Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Ширеторова Людмила Галсановна, учитель английского языка, мбоу «Селенгинская сош» |
 Скачать 157.31 Kb. |
Ширеторова Людмила Галсановна, учитель английского языка,
МБОУ «Селенгинская СОШ», Тарбагатайский район
Методика организации исследовательской деятельности учащихся в школе
(из опыта работы школы)
«Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе»
А.Н.Колмогоров
Сегодня перед школьным образованием поставлены новые задачи. Главная задача управления образованием состоит в создании условий для запуска, поддержки и реализации инновационных процессов, направленных на изменение качества образования и демократизация образования.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний сегодня настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться. Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни».
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.
В чем же теперь заключается роль школы? Это интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя).
В XXI веке главной задачей школы становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в стремительно меняющемся мире, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Ведь развитие личности происходит лишь в процессе деятельности и обучения.
Данная ситуация требует от современного педагога широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, но не в традиционной форме урока, а в исследовательской и проектной деятельности, так как целостная система универсальных (общеучебных) знаний и умений не может появляться иначе, чем в ситуации разрешения надпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности.
Появляется необходимость внедрения в учебный процесс новых форм и способов ведения образовательной и воспитательной деятельности. Одной из самых оптимальных форм является исследовательская деятельность учащихся, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира и себя в этом мире.
Говоря о научной и исследовательской деятельности, надо сказать, что данный вид деятельности не может носить массовый характер и проводится с увлеченными, способными и подготовленными детьми. В овладении методами и приемами исследовательских навыков на уроках участвует весь класс, а для работы над НИР выбираются только те немногие ученики, которые имеют желание проводить исследование по выбранному явлению. Не у всех учеников хватает терпения довести исследование до конца. По данным исследователей в школьном коллективе доля учащихся, имеющих способности и склонности к творческой, научной и исследовательской деятельности колеблется от 5 до 20%. При современном личностно – ориентированном подходе в обучении воспитании такие дети должны иметь возможность для развития своих способностей.
Как быстро меняется отношение к научно-исследовательской деятельности. Сегодня современная школа стоит перед необходимостью пересмотра устоявшихся традиционных форм обучения учащихся. Научно-исследовательскую работу ведут не только ученики старших классов, но даже совсем маленькие дети младших классов.
Когда мы были студентами, мы начинали вести научно-исследовательскую работу только на старших курсах. Считалось, что студенты гуманитарных вузов не в состоянии вести научно – исследовательскую работу, вносить реальный вклад в науку. Поэтому создавалась лишь видимость активной научно-исследовательской работы студентов, ибо те проблемы, которыми они занимались, не представляли особого научного интереса и не были ориентированы на практику. Это имело прямое отношение и к подготовке учителя, ведь работа учителя носит творческий характер и связана с исследовательской деятельностью. Серьёзной проблемой организации исследовательской деятельности учащихся в школе является отсутствие соответствующих навыков и умений у большинства педагогов.
В современных условиях подготовка школьников к самостоятельной научно-исследовательской работе ведется периодически, от конференции до конференции нам, учителям, просто не хватает времени, мы занимаемся своей главной работой: проводим уроки, классные часы, проверяем тетради и дневники, принимаем участие или организуем общешкольные мероприятия.
В сельской школе на учителя возложено много общественных обязанностей в силу финансовой зависимости бюджета школы от количества учеников.
Должность заместителя по воспитательной работе в нашей школе перевели на полставки, кроме этого она проводит свои уроки на полную ставку, является классным руководителем, и пишет бесконечные положения и отчеты для районного управления образования.
В школе нет завуча по научной работе, каждый учитель самостоятельно готовит учащихся к участию в научно - практических конференциях всех уровней совершенно бесплатно.
В настоящее время одной из задач школы стала необходимость создания условий для индивидуально – творческого развития ученика, предоставление ему возможностей для реализации себя в познании по своим способностям.
В нашей школе создана система исследовательской деятельности учеников. Организация исследовательской деятельности учащихся по программе «Ученик-исследователь» ведется с 2005 года. В школьном научном обществе учащихся НОУ состоят почти все старшеклассники, ученики 7-8 классов посещают экологический клуб «Планета.ru», юнощи старших классов являются активными членами клуба «Поиск» с 2004 года. Выпускник нашей школы Мясников Павел – командир республиканского поискового отряда «Рысь» уже 4 года. Наши выпускники и сегодняшние ученики ежегодно выезжают на раскопки погибших солдат Сибирской стрелковой дивизии в город Подольск и на Халхин -Гол в Монголию, и привозят останки тех солдат на родину для захоронения. Поисковая работа по уточнению погибших и пропавших без вести ведется членами клуба постоянно, в школе функционирует Музей Боевой Славы, где собран богатый материал. Это заслуга учителя истории Болоневой Надежды Филипповны. На базе нашей школы ежегодно проходит республиканская поисковая конференция, где бойцы отряда «Рысь» отчитываются по проделанной работе.
