Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Система моей работы с одарёнными детьми включает в себя следующие компоненты |
 Скачать 108.72 Kb. |
Одним из приоритетных направлений в моей педагогической деятельности является работа с одарёнными детьми. Это направление я считаю актуальным, так как современному обществу нужны личности инициативные, способные творчески мыслить, находить нестандартные решения.
В обыденной жизни одарённость – синоним талантливости. В психологии же под одарённостью понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающееся с интересом к ним. Одарённых детей отличает успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно: в классе на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, во внеурочной деятельности необходимо развивать способности одарённых детей. В условиях сельской школы обучение одарённых детей базируется на принципах индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса.
Система моей работы с одарёнными детьми включает в себя следующие компоненты:
Выявление одарённых детей.
Развитие творческих способностей на уроках.
Развитие способностей во внеурочной деятельности.
Создание условий для всестороннего развития одарённых детей.
Прежде всего, одарённых детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы, в поиске ответов часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Моя задача как учителя предпринимать всё возможное для развития таких детей.
Первым помощников в этом деле является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся на уроке я использую творческие задания, филологические задачи, тексты с ошибками, проблемные ситуации. Их решение требует от учащихся не только хорошего знания событий, языковых и литературных фактов, но и направлено на развитие нестандартного мышления, которое даёт возможность с разных сторон взглянуть на языковые и литературных факты, развить творческие способности и повысить заинтересованность языкознанием и отечественной литературой:
работа по группам («Многочисленная дворня барыни» (по рассказу И.С.Тургенева «Муму», «Живая или мёртвая душа Чичиков?» и др.
• урок – диспут (В 10 классе после изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; по пьесе М.Горького «На дне» и др.)
• урок – суд (Суд над помещиками из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)
• литературная гостиная. («Пришёл в этот мир поэт…»О жизни и творчестве С.Есенина; М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества и др.)
• проведение уроков в форме КВН, литературных турниров по сказкам А.С.Пушкина, Г.Андерсена
• инсценировка басен И.А.Крылова;
• запись сказки «Курочка Ряба» в разных стилях;
• « Я – литературный редактор»;
• составление кроссвордов;
• «Я – творец» (придумай продолжение сказки, истории; сочинение былин на тему ЗОЖ);
• интеллектуальные разминки (несложные, окрашенные юмором вопросы, например: чем похожи слова казак и шалаш?);
• игровые пятиминутки на уроках: конкурс на самого внимательного читателя, «Кто больше…(назовёт пословиц, подберёт синонимов и т.п.) На примере курса русского языка в 9 классе я приведу фрагменты уроков с использованием таких заданий. В начале или в конце урока использую задачи – минутки такого содержания:
1.Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень, и июль
Колыбельной лаской млеет.
В чем заключается необычность стихотворения В.Я.Брюсова?
(Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского
алфавита).
2. «Третий лишний»:
а) прервать, премия, премудрый
(премия - нет приставки, в остальных случаях - приставка пре-).
б) исходный, испуганный, известный
(известный - приставка из-, в остальных случаях - ис-).
в) подьячий, подробный, подсобить
(подсобить - приставка под-, в остальных случаях - по-).
С повышенным интересом учащиеся выполняют задания с пропуском понятий, исправляют тексты с ошибками, выполняют творческие работы. Приведу примеры тем творческих работ:
Работа по развитию речи.Дописать недостающие слова в карточке, прочитать полученный текст. Составить схему данного предложения, охарактеризовать его.
Глубоко символично, что у слов *** и *** один корень; для*** ёмкое понятие
Родины неразрывно связано с***, где ты*** и ***, с речкой, на берегах которой
прошло твоё***, с ***, посаженной вместе с друзьями за ***. (Глубоко символично, что у слов Родина и природа один корень; для многих из нас
ёмкое понятие Родины неразрывно связано с домом, где ты родился и вырос, с речкой,
на берегах которой прошло твоё детство, с рощей, посаженной вместе с друзьями за
околицей.)
