Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Учебником, определить границы знания и «незнания» |
 Скачать 8.99 Mb. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 67 5Р Конспекты уроков УМК Бабайцевой В.В.
Уроки 1–2. Роль языка в жизни общества. Речь. Формы речи. Речевая ситуация. Основные разделы науки о языке Цели деятельности учителя
| Формировать представление об изучаемом предмете; ознакомить с учебником, определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; начать знакомство с понятиями речь, формы речи, речевая ситуация
| Тип урока
| Урок объяснения нового материала
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать некоторые особенности развития русского языка, понятия речь, формы речи, речевая ситуация; уметь оперировать терминами при анализе языкового явления.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
| методы и формы обучения
| Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
| Образовательные (цифровые) ресурсы
| Интернет-ресурсы: http://www.uroki.net; http://www.zavuch.info; http://www.intergu.ru; http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html; ttp://festival.1september.ru/subjects; http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
| Оборудование
| Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
| Наглядно-демонстра-ционный материал
| Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
| Основные понятия
| Речь, формы речи, речевая ситуация
| организационная структура (сценарий) урока Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
| Деятельность учителя
| Осуществляемая деятельность учащихся
| Формы организации со- взаимодействия
| Формируемые умения (универсальные учебные действия)
| Контроль результатов учебной деятельности
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1. Мотивация (само-определение)
к учебной деятельности
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся
к усвоению изучаемого материала
| – Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: радио, телефон, автомобили, корабли, самолеты, ракеты... Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, – это язык. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, а задача у всех языков одна – помогать людям понимать друг друга при общении, в совместной работе. Без языка невозможны жизнь человека, общества, развитие науки, техники, искусства. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки
| Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем;
размещают учебные материалы на рабочем месте
| Фронтальная
| Личностные: положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия
| Листы обратной связи
| 2. Акту-
ализация и пробное учебное действие
| Игра-соревнование
| – Какие пословицы и поговорки о языке вы знаете?
(«Без языка и колокол нем. От доброго слова язык не усохнет. Языком кружева плетет. Каков разум, таковы и речи. Человеческое слово стрелы острее. Хорошую речь хорошо и слушать. Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. Живое слово дороже мертвой буквы.)
| Вспоминают пословицы о языке, речи, слове, одну записывают в тетрадь
| Групповая
| Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы
| Устные ответы
| 3. Выявление места и причины зат руднения
| Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.
| – Какая группа быстрее всего справилась с заданием? Как вы думаете, почему? Что явилось причиной затруднения в других группах?
– Язык – универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми. Однако
| Обдумывают ответы на вопросы.
| Групповая.
| Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявля-
ют способность к самооцен-
ке своих действий, поступков.
| Устные ответы.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
| Просмотр мультимедийной презентации «Роль языка в жизни общества».
Ознакомление с учебными пособиями по предмету.
| не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться.
– Умеете ли вы пользоваться родным языком – этим мощным оружием? Можете ли вы отличить определение от эпитета? Метафору от сравнения? Нет? Что мы должны сделать для того, чтобы получить эти знания? А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте познакомимся с ними.
Показывает обложки, титульные листы книг, составляющих учебный комплекс.
– Кто написал эти пособия? Что общего и различного в их названиях? Как это общее и различное отражено в оформлении обложки? Для чего предназначается каждое пособие?
Организует просмотр оглавления (что в нем показалось знакомым, а что совсем новым?), ознакомление с условными знаками, дифференцирующими материал в пособиях (теоретические сведения, опорные материалы, правила для заучивания, задачи, упражнения в развитии речи, задания по самоконтролю и др.); обращает внимание учащихся на приложение (словарики, образцы разбора, памятки).
Показывает учебные пособия, объясняет, как ими пользоваться.
| Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические
термины.
Слушают, рассматривают учебные пособия.
| Фронтальная.
