Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Урок мхк в 8-х классах Разработал: учитель мхк волкова Е. В. Урок-путешествие


Скачать 190.58 Kb.
НазваниеУрок мхк в 8-х классах Разработал: учитель мхк волкова Е. В. Урок-путешествие
Волкова Е.В
Дата29.02.2016
Размер190.58 Kb.
ТипУрок

Муниципальное казенное

Общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4

Изобильненского муниципального района

Ставропольского края

Урок МХК в 8-х классах



Разработал: учитель МХК

Волкова Е.В.

Урок–путешествие


Цели урока:


  • повторить понятия «мифы», «мифология» и содержание ранее прочитанных мифов;

  • показать активное влияние мифов на последующую культуру;

  • через знания легенд и мифов познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, с историей возникновения Олимпийских символов;

  • развивать познавательный интерес учащихся путем интеграции литературы с историей.

Задачи:

  • осуществить межпредметные связи: история, литература, музыка, изобразительное искусство, физическая культура;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • развить креативные способности.

Форма мероприятия: урок-путешествие с мультимедийной презентацией.

Оформление: выставка книжная «Мифы и легенды Древнего мира»;

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук или компьютер с программным обеспечением Windows XP, экран, компьютерные колонки.

Эпиграф к уроку:
“Нет ничего благороднее солнца,

дающего столько света и тепла.

Такт и люди прославляют те состязания,

величественнее которых нет ничего, - Олимпийские игры.”

Пиндар

Организация мероприятия

Перед уроком на двери класса вывешивается плакат:

«В 8-х классах состоится необычное состязание!

Ристалище тех, кто историю любит!

Главным оружием знание будет.

Победа сильнейшему — вот награда!

Вас ждет ОЛИМПИАДА!!!»

Учитель: Мы сегодня совершим с вами путешествие в древний мир.

Этот мир существовал по тем же основным законам, что действуют и теперь, только законы эти еще никем не были открыты.

Вся огромная работа познания мира человечеству только еще предстояла.

И первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы с удивлением и радостью обращаемся к наивности и мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником искусства и литературы. Конечно же, речь идет о мифах.
Давайте вспомним, что такое миф? Мифология?

Ответы учащихся.
Мифы – произведения, созданные фантазией народа, в которых передаются представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях. Миф – греческое слово, означающее «предание», «сказание».
- Зачем мифы были нужны людям?

Ответы учащихся.

- А чем отличается миф от сказки?

Ответы учащихся.

Сказка, как и миф, - произведение устного народного творчества, и сказка, и миф созданы фантазией народа. Но миф – это объяснение человеком явлений природы, сказания о подвигах героев; мифы создавались как правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека.

Свое путешествие мы начнем с Оли́мпии (греч. Αρχαία Ολυμπία) — одно из крупнейших святилищ Древней Греции на Пелопоннесе, где возникли и на протяжении многих веков проводились Олимпийские Игры.

Огромный интерес сейчас вызывают легенды и мифы, связанные с историей возникновения Олимпийских игр. Это не случайно: запущен обратный отсчет 14-ым зимним Олимпийским играм в Сочи!

Огромное количество людей любят Олимпийские игры. Каждый спортсмен хочет попасть туда и мечтает завоевать золотую Олимпийскую медаль. Зрители и телезрители со всего мира наблюдают и болеют за свои страны. Но далеко не всем известны мифы и легенды возникновения Олимпийских игр. Поэтому мы решили поделиться своими знаниями о прочитанных легендах.

Существует много неясностей о возникновении Олимпийских игр древности. Но однозначно известно то, что родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, а конкретнее, святилище Олимпия, которое расположено на западе Пелопоннесского полуострова. Тут в долине реки Алфей, у самого подножья горы Кронос, до сих пор зажигается огонь Олимпийских игр современности. Именно здесь все началось…До нас дошло множество легенд и мифов о возникновении Олимпийских игр, персонажи которых были боги и герои (почитавшиеся древние греки). Итак, вот некоторые из этих легенд:

  • Легенда первая (миф). Когда могучий Зевс-громовержец победил в смертельной схватке своего отца Кроноса, который пожирал собственных детей и был абсолютно беспощаден. Зевс освободил их и повелел в честь этого события проводить игры, которые называли Олимпийскими.

  • Легенда вторая (миф). Эта легенда гласит, что Олимпийские игры придумал и организовал сын Зевса – Геракл, который совершил двенадцать легендарных подвигов. В честь одного из этих подвигов и начали проводить Олимпийские игры.