[ ], ( что…) ; [ …(где…), ( ...которой…), … ]. Выполнение такого уровня заданий на уроках позволяет развивать способности учащихся, выявлять одарённых детей и работать по их развитию.
На уроках в старшей школе у меня сложилась система проблемно – диалогического обучения, которая позволяет работать с одарёнными учащимися, привлекая школьников к активному участию в решении проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.
В качестве примера приведу систему проблемных вопросов и заданий по курсу литературы 10 класса.Метод поисковой беседы использую, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем. Например, в начале обобщающего урока в 10-м классе по теме «Раскольников и «сильные мира сего» даю задания проблемного характера: Для решения этой проблемы класс делю на учебные группы, которые двигаются по этапам, исследуя документы к уроку:
Карточка №1
Вспомните сиену посещения Раскольникова Лужиным.
1. Как описывает автор романа появление Лужина в каморке Раскольникова?
Чем он выделяется среди собравшихся здесь?
2. В разговоре е Раскольниковы м Лужин постоянно употребляет слово «новый»: «новые полезные мысли», «новые полезные сочинения» и др. Какой смысл приобретает это словечко в устах Л ужина? В чем особенность речи Лужина?
3. Лужина часто называют «двойником» Раскольникова, имея в виду близость их «идей». В чем заключается эта близость? Почему Лужин вызывает у Раскольникова особую враждебность? Почему Раскольников с ненавистью воспринимает вес сказанное Лужиным? В каком отношении их можно все же назвать «двойниками»?
Карточка №2
«Лужин. Основное для него капитал и «дело». Этому отданы ум и чувства героя. Ум изворотливый, чувства извращенные. Способен для достижения своих целей на демагогию, клевету, понос. Все по расчету; в том числе и брак. Как говорит автор, более всего на свете любил и; ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». Лужин узок и однолинеен».
Ю.Г. Кудрявцев. Три круга Достоевского. 1979.
1. Дайте свою характеристику Лужину, обращаясь к тексту. 2. Можно ли встретить Лужина в наши дни? Чем он мог измениться, а что обязательно должен был сохранить, чтобы остаться Лужиным?
Карточка №3
1. Как третий сон Раскольникова, в котором он вторично пытается убить старуху-процентщицу, подготавливает появление Свндригайлова? Что вносит его появление в повествование?
2. В разговоре Свидригайлова с Раскольниковым, который начался с будничных тем, вдруг возникает тема вечности — о том, что ожидает человека после смерти как награда или наказание за прожитую жизнь. Какой видит «вечность» Раскольников и какой она представляется Свидригайлову'.' Почему их предстаатенил столь разные? В чем символический смысл образа — вечности в романе?
Карточка №4
I. Почему вторую встречу Раскольникова со Свидригайловым автор романа переносит в трактир с названием «Хрустальный дворец»? Что является центральной темой их разговора н трактире и почему?
2. Почему Свидригайлова больше всего удивляет, что Раскольников все еще носит в своей груди Шиллера?
Карточка №5
«Когда Свидригайлов хочет стреляться. Он идет среди густого молочного тумана по скользкой, грязной деревянной мостовой к Малой Неве: «Ему мерещились высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, Мокрые деревья и кусты, и, наконец, тот самый куст...»
Свидригайлов как будто ищет гот куст, в котором спал Раскольников и о котором больше ничего в романс не говорится».
Шкловский. За и против. 1967.
Что привело Свидригайлова к самоубийству? Почему Раскольникова так нора шло известие о самоубийстве Свидригайлова? Какую роль это сыграло в явке Раскольникова с повинной?