Исследовательские умения и навыки формируются также и на спецкурсах по предметам. Учащиеся нашей школы посещают следующие элективные курсы: «История Бурятии», «Декоративно-прикладное искусство семейских Забайкалья», «Экология растений Бурятии», «География Бурятии», «Азбука исследовательской работы», «Проектно-исследовательская работа по английскому языку» и др. Эти курсы позволяют выстраивать индивидуальную траекторию образовательного пути учащихся с учётом его склонностей, интересов, помогают ему сделать осознанный выбор профиля обучения в старших классах.
Существенным становится вопрос выбора темы и проблемы исследования ученика совместно с учителем. Важно, чтобы толчок к исследованию шёл «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведётся к формальному выполнению необходимых действий.
Участвуя в работе НОУ, ученики совершенствуют свои знания в определенной области и приобретают навыки экспериментальной и научно – исследовательской работы под руководством учителя. В этих условиях развиваются личностные качества обучающихся, совершенствуются учебные компетенции. Работа и участие в школьном научном обществе учит аргументировано отстаивать свою точку зрения, рефлексивно оценивать собственную деятельность.
В ходе научно-исследовательской деятельности развиваются следующие навыки и качества обучающихся:
- навык самостоятельной исследовательской деятельности;
- навык работы с научно-познавательной литературой;
- инициативность и творчество;
- использование, расширение и углубление школьных знаний;
- навык совместной работы с различными специалистами;
- самоутверждение обучающихся в данной предметной области и вера в свои силы.
Исследования учащихся в нашей школе – важнейшая составляющая образования. Учебные исследования помогают выявить интересы детей, выстроить индивидуальный образовательный путь ученика. В ходе исследовательской деятельности ученики учатся самостоятельно ставить и решать познавательные задачи, ориентироваться в информационных потоках, заниматься эффективным самообразованием. Ученики задумываются над актуальными проблемами современности, учатся их анализировать, видят причины и последствия разных явлений. Именно эти качества необходимы современному человеку.
Идея создания системы работы по развитию способностей учащихся путем последовательной исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время возникла в процессе подготовки учащихся нашей школы к олимпиадам, научно – практическим конференциям, проектам, конкурсам в старших классах. Вскоре появилась необходимость системной работы по развитию способностей учащихся путем последовательной исследовательской деятельности и с более раннего возраста в связи с малым количеством учащихся старших классов. Доля учащихся старших классов составляет 16%, из них доля призеров различных исследовательских конференций на муниципальном уровне – 30% ежегодно, на республиканском уровне – 7%.
Под научно – исследовательской деятельностью мы понимаем образовательную работу, которая связана с решением обучающимися творческой, научной и исследовательской задачи и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранной темы, собственный экспериментальный материал, анализ полученных данных и вытекающие из него выводы.
Исследовательская работа в то же время в основном направлена на такие практические умения, как: поставить и сформулировать проблему исследования; умение выдвинуть и теоретически обосновать гипотезу; наметить план работы; провести исследование; обработать и проинтерпретировать данные; написать научный доклад или статью; публично защитить основные тезисы исследования.
Первым практическим шагом в нашей работе явилось определение основных исследовательских умений и навыков в строгом соответствии с порядком их формирования, что отражено в списке:
· выявление (видение) проблемы;
· постановка (формулирование) проблемы;
· формулирование предмета как объекта исследования, постановка цели;
· прояснение неясных вопросов;
· формулирование гипотезы;
· планирование и разработка учебных действий;
· выбор методов исследования;
· сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
· проведение исследования;
· анализ и синтез собранных данных;
· сопоставление полученных данных и умозаключений;
· обработка результатов;
· проверка гипотез;
· подготовка, написание работы;
· структура текста;
· публичная защита.
Ученики в ходе исследования осуществляют последовательную и поэтапную работу.
I этап – теоретический: сбор предварительной информации по вопросу исследования, знакомство с различными точками зрения разных ученых.
1. Выбор темы исследования
2. Формулировка темы
3. Обоснование актуальности темы
4. Изучение научной литературы
5. Определение гипотезы
6. Цели и задачи исследования
7. Определить предмет и объект изучения
Рекомендации: вначале изучается литература и источники, опубликованные в текущем году, затем по реферативным журналам – материалы за предыдущие пять и более лет. Используется система «Интернет» для информационного анализа. По рекомендации руководителя изучаются монографии по данному вопросу; при работе с литературой и источниками рекомендуется составление базы данных в виде картотеки или на компьютере.
