Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Рекомендации, позволяющие избежать перегрузок на уроках в начальной школе. Продолжительность урока |
 Скачать 2.91 Mb. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14 Рекомендации, позволяющие избежать перегрузок на уроках в начальной школе.
Продолжительность урока:
1 класс (сентябрь) — 3 урока по 35 мин, с октября — 4 урока по 35 мин, и лишь после адаптации детей урок может продолжаться 45 минут.
Максимальная нагрузка при шестидневной (пятидневной) рабочей неделе:
1 класс — 22ч (20ч).
2-4 класс — 25ч (22ч).
Сдвоенные уроки сильно увеличивают нагрузку. Младшие школьники должны учиться только в первую смену. Для первоклассников устанавливаются дополнительные каникулы.
Домашние задания даются с учетом возможностей ребенка: 1 класс — до 1 ч, 2 класс — до 1,5 ч, 3-4 классы — до 2 ч, не даются задания на понедельник.
При составлении расписания, планировании контрольных работ учителю необходимо учитывать следующие факторы:
| Продолжительность
| Усвоение
| Динамика урока
| 1-4 мин
| 60%
| 5-23 мин
| 80%
| 24-34 мин
| 45-50%
| 35-40 мин
| 6%
| Динамика дня
| 1 урок
| врабатывание
| 2 урок
| оптимум
| 3 урок
| спад
| После третьего урока должна быть организована динамическая перемена, иначе на четвертом уроке материал не будет усваиваться.
|
| Динамика учебной недели
| Понедельник
| врабатывание
| Вторник, среда
| оптимум
| Четверг, пятница
| спад
| Коэффициент трудности недели
математика — 11 баллов,
иностранный язык — 10 баллов,
русский язык, чтение — 7 баллов,
естествознание — 6 баллов,
физкультура — 5 баллов,
труд — 4 балла,
ИЗО — 2 балла,
музыка — 1 балл.
В классе должны быть обеспечены санитарно-гигиенические условия:
достаточное освещение класса;
предпочтение тона окраски стен кабинета — зеленые, желто-зеленые, зеленовато-голубые;
соблюдение температурного и воздушного режимов;
разумное помещение комнатных растений, чтобы они не мешали естественному освещению.
Психогигиенические взаимоотношения учителя с учеником:
спокойное общение;
ребенка называем по имени;
не провоцируем стрессовые ситуации;
инструкцию даем один раз, четко её проговаривая, начиная с простой, затем переходим к более сложным;
задавая вопрос, ждем не менее 10с, давая время подумать;
хвалим при всех, делаем замечания — наедине.
Выбирая форму и методы обучения, следует помнить, что учащиеся удерживают в памяти:
10% того, что читают;
26% того, что слышат;
30% того, что видят;
50% того, что видят и слышат;
70% того, что обсуждают с другими;
80% того, что основано на личном опыте;
90% того, что проговаривают в то время, как делают;
95% того, чему они обучаются сами.
На уроках нужно проводить различные виды гимнастик. Несколько раз за урок проводятся физкультминутки. С целью расслабления проводятся релаксационные упражнения. Пальчиковая гимнастика тренирует мелкие мышцы кисти, стимулирует речь, повышает работоспособность.
Для развития фонематического слуха проводится ритмическая гимнастика: когда учитель прохлопывает какой-либо ритм, дети повторяют его. Для развития артикуляционного аппарата выполняются специальные упражнения для губ и языка, произносятся чистоговорки. Помогает отдохнуть и расслабиться дыхательная гимнастика.
Полезно послушать фонограмму шума волн, пения птиц, звуков дождя. Все это позволяет как настроить детей на работу, так и отдохнуть.
Учитель, владея этими знаниями и методиками, может организовать обучение младших школьников без перегрузок.
Гигиенические требования к расписанию уроков
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10–12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2, 3 уроках, а для учащихся среднего и старшего возраста – на 2, 3, 4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в школьное расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изучение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2, 3, 4 уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания.
При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И. Г. Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.
Предмет
| Количество баллов
| Математика, русский язык (для национальных школ)
| 11
| Иностранный язык
| 10
| Физика, химия
| 9
| История
| 8
| Родной язык, литература
| 7
| Естествознание, география
| 6
| Физкультура
| 5
| Труд
| 4
| Черчение
| 3
| Рисование
| 2
| Пение
| 1
| Дополнением к таблице И. Г. Сивкова могут служить данные опроса учащихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для старших школьников.
Для учащихся младшего и среднего возраста распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем. Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
Формы и методы здоровьесберегающих технологий, применяемых в общеобразовательном учреждении
Школьные факторы риска
| Способы устранения факторов риска
| Формы здоровьесберегающей работы
| Методы и организационные подходы
| Неудовлетворительное состояние внутришкольной среды
| Административный контроль за соблюдением требований СанПиН
| Мониторинг состояния, содержания помещений школы
| Дополнительное привлечение (общественных) инвестиций
| Нерациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки
| Оптимизация образовательного пространства (ОП)
Создание комфортности условий среды
Соблюдение гигиенических требований к составлению расписания уроков, факультативных занятий, объему общей нагрузки, объему домашних заданий.
| | составление гибких вариантов расписания занятий с использованием экскурсионных и выездных уроков.
Создание кабинетов психологической разгрузки, тренажерных залов.
| Низкая двигательная активность (гиподинамия)
| Физическое воспитание.
Режим повышенной двигательной активности
| Включение в режим учебного процесса блоков и комплексов динамических нагрузок
| Физкульт минутки,
Уроки физической культуры.
Занятия в спортивных секциях
Спортивные соревнования
| Неадекватные возможностям учащихся методы обучения, недифференцированный уровень требований
| Использование методик обучения, адекватных возрастным возможностям учащихся.
Индивидуальный дифференцированный подход к обучению
| Применение технологий адаптивного, проблемного, развивающего обучения.
Индивидуальное дозирование учебной нагрузки.
Гибкие формы режимов и учебных планов.
| Индивидуальные траектории обучения в разноуровневой системе учебных предметов;
Проектная деятельность школьников
| Стрессовые психолого-педагогические факторы (дезадаптация, дидактогения)
| Педагогические технологии сотрудничества и взаимодействия всех участников общеобразовательного процесса.
Медико-педагогическое сопровождение.
| Ценностно-ориентированная система воспитания
Дополнительное образование
| Диагностика,
Консультирова-ние
| Временные или стойкие нарушения здоровья учащихся
| Профилактические, реабилитационные, оздоровительные мероприятия
| Физкультурно оздоровительная работа.
Личебно-профилакти-
ческие процедуры
| ЛФК
Массаж
Физиотерапия
Витаминопрафилактика
| Отсутствие культуры здоровья
| Учебно-воспитательная система педагогической работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
| Лекции
Беседы
Разработка и внедрение учебных курсов по здоровому образу жизни
| ная система обучения
Ликтории
Фильмотеки
Консультации специалистов
| |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14 |
|