Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Сценарий открытого классного часа, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста Цели


Скачать 115.33 Kb.
НазваниеСценарий открытого классного часа, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста Цели
Кадникова Светлана Юрьевна
Дата07.03.2016
Размер115.33 Kb.
ТипСценарий

Автор: Кадникова Светлана Юрьевна

МКОУ «Усть-Каменская средняя школа»

Помнить… и никогда не забывать!

Сценарий открытого классного часа, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста

Цели:

  1. ознакомление учащихся с основными понятиями, связанными с трагедией Холокоста:

  2. Формирование эмпатии к жертвам и сохранение памяти о них; Осознание важности сохранения памяти о выживших, жертвах, спасителях и освободителях

  3. ознакомление с историей концлагеря Освенцим, как трагической страницей периода Второй мировой войны;

  4. формирование толерантного сознания, демократичных и гуманных взглядов.


Задачи:

  • формирование подлинно гражданского сознания;

  • формирования аналитических умений учащихся, умений высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, опираясь на фактологический материал

  • воспитание у учащихся негативного отношения к любым формам насилия над человеком, а также стремление противостоять им в наше время;

  • воспитание толерантности.




  1. Подготовка:

просмотр на классных часах документального фильма «Список Кисилева» (2008г), создание презентации «Ветер по Освенциму гуляет…»

слайдовой подборки фотографий концлагеря с музыкальным сопровождением; дерево и разноцветные ленточки, оформление доски (высказывания, факты о фильме).

План урока

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Выступление учащихся 11 класса, знакомство с понятием Холокост, геноцид

  3. Просмотр презентации «Я расскажу вам об Освенциме» с комментариями.

  4. Историческая справка о Николае Киселёве и фильме. Обсуждение фильма «Список Киселёва» (вопросы)

  5. Слайд-программа «Ветер по Освенциму гуляет…»

  6. Подвязывание разноцветных ленточек к веткам дерева, словно обугленного горем и огнем человеческой ненависти, в честь памяти жертв Холокоста.


Ход урока.

Звучит музыка (Алла Рид «Памяти жертв Холокоста»)

У Эйнштейна есть слова: «Мир слишком опасен, чтобы в нем жить – и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает» Наше мероприятие посвящено Международному дню памяти жертв Холокоста.

1 слайд. Холокост: память и предупреждение.

  1. Холокост–это слово из греческого языка, означающее «всесожжение». «уничтожение огнём», а также «жертвоприношение посредством огня». В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, её союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 гг. Впервые этот термин был использован лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Визеле, узником Освенцима и Бухенвальда, вся семья которого погибла в нацистских лагерях. Холокост - это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине – принадлежность к еврейскому народу




  1. Холокост –унес жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были советскими гражданами. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Еврейские гетто были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и других местах. Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и многих других.




  1. В печально известном польском лагере смерти Освенциме, было уничтожено около полутора млн. человек, в основном были убиты евреи.

Слайд4

  1. Ровно 70 лет назад 27 января 1945 года Освенцим был освобожден Советскими войсками - 60 армией 1-ого Украинского фронта. И именно этот день по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 2005г объявлен днем памяти жертв Холокоста.

Слайд5

Звучит музыка (Алла Рид «Памяти жертв Холокоста»)

Слайд 6

Лагерный комплекс в городе Освенциме был создан в 1940 году и получил название Аушвиц. Он насчитывал более 40 объектов. В 41году этот лагерь становится местом проведения нацистской программы тотального уничтожения еврейского населения. Бывший комендант лагеря Рудольф Гесс заявлял : «Аушвиц вообще был предназначен исключительно для евреев». Его узники были обречены на уничтожение голодом, тяжелой работой, «медицинскими» экспериментами, а также на немедленную смерть в результате расстрелов и удушья газом.

Слайд 7

Из воспоминаний очевидцев: на фоне музыки (музыка из к/ф «Список Шиндлера»)

Симона Вайль, бывшая узница Освенцима

«…Меня, мою мать и сестру депортировали в Освенцим в апреле 1944 года. После недельного пребывания в транзитном лагере для французских евреев, нас всех запихнули на три ужасных дня в запломбированные вагоны для скота, почти без пищи и воды, не сообщая о пункте назначения. Моего отца и брата депортировали в Литву в эшелоне из 850 мужчин, из которых выжило лишь порядка 20 человек. Мы до сих пор не знаем о судьбе погибших, в том числе моего отца и брата. Мы прибыли в Освенцим посреди ночи. Все было устроено так, чтобы до смерти запугать нас: ослепляющие прожектора, лай эсесовских собак, одетые как каторжники заключенные, которые вытаскивали нас из вагонов. Доктор Менгеле, главный в СС специалист по отбору, самолично решал, кого вести в лагерь, а кого сразу же отправлять в газовые камеры. Это было чудо, что всех нас – меня, мать и сестру, - впустили в лагерь.

