Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Стенгач Вадим Иванович Стенгач Людмила Николаевна Толковый словарь (глоссарий) |
 Скачать 0.7 Mb. |
1 2 3 4 5 6 7 Стенгач Вадим Иванович
Стенгач Людмила Николаевна Толковый словарь (глоссарий)
терминов по курсу истории России часть I (IX – XVII в.в.)
Утвержден на заседании Городского методического объединения учителей истории и обществознания 11.11.2007 г.
Дубна, 2007
Термины по курсу истории России. А
Автокефалия
| (греч. αυτός, «сам» + греч. κεφαλή, «голова») — самоуправление, независимость. Автокефальной называется в православии административно полностью независимая поместная церковь, во главе которой стоит епископ в сане патриарха, или архиепископа, или митрополита.
Исключительной прерогативой автокефальной церкви является право самостоятельно совершать мироварение.
Право предоставления (обретения) автокефалии в православии не определено ясно и окончательно и является предметом пререкания между Константинопольской кафедрой и иными поместными церквами.
| Б
Бармы
| драгоценное оплечье, украшенное изображениями религиозного характера. Впервые в России Б. появились у московского князя Ивана Калиты (14 в.). Надевались византийскими императорами, а также русскими князьями (с середине 16 в. до начала 18 в. царями) во время коронации и торжественных выходов.
| Барщина
| термин, означающий повинность, отбываемую крепостными и временно обязанными земледельцами в пользу землевладельца, в основном за предоставление в их пользование части земли последнего, заключающуюся в даровом обязательном, преимущественно сельскохозяйственного характера, труде.
Из этого определения мы можем вывести главнейшие принципы данного института.
Барщинная повинность заключается в труде, чем она и отличается от повинностей, заключающихся в доставлении денег (см. Оброк) или естественных произведений труда.
Труд этот обязательный, то есть не зависящий от свободного взаимного соглашения отдельных лиц, а прямо вытекающий из установившихся между сторонами отношений, в большинстве случаев получивших законодательную санкцию; этим существеннейшим своим признаком Барщина отличается от труда свободного и подлежит критической оценке лишь в сравнении с ним; ввиду этого же признака под понятие Б. в полном смысле слова не может подходить обусловленный добровольным соглашением сторон земледельческий труд, заступающий место денежного платежа за пользование землей при её срочном найме. Кроме того, это труд даровой, отбываемый лишь в виде вознаграждения за пользование землей, но не требующий сам вознаграждения, чем Б. и отличается от так называемых «принудительных работ».
Барщинная работа исполняется в пользу земледельца — феодального сеньора на Западе, помещинного или вотчинного боярина в России, каковыми являлись лица высшего привилегированного сословия, отчего и произошли её немецкое (на староверхнегерманском наречии «fro» означало господина), русское (от «боярин») и польское (от «pan» — господин) названия; этот признак служит отличительной чертою Б. от обязателных работ, отбываемых в пользу государства или общины, как, наприм., проведение дорог, постройка плотин и т. п., входящих в разряд так называемых натуральных государственных повинностей (см. Повинности).
Исполнение работ, составляющих содержание этой повинности, лежит на крепостных и временно обязанных, одним словом, зависимых от землевладельца земледельцах, потому что как возникновение, так и прекращение Б. тесно связано с установлением и отменой крепостного права, являясь одним из важнейших её элементов; при этом необходимо обратить внимание на отличие Б., с одной стороны, от работ, принимаемых на себя свободным человеком взамен наемной платы, с другой стороны — от невольничьего или рабского труда. Что касается первого различия, то характеристическою его чертою является срочность договорного отношения и возможность его одностороннего прекращения при известных условиях, не говоря уже об определенности обязательства, которая хоть и не чужда барщине, но далеко не является при ней общим правилом. Обращаясь ко второму противопоставлению, нельзя не заметить, что рабство, всецело охватывающее личность и приравнивающее раба к вещи, не оставляло ему ни малейшего простора деятельности, не признавало за ним никаких ни личных, ни имущественных прав, потому что как всякая работа раба, так и её произведения считались собственностью господина и назначение их вполне зависело от произвола последнего.
| Бесермены
| название татар, преимущественно купцов, бравших на откуп сбор дани
| Баскаки, даруги
| чиновники монгольского хана, ведавшие сбором дани и учётом населения в завоёванных землях; имели военные отряды, с помощью которых подавляли выступления покорённого населения против монголо-татарского ига. На Руси появились в середине 13 в., но уже в начале 14 в. ханы были вынуждены сбор дани на Руси передать в руки русских князей.
| Белая Орда (Ак Орда)
| степной район на восток от Волги до Западной Сибири; одна из двух частей распавшейся в 14 в н.э. Алтын Орды (восточный Дешт-и-Кипчак), управлявшаяся сыном Джучи Батыем и его потомками-чингизидами; второй частью управлял другой сын Джучи - Орда-хан. С приходом Орыс(Арыс)-хана в 1332 г. фактически стала фундаментом Казахского Ханства.