Карточка:
1 – заголовок (главная мысль текста);
2 – текст из литературного источника;
3 – ссылка, откуда взят текст (автор, название произведения, название журнала, год издания, номер журнала, страницы текста).
Результат I этапа:
1 – составляется обзор литературы, который представляет собой самостоятельный раздел проектно-исследовательской работы или реферата;
2 – обзор литературы должен содержать краткое изложение результатов, их критический анализ, а также выводы о возможности использования этих результатов в собственных исследованиях;
3 – формулируются цель и задачи исследования, рабочая гипотеза.
II этап - практический: проведение собственных исследований, используя научный, доступный и посильный метод исследования данного явления. Обработка и анализ результатов: сравнение полученных результатов с имеющимися образцами, проведение анализа. Построение причинно – следственных связей, поиск путей решения выявленных противоречий.
Разработка и организация выполнения работы:
1 – поиск аналогов научного и технического решения данной проблемы с помощью руководителя темы;
2 – анализ особенностей объекта исследования;
3 – выбор и обоснование методов исследования при решении поставленных задач;
Методы исследования можно разделить на: теоретические, исторические, математические, эмпирические. Рассматривая метод как способ достижения цели, ученик и учитель в исследовании могут использовать следующие методы: наблюдение, сравнение, счёт, измерение, эксперимент, анализ и синтез, формализация и т.д.
В проведении исследования с использованием того или иного метода следует использовать соответствующие картотеки (протокол), где обозначается: время, место, выборка испытуемых, если речь идёт о людских ресурсах, учёт контрольной группы, первоначальные данные исследования и т.д.
4 – организация и проведение экспериментальной части (если она присутствует в исследовании).
Результаты II этапа работы:
1 – составление календарного плана;
2 – уточнение цели, задач и гипотезы исследования;
3 – уточняются ожидаемые результаты.
III этап – оформление научно – исследовательской работы в печатном виде. Составление и оформление работы. План работы над рефератом
Эта работа может быть докладом, рефератом, творческой работой и проектно-исследовательской работой.
Реферат (монографический или тематический) представляет собой самостоятельное средство учебно-научной коммуникации. Хороший реферат – тоже научная работа. Ценность реферата в его полноте и качестве предварительного изучения научной литературы и ее критическом анализе.
Умения и навыки учащихся, требуемые при работе с литературой:
· умение использовать рациональные приёмы в работе с литературой;
· умение определять структуру и логику изложения научного содержания исследования;
· умение формулировать выводы и предложения.
Целевое назначение реферата и его основные функции:
· информативная (какая основная информация заключена в реферируемом документе);
· индикативная (описание первичного материала);
· функция поиска информации и документов;
· ознакомительная (источник для получения справочных данных);
Структура реферата. В электронном виде и на бумажном носителе в текстовой программе Word: поля — 2 см со всех сторон; полуторный интервал; 12 кегль; абзац (отступ) — 1,25; шрифт — Times New Roman. Объем материалов до 8-10 страниц. Все упомянутые в тексте персоналии должны быть с инициалами. Библиографические ссылки при цитировании приводятся в виде подстраничных сносок. Указываются автор, название, место и год издания, страница.
После титульного листа публикуется план реферативной работы:
Введение (один машинописный лист): обоснование темы реферата, её актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определяются цели и задачи работы; приводится обзор источников и литературы.
Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата, может состоять из двух – трех разделов, которые тоже имеют название. В основной части: глубоко и систематизированно излагается состояние изучаемого вопроса; обсуждаются противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, анализируются и оцениваются с особой тщательностью.
Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения, как решить существенные вопросы лучше и иначе, чем до сих пор.
Библиография.
Творческая работа. Творческая работа может быть различной по форме и содержанию: сочинение; рассказ, повесть, стихотворение собственного сочинения, эссе; краеведческая работа, носящая описательный характер собранного материала по объектам изучения; сценарий школьного спектакля, творческого вечера; описания на заданную тему, например, для младших школьников рассказ «Мой дед – солдат той войны» и т.д.
IV этап – подготовка к защите результатов исследования, изготовление презентации с использованием мультиамедиа.
Таким образом, в школе выстраивается система обучения учебно-исследовательской деятельности и возможностей для включения учащихся в самостоятельное исследование в период обучения в школе с 8 по 11 класс.
