Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Ранние цивилизации, их отличительные черты. Религии Древнего мира и культурное наследие древних Цивилизаций»


Скачать 485.13 Kb.
Название«Ранние цивилизации, их отличительные черты. Религии Древнего мира и культурное наследие древних Цивилизаций»
страница1/2
Дата23.04.2016
Размер485.13 Kb.
ТипДокументы
  1   2

Учебно-методическая карта (план) занятия №

3


Дисциплина

История




Тема занятия

«Ранние цивилизации, их отличительные черты. Религии Древнего мира и культурное наследие древних Цивилизаций»




Время

90 минут

Вид занятия (тип урока)

Занятие - путешествие





Цели занятия

учебная

Ознакомить с возникновением ранних цивилизации (Египет. Передняя

Азия. Индия. Китай) Охарактеризовать материальную и духовную

культуру, экономику, социальный строй, политическую и военную

организацию ранних цивилизаций

развивающая

Формировать понятийный аппарат, логическое мышление




студентов, прививать навыки анализа

и сопоставления исторических событий, их взаимосвязи.

воспитательная

Формировать интерес к изучению истории




Межпред-метные связи

обеспечивающие

Биология, обществознание, литература

обеспечиваемые

Жизнь, философия, обществознание, литература







Внутренние связи

«Цивилизации Древнего мира»











Обеспечение занятия


А.Наглядные пособия




Б. Раздаточный материал










В.Технические средства обучения

Мультимедийная установка

Г. Место проведения

Аудитория

Д. Литература:

Основная

Волобуев О.В. Россия и мир. 10 класс. – М.: Дрофа, 2006

Дополнитель-ная

Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории России. ХХ- начало ХХI вв.– М.: ВАКО, 2005.

Арсланов Р.А., Блохин В.В. История отечества с древнейших времен до конца ХХ века. В 2-х ч. Ч.2. – М.: Поматур, 2002.

Гринин Л. Е. История России XX века. - Волгоград: Учитель, 1994

3аrладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. - М.: ООО ТИД Pycское слово, 2008.

Милов Л.В. История России ХХ – ХХI века. – М.: Эксмо, 2007.

Сахаров А.Н. История России ХХ век. – М.: АСТ, 2001.

Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2005.


План занятия

I.Организационный момент – 2 мин.

II.Мотивация – 2 мин.

III.Актуализация базовых данных – 12 мин.

IV. Организация и управление учебно-познавательной деятельностью студентов60 мин.

V.Контроль усвоения знаний – 16 мин.

VI.Подведение итогов- 1 мин.

VII.Домашнее задание – 2 мин.
Содержание занятия


эле-

мента

Элементы занятия, учебные вопросы

Время

Формы, методы

обучения и контроля.

Примечания

I

Организационный момент

  1. Приветствие студентов.



  1. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.



  1. Знакомство с темой занятия: «Введение»

  2. Знакомство целями и задачами занятия

Занятие путешествие – раскроет основные причины районы возникновения первых цивилизации, их отличительные черты, позволит увидеть материальное и духовное наследие древних Цивилизаций, особенности быта.

2

мин.

Традиционное приветствие уч-ся

Отметить отсутствующих в журнале

Запись темы в тетрадях

(Презентация, слайд 1-2)

II

Мотивация

Проблемность изучения нового материала:

На столе предметы: песочные часы, календарь, буквы алфавита, цифры от 0 до 9.

(?) - Посмотрите на предметы и скажите, пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами?

(?) - Могли ли все эти предметы появиться в первобытном обществе? Почему?

(?) - Может ли цивилизованный человек обходиться без каких-либо из этих вещей?

(Нет, умение писать, считать, вести счет времени – это умения цивилизованного человека)

(?) - Как вы думаете, когда могли появиться эти предметы?

(При переходе от первобытного общества к цивилизованному обществу; в эпоху Древнего мира)


2

мин.

Слова преподавателя

III

Актуализация базовых знаний учащихся

План

  1. Проверка домашнего задания

- Рисунок на тему «Жизнь первобытного человека» (формат А-4).

- ряд интересных фактов о жизни первобытного человека. Оформить подобранный материал на листе формата А-4 и вложить в исторический альбом

  1. Вопросы, направленные на актуализацию личного опыта уч-ся и повторение ранее изученного материала:

(?) – Дайте определение, что такое цивилизация?

цивилизация - это тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой.

(?) – Чем одна цивилизация отличается от другой?

(образцы как материаль­ной, так и духовной культуры общества: орудия, с помощью которых люди создают жизненные блага; жилища, в которых они живут; быт и знания, которыми они пользуются; искусство, который они украшают свою жизнь; социальные цен­ности и нормы, которые упорядочивают эту жизнь).


12

мин


Выставка рисунков
Рассказы студентов

IY

Организация и управление

учебно-познавательной деятельностью студентов

План

I. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира

II. Ранние цивилизации

1. Египет

3. Истоки слабости деспотий древности

4. Военные деспотии Древнего мира.

Средняя Азия.

5. Древняя Индия

6. Китай в эпоху древности


60

мин.



Рассказ преподавателя, сопровождающийся беседой и конспектированием основного материала, демонстрацией презентации

(см. содержание лекции)

Y

Контроль усвоения знаний
1. Вопросы:

(?) - В каких регионах мира сложились первые гocудapcтвeнныe образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних гocудapcтв?

(?) - Укажите, в чем отличия гoсударственной власти от родоплемeннoгo устройства.

(?) - Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним гocудapcтвaм? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.

(?) - Подумайте, почему правители восточных гocудapcтв провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте?

(?) - Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.

(?) - Укажите причины слабости деспотических гocyдapcтв дpeвности. Как долго существовало Древнеегипетское государство? В чем причины eгo упадка?
(?) - Какие отношения регyлировали древнейшие системы правовых норм? Кто из древних восточных владык впервые подкрепил свою власть силой закона?

(?) - Какие военные деспотии возникли на территории Передней Азии? Почему они распадались сравнительно быстро?

(?) - Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты?

(?) - Расскажите об особенностях развития Древнего Китая.

(?) - Расскажите о культурных достижениях Древнего Китая.

(?) - Сделайте вывод об отличиях новых религий от прежних верований.


16

мин.


Фронтальная беседа, при необходимости – записи в тетради

YI

Подведение итогов

Оценивание работы группы на занятии, при необходимости отдельным учащимся выставление оценок.

1

мин.

Выставление оценок

YII

Домашнее задание

Заполнить таблицу:

Духовное наследие древних цивилизаций

Религии

Основные идеи

зороастризм




буддизм




индуизм




Конфуцианство




иудаизм







2

мин.

Письменное задание

Дисциплина: «История»

Занятие 3

Тема: «Ранние цивилизации, их отличительные черты. Религии древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций»
План (Презентация, слайд 2)

I. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира

II. Ранние цивилизации

1. Египет

3. Истоки слабости деспотий древности

4. Военные деспотии Древнего мира. Средняя Азия.

5. Древняя Индия

6. Китай в эпоху древности
Содержание занятия
I. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира

(?) – Какое место занимает Новейшее время во всемирной истории?

(Презентация, слайд 3)

Древний мир

Средние века

Новое время

Новейшее время

3

2

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

До нашей

эры

Наша эра


Время, начавшееся с возникновения первых госyдарств, называют эпохой Древнего мира.

Первые цивилизации называют «речными». Они сложились в субтропиках, в долинах таких рек, как Нил, Тигp и Евфрат, Инд, Хуанхэ. В речных долинах развивалось ирригационное земледелие (искусственное орошение земель). (Презентация, слайд 4)
II. Ранние цивилизации

1. Египет

(?) – Посмотрите на карту. Как вы думаете, почему первое государство образовалось именно здесь?

(Презентация, слайд 5) Климат в той части Африки, где протекает Нил, сухой и жаркий. Дожди бывают очень редко. Большая часть земель представляет собой каменистую пустыню. Каждый год в июле Нил разливается. Во время разлива воды реки затопляют широкую полосу земли вдоль ее берегов.