Столица - Сыганак.
| Белые люди
| привилегированные, свободные от налогов и повинностей государству горожане
| Бирючи
| (бирюч), в Древней Руси глашатай, объявлявший на площадях волю князя; помощник князя по судебным и дипломатическим делам.
| Бобровники
| люди, получавшие в старину право от князей и других владельцев (в Малороссии XVII в. от гетмана) ловить бобров в их владениях.
| Бояре
| княжьи мужи, из которых состояла старшая дружина князя, помогали князю в правлении и заведовали княжескими полками в походах (от «бои», «бить»; от «боляре», «болеющие о чем-то»; от «болий», «больший»)
| Бояре введённые
| бояре, получившие особое княжеское пожалование за выполнение ответственных поручений князя (введен в первой половине XV века)
| Бояре путные
| путники, бояре на Руси, получавшие в русских княжествах 14 - 1-й половине 16 вв. в управление административно-территориальные единицы пути.
| В
«Варяжские княжества»
| города, временно подчинявшиеся варягам и со временем превращавшиеся в политические образования (по определению В. Ключевского)
| Великая замятня
| борьба за власть в Орде в сер. XIV века
| Великие Четьи-Минеи
| свод оригинальных и переводных литературных памятников, состоящий из 12 томов (более 27 тыс. страниц). В него вошли сочинения, предназначавшиеся для «душеполезного» чтения, их состав был подобран и утвержден церковью и должен был регламентировать годовой «круг чтения» на каждый день. Составлен под руководством митрополита Макария.
| Вервь
| соседская община на севере (от «веревки», которой мерили участки земли)
| Вече
| народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел (от старославянского «вет» — совет). Вече возникло из племенных собраний славян. В летописях вече впервые упоминается в Белгороде под 997, в Новгороде Великом — под 1016, Киеве — под 1068. С образованием древнерусского государства феодальная знать использовала вече для ограничения власти князя. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (вторая половина XI—XII века). Вече не было подлинным народовластием, фактически власть принадлежала феодальным и городским верхам;[Источник?] однако оно предоставляло народным массам определённую возможность воздействовать на политическую жизнь. Феодальная знать поэтому стремилась уменьшить значение веча, а княжеская власть добивалась полного упразднения вечевых порядков. Согласно точке зрения И.Я. Фроянова, несмотря на то, что представители знати (князья, бояре, церковные иерархи) являлись непременными участниками веча, и руководили его работой, они не обладали достаточными средствами, чтобы саботировать его решения или подчинять своей воле. В компетенцию вечевых собраний входил широкий круг вопросов — заключение мира и объявление войны, распоряжение княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами.
В Северо-Восточной Руси, где города были ослаблены монголо-татарским вторжением, укреплявшаяся великокняжеская власть уже к концу XIV века ликвидировала вечевые учреждения. Однако во время обострения классовой борьбы народные собрания в городах неоднократно принимали форму веча (восстания в Твери в 1293 и 1327, в Москве в 1382, 1445 и 1547, и другие). Дольше всего вечевой строй удерживался в Новгородской (до 1478) и Псковской (до 1510) феодальных республиках, где он достиг наибольшего развития, а также в Вятской земле.
| Вира
| древнерусская мера наказания за убийство, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения.
Величина виры зависела от знатности и общественной значимости убитого. Со становлением древнерусской государственности стала определяться писаным законом («Русскими Правдами») и уплачиваться князю. Постепенно вытесняла обычай кровной мести.
| Вирник
| в древн. Руси лицо, взыскивающее виру, служебная должность при древнем княжеском суде; позже недельщик.
| Воевода
| военачальник, нередко как правитель, совмещавший административную и военную функции. Термин это появился в X веке и часто упоминается в летописях. До XV века он обозначал либо командира княжеской дружины, либо руководителя народного ополчения.
Титул использовался в средневековых Чехии, Боснии, Болгарии, Венгрии, Хорватии, Сербии, Молдавии, Валахии и Трансильвании в качестве титула военачальника.
В Болгарии командующие повстанцами во время оттоманского владычества также назывались воеводами (болг. войвода).
