Направ-ление
| Образова-
тельная
область
| Программное содержание
| Методические приемы, занятия
| Источники
|
Ф
И
З
И
Ч
Е
С
К
О
Е
Р
А
З
В
И
Т
И
Е
| Здоровье
| 1. Закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место.
2. Закреплять умения пользоваться вилкой в процессе приема пищи.
3. Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.
4. Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, прогулки.
5. В ходе беседы уточнить представления детей о необходимых правилах поведения в детском саду (здороваться, прощаться, называть работников детского сада по имени отчеству).
6. Д/И - Знакомить с понятиями – «режим дня», «правильное питание».
| Д/и «Мой день»
Проблемная ситуация: «Как вести себя в детском саду»
Чтение М. Зощенко «Показательный ребенок»
| Картотека игр по
формированию здорового и безопасного образа жизни,
|
Физическая культура
| Развивать активность детей в различных видах подвижных игр. Совершенствовать двигательные умения: бег - бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком, действовать по сигналу; прыжки – энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах с продвижением вперед; лазание – подлезать под веревку, не задевая ее (прыгалки); с мячом – бросать и ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди, прокатывать мячи друг другу и в ворота; равновесие – учить ходить по ограниченной площади (шнур), прямо, по кругу, зигзагообразно. Воспитание самостоятельности и инициативности в организации подвижных игр на прогулке.
| П/игры:
с бегом: «Самолеты»,
Игровое упражнение с бегом:
с прыжками: «Воробышки»;
Игровое упражнение с прыжками «Маленькие зайчики скачут на лужайке».
с лазанием:
«Наседка и цыплята»;
Игровое упражнение с лазанием: «Не задень» (подлезание под веревку)
с мячом: «Перебрось и поймай»;
Игровое упражнение с мячом: прокатывание мяча друг другу, в ворота (ширина 50-40 см) с расстояния 1.5 – 2 м.
Игровое упражнение на равновесие «Пройди – не упади»
| Картотека подвижных игр.
В.Г.Фролов , Г.П.Юрко «Физкультурные занятия на воздухе. с. 42
В.Г.Фролов , Г.П.Юрко «Физкультурные занятия на воздухе. С. 37
Л.И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет» с.5
|
С
О
Ц
И
А
Л
Ь
Н
О
-
Л
И
Ч
Н
О
С
Т
Н
О
Е
Р
А
З
В
И
Т
И
Е
| Социализация
| 1. Закреплять представления о режиме дня; формировать умения объяснять и доказывать свою точку зрения в диалоге с взрослыми и сверстниками.
2. В ходе беседы знакомить детей с новыми игрушками и игровыми материалами (мебель, посуда (столовая, чайная), одежда для кукол…).
3. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; подведение детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. Совершенствовать умения детей действовать по ситуации.
4. Побуждать к самостоятельности в дидактических играх, закреплять умения полученные в процессе совместной деятельности с взрослыми.
5. Т/и - Активизировать детей в небольших этюдах, развивать подражательные навыки.
6. Воспитывать отзывчивость и доброжелательные взаимоотношения между детьми. В самостоятельной деятельности побуждать детей к разыгрыванию знакомых сказок.
| Рассматривание иллюстраций «Расскажи про детский сад», «Славянская семья», «Машины».
Беседы «Что нового в детском саду»,
С/р игра
«Детский сад». Воспитатель встречает детей, играет с ними, занимается …»;
«Семья». Мама готовит еду, кормит ребенка и папу , отводит в детский сад…»,
«Машины». По улице ездят разные машины, ими управляют шоферы. На машинах возят людей и разные грузы…».
Театрализованные игры: «Запомни свою позу»
| Материал Пед. Кабинета
Методические рекомендации «Методы управления игровой деятельностью», «Примерный диапазон развития игровых интересов у детей 5 года жизни»
|
Труд
| 1. Воспитывать положительного отношения к труду.
2. Д/и - Формировать умения самостоятельно выполнять обязанности дежурных: по столовой - аккуратно расставлять салфетницы, хлебницы, чашки с блюдцами, тарелки, столовые приборы.
3. Наблюдать за работой взрослых в уголке природы , привлечение детей к выполнению индивидуальных поручений под наблюдением взрослых – поливать растения, рыхлить почву;
4. Воспитывать желание поддерживать порядок в группе: следить за внешним видом кукол, подбирать одежду по цвету, переодевать, расчесывать, завязывать банты.
5. Наблюдать за работой взрослых на цветниках и клумбах. Побуждать детей оказывать посильную помощь взрослым в работе на участке (подметать опавшие листья, собирать ветки, очистка и уборка игрового оборудования…). Участвовать в сборе семян цветов.
6. Побуждать к самостоятельности в дидактических играх, закреплять умения, полученные в процессе совместной деятельности с взрослыми.
| Д/и «Накроем кукле стол»
Чтение Стихотворение
«Мы дежурные сегодня»,
Наблюдения в уголке природы за растениями.
Совместная деятельность по привлечению и организации дежурств по столовой, в уголке природы.
