Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Структура рабочей программы педагога |
 Скачать 132.35 Kb. |
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА
Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта. Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями на основании Закона «Об образовании» (ст. 32. пп.6-7.) Нормативные документы для составления рабочей программы:
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Федеральный перечень учебников
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Требования к оформлению рабочих программ педагога
Текст рабочей программы педагога включает 12 основных структурных элементов:
Титульный лист (название программы).
Пояснительная записка.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
Цели изучения курса (общеучебные и предметно- ориентированные).
Структура курса
Контроль реализации программы
Календарно-тематическое планирование курса
Уровни усвоения модуля.
Требования к уровню подготовки учащихся
Планирование по модулям
Перечень учебно-методического обеспечения.
Список литературы (основной и дополнительной).
Приложения к программе .
Все структурные элементы рабочей программы педагога должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Пояснения к структурным элементам программы
Функции рабочей программы и требования к ней, способы построения рабочей программы.
Любая рабочая программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:
нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки-уровня обученности учащихся.
Функции программы определяют следующие требования к ней:
Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).
Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
Наличие признаков нормативного документа.
Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
Конкретность представления элементов содержания образования.
Таблица 1
Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы рабочей программы
| Содержание элементов рабочей программы
| Титульный лист
| - полное наименование образовательного учреждения, - гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты); - название учебного курса, для изучения которого написана программа; - указание параллели, на которой изучается программа; - фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких); - название города, населенного пункта; - год разработки программы.
| Пояснительная записка
| - кому адресована программа: тип (общеобразовательное), вид (лицей.) учебного учреждения и определение класса обучающихся; указание наименования, автора и года издания примерной или авторской программы , на основе которой разработана рабочая программа. - концепция (основная идея) программы; - обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь); - указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет; - кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения; - указание на место и роль курса в обучении; - цели,задачи; количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных практических работ, экскурсий, проектов исследований. (Можно указать резервное время). учебно-методический комплект и дополнительная литературеа (название основного (базового) учебника, класс, Ф.И.О. автора, издательство, год издания, аналогично - дополнительная литература, Интернет-ресурсы). - основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых); - общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий; - логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана; - система оценки достижений учащихся; - инструментарий для оценивания результатов; - приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
| Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
| Указываются основные нормативные документы, исходные для составления рабочих программ учебных курсов .
| Цели изучения курса (общеучебные и предметно- ориентированные).
| Определяются обще учебные цели(компетенции) изучения курса . Определяются предметно- ориентированные цели.
| Структура курса
| перечень основных модулей (разделов), тем и последовательность их изучения; количество часов на изучение каждого модуля( раздела) .
| Контроль реализации программы
| Стартовый и итоговый контроль( может быть вынесен в приложение к рабочей программе) Перечень проверочных работ по модулям Перечень практических, лабораторных работ Творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; возможные виды самостоятельной работы учащихся. Комплект теоретических вопросов на конец года.
| Календарно- тематическое планирование
| Структурный элемент программы, включающий следующие элементы: Номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана, а также их реализацию. Перечень разделов Тема урока Сроки (дату) проведения. (При составлении календарно-тематического планирования дата проведения урока планируется, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. Необходимое требование: совпадение даты урока по плану, фактического проведения и записи в классном журнале и ученических тетрадях.) Вид урока (практическая, лабораторная работа, экскурсия и т.д.). Вид контроля. Домашнее задание в письменной или цифровой форме (§__, стр___).
| Уровни усвоения модуля.
| Обязательный минимум содержания образования по предмету
| Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
| В данном разделе прописываются требования к: - знаниям; - умениям; - компетенциям.
| Планирование по модулям
| Указываются основные модули ( разделы) программы и планируется какие компетенции должен иметь учащейся при изучении данного модуля.
| Перечень учебно-методического обеспечения
| - методические и учебные пособия( в соответствии с Федеральным перечнем) - оборудование и приборы; - дидактический материал; - др.
| Список литературы (основной и дополнительной)
| - литература, использованная при подготовке программы; - литература, рекомендованная для учащихся; - образовательные диски.
| Приложения к программе
| - основные понятия курса; - списки тем рефератов; - темы проектов: - темы курсовых и творческих работ; - примеры работ и т.п.; - стартовый и итоговый контроль
| Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога
Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Это не исключает возможности предоставления внешних рецензий на учебную программу. Рабочие программы могут обсуждаться на методических советах школ и районных методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения рабочей программы руководителем образовательного учреждения.
Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач. Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:
дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;
описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;
возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;
существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
Не допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить...», «рассказать...», «сообщить...» и тому подобные). Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся. При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса. В этих требованиях, как правило, отражаются:
основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;
конечная система или комплекс знаний;
перечень умений и навыков (способов деятельности);
перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.
Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными требованиями. Требования к уровню освоения дисциплины формулируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений. Здесь же отражается организация итогового контроля по данному курсу.
В календарно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы (см. Приложение 2 Примерного положения о рабочей программе педагога (Приложение 1)).
При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.
Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:
единства содержания обучения на разных его уровнях;
отражения в содержании обучения задач развития личности;
научности и практической значимости содержания обучения;
доступности обучения.
Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков. Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. При подготовке авторской или рабочей программы нередко возникает потребность в переработке, отборе или самостоятельной разработке проверочных материалов.
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.
Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Пример библиографического описания: представлен в приложении 1.
Следует обратить внимание на то, что в последнее время выбор программ и учебников значительно расширился. Альтернативная учебная литература имеется практически по всем предметам федерального компонента Базисного учебного плана. Поэтому при выборе учебника необходимо учитывать как содержательные, так и дидактические критерии. Основными требованиями к учебнику являются:
его соответствие требованиям образовательного стандарта и учебной программы, полное и детальное отображение всех ее основных тем;
отражение логики и требований программы в структуре и содержании учебника;
полнота выполнения дидактических функций (информационной, развивающе-воспитательной, координирующей, самоконтроля);
информативность основных текстов, оптимальность системы заданий;
целесообразность внетекстовых компонентов, полиграфическое качество учебника.
Большое количество учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей и других составляющих учебно-методического комплекта необходимо внимательно изучать при составлении рабочей программы. Разработчик программы определяет, насколько данный комплект способен обеспечить достижение целей и задач, поставленных в авторской или модифицированной учебной программе. Необходимость этого обуславливается тем, что даже самая лучшая программа, не обеспеченная учебно-методическим комплектом, вызывает трудности для обучающихся и не может в полной мере способствовать достижению поставленных в ней целей. В случае невозможности использования существующих учебно-методических комплектов перед автором учебной программы возникает задача разработки соответствующего в программе комплекта. Для реализации авторской или рабочей программы уже имеющийся учебно-методический комплекс может быть использован не полностью, а частично. В этом случае очень важно, чтобы необходимые учебники и учебные пособия имелись в нужном количестве в фонде школьной библиотеки. Недостаточная информированность учителей о состоянии школьного библиотечного фонда часто влечет необоснованные требования по закупке необходимых учебников и пособий к родителям учащихся. Также учителю недопустимо в течение учебного года заменять на новые уже используемые учебники и пособия. Подобная непродуманность не только приводит к дополнительным материальным затратам, но и часто становится причиной несоответствия требований программы возможностям учебника. Таким образом, учебно-методический комплект, являясь неотъемлемой частью образовательной программы школы и учебной программы по предмету, должен быть объектом регулярного контроля со стороны администрации образовательного учреждения. В то же время, его изменение и уточнение – вполне допустимое явление. Однако нельзя забывать, что все проводимые корректировки нуждаются в тщательной и продуманной процедуре. |
|
|