Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Учебником, определить границы знания и «незнания»


Скачать 8.99 Mb.
НазваниеУчебником, определить границы знания и «незнания»
страница1/67
Дата29.04.2016
Размер8.99 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   67

5Р Конспекты уроков УМК Бабайцевой В.В.

Уроки 1–2. Роль языка в жизни общества. Речь. Формы речи.
Речевая ситуация. Основные разделы науки о языке


Цели деятельности
учителя


Формировать представление об изучаемом предмете; ознакомить с учебником, определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; начать знакомство с понятиями речь, формы речи, речевая ситуация

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые
образовательные
результаты


Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать некоторые особенности развития русского языка, понятия речь, формы речи, речевая ситуация; уметь оперировать терминами при анализе языкового явления.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы
обучения


Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
(цифровые)
ресурсы

Интернет-ресурсы: http://www.uroki.net; http://www.zavuch.info; http://www.intergu.ru; http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html; ttp://festival.1september.ru/subjects; http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстра-ционный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Речь, формы речи, речевая ситуация

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы организации со-
взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (само-определение)

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся

к усвоению изучаемого материала

– Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: радио, телефон, автомобили, корабли, самолеты, ракеты... Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, – это язык. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, а задача у всех языков одна – помогать людям понимать друг друга при общении, в совместной работе. Без языка невозможны жизнь человека, общества, развитие науки, техники, искусства. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки

Слушают учителя, участвуют
в диалоге
с учителем;

размещают учебные материалы
на рабочем месте

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия

Листы обратной связи

2. Акту-

ализация
и пробное учебное действие


Игра-соревнование

– Какие пословицы и поговорки о языке вы знаете?

(«Без языка и колокол нем. От доброго слова язык не усохнет. Языком кружева плетет. Каков разум, таковы и речи. Человеческое слово стрелы острее. Хорошую речь хорошо и слушать. Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. Живое слово дороже мертвой буквы.)

Вспоминают пословицы о языке, речи, слове, одну записывают в тетрадь

Групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы

Устные ответы

3. Выявление места
и причины зат руднения


Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.

– Какая группа быстрее всего справилась с заданием? Как вы думаете, почему? Что явилось причиной затруднения в других группах?

– Язык – универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми. Однако

Обдумывают ответы
на вопросы.

Групповая.


Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявля-

ют способность к самооцен-

ке своих действий, поступков.

Устные ответы.

1

2

3

4

5

6

7




Просмотр мультимедийной презентации «Роль языка
в жизни общества».


Ознакомление
с учебными пособиями
по предмету.

не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться.

– Умеете ли вы пользоваться родным языком – этим мощным оружием? Можете ли вы отличить определение от эпитета? Метафору от сравнения? Нет? Что мы должны сделать для того, чтобы получить эти знания? А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте познакомимся с ними.

Показывает обложки, титульные листы книг, составляющих учебный комплекс.

– Кто написал эти пособия? Что общего и различного в их названиях? Как это общее и различное отражено в оформлении обложки? Для чего предназначается каждое пособие?

Организует просмотр оглавления (что в нем показалось знакомым, а что совсем новым?), ознакомление с условными знаками, дифференцирующими материал в пособиях (теоретические сведения, опорные материалы, правила для заучивания, задачи, упражнения в развитии речи, задания по самоконтролю и др.); обращает внимание учащихся на приложение (словарики, образцы разбора, памятки).

Показывает учебные пособия, объясняет, как ими пользоваться.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические

термины.

Слушают, рассматривают учебные пособия.

Фронтальная.


Групповая.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации



Листы обратной связи.




Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная




Выполнение упражнений

4. Целеполагание и построе-

Выполнение разноуровневых обучающих упражне-

Упр. 2 позволит через сопоставление родственных слов осмыслить значение ключевых слов темы (общение, общаться). Последующие задания дают возможность показать ученикам, как важна в общении произносительная культура (упр. 3), сравнить язык рисунка и язык

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходи-

Вопросы для уточнения

ние проекта выхода
из затруднения

ний на основе текстов учебника или книг для вне-классного чтения, обсуждение результатов

слов, чтобы подчеркнуть универсальность, силу обобщения последнего (упр. 4), обнаружить, что язык – средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому (упр. 5), обозначить роль привычных вежливых слов в общении (упр. 6).

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. дополняет ответы учащихся







мые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

информации

5. твор-

ческая практическая деятельность
по реализации построенного проекта


Беседа «Что мы будем делать, чтобы хорошо знать русский язык?»

– К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные упражнения?

– О какой стороне языка мы еще не говорили?

Объясняет важность орфографически грамотного письма.

Побуждает к формулированию вывода о том, что существуют как устные, так и письменные формы речи

Высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают вывод

Фронтальная

Познавательные: читают
и слушают, извлекая нужную информацию, находят ее в учебнике.

Регулятивные: контролируют действия, замечают ошибки.

Коммуникативные: умеют задавать уточняющие вопросы

Устные ответы

6. Первичное закрепление
с комментированием во внешней речи


Эвристическая беседа, подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

– Обратимся к речевым ситуациям, отраженным в рисунках
на форзацах книги.

– Что такое речевая ситуация?

– Из каких слагаемых она состоит?

– Вот женщина выступает перед микрофоном (см. форзац в начале книги) – зачем она это делает?

– Юноша пишет – что побуждает его к этой деятельности? Учитель и ученица у доски – какова цель их общения?

контролирует правильность приемов работы с книгой, подводит к выводам о том, что речь начинается с побуждения и цели – почему и зачем говорю или слушаю, пишу или читаю. Общение предполагает участие в нем говорящего и слушающего (или пишущего и читающего)

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7

7. Самостоятельная работа

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

– «Переведите» один из рисунков (на выбор учащихся) на словесный язык, то есть составьте возможный по ситуации текст.

– Различаются ли ситуации, в которых используется только устная, только письменная или и та и другая формы речи?

– Какая форма речи первична: устная или письменная?

Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные: осуществляют отбор существенной информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции

Мини-сочинения

8. Включение
в систему знаний
и повторение


Знакомство
с работами учащихся (мини-сочинения),

обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

– Так для чего людям нужна речь?

– Подведем итог наблюдениям: речь нужна во всех областях жизни человека, чтобы обмениваться мыслями и чувствами, учиться, обогащать свои знания и опыт, организовывать совместную работу, домашние дела, отдых, находить взаимопонимание дома, в школе,
в транспорте, в магазине, в кругу сверстников, среди старших и младших.

– Познакомимся с советами Д. С. Лихачева о том, как учиться говорить и писать (с. 4). Какие из представленных работ наиболее соответствуют рекомендациям ученого?

Рассматривают рисунки, одновременно слушая мини-сочинения,

оценивают их, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: понимают значение речи для человека.

Познавательные: используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают работу; исправляют и объясняют ошибки

Оценивание учащихся за работу

на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа
по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какое мини-сочинение вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке;

заполняют дневники достижений

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умение мотивированно организовывать

свою деятельность.

Листы обратной связи
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   67