В современной Польше воевода — должность главы воеводства, соответствующая губернаторской.
| Военная повинность
| обязанность русских земель посылать людей в войско хана
| Воин
| (мн. воины и вои), стар. воинственник, воинник, зап. вояк; служащий в войске, военный, солдат, ратай, ратник. Иду на вои воевати. Один в поле не воин. Такой воин, что сидит, да воет. Воин: сидит под кустом да воет. || Воинами, в отечественную войну нашу, назывались особое ополчение, набранное из одних удельных имений Великой Княгини Екатерины Павловны. Воеватель, воитель м -ница ж воевник, -ница, ратный воин на деле, сражавшийся особ. предводитель; || правитель охочий до брани, воинственный, возбуждающий войну. Военщина, собрание офицеров и вообще служащих в военной службе. На балу почти все военщина была (Наумов). Воинство, войско ср. военная сила, армия, рать, ополчение, в целом состав или в частях. Войско регулярное, строевое, стройное; нерегулярное боевое нестройное, напр. казачье. Нестроевым назыв. у нас небоевую часть войска, обозную. Казачьи войска нестройное, но строевое войско (боевое). Казачьи сословия наши образуют, каждое по себе, особое войско: Донское, Терское, Кубанское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Астраханское, Башкирское и пр. Войско морское сухопутное; войско пешее, конное. Войско, на Урале назыв. весь наличный комплекты казаков, которые осенью, зимой и весной рыбачат (Шейн). Воинство небесное, ангельские силы, лики ангелов и архангелов. Военный, о человеке, служащий в войске, о деле вещи, относящийся к войску, ратный, боевой, воинский; но обычно, разумеют, сухопутно военный, не морской. Военная краска, черная и белая, в косых клетках, с жаркими коймами. Воинственный, арх. воистый, готовый к бою, ко драке, к войне, мужественный, храбрый. Воист был Иванушка годинович, повоистее того Илейка Муромец, сказка. Воинственность ж. свойство бранелюбивого, готового на бой. Войсковой, войский, относящийся к войску, к нему принадлежащий; более употребл. о войсках казачьих. Войсковой атаман, главный начальник войска, наказный атаман зауряд-начальник, наместник. Войсковой товарищ, у малороссийских казаков, сперва были почетное звание заслуженных воинов, потом чин сотника. Войсковой есаул род старшего адъютанта, дежурного штаб-офицера управлявшего канцелярией. Воинствовать стар. быть человеком военным.
| Волости
| единица административно-территориального деления России. В Древней Руси — вся территория земли (княжества); полусамостоятельный удел; сельская территория, подчиненная городу. С конца XIV века — часть уезда, с 1861 — единица сословного крестьянского управления. Была упразднена Административно-территориальной реформой 1923-1929 годов.
В настоящее время в ряде регионов России — сельская административно-территориальная единица, входящая в состав района. В других регионах волостям соответствуют такие единицы, как сельсовет, сельская Администрация, сельский округ, сомон.
В Эстонии волость является сельской административно-территориальной единицей, входящей в состав уезда.
| Волость святой Софии
| Новгородская земля
| Волхвы
| особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были «мудрецы» или так называемые маги, мудрость и сил которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его Волхвы или мудрецы могли представлять собою разные степени «мудрости» - от простого невежественного знахарства до действительно научного знания. Родина В. - древний Восток, Волхвы или маги являются в качестве особого класса у мидян и персов. По свидетельству Геродота, они составляли одно из шести племен древних мидян, быть может, сосредоточивавшее в своих руках все религиозные функции, как это было, например, с племенем левитов у древних евреев. Но мидийское или персидское происхождение магов не может быть признано уже потому, что оно не захватывает существования волхвов в более отдаленные времена, у более древних народов, как, напр., ассиро-вавилонян.
| Вотчина
| земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Синонимы вотчины: сеньория, поместье, манор.
С VIII—IX вв. вотчина является господствующей формой землевладения в большинстве стран Западной Европы. В процессе формирования вотчины создавался аппарат принуждения (суд, администрация и т. д.). Крестьяне сохраняли свою общинную организацию (община, альменда). Вотчина различалась по экономической структуре (в зависимости от роли домена, типа эксплуатации крестьян), по величине, по социальной принадлежности вотчинников (светские, в том числе королевские, церковные), по юридическому происхождению прав вотчинников (феоды, аллоды).
| Выморочный удел
| земельное владение, отходившее великому князю из-за отсутствия наследников
| |
1 2 3 4 5 6 7 |
|