Важную роль здесь играет сотрудничество учителя и ученика: учитель владеет умениями и навыками, умеет научить, а школьник готов взять эти знания, так как заинтересован в грамотном выполнении своей исследовательской работы или проекта.
От учителя требуется глубокая самооценка, сотрудничество с наиболее увлеченными, способными и подготовленными детьми, постоянный рост профессионального уровня. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Дело педагога-руководителя - управление процессом обучения и исследования, воспитание и развития личности ученика, а также создание и поддержание творческой атмосферы.
Продемонстрировать результативность деятельности научного общества учащихся представляется возможным через отслеживание динамики показателей роста призовых мест в конкурсах и конференциях на различных уровнях.
В нашей школе ученики старших классов ежегодно в декабре защищают учебно – исследовательские проекты по выбранному предмету. Сначала они выбирают предмет исследования, формулируют проблему и самостоятельно проводят исследование. В основном, ученики консультируются с учителями в ходе исследования. Процент выполнения учебно – исследовательского проекта учениками довольно высокий. Лучшие работы получают рекомендации на районный НПК «Шаг в будущее», где получают высокие оценки и принимают участие на республиканском уровне.
Ученики - исследователи представляют результаты своих работ на следующих уровнях:
на школьном, районном и республиканском (если выигрывает районный) этапах научно-исследовательских, научно-практических и краеведческих конференциях, «Первые шаги», «Шаг в будущее», «Сибирская весна», «Серебряная Альфа», «Моя малая Родина», «Летопись родного края», «Республиканская ономастическая конференция», конкурс «Чудесный клад Бурятии», республиканская открытая олимпиада «Созвездие», республиканская открытая научно-техническая олимпиада БГУпо информатике.
2008-2009 учебный год. В школьной конференции «Моя родословная» приняли участие ученики 1-11 классов, особенно отличились младшие школьники, они представили свои родословные творчески (вышивки, картины, презентации) и выступали в национальных костюмах. Учащихся, желающих принять участие было так много, что конференция проходила в каждом звене.
8 работ наших учащихся заняли призовые места на муниципальном уровне научно-практической конференции «Шаг в будущее», краеведческой конференции «Моя малая родина» и на «Давыдовских чтениях». На республиканском уровне работа «Web-дизайн Женский костюм семейских Забайкалья» приняла участие в III открытой научно-технической олимпиаде по информатике БГУ и получила диплом. Тюменцева Ольга со своей творческой работой «Моя родина Тунка» на республиканской краеведческой конференции «Моя малая родина» заняла 2 место.
2009-2010 учебный год. Больщая часть учащихся школы включена в исследовательскую деятельность. В этом году учащиеся 2-8 классов выступали со своими исследованиями на школьной конференции «Птицы-друзья наши верные». Каждый класс защищал свой коллективный проект о птицах. В январе прошла традиционная школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее», где ученики 7-11 классов представляли свои исследовательские проекты по разным секциям.
На муниципальном уровне 8 работ наших учащихся заняли призовые места. На республиканской НПК «Шаг в будущее» работа «Наушники – это дань моде или опасность для здоровья?» Ширеторовой Туяны заняла 3 место, Родионова Виктория с работой «Мужской костюм шотландцев и семейских» и Гордеева Кристина приняли участие.
2010-2011 учебный год. На школьной конференции представили свои работы 15 учеников, из них получили рекомендации на районную конференцию 5 работ. Ученицы 9 класса Мункуева Татьяна и Борисова Наталья с работой «Загрязнение окружающей среды села Солонцы» заняли 1 место на районной НПК «Шаг в будущее» и заняли призовое место в республиканской НПК «Шаг в будущее».
2011-2012 учебный год. На районной конференции заняли призовые места 2 работы и были рекомендованы на республику. Ученица 9 класса Елизова Анастасия с работой «Оценка уровня физического развития учащихся 9 класса» и ученица 8 класса Болонева Дарья с работой «Фронтовая тетрадь» выступили на республиканской конференции «Шаг в будущее».
На районном конкурсе «Чудесный клад Бурятии» в 2008 году 4 призовых места, 1 место на республиканском уровне заняла Мункуева Татьяна, в 2009 3 призовых места в районе, в 2010 призовых места 3.
Научно-исследовательская деятельность – это творчество, которое прежде всего приносит радость и гордость проделанной работой, успех независимо от результатов, опыт публичных выступлений и общения с интеллектуалами.
Литература
1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.
2. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев /Под. ред. Обухова А.С. - Ижевск, 2007.
3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.
4. Исследовательская деятельность школьников. Интернет-портал //http://www.researcher.ru/servermap.html |
|
|