Слайд8

Мы работали более 12 часов в день на тяжелых земляных работах. Нас почти не кормили. Летом 1944 года из Венгрии прибыли 435 000 евреев. Сразу после того, как они покинули поезд, большинство из них отправили в газовую камеру.

Слайд 9

Василий Васильевич Громадский, полковник в отставке. Он со своими солдатами одним из первых вошел в лагерь смерти
Первое, что я увидел в освобожденном Освенциме были дети… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.

Слайд10 Символом лагеря Освенцим-I стали Главные ворота с надписью: «ARBEIT MACHT FREI» («Работа делает свободным»). Миллионы людей прошли здесь навстречу своей смерти. Циничный лозунг на воротах призван был убедить прибывающих заключенных в том, что нацисты не питают никаких злых намерений по отношению к ним. В действительности подавляющее большинство евреев, которые читали эту надпись, были убиты в первые же 24 часа.

11 слайд. Особое место занимали газовые камеры. Нацисты тщательно изучали различные способы уничтожения людей. В конечном итоге они пришли к выводу, что оптимальный способ убийства – использование газа (газа-цианида, именовавшегося Циклон Б). Для умерщвления 1500 человек требовалось 5-7 кг газа

Эсэсовцы убеждали заключенных в том, что их отправляют в баню, велели снимать одежду, после чего перегонялись в следующее помещение, имитирующее баню. Под потолком были расположены душевые отверстия, из которых никогда не текла вода. В помещение площадью 210 м² эсэсовцы вводили около 2000 жертв. После того, как закрывались двери газовой камеры, через отверстия, находящиеся в потолке, поступал ядовитый газ циклон Б. Люди умирали в течение 15-20 минут. У убитых вырывали золотые зубы, обрезали волосы, снимали кольца и серьги. Потом трупы транспортировали к печам крематория. В период 1942-1943 гг. только в Освенциме было применено около 20 тысяч кг циклона Б.

Слайд 13

На территории Освенцима было 5 крематориев. В каждом из них было по пять печей с тремя топками. В каждой топке можно было сжечь в течение суток около 2000 трупов. Но крематории не справлялись: слишком велико было количество убитых.

По словам бывшего начальника концлагеря «начали сжигать трупы, сначала на кострах, в среднем, по две тысячи , а позднее в ямах. Сначала труп обливали нефтью, а потом метанолом. Сжигание производилось непрерывно, круглосуточно…»В течение одного только дня июля 1944 года в газовых камерах было задушено и сожжено 46 тысяч человек.

Слайд 14 Многочисленные врачи СС, работавшие в лагере, ставили на заключенных преступные эксперименты. Доктор Йозеф Менгеле, главный врач Освенцима, в рамках генетических и антропологических опытов проводил эксперименты на детях-близнецах и детях с физическими недостатками; он вводил в вены и сердца заключенных вредные препараты, чтобы определить степень страдания, которой можно достичь, и проверить, насколько быстро они приводят к смерти. Кроме того, в Освенциме осуществлялись разного рода опыты с применением новых лекарств и препаратов: в эпителий заключенных втирались токсические субстанции, проводилась пересадка кожи и т.д.

Слайд15Дети страдали больше всего. Из узников Освенцима дети подростки не старше 18 лет составили около 234 000. Из них - 220 000 еврейские дети. Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. В сентябре 1944 г., например, 12 300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры. В начале октября 1944 г. в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611.
Чтец.Дети в Освенциме

Мужчины мучали детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучали детей.
И это каждый день опять,

Кляня, ругаясь без причины.

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.
За что обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье.

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.
Они представить не могли

Того, что могут быть убиты:

По древней логике земли

От взрослых дети ждут защиты.
А дни все шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы;

Но их все били. Так же. Снова.

И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин идеи были:

Мужчины мучали детей.
(И по приказу, точно в срок,

вконец измучив, убивали,

и подводя всему итог,

на склады туфельки сдавали.)
Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это было –

Мужчины мучали детей.

16слайд. После войны на территории лагеря смерти в апреле 1967 года. был открыт Международный Памятник Памяти Жертв Фашизма. На мемориальной плите памятника надпись:

Памятник находится в конце разгрузочной платформы, куда привозили заключенных. Рядом – руины 2 крематориев и газовых камер, которые были взорваны отступающими эсэсовцами, пытавшимися стереть следы преступления. Перед памятником находятся мемориальные плиты с надписями на языках тех народов, которые уничтожались в Освенциме; на языках тех стран, чьи народы уничтожались.

