем этапе – обязательное проводится сушка горячим воздухом при температуре 70-75°С?

  5. Для приготовления исходного раствора азопирама используют 70% спирт?

  6. Фенолфталеиновую пробу проводят на остаток крови на инструментах?

  7. Контроль качества ПСО м/с проводят один раз в неделю?

  8. В случае положительной пробы всю группу изделий, из которой отбирали контроль, подвергают повторной очистке до получения отрицательных результатов?

  9. Контроль качества ПСО проводят после этапа стерилизации?

  10. Амидопириновая проба – определяет качество обработки инструментов от крови?

Критерии оценки:

0-1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 ошибки – «2»

Эталоны ответов к блиц-опросу

по теме: «Предстерилизационная очистка инструментов»

  1. нет

  2. да

  3. нет

  4. нет

  5. нет

  6. нет

  7. нет

  8. да

  9. нет

  10. да


Приложение 3

Вниманию студентов предлагаются ситуационные задачи. Необходимо оценить действия сестры, указать на ошибки, если они есть. Предложить свой альтернативный выход из сложившейся проблемной ситуации, тактику медсестры. Также объяснить, каким образом можно было избежать проблемы (где это необходимо).

Ситуационные задачи

  1. При проверке качества предстерилизационной обработки процедурная медсестра обнаружила положительную фенолфталеиновую пробу. Какие дальнейшие действия медицинской сестры?

  2. При проверке качества предстерилизационной обработки шприцев амидопириновой пробой появилась сине-зеленая окраска. Можно отправлять шприцы на стерилизацию? Какие последующие действия медицинской сестры?

  3. Медсестра для приготовления рабочего раствора азопирама использовала 6% перекись водорода. При проведении пробы на готовность и функционирование реактива на кровяном пятне не получила нужного результата. Почему? Оцените действия медсестры.

  4. Медсестра погрузила зажимы в комплекс многократного применения комнатной температуры, затем подогрела его до 50 оС. Оцените действия медсестры.

  5. Медсестра, работая в перевязочном кабинете, заметила, что у нее нет раствора хлорамина 3%, поэтому она погрузила инструменты сразу в моющий комплекс, подогрев до 45оС. Оцените тактику медсестры.

  6. После применения моющего комплекса с «Лотосом» медсестра ополаскивала инструментарий под проточной водой в течение 3 минут. Оцените действия медсестры.

  7. Медсестра приготовила для предстерилизационной очистки моющий комплекс с «Лотосом», взяв для этого 5 гр. «Лотоса», 15 мл. 27,5% пергидроля и 980 мл воды. Оцените действия медсестры.
1   2   3