Раздел
| Дата
| Тема
| ФГОС
| Основные виды учебной деятельности
|
Содержание курса
| Планируемые результаты
|
Наша речь (14ч.)
|
|
|
|
|
|
|
| Здравствуй, школа!
| Познакомить учащихся с первой учебной книгой – Букварём и с рабочей тетрадью.
| Умение ориентироваться в букваре и рабочей тетради; определять (в процессе совместного обсуждения) смысл условных знаков в учебной книге.
| Р.Р. Составление предложений по иллюстрации.
Самостоятельная работа в тетради.
|
|
| Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики.
| Формировать понимание важности нового социального статуса детей – ученик.
| Умение сравнивать (с помощью иллюстраций) дошкольную и школьную деятельность детей; обсуждать свою новую социальную роль школьника.
| Р.Р. Составление рассказа по одной из картинок.
|
|
| Мы живём в России. Наш общий язык – русский.
| Познакомить учащихся с маршрутным листом по теме «Наша речь». Дать представление учащимся о речи как процессе общения между людьми.
| Умение определять последовательность учебных тем (с опорой на маршруты); комментировать иллюстрации в учебнике; вступать в диалог в процессе совместной игры.
| Р.Р. Рассказ о любимых играх.
Задание №2 в тетради – самостоятельно.
|
|
| Как мы общаемся. Язык мимики и жестов.
| Познакомить учащихся с неязыковыми средствами устного общения: жестом, мимикой, движением, позой.
| Умение определять адекватный выбор языковых и неязыковых средств устного общения (при инсценировании предложенных ситуаций); участвовать в групповой работе, связанной с общением.
| Работа в паре: передать жестами; показать мимикой.
Задание №3 в тетради.
|
|
| Как зарождалась речь.
| Дать первоначальное представление о том, как зарождалась речь.
| Комментировать последовательность иллюстраций в букваре; разыгрывать ситуации передачи информации без использования речи; осваивать правила выполнения работы в паре.
| Р.Р. Рассказ «Как я провёл вчерашний день».
|
|
| Устная и письменная речь.
| Познакомить учащихся с понятиями «устная речь», «письменная речь».
| Наблюдать за особенностями устной и письменной речи; участвовать в процессе говорения и слушания; составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
| Р.Р. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Задание в тетради – самостоятельно.
|
|
| Предложение.
| Учить детей различать слово и предложение. Познакомить учащихся с графической моделью предложения.
| Составлять самостоятельно схемы простых предложений различной распространённости; придумывать предложения с опорой на рисунки и схемы; определять количество слов в предложении.
| Р.Р. Составление предложений по рисункам. Начертить схемы.
|
|
| Знаки препинания.
| Познакомить учащихся с понятием «интонация» и со знаками препинания в конце предложения.
| Читать и сравнивать предложения с разной интонацией; определять соответствие интонационных средств смыслу предложений.
| Р.Р. Составление предложений по схемам.
Задания №1, 2 в тетради – самостоятельно.
|
|
| Предмет и слово.
| Учить детей различать предмет и слово, обозначающее этот предмет. Познакомить со звуковыми схемами слов.
| Различать предмет и слово, обозначающее этот предмет; соотносить название изображённого предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет; моделировать звуковой состав слова (количественный).
| Задание №3 в тетради – самостоятельно.
|
|
| Слоги.
| Дать учащимся первоначальное представление о слоге как минимальной произносительной единице речи. Формировать умение делить слова на слоги.
| Скандировать по слогам слова-предложения; определять количество слогов в словах и моделировать слоговой состав слова.
| Р.Р. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Задание №2 в тетради – самостоятельно.
|
|
| Звуки речи. Гласные и согласные звуки.
| Формировать умение различать гласные и согласные звуки.
| Классифицировать звуки в ходе специального прослушивания; соотносить название предмета с его звуковой схемой.
| Задание №3 в тетради – самостоятельно.
|
|
| Звуки речи. Твёрдые и мягкие согласные звуки.
| Учить детей различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
| Объяснять смыслоразличительную роль звуков речи (лук – люк); характеризовать звуки речи и их последовательность в конкретных словах; моделировать звуковой состав слов.
| Задание №2 в тетради – самостоятельно.
Р.Р. Составление предложений по картинке.
|
|
| Ударение. Ударный слог.
| Познакомить учащихся с ударением и ударным слогом.
| Объяснять смыслоразличительную роль ударения при сравнении слов (замок – замок); выделять ударные слоги при произнесении различных слов; определять на схеме место ударения в слове.
| Р.Р. Составление предложений о птицах.