Слайд 17.В Израиле в 1953 возведен— национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма- Яд ва-Ше́м («память и имя»), для увековечивания памяти о евреях — жертвах нацизма, борцов против фашизма и праведников мира, спасавших евреев, рискуя собственной жизнью.
В Израиле по закону о Памяти о Холокосте люди, не принадлежащие к еврейской национальности, но спасшие евреев в годы фашистской оккупации Европы от смерти, рискуя собственной жизнью, получают звание Праведники народов мира.

Слайд 18.

В честь каждого признанного праведником проводится церемония награждения, на которой самому праведнику или его наследникам вручается почётный сертификат и именная медаль, на которой на двух языках —надпись: «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».  Их имена увековечивают на Горе Памяти в Иерусалиме.
История сохранила нам имена тех, кто спас огромное количество еврейских судеб: Рауль Валленберг — шведский дипломат, спасший жизни десятков тысяч венгерских евреев в период Холокоста
Оскар Шиндлер  — немецкий промышленник, спасший почти 1200 евреев во время Холокоста, предоставив им работу на своих заводах в Польше и Чехии
Ирена Сендлер, — польская активистка движения сопротивления. Часто во время оккупации Польши посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывезли из гетто 2 500 детей

Праведниками мира были названы 24 355 человек. Среди них есть имя Николая Кисилева, героя документального фильма. Его имя выбито на стене Почёта

Историческая справка.

В 1941 году село Долгиново в Белоруссии оказалось на территории, оккупированной немцами. В селе жило 5000 евреев. Массовое уничтожение евреев началось в 1942 году. К лету в живых осталось 278 человек, в основном старики, женщины и дети — те, кто успел уйти в лес или сумел отсидеться в погребе. Белорусские крестьяне не могли укрывать их под страхом смерти. У партизанского отряда «Мститель», к которому прибились уцелевшие евреи, не было никакой возможности принять и содержать всех этих людей. Партизаны запросили Москву и получили приказ

вывести евреев через линию фронта. Выполнить поручение взялся Николай Киселёв. С ним пошло 270 человек, большая часть которых — старики, женщины и дети. Группу сопровождали 8 партизан.

Переход длился больше месяца, дважды отряд натыкался на немецкую засаду, многие были ранены. После одного из столкновений недосчитались 50 человек, что с ними произошло — неизвестно. Двух раненых — пожилую женщину и мальчика пришлось оставить в лесу, но они выжили. Самой маленькой в группе была девочка Берта, которая часто плакала. По мере приближения к линии фронта это становилось

всё более опасным. Во время одного из таких опасных моментов

родители Берты в отчаянии решили утопить девочку, чтобы спасти

всю группу. Тогда Николай Киселёв взял ребёнка на руки, успокоил её и нёс до конца похода на руках. Берта выжила. Киселёв вывел за линию фронта 218 человек,

после чего был арестован военной контрразведкой как дезертир. Однако спасённые им люди в свою очередь заступились за него и Киселёва освободили. После войны Киселёв работал в Министерстве внешней торговли и никому об этой истории не рассказывал. Он умер в 1974 году, больше ни разу не встретив никого из спасённых им людей.

Обсуждение фильма.

Вопросы:

  • Стало ли вам более понятным название фильма? В чем, на ваш взгляд, заключается его смысл?

  • В фильме раскрывается несколько ситуаций выбора (дилемм),

который стоял перед героями. Сформулируйте эти дилеммы.

Каким образом герои фильма делают выбор? Какой это выбор?

Насколько он труден для них и почему?

  • Выберите по сюжету фильма характеристики, которые спасенные люди дают Киселеву. Почему именно эти характеристики?

  • В чем, на ваш взгляд, заключается смысл заключительных кадров о детях и внуках спасенных?




  • Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе?, почему мы вспоминаем события тех лет?


Беседа с учащимся

Учитель:

«Уничтожая миллионы людей из-за их «неподходящей» национальности, нацисты уничтожали прежде всего себя. Ибо ничто так не уничтожает человека, как ненависть».

Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству.
1 ученик: Российский историк и философ, основатель Центра «Холокост» Михаил Яковлевич Гефтер писал:

2 ученик: «Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках. Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

3 ученик: Это – память, противящаяся забвению.

4 ученик: Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

1 ученик: Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ. Вот что означает ХОЛОКОСТ».

2 ученик: Что означает слово «Холокост»?

Сегодня это знать обязан каждый.

1 ученик: Снимите шляпы.

Встаньте во весь рост.

вместе: ТРАГЕДИЯ НЕ ПОВТОРИТСЯ ДВАЖДЫ!

В заключении - слайды с фотографиями узников Освенцима После окончания урока предлагается подвязать разноцветные ленточки ,к веткам дерева словно обугленного горем и огнем человеческой ненависти, в честь памяти жертв Холокоста.

Подвязывание ленточек (звучит музыка)

Эпиграфом к началу нашему мероприятию могут служить слова Альберта Эйнштейна: «Мир слишком опасен, чтобы в нем жить – и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает»