Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Руководство процессом познания природы. В настоящее время понятие «экология»


Скачать 26.89 Kb.
НазваниеРуководство процессом познания природы. В настоящее время понятие «экология»
Дата14.02.2016
Размер26.89 Kb.
ТипРуководство

Руководство процессом познания природы.

В настоящее время понятие «экология» с окружающей средой наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего прежде всего от разнообразной деятельности людей.

Экологическое воспитание дошкольников строится на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влиянии деятельности человека на природу. Формирование таких представлений осуществляется на протяжении всего дошкольного периода.

В каждой группе есть уголок природы – непосредственное природное окружение. Участок, на котором дети гуляют позволяет организовать наблюдения за растениями и животными, приобщает детей к регулярному труду по уходу за ними.

В процессе того, как дети поливали цветы, грядки с овощами, занимались прополкой, наблюдали за всхожестью растений в теплое и прохладное время они способны уже понимать зависимость жизни живого от ряда условий ( например, растению, кроме воды, нужны тепло и свет, питательная почва). Воспитатель объясняет, что человек становится важным фактором жизни живых существ. Так, береза «пьет» воду, которая пролилась в виде дождя, бальзамин же «пьет» воду из лейки, и только человек может полить цветок, то есть жизнь бальзамина зависит от трудовых действий людей. На примере березы также можно показать значение воздействия человека: в засушливую погоду дворник поливает , и дерево получает влагу из его рук. Это пример того, как человек, заботясь об окружающей природе своим трудом исполняет естественные факторы, от которых зависит жизнь растений и животных.

Экологический подход может быть осуществлен в организации жизни животных – обитателей уголка природы. Птиц следует содержать в больших клетках с несколькими жердочками для посадки – им нужно воздушное пространство для полета или порхания. На дне клетки должен быть чистый сухой песок – это экологически значимое условие: птица не имеет зубов, она перетирает пищу в желудке при помощи песчинок и мелких камушков, которые она глотает.

Самый распространенный и, можно сказать, самый «экологический» объект дошкольного учреждения – аквариум с рыбками. Вода, освещение, растения, животные в аквариуме находятся в нужном соотношении и создают нужное экологическое равновесие. Кормление рыб – очень важный фактор экологического равновесия в аквариуме. Обилие сухого корма быстро портит воду. Правильно заселенный аквариум – красивое зрелище гармонично развитой экосистемы, в которой хорошо себя чувствуют все живые существа входящие в ее состав.

Если в группе есть черепаха целесообразно создать условия, напоминающие естественную природную среду.

Экологический подход в создании условий означает максимальный учет биологических особенностей животных, приспособленности образа жизни к строго определенным факторам естественной среды обитания.

Создание таких условий формирует у дошкольников зачатки экологической грамотности в обращении с объектами природы. Постоянное общение с животными, имеющимися в детском саду, выращивание овощей и цветов, подкормка птиц в зимнее время – это необходимые условия для выработки у детей навыков заботливого, гуманного отношения ко всему живому. Контакт с природой. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающий ребенка, разнообразие приемов в работе педагога (продуманная организация наблюдений, труда, игры, обучения) – ключ к правильной постановке экологического воспитания и получения нужного результата.

Кажется, что так просто, выйдя на прогулку с ребятами, найти героя только что прочитанного рассказа! Оно тут как тут (растение), словно ждет у забора, у дороги, на лужайке, чтоб продолжить сказку наяву. Да еще предложить сочинить про него свою историю. И вот дети запомнили ( еще бы – увидели, услышали, сами придумали), и фантазии чуток прибавилось. А главное – земля стала ближе. И постепенно примелькавшееся станет не мимоходным, а знакомым, понятным, приятным, и уже не поднимется рука без нужды вырвать, сломать. Очень хочется в это верить. А ведь многое зависит от нас! Детей с первых шагов учат добру, состраданию, сопереживанию маме, друг другу. И с первых же шагов нужно учить их любить и беречь природу. Только тогда они будут чувствовать свое единство с ней, свою ответственность за нее.

Подготовила : воспитатель Семенова О. В.