Создание коллекции семян
| Методические рекомендации «Дежурство»
|
Безопасность
| 1. В ходе беседы знакомить с понятиями: «Режим дня, «Правильное питание», «Закаливающие процедуры». Знакомство с правилами безопасного поведения во время игр.
2. Д/и - Стимулировать желание детей поддерживать порядок в группе.
3. В ходе наблюдения на прогулке воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других людей во время игр на улице.
| Беседа: «Как я буду заботиться о своем здоровье».
Д/и «Каждой вещи свое место»
Чтение: А. Барто «Грузовик»
Наблюдения на прогулке: за пешеходами.
|
|
П
О
З
Н
А
В
А
Т
Е
Л
Ь
Н
О
-
Р
Е
Ч
Е
В
О
Е
Р
А
З
В
И
Т
И
Е
| Познание
| Сенсорное развитие:
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Д/и - Учить детей устанавливать соответствие между множествами.
| Пальчиковая игра «Пальчики»
Д/Игра «Помоги Цыплятам»
| Картотека пальчиковых игр
Методическая разработка «Д/игры направленные на ФЭМП»
|
2. Конструктивная деятельность:
1. Побуждать детей сооружать постройки из мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения построек.
| Совместная и самостоятельная деятельность в строительном уголке «Наша группа»
|
|
1. Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов.
2. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению.
| Занятие
«Домики, сарайчики»
| Л.В.Куцакова «Занятия по
конструированию из строительного материала» с.13.
|
3. ФЭМП:
1. Совершенствовать умение сравнивать две группы предметов, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько.
2. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначая результаты сравнения словами большой, маленький, больше, меньше.
3. Упражнять в определении пространственных направлений от себя и названии их словами впереди, сзади, слева, справа.
| Занятие №1
Математическая логоротмика № 29 «Рано утром я встаю»
| И.А.Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе д/с» с 12.
Методические рекомендации «Математические логоритмики»
|
4. Формирование целостной картины мира:
1. В ходе беседы рассказать детям о том, что они теперь являются воспитанниками средней группы: они стали на год взрослее, через два года им предстоит пойти в школу…Расширять представления о правилах поведения в детском саду.
2. Обобщить знания детей полученные за неделю.
3. Д/и - Развивать логическое мышление, умение замечать несоответствие и непоследовательность в суждениях.
| Беседы «Вот и стали мы на год взрослее»
Рассматривание иллюстраций и фотографий про детский сад.
Д/Игра «Так бывает или нет?»
Чтение Г. Цыферов «Когда не хватает игрушек»
| Картотека игр по познавательному развитию
|
5. Природное окружение:
на прогулке:
1. Наблюдать за изменениями в природе:
- день стал короче, ночь длиннее, чаще стали появляться пасмурные дни, идти дожди, ;
- формировать представления детей о том, что цветы живые, они растут и изменяются.
- расширять знания о вороне, воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.
2. Д/и - Формировать умения различать растения на клумбах, называть их по описанию.
3. В процессе познавательно – исследовательской деятельности расширять представления детей о свойствах песка, дать им возможность самостоятельно убедиться в качествах и свойствах данного материала (твердый, мягкий или жидкий, крупный или мелкий).
| Наблюдения:
- за сезонными изменениями в природе;
- за изменениями на клумбах;
- за вороной.
Д/и «Найди цветок по описанию».
Познавательно - исследовательская деятельность: изучение свойств песка
| И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова «Прогулки в детском саду» (мл. и ср. группы) с. 95 - 97
Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» с.56.
|
5. Упражнять детей в различии 2-3 деревьев, 1-2 кустарников по цвету коры; обратить внимание на признаки осени – разноцветие листьев, упражнять а различении растений цветника по форме, по величине и цвету венчика, дать представление о том, что у многих растений созревают семена, активировать словарь детей за счет слов, обозначающих название растений и их признаки, воспитывать интерес к наблюдениям, развивать эстетическое восприятие.
| Занятие: «Экскурсия по участку»
| Ход: Л.А.Каменева «Как познакомить дошкольников с природой» с.111.
|
Коммуникация
| 1. В ходе беседы пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о том, что они могут узнать в течение этого года..
2. С помощью артикуляционной гимнастики развивать речевой аппарат. 3. При помощи чистоговорок отрабатывать произношение звука –с-.
| Беседа «Чем мы будем заниматься в этом году»
Артикуляционная гимнастика основной.
Чистоговорки: звук –с-.
| Методическая разработка «Артикуляционная гимнастика»
А.И.Максаков»Развитие правильной речи в семье» с 85
|
1. Объяснить детям артикуляцию звука –с-; поупражнять их в произнесении изолированного звука, звука в слоге, в разных словах. Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи. Развивать артикуляционный аппарат.
| Занятие: Звуковая культура речи: звук
-С- .
| В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада» с. 31; Рабочая тетрадь «Уроки грамоты» с 2-3.
|
| Чтение художественной литературы
| 1. Продолжать работу по формированию интереса к книгам. Регулярное чтение детям художественных и познавательных книг по теме.
2. Содействовать (используя разные приемы и педагогические ситуации) правильному восприятию произведения и выразительному чтению его.
3. Формировать способность сопереживать его героям.
| Чтение стихов про лето.