Задание №3 в тетради – самостоятельно.
|
|
| Звуки и буквы.
| Учить детей различать звуки речи и буквы, обозначающие эти звуки на письме.
| Различать звуки и буквы; находить буквы современного русского алфавита среди других групп букв; объяснять смысл определения: буквы – знаки звуков.
| Р.Р. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Задание №4 в тетради.
|
|
| Внеклассная деятельность учащихся. Проект.
Б. с.20-21.
| Выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме, предложенной в букваре (по желанию).
| Проект «Наша речь».
|
Алфавит (74ч.+4 резервных часа)
|
|
|
|
|
|
|
| Звук [а]. Буквы А, а.
| Познакомить учащихся с маршрутным листом по теме «Алфавит». Познакомить учащихся с гласным звуком [а] и буквами А и а, обозначающими этот звук на письме.
| Анализировать и сопоставлять звуковые и буквенные модели слов; определять количество звуков и их последовательность в словах; рассматривать «А» как букву, слог и слово (с опорой на иллюстрации в букваре).
| Разыгрывание сценок по ролям.
|
|
| Звук [у]. Буквы У, у.
| Познакомить учащихся с гласным звуком [у] и буквами У и у, обозначающими этот звук на письме.
| Читать предложения со словами «А» и «У»; экспериментировать в звукоподражании; распределять роли и очерёдность действий при работе в паре; обсуждать смысл пословиц, приводить примеры, иллюстрирующие пословицы.
| Задание №4 в тетради – самостоятельно.
Р.Р. Составление предложений.
|
|
| Закрепление по теме «Звук [а]. Буквы А, а. Звук [у]. Буквы У, у».
| Закрепить навыки работы со звуковыми моделями слов. Обучать детей чтению двузвучных слов.
| Читать и правильно интонировать предложения; соотносить звуковые модели слов с названиями предметов.
| Р.Р. Составление рассказа по сюжетной картинке «В лесу».
|
|
| Обычные буквы – специальные знаки.
| Познакомить учащихся со специфичным использованием букв А и У.
| Расшифровывать значение букв «А» и «У», используемых на транспорте; заменять буквы в словах и наблюдать за изменением значения слов с опорой на иллюстрации в букваре (при решении ребусов).
| Задание №3 в тетради – самостоятельно.
Разгадывание ребусов.
|
|
| Звуки [м], [м,]. Буквы М, м.
| Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [м], [м,] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме. Учить читать слоги и двусложные слова.
| Читать двусложные слова; определять наличие в звучащем слове твёрдого [м] или мягкого [м,]; различать слоги и слова, слова и предложения; контролировать свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями.
| Р.Р. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Сочинить сказку про букву «М».
|
|
| Звуки [н], [н,]. Буквы Н, н.
| Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [н], [н,] и буквами Н, н, обозначающими эти звуки на письме.
| Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова; наблюдать за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове; наблюдать за многозначностью слов (с опорой на иллюстрации в букваре).
| Р.Р. Составление предложений по картинкам.
|
|
| Большая буква в именах людей и кличках животных.
| Информировать учащихся об использовании большой буквы в написании имён людей и кличек животных.
| Выделять среди слов имена людей; сопоставлять похожие по написанию, но разные по значению слова; определять количество предложений в тексте.
| Задание №1 в тетради – самостоятельно.
|
|
| Закрепление по теме «Звуки [м], [м,]. Буквы М, м. Звуки [н], [н,]. Буквы Н, н».
| Обучать детей чтению слогов и слов с изученными буквами.
| Дополнять слоги до слов; расшифровывать буквенную символику («М», «ТУ», «АН»); экспериментировать со своей фамилией, используя её часть для придумывания названия марки самолёта.
| Р.Р. Составление рассказа по сюжетной картинке «Станция метро».
|
|
| Звук [о]. Буквы О, о.
| Познакомить учащихся с гласным звуком [о] и буквами О и о, обозначающими этот звук на письме.
| Читать предложения, при записи которых использованы слова и рисунки; соотносить названия предметов со звуковой и буквенной схемами; выделять из цепочки слогов слова и читать их.
| Р.Р. Составление предложений с данными словами.
Задание №2 в тетради.
