Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Рабочая программа учебной дисциплины биология название дисциплины Для специальности


Скачать 315.01 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины биология название дисциплины Для специальности
Дата20.02.2016
Размер315.01 Kb.
ТипРабочая программа

Министерство образования и науки Архангельской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Архангельской области

«МИРНИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

(ГБОУ СПО АО МПЭТ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

название дисциплины

Для специальности: 230113 «Компьютерные системы и комплексы»

230113 ОУД. 11

2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 230113 «Компьютерные системы и комплексы» код наименование специальности(ей) / профессии(ий)

Организация-разработчик:

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области «Мирнинский промышленно-экономический техникум»

Разработчик:

Семёнова Г.Н. преподаватель химии и биологии

ОДОБРЕНА

Цикловой комиссией

Общеобразовательных дисциплин

Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности:

230113 Компьютерные системы и комплексы

Председатель цикловой комиссии
__________ М.А. Герус

__________

Заместитель директора по учебной работе

___________ М.Н. Венедиктова

___________


Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета № 35 от «07» сентября 2015 г. номер

СОДЕРЖАНИЕ




стр.
  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


8
  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


14
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


16

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Биология» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО «Компьютерные системы и комплексы».

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» может быть использована в группах, получающих среднее профессиональное образование по очной форме обучения.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Рабочая программа по учебной дисциплине «Биология» является частью общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Программа дисциплины «Биология» ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.


Практическая подготовка студентов обеспечивается систематическим выполнением тестовых заданий и решением задач.

Для формирования экспериментально-практических умений и навыков в программе предусмотрено проведение экспериментов в лаборатории. При проведении лабораторных и практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы не менее 8 человек.

В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;


уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 59 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 39 часов;

самостоятельной работы обучающегося- 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

59

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:




практические занятия

13

лекции

26

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

Итоговая аттестация: зачет


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины БИОЛОГИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала:, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Учение о клетке

8




Введение. Предмет и задачи общей биологии. Методы биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни.

Общая характеристика биологии как науки. Признаки живых организмов.

Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса.

2

1

Тема 1.1 Учение о клетке.

Содержание учебного материала:

6




Изучение клетки – элементарной живой системы и основной структурно-функциональной единицы всех живых организмов.

Освоение химической организации клетки. Органического и неорганического вещества клетки и живых организмов. Белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот и их роль в клетке.

1
2

1

Применение анализа строения и функции клетки, прокариотических и эукариотических клеток, вирусов и борьбы с вирусными заболеваниями (СПИД и др.), цитоплазмы и клеточной мембраны, органоидов клетки, обмена веществ и превращение энергии в клетке.

Характеристика строение и функций хромосом, ДНК и её репликации, ген, генетического кода, биосинтеза белка.

Изучение клетки и в многоклеточном организме, клеточной теории строения организмов, жизненного цикла клетки. Митоз.

Самостоятельная работа обучающихся

2




Работа со справочной литературой по теме «Учение о клетке».

Раздел 2.

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

3

Тема 2.1 Размножение.

Содержание учебного материала:

1

Характеристика организма как единого целого, многообразие организмов, размножение – важнейшее свойство живых организмов,

полового и бесполого, мейоза, образование половых клеток и оплодотворение. Сравнительный анализ митоза и мейоза.

2




Самостоятельная работа обучающихся

2

Работа со справочной литературой по теме «Размножение»

Тема 2.2.Организм. Индивидуальное развитие организма.

Содержание учебного материала:

2

Изучение эмбрионального этапа онтогенеза, основных стадий эмбрионального развития.

Определение сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

4




Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных при помощи презентаций.

Доказательство их эволюционного родства.

Раздел 3.

Основы селекции и генетики.

11




Тема 3.1. Генетика


Содержание учебного материала:

2


1

2

Определение генетики как науки о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

Изучение биографии Г.Мендель – основоположника генетики. Генетической терминологии и символики.

Формулирование законов генетики, установленных Г. Менделем. Рассмотрение моногибридного и дигибридного скрещивания, хромосомной теории наследственности, генетики пола, значение генетики для селекции и медицины.

Анализ наследственных болезней человека, их причин и профилактики.

2




Самостоятельная работа обучающихся

2

Решение генетических задач.

Промежуточная аттестация




1

Тема 3.2 Селекция.


Содержание учебного материала:

2

Уяснение закономерности изменчивости, генетики как теоретической основы селекции, одомашнивания животных и выращивания культурных растений – начальных этапов селекции.

2

1

Рассмотрение работ Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Освоение методов селекции: гибридизации и искусственного отбора и основ достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

2

2

1

Знакомство с биотехнологиями, ее достижениями и перспективами развития.

Практические занятия

2




Посещение сайтов научно-популярных журналов.

Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

Решение генетических задач.

Анализ фенотипической изменчивости.

Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. Закладка опытов.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Выполнение реферата по теме «Основы селекции и генетики».

Раздел 4.

Эволюционное учение.

8

Тема 4.1. История развития эволюционных идей.


Содержание учебного материала:

1

Знакомство с историей развития эволюционных идей.

Уяснение значение работ К. Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии, эволюционного учение Ч. Дарвина, естественного отбора.



1

Практические занятия

4




Составление кроссворда по теме: «Эволюционное учение».

Рассмотрения роли эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Выполнение и защита реферата по теме «Эволюционное учение».

Подготовка презентаций.

Тема 4.2. Движущие силы эволюции.


Содержание учебного материала:

1

Характеристика вида и популяции, теории эволюции.

Доказательство микроэволюции и макроэволюции.

Анализ современного представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузена), причин вымирания видов,основных направлений эволюционного прогресса,биологического прогресса и биологического регресса.



2

Практические занятия

2




Создание мультимедийных сочинений (докладов).

Проведение исследований.




Самостоятельная работа обучающихся

2




Работа с учебной литературой по теме «Эволюционное учение».

Раздел 5.

История развития жизни на Земле

4

Тема 5.1. Гипотезы происхождения жизни.


Содержание учебного материала:

1

Знакомство с гипотезами происхождения жизни, историей развития органического мира, усложнениями живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Уяснение современных гипотез о происхождении человека и доказательства их родства с млекопитающими животными.



1

Практические занятия

2




Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Рассмотрение приспособлений организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Работа с учебной литературой по теме «История развития жизни на Земле»

Решение кроссвордов по данной теме.

Тема 5.2. Происхождение человека.


Содержание учебного материала:

1

Выявление сущности эволюции человека и единства происхождения человеческих рас.


2




Самостоятельная работа обучающихся

2

Выполнение реферата по теме «История развития жизни на земле»

Работа с учебной и справочной литературой « Эволюция человека»

Бионика




Раздел 6.

Содержание учебного материала:

2

Тема 6.1. Бионика - один из разделов биологии



Обобщение знаний о бионике как об одной из направлений биологии и кибернетики, рассматривающей особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

Изучение принципов и примеров использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

2

Обобщение знаний о бионике как об одной из направлений биологии и кибернетики, рассматривающей особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

Изучение принципов и примеров использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Самостоятельная работа обучающихся

2




Выполнение реферата по теме: «Загрязнение окружающей среды».

5


Подготовка и организация презентаций по теме: «Бионика»

Работа с учебной литературой.

Практическое занятие Итоговая контрольная работа (2 ч)




Итоговая аттестация

1




Всего

39










59





3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины «Биология» требует наличия учебного кабинета биологии и лаборатории.
Оборудование учебного кабинета:

  • учебные столы и стулья по количеству обучающихся в группе

  • дополнительная литература по отдельным темам изучаемого материала

  • учебно-методические пособия

  • натуральные объекты (живые растения и животные, коллекции, влажные и остеологические препараты, гербарии и пр.)

  • приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций и лабораторных работ

  • муляжи, модели, рельефные таблицы

  • пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.)

  • экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО): видеофильмы (кинофильмы), диафильмы, диапозитивы-слайды, транспаранты)

  • Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением, компьютер и мультимедиапроектор.



3.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники:

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.

Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.

Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.
Для преподавателей
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2006.

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.
Интернет-ресурсы:

http://www.altai.fio.ru/projects/Group4/potok13/site/index.html

http://nrc.edu.ru/est/

http://www.livt.net/

http://bio.1september.ru/

http://evolution.powernet.ru/

http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm

http://www.sci.aha.ru/biodiv/index.htm

http://www.biology.ru/course/design/index.htm

Дополнительные источники:

  1. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии.- М 2006.

  2. Зверев А.Т., Кузнецов В.Н. Экология методическое пособие 10-11 класс. – М.,2004

  3. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику Каменского А.А., Крискуного Е.А., Пасечника В.В. «Общая биология. 10-11 классы»

  4. Пименов А.В. Уроки биологии в 10-11 классах 1 и 2 часть. – Ярославль Академия развития.

  5. Скорик А.В., Ларина О.В. «Экология тесты».


4. Контроль и оценка результатов

освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты

(освоенные общие

компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы

контроля

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей профессии.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении заданий

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- демонстрация эффективности и качества выполнения учебных задач.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении заданий различной направленности

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении учебных заданий

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения поставленных задач

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении поставленных задач

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и зачётных занятиях при демонстрации итогов самостоятельной работы

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие с обучающимися и преподавателями в ходе обучения.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ в мини-коллективах

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении индивидуальных заданий

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении заданий

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении заданий

Умения:

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

- демонстрация эффективности и качества выполнения учебных задач.

фронтальный опрос письменная самостоятельная работа,

письменая практическая работа в форме отчёта, лабораторная работа

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- демонстрация эффективности и качества выполнения учебных задач.

фронтальный опрос письменная самостоятельная работа, решение экологических задач, методы практического самоконтроля

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- демонстрация эффективности и качества выполнения учебных задач.

письменная самостоятельная работа, практическая работа, лабораторная работа

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения поставленных задач

письменная самостоятельная работа, практическая работа, тестирование


определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

фронтальный опрос


анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

комбинированный метод


изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения поставленных задач

комбинированный метод


находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения поставленных задач

письменная самостоятельная работа

Знания:







основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения поставленных задач

устный фронтальный опрос

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

устный индивидуальный опрос

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

устный зачёт, машинный контроль

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

устный индивидуальный опрос

биологическую терминологию и символику;

- демонстрация эффективности и качества выполнения учебных задач.

письменый зачёт, машинный контроль



ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


  • Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.

  • Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.

  • Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.

  • Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.

  • Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.

  • Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью.

  • Наблюдения за экологическим исключением трофически близких видов простейших при совместном обитании.

  • Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.

  • Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

  • Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.

  • Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).

  • Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.

  • Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.

  • Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.

  • Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.

  • Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.

  • Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

  • Биологическое значение митоза и мейоза.

  • Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.

  • Половое размножение и его биологическое значение.

  • Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.

  • Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.

  • Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.

  • Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.

  • Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

  • Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

  • Закономерности фенотипической и генетической изменчивости.

  • Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

  • Драматические страницы в истории развития генетики.

  • Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

  • Центры многообразия и происхождения культурных растений.

  • Центры многообразия и происхождения домашних животных.

  • Значение изучения предковых форм для современной селекции.

  • История происхождения отдельных сортов культурных растений.

  • История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

  • «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

  • Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

  • Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.

  • Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

  • Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.

  • Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.

  • Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.

  • Современные представления о зарождении жизни.

  • Различные гипотезы происхождения.

  • Принципы и закономерности развития жизни на Земле.

  • Ранние этапы развития жизни на Земле.

  • Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.

  • Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.

  • Современные представления о происхождении птиц и зверей.

  • Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.

  • Эволюция приматов и этапы эволюции человека.

  • Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

  • Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

  • Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

  • Сукцессии и их формы.


Проверку знаний и умений обучающихся, а, следовательно, и степень формирования общих и профессиональных компетентностей в рамках учебной дисциплины «Биология» целесообразно осуществлять с помощью следующих форм и методов контроля:

- тестирование;

- фронтальный опрос;

- работа в «малых группах»;

- подготовка докладов;

- презентация рефератов.

На каждом практическом занятии необходимо создавать условия для проведения анализа собственной деятельности (рефлексии) обучающимися, отвечая на вопросы «Что получилось?», «Что не получилось?», «Почему не получилось?», «Что необходимо сделать, чтобы добиться лучших результатов?».

В процессе изучения курса «Биология» целесообразно провести входное анкетирование обучающихся, позволяющее выявить отношение к предмету, наличие знаний по данной дисциплине, представлений о ее роли в жизни человека. Подобное анкетирование необходимо провести по окончанию изучения курса. Данные, полученные в результате сравнительного анализа проведенного анкетирование на входе и на выходе обучения, позволят оценить степень самоопределения обучающихся, степень сформированности общих компетентностей, а также качество деятельности самого преподавателя.

Аттестация по дисциплине «Биология» проводится в форме дифференцированного зачета.