Совместная и самостоятельная деятельность детей в книжном уголке.
|
|
Х
У
Д
О
Ж
Е
С
Т
В
Е
Н
Н
О
-
Э
С
Т
Е
Т
И
Ч
Е
С
К
О
Е
Р
А
З
В
И
Т
И
Е
| Рисование
| 1. Д/и - Воспитывать желание у детей переносить полученные раннее впечатления в рисунки. Закрепить знания о жанре пейзаж, его отличительных и составных особенностях частях.
| Д/игра «Из чего состоит пейзаж»
Рассматривание картин и иллюстраций про лето.
Совместная и самостоятельная деятельность детей в уголке изобразительной деятельности.
| Методическая разработка «Дидактические игры по изодеятельности».
|
1. Учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка.
| Занятие: рисование по замыслу «Нарисуй картинку про лето»
| Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада» с. 27.
|
Лепка
| 1. Развитие интереса к лепке.
2. Формировать умение детей определять содержание своей работы, использовать в свободной деятельности знакомые приемы.
3. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, поддерживать и приводить рабочее место в порядок.
| Совместная и самостоятельная деятельность в изоуголке.
|
|
1. Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы (по теме, по выполнению). Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, творческие способности детей.
| Занятие: Лепка по замыслу.
| Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе». С.32.
|
Аппликация
| 1. Развивать интерес к изобразительной деятельности, закреплять навыки обрывной аппликации.
| Совместная и самостоятельная деятельность в изоуголке
|
|
Музыка
| Развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее, чувствовать ее характер.
| Праздник «День знаний»
Музыкальные занятия.
Слушание муз. произведений в группе во время других видов деятельности.
Совместная и самостоятельная деятельность в музыкальном уголке.
Игры с муз. инструментами
| Дети присутствуют на празднике в качестве зрителей.
|
Предметно – развивающая среда в группе
| Создание условий для совместной и самостоятельной деятельности детей. Оснащение игровых и развивающих зон необходимым игровым материалом, литературой, иллюстрациями, дидактическими играми, материалом для творчества, инвентарем для практической деятельности детей в соответствии с возрастными особенностями детей. Знакомство детей с новым информационным, игровым и практическим материалом в группе.
Оснащение игровых уголков в соответствии с темой недели:
Кукольный уголок :
– «Мама собирает ребенка в детский сад»: внесение игровых материалов (мебель, посуда(столовая, чайная), одежда для кукол праздничная, искусственные цветы в вазе…)
- д/игра «Каждой вещи свое место».
Природный уголок :
– комнатные растения , инвентарь для ухода за ними, модели по уходу за растениями;
- календарь природы, сезонные иллюстрации.
- папка с иллюстрациями, фотографиями «Кто с нами занимается!» профессии взрослых (воспитатель д/с, младший воспитатель, медсестра в д/с, повар в д/с, учитель в школе, уроки в школе...);
- предметы и материал для опытно – экспериментальной деятельности (контейнер с песком, сахар – рафинад, лупа, по два стакана и чайные ложки на каждого ребенка);
- д/игры «Так бывает или нет?», «Мой день».
Книжный уголок:
- художественные произведения известных поэтов и писателей, содержащие стихи и рассказы на тему «Я иду в детский сад», «Школа»;
- наглядно - демонстрационный материал « Расскажи про детский сад»;
- художественные произведения: Г. Цыферов «Когда не хватает игрушек», А. Барто «Грузовик», стихотворение
«Мы дежурные сегодня», М. Зощенко «Показательный ребенок», стихи про лето.
Изоуголок:
– изобразительные материалы (листы бумаги разного формата и формы, карандаши, кисти, краски, пластилин…).
- репродукции картин, пейзажей.
- д/игра «Из чего состоит пейзаж».
Зона строительных и развивающих игр:
- Строительный материал (крупный, мелкий, конструктор ЛЕГО;
-д/игра «Помоги Цыплятам».
Сюжетно – ролевые игры: атрибуты для игр «Детский сад», «Семья», «Машины».
|
Работа с родителями
| Оформление родительских уголков в соответствии с возрастными особенностями детей:
- режим дня;
- сетка занятий;
- меню;
- информация по компенсации части родительской платы за ДОУ;
- правила для родителей;
- доска объявлений;
- Поздравляем!;
- тетрадь приема и сдачи детей;
- «Чем мы сегодня занимались»;
- «Советуем прочитать», «Выучите вместе с нами»;
- выставка творческих работ по итогам занятий по изобразительной деятельности;
Наглядно - информационный материал: информационно – деловое оснащение «Сентябрь».
Консультативный материал:
- Возрастные особенности детей (информационный лист);
- Обязанности родителей. Права родителей (информационный лист);
- Как воспитать активного ребенка (консультация).
Совместная деятельность родителей и детей: Рассмотреть с ребенком через увеличительное стекло различные мелкие предметы. Предложить зарисовать объект до рассматривания в лупу и после рассматривания, таким, как он виден с помощью лупы. Подчеркните, что лупа увеличивает объект: без лупы он выглядит маленьким, а через лупу – большим.
|