Известна очень интересная подробность этой легенды. Она заключается в том, что Геракл отмерил собственными стопами дистанцию для бега, которая составляла 600 стоп. Именно так появилась распространенная мера длины в Греции, которая называлась «стадии». От этого названия и возникло известное на сегодняшний день слово «стадион». Если переводить эту меру измерения в современные единицы, то получиться, что дистанция для бега составляла 192метра и 27 сантиметров.

Легенда (миф) гласит, что долгое время спортсмены выявляли победителей только в данном виде состязаний, пока Геракл не ввел другие дисциплины. Одна из них – панкратион, достаточно суровый вид спорта, который соединяет в себе кулачный бой и борьбу.

  • Легенда третья (миф). В этой легенде рассказывается о том, что Олимпийские игры учредили в честь победы в состязаниях на конных колесницах Пелопса, внука великого Зевса-громовежца, над царем города Писы Эномаем. В благодарность за победу Пелопс воздвиг святилище в Олимпии. Там он приносил жертвы. А также, главное – он учредил Олимпийские игры.

Легенда гласит, что благодаря Пелопсу Олимпийские Игры стали традиционными и их стали проводить раз в четыре года.

Во время Олимпийских игр заключался всеобщий мир на всей территории Древней Эллады. Нарушителя этого священного перемирия, ждало суровое наказание.

Это и есть одни из самых известных легенд и мифов о возникновении Олимпийских игр, которые дошли до наших дней.

Слайд

Слово учителя: Существует и множество других версий появления и создания Олимпийских игр, но все эти версии, чаще всего мифологического происхождения, остаются версиями.

Слайд

Олимпия была историческим и культурным центром Древней Греции с большим количеством памятников, строительство которых восходит к первой половине II тысячелетия до н.э. Там находились такие спортивные сооружения, как Палестра, Гимнасий и Олимпийский стадион.

Слайд Сведения о первых Олимпийских играх не сохранились. Наиболее ранние достоверные данные относятся к 776 г. до н.эры, когда была введена нумерация Олимпиад (четырехлетних периодов между двумя следовавшими друг за другом олимпийскими играми).

В олимпийских состязаниях участвовали только свободнорожденные греки. Ни рабы, ни варвары (иноземцы) не имели на это права. Не участвовали в соревнованиях и женщины. Атлеты выступали на Играх как посланцы определенных государств, и победа в состязаниях любого из них воспринималась как успех государства или города, которые он представлял. Руководили Играми элладоники (судьи), избиравшиеся из числа граждан Элиды за год до начала Игр.

2. Пять незабываемых дней (слайды ).

Специальные вестники заранее сообщали о начале Олимпийских игр. Они продолжались пять дней, и на это время по всей Греции провозглашался так называемый "священный мир" Все военные столкновения прекращались, и заключалось перемирие, за нарушение которого виновные карались крупным штрафом и не допускались к участию в играх. Все прибывающие в Олимпию считались "гостями Зевса" и находились под его защитой.

Имена участников состязания вносились в списки, составлявшиеся за год до начала очередных Олимпийских игр. Этими списками и всем устройством олимпийских празднеств ведали особые лица - элланодики, избранные на должность олимпийских судей. К участию в Олимпийских играх допускались все свободные эллины.

Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.

Устав Олимпийских игр предписывал также, чтобы ни одна женщина под страхом смертной казни не присутствовала на состязаниях. Опаздывать на состязания, спорить с судьями и применять незаконные приемы запрещалось.

Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения “олимпийского норматива” будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе в Олимпии.

Главным принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила.

Празднества продолжались пять дней. Первый и последний дни были посвящены торжественным церемониям, второй, третий и четвертый включали разного рода соревнования на стадионе и ипподроме.
Награды победителям! (слайд )

С V в. до н.э. награждение олимпиоников проходило перед храмом Зевса, в котором находилась знаменитая статуя, признанная современниками одним из семи чудес света. Созданная великим греческим скульптором Фидием из слоновой кости и золота, она поражала величием и красотой.

Главной наградой победителю Олимпийских игр служил венок из ветвей священной оливы. Ветви срезали золотым ритуальным ножом со старого дерева, которое, как считалось, посадил Геракл. Кроме венка , победитель получал пальмовую ветвь.

Имя атлета высекалось на мраморной плите. Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую.

Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие.

III. Олимпийский огонь — один из символов Олимпийских игр.

Не менее интересна история возникновения традиции зажигания Олимпийского огня.

Традиция зажигания Олимпийского огня берет свое начало от легенды о Прометее, который похитил огонь у Зевса, чтобы дать его людям. Эта традиция была еще Древней Греции, при проведении Античных Олимпийских игр.

Олимпийский огонь зажигается на родине игр - в Греции, в Афинах.

Видео фильм олимпийский огонь

Учитель. Олимпийские игры — одно из самых ценных культурных достижений человечества.

Нам предстоит вспомнить информацию о том, как проходили Олимпиады в древности. Но прежде послушайте нашу гостью.

Ребята приветствуют «богиню Клио». Муза истории

Богиня Клио:

Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым,

Слово привета свое я обращаю.

Вам пожелаю я, о сыновья Геродота:

Честно сражайтесь под сводами храма науки

И благородством блистайте не меньше,

Чем жаждою схватки!

Пусть же дарует великая Ника

Победу тем, кто достойнее будет

И знанья покажет искусней.

Муза истории — Клио —

Вас приглашает. Начинайте!

Свое пятиборье!

Слово учителя: Наступило время продолжить традиции и зажечь огонь наших соревнований.

Классы разбивается на 2 команды.

Командам задаются вопросы

№ 1. Назовите самый древний вид спорта, с него и начались Олимпийские игры.

Ответ. Это бег.

№ 2. Что за клятву дают спортсмены?

Ответ. Клятва – вести честно спортивную игру.
№ 3. Через сколько лет Олимпиада проводится? Что это за год?

Ответ. Игры проводятся один раз в 4 года, в високосный год.

№4. Кроссворд

По горизонтали:

1.Обряд, который совершают в первый день Олимпийских игр.

2. Сколько дней продолжались Олимпийские игры?

3.Спортивный снаряд дискобола?

4. Главный результат, к которому стремились все участники Олимпийских

игр.

По вертикали:

1.Кому запрещалось присутствовать на играх?

2. Участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач?

3.Победитель Олимпийских игр.

4. Главное состязание Олимпийских игр.

5. Место проведения игр.

6. Место для проведения конных состязаний.






























4


























































2

















































2




















































1













3













5










6
















1






































































































































































4


















































































































































































































































































































































































































3

























































Ответ:





























4


























































2

П

Я

Т

Ь





































2













Я





































1







А




3







Т




5










6
















1

Ж

Е

Р

Т

В

О

П

Р

И

Н

О

Ш

Е

Н

И

Е
















Е







Л




Л







Б




Л










П



















Н







Е




И







О




И







4

П

О

Б

Е

Д

А




Щ







Т




М







Р




М










О



















И













П







Ь




П










Д



















Н













И







Е




И










Р



















А












О













Я










О



















М













Н

























М


































И

















































3

Д

И

С

К












































Задание для болельщиков

Задание 1. Вставить пропущенные слова в текстеОлимпийские игры”.
Первые Олимпийские игры состоялись в ….. году до н.э. Они посвящались богу ….. Со всех концов Греции спешили люди на великолепное зрелище, которое проводилось только раз в ….. года. Проводились Олимпийские игры в …..

Во время игр запрещалось ….. Виновные в нарушении правил платили большой штраф. Атлеты должны были предварительно записаться в списки участников и тренироваться около года у себя на родине и еще месяц в …. Рабов, чужеземцев и ….. на игры не допускали. Празднества продолжались …. дней. На стадионе состязались в пятиборье, на ипподроме – в …..

В качестве награды они получали венок из …… ветвей и …. ветвь.

Награждение проходило перед храмом Зевса, где находилась знаменитая статуя работы Фидия, признанная одним из …. чудес света.


Образец выполненного задания.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. Они посвящались богу Зевсу. Со всех концов Греции спешили люди на великолепное зрелище, которое проводилось только раз в четыре года. Проводились Олимпийские игры в Олимпии.

Во время игр запрещалось воевать. Виновные в нарушении правил платили большой штраф. Атлеты должны были предварительно записаться в списки участников и тренироваться около года у себя на родине и еще месяц в Олимпии. Рабов, чужеземцев и женщин на игры не допускали. Празднества продолжались пять дней. На стадионе состязались в пятиборье, на ипподроме – в гонках на колесницах.

В качестве награды они получали венок оливковых ветвей и пальмовую ветвь. Награждение проходило перед храмом Зевса, где находилась знаменитая статуя работы Фидия, признанная одним из семи чудес света.

№5.

Чем и как награждали в древности 29 веков тому назад чемпионов, победивших в соревнованиях?

Ответ. Оливковая ветвь и венок.

Богиня Клио:

“Был простой венок зеленый

Из оливковых ветвей.

Драгоценней, чем короны

Всех воинственных царей.
Потому, что не воитель

Получал венок такой,

А достойный победитель

И действительно герой.
Не хотел он сеять горе,

Побежденному грозя,

Для него в спортивном споре

Все соперники - друзья!”
“А для тех, кто в поле, в зале,

Кто в бассейне первым стал, -

Олимпийские медали,

Олимпийский пьедестал!”

Подведение итогов

- Вот и закончилась игра.

Расходиться нам пора…

На табло взгляните все –

Подведем итог игре.
Объявление итогов. Награждение.