Карточка №6
«Свидригайлов практически добр до самой последней минуты, только по отношению к Соне, Дуне, малолетней невесте, но и по отношению к первым встречным». (В. Кирпотин)
"Свидригайлов - это освобождение от запретов нравственности, данное злодею, не знающему ничего кроме своих желаний, и Приходящего к смерти» (В. Шкловский)
[Свидригайлов] «...представлен как воплощение нравственного растления и гибели .... Слоя «образованных», к который включал, по мнению Достоевского и нигилистов». (М. Гус) . 1. Прав ли Свидригайлов, говоря Раскольникову, что у них естьобщая точка?
2. Верна ли точка зрения, что Свидригайлов еще один «двойник» Раскольникова в романе.
Вопросы: Можно ли согласиться с данными тезисом?
После такой работы возвращаемся к проблемным вопросам.
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся. При изучении культуры СССР 1930-50-х гг. (11кл.) проблема была сформулирована так: “Какие изменения произошли в культуре СССР по сравнению с 1920-ми годами?” Проблему рассматривали поэтапно, в ходе работы были определены изменения в литературе, музыке, изобразительном искусстве (работа по группам). Собрали воедино все промежуточные выводы, подвели итог - ответили на проблемный вопрос. Одарённые дети являются лидерами и инициаторами поиска ответов на вопросы проблемного содержания.
Если самостоятельное решение проблемы строится на основе изложения учителя, то такое изложение не должно включать личного мнения учителя. Именно тогда этот метод будет активизировать самостоятельную работу детей.
Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию.Еще примеры с уроков. При изучении в 9 классе темы “Мертвые души” Н.В.Гоголядается следующее проблемное задание: «Можно ли Чичикова считать «мертвой» или »живой» душой?» одни критики считают – «живой», другие–«мертвой». Учащимся предлагается выяснить: кто прав? Одна группа выступает в защиту «живой», другая - в защиту «мертвой». Группам выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Учащиеся приходят к выводу, что правыми являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: “Пути возрождения». Подберите факты из критической литературы и из литературного произведения - текста, подтверждающие или опровергающие данное возрождение”.
Проблемное обучение поддерживает интерес учащихся к русскому языку и литературе как к предмету и к русскому языку и литературе как к наукам. Создавая на уроках русского языка и литературыпроблемные ситуации, используя другие способы проблемного обучения, я могу выйти за пределы минимального образовательного стандарта и научить школьников применять творческие методы исследовательского характера (определение причин по следствиям, реконструкция целого по частям и наоборот и т.п.).
Работа с одарёнными детьми ориентирует педагогов на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребёнок может максимально самореализоваться:
- важным этапом развития детей - создание детской организации «Семь ключей успеха», приоритетные направления работы: милосердие, ЮИД. Конкурсы, викторины, выставки – ярмарки традиционные в школе и в классе.
Классы учителя русского языка и литературы Бугаевой Натальи Ивановны участвовали в таких выставках плакатов, как «Мир против наркотиков», «Знай правила дорожного движения, «Осень! Славная пора!», «Пусть всегда будет мама», «23 февраля – День защитника Отечества», «День Святого Валентина» и другие.
Внеурочную деятельность по предмету считаю прекрасной базой по развитию способностей одарённых детей. Во внеурочной работе большое внимание уделяю использованию краеведческого материала. Школьное краеведение считаю важным фактором воспитания гражданственности, патриотизма, любви к родному краю. Краеведение создаёт благоприятные условия для всестороннего развития личности, расширяет кругозор, развивает познавательные интересы учащихся, способствует развитию исследовательских способностей детей. Формирование интереса начинаю с исследования тем, близких ребёнку: «Улица, на которой я живу», «История моего имени», «Из семейного альбома». В старших классах тематика становится сложнее, но в любом случае она связана с историей семьи, родного края: «История края в судьбах земляков», «Эхо войны».
Немаловажным считаю и создание условия для развития всесторонней личности. Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносят вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учёбу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребёнка, о полноценном витаминизированном питании. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант - это 1 % способностей, а 99% потения». Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.
Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности. Я много беседую с талантливыми ребятами. На этих психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня.
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. |
|
|