Сидоренко В.А. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ
(ГРЕКО-РИМСКАЯ)
ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Воркута
2015
Содержание
Введение 2
Тема 1. Физическая культура и спорт в РФ (1 час) 4
Тема 2. Спортивная Борьба в РФ (1 час) 11
Тема 3. Влияние занятий борьбой на строение 22
и функции организма спортсмена (1 час) 22
Тема 4. Гигиена, закаливание, питание и режим борца (1 час) 39
Тема 5. Техника безопасности и профилактика травматизма 69
на занятиях борьбой (2 часа) 69
Тема 6. Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный массаж (1 час) 72
Как проявляется утомление? 87
Почему проявляется утомление? 89
Как избавиться от переутомления? 90
Тема 7. Основы техники и тактики борьбы (3 часа) 94
Тема 8. Основы методики обучения и тренировки борца (1 час) 103
Тема 9. Моральная и психологическая подготовка борца (1 час) 115
Термин психологическая подготовка чаще всего используется для обозначения обширного круга действий тренеров, спортсменов и менеджеров, которые направлены на формирование и развитие психических процессов и качеств личности спортсменов, необходимых для успешной тренировочной деятельности и выступления в соревнованиях. 116
Тема 10. Физическая подготовка борца (2 часа) 123
Тема 12. Планирование и контроль тренировки борца (2часа) 127
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 129
Примерный план-конспект 133
Тема 13. Правила соревнований по спортивной борьбе. Планирование, организация и проведение соревнований (1 час) 139
Способы проведения соревнований 140
Этапы организационной работы по подготовке к соревнованиям 142
Организация судейства и проведение соревнований 146
Общественно-политическое значение соревнований 152
Педагогическое значение соревнований 153
Тема 14. Оборудование и инвентарь для занятий борьбой (1 час) 154
Оборудование зала 154
Оборудование мест занятий на летней площадке 155
Инвентарь 156
Тема 15. Просмотр и анализ соревнований (2часа) 158
Тема 16. Установки перед соревнованиями (2часа) 160
Тесты для проверки знаний 164
Ответы 171
Список использованной литературы 172
Введение «Большинство считает, что за счет физической подготовки можно выиграть Олимпийские игры. Это не так, я в это не верю. Нужно, чтобы учитель и ученик 5-6 лет говорили на одном языке. Опыт свидетельствует, что теория без практики мертва, а практика без теории – слепа. Олимпийские игры выигрывает выдающийся человек, у которого сочетается здравое мышление, высокий интеллект и хорошая физическая подготовка. А для этого нужно тренировать мыслительные аспекты выполнения действий»
Из интервью И.Д. Свищева, МС СССР, тренера высшей категории, судьи всесоюзной категории, доктора педагогических наук, профессора, 1999 Сегодня успехов в большом спорте могут достичь лишь те спортсмены, у которых высокий уровень физической, технической, тактической, моральной и волевой подготовленности сочетается с достаточно высокой теоретической подготовленностью. На теоретических занятиях борцы приобретают знания по истории развития борьбы, спортивной классификации, анализу техники борьбы, методике обучения и тренировки, тактике борьбы, правилам соревнований и т. д.
Теоретическая подготовка разработана для учебно-тренировочной группы первого года обучения. Она представлена в виде пятнадцати основных тем, которые охватывают минимум знаний необходимых учащимся спортивных школ для успешного овладения теоретическими знаниями в спортивной борьбе.
Помимо изучения теории спортивной борьбы, занимающиеся знакомятся с основными вопросами физиологии, психологии, педагогики, гигиены и других смежных наук, имеющих отношение к спортивному совершенствованию борцов. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических заданий.
В процессе теоретических занятий целесообразно использовать активные методы обучения: проблемный метод анализа конкретных ситуаций, программированное обучение, наглядность в виде плакатов, интерактивной доски и учебных видеофильмов. Занятия могут проводиться в виде лекций, бесед, рассказа, семинара, задания по самостоятельному изучению литературы, зачетов и непосредственно в процессе спортивной тренировки.
При проведении теоретических занятий целесообразно отдельные положения подкреплять примерами из практики, иллюстрировать их схемами, диаграммами, таблицами и другими наглядными пособиями. Теоретические занятия следует проводить эмоционально, чтобы они воздействовали не только на ум занимающихся, но и на их чувства. Свою речь преподаватель должен строить правильно, а объяснения вести в доступной для понимания занимающихся форме.
Она имеет самое прямое отношение к формированию рациональных основ мотивации спортсмена, его волевой и специальной психической подготовке, обучению спортивной технике и тактике, совершенствованию спортивного мастерства, а также тесно связана и с воспитанием физических способностей. Во всех этих отношениях существенное значение имеют два основных аспекта теоретической подготовки спортсмена: его интеллектуальное образование и воспитание интеллектуальных способностей.
Учебный материал распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий учитывается возраст занимающихся, и материал излагается в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы.
Содержание учебного пособия полностью соответствует требованиям раздела программ по спортивной борьбе (греко-римская) для спортивных школ по примерным программам спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва.
При проведении этих занятий следует помнить, что уточнение, расширение теоретических знаний юных спортсменов, привитие навыков самостоятельного мышления, развитие способностей к самоконтролю, самоанализу своих действий является залогом будущих успехов в избранном виде спорта. Эти занятия должны иметь определенную целевую направленность, вырабатывать у учащихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий и соревнований.
Приведенные в конце пособия тесты могут использоваться тренером-преподавателем или самостоятельно спортсменами для оценки усвоения знаний.
|