(?) – Можно ли назвать Египет «даром Нила»?

Жизнь древних египтян во многом зависела от реки, поэтому они называли Нил богом Хапи, считая свою землю даром этого бога.

Слава тебе, Нил, приходящий чтобы оживить Египет.

Орошающий пустыню далеко от воды,

Владыка рыб и птиц, и травы для скота,

Приносящий всякую пищу и хлеб.

Если он медлит, жизнь прекращается и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле.

(Презентация, слайд 6) Ил, остающийся на полях после разлива реки, служил питательным веществом для роста растений. В долине Нила почва после разлива становилась настолько мягкой, что не требовала никакой обработки. Земледельцы просто бросали зерно в илистый грунт, а затем пускали скот, который втаптывал семена в эту плодородную почву. Даже без особых затрат труда земля давала хороший урожай. Обилие влаги и исключительное плодородие почвы в сочетании с теплым климатом позволяли получать несколько богатых урожаев в год.

(Презентация, слайд 7) С середины ноября наступал период пахоты. Землю вспахивали сохой или деревянным плугом с бронзовым лемехом. В плуг впрягали волов. В Древнем Египте очень долго не знали о существовании лошадей. Они появились здесь вместе с кочевниками-завоевателями только через полторы тысячи лет после возникновения древнеегипетской цивилизации. Египтяне выращивали пшеницу и ячмень. На их огородах росли разные овощи - фасоль, горох, огурцы, лук, чеснок. Урожай собирали в марте - апреле. Пшеницу и ячмень жали серпами с лезвиями из заостренных кусочков кремня.

(Презентация, слайд 8) Древние египтяне были искусными садоводами. В их садах зрели финики, инжир, гранаты, а в виноградниках - разные сорта винограда. Коровы, овцы, козы давали молоко, мясо, шкуры. В водоемах плавали домашние гуси и утки. Рыбу египтяне ловили сетями, на крючок или ловушками. Для производства тканей выращивали лен.

(Презентация, слайд 9) Древний Египет считался житницей Древнего мира. Он продавал зерно и продукты питания в другие страны.

(Презентация, слайд 10-11) На берегах Нила росло удивительное растение - папирус. Из него можно было строить лодки. Из специально обработанных стеблей папируса люди получали прекрасный материал для письма, который тоже называли папирусом.

(Презентация, слайд 12)

(?) - Внимательно рассмотрите слайд. Как в древнем Египте проходили земледельческие работы?

Все это требовало проведения крупномасштабных ирригационных работ, строительства дамб и каналов. Создание и использование системы ирригационных сооружений, регулирование потока воды, подаваемой на поля, строительство оборонительных укреплений требовали коллективных усилий многих людей.

(Презентация, слайд 13) Один вождь не мог справиться с организацией подобных работ. Общество делится по новому признаку - на управляемых и управляющих. Возникает новая группа людей - чиновников, судей, военных, олицетворяющих собой власть, действующих от ее имени. Им помогают стражники, учетчики, писцы и т.д. Степень близости к правителю определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела.

Правитель, обладавший абсолютной властью, являлся и верховным собственником всей земли. Права правителя на все подвластные ему земли закреплялись религиозными традициями, обычаями и законами.

Соблюдение закона обеспечивается вооруженной силой. Законы и традиции определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды.

(Презентация, слайд 14)

(?) - Давайте представим египетское общество в виде весов - и на одну чашу поставим всех богатых (знать), а на другую - остальных людей (бедноту).

(Презентация, слайд 15)

(?) - Как вы думаете, какая чаша перевесит и почему?

(Презентация, слайд 16)

(?) - Подумайте, как можно уравновесить весы? А как можно стабилизировать общество?

(Презентация, слайд 17)

«Государство» - помогает одной группе людей держать в подчинении остальную часть общества.

(?) - На самом деле мы с вами рассмотрели модель древнеегипетского государства.

А теперь попробуйте определить, что такое государство?

«Государство – это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка» (Геллнер)
  1   2