Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Рассказ с показа вот такого необычного инструмента. (иллюстрация «Народные инструменты» гудок) |
 Скачать 27.26 Kb. |
Из истории музыкальных инструментов
«Ее величество СКРИПКА» Ведущая: Начну свой рассказ с показа вот такого необычного инструмента.
(иллюстрация «Народные инструменты» - гудок)
Когда-то в руках у бродячих скоморохов был вот такой инструмент, назывался он гудок. Гудеть струны этой «музыкальной груши» заставлял смычок. «Смыкал», т.е. дергал, музыкант смычок на струне и приходилось струне гудеть, или, как тогда говорили, густи. Гусли тоже называли гуслями, потому что у них струны гудели, хотя на гуслях играли не смычком, а просто защипывали струны пальцами.
И с гуслями, и с этой трехструнной скрипкой-гудком скоморохи бродили по Руси, потешая публику озорными песнями, фокусами, плясками, байками. Было время, когда слова «гудошник» и «скоморох» означали одно и тоже - бродячий музыкант.
Послушайте в исполнении ансамбля скрипачей пьесу «Деревенские музыканты».
А вы знаете, ребята, что раньше существовали музыкальные инструменты для богачей и для бедняков. Была музыка улиц и площадей, народных гуляний и карнавалов; а была музыка роскошных дворцов и гостиных. Для нарядных клавесинов, лютней, виол, принадлежащих состоятельным и образованным горожанам, сочиняли музыку именитые композиторы.
А на народных инструментах играли сами музыканты, которые даже нотной грамоты не знали. Они сами сочиняли для себя песни и наигрыши или перенимали на слух музыку, сами мастерили себе инструменты и придумывали новые способы игры на них.
Так вот, на гудке играли, поставив его на колено. Догадайтесь ребята, почему инструмент с колена, в конце концов, сняли, а стали держать на плече?
Послушайте народный танец, только сначала скрипку будут держать на колене, а затем на плече. Может кто-то найдет ответ?
Народные музыканты – это всегда полноценные и активные участники создаваемого ими музыкального действия, а не равнодушный аккомпаниатор. Если пляска – они пляшут, если песня – они поют…
Со скрипкой на колене много не напляшешь. Вот и перенесли музыканты скрипку на плечо.
И этому важнейшему приему игры народных музыкантов скрипка обязана тем, что стала самым виртуозным инструментом.
Музыканты считают перенос скрипки с колена на плечо величайшим событием. Ведь до тех пор ни один музыкальный инструмент в мире не держали у плеча. А оказалось, что это в тысячу раз удобнее и сподручнее.
Обер. «Тамбурин»
В искренности и фантазии народным скрипачам не было равных. Что только не делала в их руках скрипка! Она умела веселить людей лихим наигрышем, она пела петухом, смеялась над спесивым вельможей, выкрикивая вслед ему ослиное «и-а», грустила и печалилась.
«Хава нагила»
От уличных музыкантов в музыку почтенных композиторов перешли многие приемы игры.
Вы слышали как иногда «плачет» скрипка, как взволнованно «дрожит» ее голос. Это народные музыканты научили скрипку петь таким голосом. Пальцы скрипача быстро вибрируют на струне, и звук слегка дрожит, «волнуется». И в наши дни скрипачи играют все певучие мелодии с вибрацией – называется этот прием.
К. Караев «Задумчивость», Глиэр «Романс» А сейчас послушайте виртуозную пьесу, которая будет исполняться штрихом сотйе.
Бомм «Непрерывное движение»
Не сразу скрипка из Золушки превратилась в царицу, как назвал ее знаменитый французский композитор Гектор Берлиоз.
Никакой другой инструмент не изучали так много, долго и тщательно, как скрипку. Ею занимались люди разных профессий: физики, математики, искусствоведы, музыкальные мастера, музыканты.
Сегодня возможности скрипки безграничны. Скрипка по праву занимает почетное место среди музыкальных инструментов. Ее величество скрипка торжествует в симфонических оркестрах, камерных ансамблях, солирует на больших и малых сценах. Имя ее – царица музыки.
А. Вивальди «Осень»
И. Штраус «Полька Трик-трак» |
|
|