Этап занятия
| Деятельность преподавателя
| Деятельность
обучающихся
| Форма контроля
|
1. Организационный
| Приветствие, проверка готовности к занятию
| Приветствие, организация рабочего места.
|
|
2. Актуализа-ция опорных знаний
| Повторение понятий предыдущей темы «Статусная теория личности» с целью перехода к изучению нового материала.
|
Организация работы обучающихся в группах с использованием игрового приема «терминологическое лото». Задания в Приложении 1.
Организует беседу обучающихся по взаимопроверки заданий.
| Обучающиеся работают в группах по 4 – 5 человек. Задание:
1. Из набора терминов и понятий составить словарь по теме «Социальный статус», подобрав каждому термину соответствующее определение.
2. Приклеить на лист.
3. Представить готовую работу для проверки.
| Беседа: Устная взаимопро-верка «словарей»
|
3. Постановка учебной задачи
| Постановка проблемного вопроса
|
- Обращает внимание на то, что среди терминов обучающимся встретился ранее не изученный – «социальная роль».
- Уточняет его определение.
- Простит ответить, кто формирует эту модель поведения?
- Должен ли человек следовать этой модели?
Чтобы найти ответ на последний вопрос, предлагает ознакомиться подробнее с ролевой теорией личности.
Записывает тему на доске.
| Обучающиеся отвечают на вопросы:
- Модель поведения устанавливают люди.
- Человек должен следовать модели поведения.
- Человек может нарушать эти правила.
Записывают тему в тетради: «Социальная роль»
| Беседа.
|
4. Усвоение новых знаний и способов действий
| Лекция с использованием приема «фиш-боун».
|
На доске рисует «скелет рыбы», где голова – вопрос, хвост – ответ, кости – термины и понятия. Приложение 2.
Записывает проблемный вопрос на голове «рыбы».
По ходу лекции добавляет к «рыбе» записи.
Для лекции использует презентацию.
Приложение 3.
| Формулируют проблемный вопрос: Почему человек не может вести себя так, как ему хочется в любой ситуации?
Оформляют «рыбу» в тетради.
| Конспект лекции
|
5. Закрепление знаний
| Ролевая игра с целью поиска ответа на проблемный вопрос.
|
Организует работу учащихся в парах, выдает «кейсы», поясняет им задания.
Задания в презентации, а тексты заданий в приложении 4.
| Обучающиеся в парах обсуждают задания кейсов и готовятся к выступлению.
| Ролевая игра
|
1. Приглашает для выступления тех обучающихся, которые готовы к демонстрации заданий.
| 1. Студенты, которые готовы к выступлению, показывают сценку, пантомиму или рассказывают от лица героя. Остальные угадывают о какой роли идет речь, задают вопросы выступающим.
|
2. Организует беседу по вопросам:
- Как формируется ролевая модель?
- Тождественно ли ролевое ожидание и ролевой исполнение?
- К чему может привести несоблюдение ролевой модели?
| 2. Отвечают на вопросы:
- На основе прав и обязанностей социального статуса.
- Не всегда.
- Иногда к положительным результатам и событиям в жизни человека. Но в реальной жизни чаще – к конфликтам с окружающими, в которых человек изначально не прав.
| Беседа. Анализ ситуаций.
|
6. Рефлексия
| Предлагает записать ответ на проблемный вопрос на хвосте «рыбы».
| Формулируют ответ на проблемный вопрос и записывают его в тетрадях. Некоторые зачитывают свои ответы.
| Письмен-ный ответ на вопрос.
|
7. Подведение итогов занятия
| Подводит итог выполненной работы.
Выставляет отметки.
| Дают оценку деятельности группы в целом.
| Беседа
|
8. Информация о домашнем задании.
| 1. Повторить конспект лекции.
2. Сообщение «Я и ролевой конфликт». Подробные вопросы в презентации.
| Знакомятся с заданием, уточняют его.
| Письмен-ное сообщение в тетради.
|