Сочинить сказку про букву «О».
|
|
| Звук [э]. Буквы Э, э.
| Познакомить учащихся с гласным звуком [э] и буквами Э и э, обозначающими этот звук на письме.
| Наблюдать за делением слов на слоги и постановкой в словах ударения; устанавливать связь слов в предложении (в процессе совместного обсуждения) и наблюдать за изменением слов; распределять роли и очерёдность действий при работе в парах.
| Задание №5 в тетради – самостоятельно.
|
|
| Использование слов он, она, оно.
| Учить детей правильно использовать в своей речи слова он, она, оно.
| Соотносить изображённые предметы с соответствующими словами он, она, оно; дополнять слоги до слов с опорой на рисунки; сравнивать звучание рифмующихся слогов и слов.
| Задание №2 в тетради – самостоятельно.
|
|
| Закрепление по теме «Звук [о]. Буквы О, о. Звук [э]. Буквы Э, э».
| Тренировать детей в чтении слогов и слов (с использованием материалов «Читального зала №1»).
| Восстанавливать и читать слова с пропущенной буквой; читать слова, записанные нестандартным способом; наблюдать за изменением значения слова при замене буквы в слове.
| Р.Р. Составление рассказа по сюжетной картинке «На лугу».
Разгадывание ребусов.
|
|
| Звуки [р], [р,]. Буквы Р, р.
| Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [р], [р,] и буквами Р и р, обозначающими эти звуки на письме.
| Выделять в скороговорке наиболее часто повторяющиеся звуки; читать предложения, перемещая логическое ударение (в процессе коллективной работы); сочинять чистоговорку, используя слоги ра-ру (работа в парах).
| Составление чистоговорок.
|
|
| Звуки [л], [л,]. Буквы Л, л.
| Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [л], [л,] и буквами Л и л, обозначающими эти звуки на письме.
| Читать слова, заменяя буквы «р» на «л» и наоборот; выбирать из текста предложение, соответствующее данной схеме; составлять рассказ по заданной теме (из 3-4 предложений).
| Р.Р. Составление рассказа о своих любимых животных.
Сочинить сказку про букву «Л».
|
|
| Закрепление по теме «Звуки [р], [р,]. Буквы Р, р. Звуки [л], [л,]. Буквы Л, л».
| Тренировать детей в проведении звуко-буквенного анализа слов.
| Анализировать звуковой и буквенный составы слов; подбирать пару к полным и уменьшительным (кратким) именам (при работе в парах и самостоятельно).
| Задание №1 в тетради – самостоятельно.
|
|
| Закрепление по теме «Звуки [р], [р,]. Буквы Р, р. Звуки [л], [л,]. Буквы Л, л».
| Тренировать детей в чтении слов с пропущенными буквами.
| Восстанавливать и читать слова с пропущенными буквами и слова-палиндромы; наблюдать за изменением смысла слова при замене и сокращении букв в словах (при решении ребусов).
| Разгадывание ребусов.
|
|
| Звук [ы]. Буква ы.
| Познакомить учащихся с гласным звуком [ы] и буквой ы, обозначающей этот звук на письме.
| Выявлять характерные особенности буквы ы (печатная буква состоит из двух отдельных элементов; отсутствуют слова, начинающиеся с буквы ы); различать слова в форме единственного и множественного числа (без термина) на основе игры «Один – много»; отвечать на вопросы в тексте.
| Р.Р. Составление рассказа о лесных обитателях.
|
|
| Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой и.
| Познакомить детей с гласным звуком [и] и буквами И, и, обозначающими этот звук на письме. Познакомить учащихся с использованием буквы и для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме.
| Умение выявлять общий признак у изображённых предметов; читать слова с мягкими согласными звуками; классифицировать предметы по признаку их использования.
| Задание №3 в тетради.
|
|
| Закрепление по теме «Звук [ы]. Буква ы. Звук [и]. Буквы И, и».
| Тренировать детей в словообразовании, в чтении слогов и слов (с использованием «Читального зала №1»).
| Умение образовывать слова из данных с помощью приставок (без использования термина); придумывать свои варианты данной скороговорки, используя перестановку слов.
| Р.Р. Составление предложений с данными словами.
Задание №2 в тетради – самостоятельно.
|
|
| Слова с противоположным значением.
| Тренировать учащихся в подборе слов с противоположным значением.
| Умение подбирать слова-антонимы (с опорой на иллюстрации в букваре); наблюдать за изменением слов по числам (один – много); выбирать подходящие неязыковые средства для пантомимы по заданной теме.
| Пантомима.
Задание №4 в тетради – самостоятельно.
|
|
| Звук [й,]. Буквы Й, й.
| Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [й,] и буквами Й и й, обозначающими этот звук на письме.
| Умение определять на слух наличие в словах звука [й,]; правильно произносить и читать слова со звуком [й,] и буквой й; разыгрывать ситуации (с опорой на иллюстрации в букваре).
| Р.Р. Рассказывание отрывка из сказки.
Задание №3 в тетради - самостоятельно
|