Групповая.
| Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
|
Листы обратной связи.
|
| Физкультминутка
| Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть
| Выполняют элементарные физические упражнения
| Фронтальная
|
| Выполнение упражнений
| 4. Целеполагание и построе-
| Выполнение разноуровневых обучающих упражне-
| Упр. 2 позволит через сопоставление родственных слов осмыслить значение ключевых слов темы (общение, общаться). Последующие задания дают возможность показать ученикам, как важна в общении произносительная культура (упр. 3), сравнить язык рисунка и язык
| Выполняют упражнения, отвечают на вопросы
| Индивидуальная, групповая
| Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходи-
| Вопросы для уточнения
| ние проекта выхода из затруднения
| ний на основе текстов учебника или книг для вне-классного чтения, обсуждение результатов
| слов, чтобы подчеркнуть универсальность, силу обобщения последнего (упр. 4), обнаружить, что язык – средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому (упр. 5), обозначить роль привычных вежливых слов в общении (упр. 6).
Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. дополняет ответы учащихся
|
|
| мые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
| информации
| 5. твор-
ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
| Беседа «Что мы будем делать, чтобы хорошо знать русский язык?»
| – К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные упражнения?
– О какой стороне языка мы еще не говорили?
Объясняет важность орфографически грамотного письма.
Побуждает к формулированию вывода о том, что существуют как устные, так и письменные формы речи
| Высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают вывод
| Фронтальная
| Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, находят ее в учебнике.
Регулятивные: контролируют действия, замечают ошибки.
Коммуникативные: умеют задавать уточняющие вопросы
| Устные ответы
| 6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
| Эвристическая беседа, подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах
| – Обратимся к речевым ситуациям, отраженным в рисунках на форзацах книги.
– Что такое речевая ситуация?
– Из каких слагаемых она состоит?
– Вот женщина выступает перед микрофоном (см. форзац в начале книги) – зачем она это делает?
– Юноша пишет – что побуждает его к этой деятельности? Учитель и ученица у доски – какова цель их общения?
контролирует правильность приемов работы с книгой, подводит к выводам о том, что речь начинается с побуждения и цели – почему и зачем говорю или слушаю, пишу или читаю. Общение предполагает участие в нем говорящего и слушающего (или пишущего и читающего)
| Выполняют упражнения, отвечают на вопросы
| Индивидуальная, групповая
| Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы
| Устные ответы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 7. Самостоятельная работа
| Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения
| – «Переведите» один из рисунков (на выбор учащихся) на словесный язык, то есть составьте возможный по ситуации текст.
– Различаются ли ситуации, в которых используется только устная, только письменная или и та и другая формы речи?
– Какая форма речи первична: устная или письменная?
| Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности
| Индивидуальная, фронтальная
| Познавательные: осуществляют отбор существенной информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции
| Мини-сочинения
| 8. Включение в систему знаний и повторение
| Знакомство с работами учащихся (мини-сочинения),
обобщение полученных на уроке сведений, оценивание
| – Так для чего людям нужна речь?
– Подведем итог наблюдениям: речь нужна во всех областях жизни человека, чтобы обмениваться мыслями и чувствами, учиться, обогащать свои знания и опыт, организовывать совместную работу, домашние дела, отдых, находить взаимопонимание дома, в школе, в транспорте, в магазине, в кругу сверстников, среди старших и младших.
– Познакомимся с советами Д. С. Лихачева о том, как учиться говорить и писать (с. 4). Какие из представленных работ наиболее соответствуют рекомендациям ученого?
| Рассматривают рисунки, одновременно слушая мини-сочинения,
оценивают их, отвечают на вопросы
| Фронтальная
| Личностные: понимают значение речи для человека.
Познавательные: используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают работу; исправляют и объясняют ошибки
| Оценивание учащихся за работу
на уроке
| 9. Рефлексия учебной деятельности
| Заключительная беседа по вопросам
| – Что нового узнали на уроке?
– Какое мини-сочинение вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
| Определяют свое эмоциональное состояние на уроке;
заполняют дневники достижений
| Индивидуальная
| Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умение мотивированно организовывать
свою деятельность.
| Листы обратной связи
| |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 67 |
|