Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Статья «дидактические игры для развития логического мышления у детей с использованием сказочного домика» |
 Скачать 48.32 Kb. |
СТАТЬЯ
«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОЧНОГО ДОМИКА»
Составила:
воспитатель Санникова Г.В.
Санкт-Петербург
2014 г.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных навыков и способностей, которые позволяют легко усваивать новое. С помощью воспитателя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них.
Без способности к самостоятельному мышлению невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Особенно остро встает вопрос о способах и средствах развития логического мышления. Логическое мышление – это развитие логических приемов мыслительной деятельности, а также умение понимать, прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие умозаключения. Проблеме развития логического мышления детей большое внимание уделяли многие педагоги: З.А. Михайлова, А.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак и др.
Известный советский психолог А.С. Выгодский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».
Единственный правильный путь, ведущий к усвоению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Усвоению достаточно сложных знаний, формированию интереса к ним, помогает игра – одно из самых привычных для детей занятий. Игра в детском возрасте – ведущая деятельность ребенка.
В дидактической игре ярко проявляется характер каждого участника, его интеллектуальные способности. Дидактические игры с математическим содержанием формируют у детей умение правильно определять и соотносить величину предмета, правильно разбираться в параметрах протяженности предметов, способствуют развитию элементарных математических представлений, элементов геометрического мышления. У детей формируется устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и самостоятельно приобретать их. Дети учатся наиболее полно использовать проблемно-поисковый метод обучения. Использование дидактических игр создает условия для наиболее полного развития словесно-логического мышления. Речь ребенка формируется в единстве с формированием его мышления. Дидактические игры способствуют пополнению, активизации словаря детей, способствуют правильному звукопроизношению, развитию связной речи, умению правильно выражать свои мысли.
Психофизическое значение дидактической игры заключается в том, что в игре формируется важные качества личности ребенка – способность к самооценке. Занимательные математические задачи развивают логику и математические способности ребенка.
Нашей промышленностью производится много игр для развития мышления детей. Я использую их в своей работе. Эти игры удобны в использовании и обработке, более прочны, нежели самодельные игры. Также я использую в своей работе и игры, которые делаю сама. Так для работы мне была необходима дидактическая игра, способствующая развитию процессов самоконтроля детей, наблюдательности, развитию таких приемов умственных действий, как анализ, синтез, сравнение и обобщение, развитию речи детей. Я сделала домик из полипропилена с окнами в виде геометрических фигур. Домик очень удобен в использовании, многофункционален, легко обрабатывается. Мной был также разработан ряд игр к этому пособию. Эти дидактические игры могут быть использованы как на различных занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
ИГРЫ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДОМИКОМ
| "Угадай, кто это?"
Цели: Узнать в героях определенные черты характера, обогащать и активизировать словарный запас детей, способствовать формированию положительных черт характера, способствовать полноценному развитию ребенка.
Ход игры
Ведущий
(В роли ведущего могут быть разные дети)
Обращает внимание детей на закрытые окошки сказочного домика, и объясняет, что он загадал какого-либо известного сказочного героя, или героя мультфильма, и описывает его, называя черты характера.
Задача остальных участников игры – узнать персонаж и, если персонаж угадан верно, в окошке домика найти его портрет.
|
"Что изменилось?"
Цели: Развитие внимания и наблюдательности. Закрепление лексических тем, знаний геометрических фигур и цифр.
Ход игры
В каждом окошке сказочного домика находится его "житель". "Жителями" домиков могут быть и сказочные персонажи, и цифры, и геометрические фигуры. Каждый ребенок по очереди становится водящим.
Водящий выходит из комнаты, за это время в домике производится несколько изменений (меняются "окошками" жители домика).
Задачи водящего правильно подметить сделанные изменения. "Отыскивание цифр"
Цели: Тренировать объем внимания. Повышать скорость ориентировочно-поисковых движений взора. Воспитывать выдержку, умение преодолевать непосредственные побуждения.
Ход игры
Детям предлагается рассмотреть сказочный домик, в окошках которого расположены цифры. Детям дается задание показать и назвать эти числа по порядку. Сделать это нужно как можно быстрее, но не ошибиться. "Волшебные фигуры"
Цели: Развивать творческое воображение, умение создавать целостный образ из абстрактной фигуры.
Ход игры
В каждой "квартире" домика живет непонятная фигурка. Нужно достать её, внимательно рассмотреть, обвести на бумаге, дорисовать и рассказать, кто же будет жить в каждой квартире домика. "Сосчитай"
Цели: Развивать умение определять конкретные цели своих действий, формировать волевые качества для управления своим поведением.
Ход игры
В каждом "окошке" волшебного домика раскладываются различные геометрические фигуры. Детям предлагается вести одновременный счет различных фигур. Например, один круг, один треугольник, два круга, два треугольника и т.д. Считая, ребенок переходит из окошка в окошко, с этажа на этаж. "Поиск задуманной фигуры"
Цели: Развитие словесно-логического мышления.
Ход игры
Ведущий прячет за ставнями волшебного домика различные фигуры и предлагает отгадать, где какая фигура спрятана. Сделать это можно, лишь задавая ведущему вопросы, отвечать на которые он может лишь словами "да", или "нет". Выигравшим считается тот, кто угадает фигуру, назвав наименьшее количество вопросов. "Кто в домике живет"
Цели: Развитие фантазии, воображения, скловесно-логического мышления.
Ход игры
Детям предлагается вынуть ставни из дома, ставни – это геометрические фигуры. Из всех этих геометрических фигур составить какой-либо предмет, животное, и т.д. Составить рассказ или сказку.
|
|
|