Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Рабочая программа «Обучение детей безопасному поведению на дороге» |
 Скачать 328.94 Kb. |
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №30 «Берёзка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Обучение детей безопасному поведению на дороге»
(Первая и вторая младшая группа)
Автор - составитель:
Тоестева Ирина Сергеевна
воспитатель
Головачево 2012г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«»Обучение детей безопасному поведению на дороге»
Пояснительная записка Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является весьма актуальной и практически значимой. Основная причина ДТП с участием детей до 7 лет - их появление на проезжей части дороги без сопровождения взрослого. Вторая по частоте причина ДТП с участием дошкольников - игра на проезжей части. Анализ ДТП с участием дошкольников показывает, что их личный опыт при оценке дорожной ситуации недопустим.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.
Правовой основой проведения дидактических занятий с дошкольниками по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в котором изложено: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке» (п.1 ст.29).
Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах и, особенно, в отношениях с другими людьми.
Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитатель одновременно и воспитывает их, применяя методы внушения, убеждения, примера.
Воспитывать детей следует постоянно в процессе игр, прогулок, при выполнении каких-либо заданий по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи с использованием слов, выражений, имеющих отношение к дорожной тематике.
Программа строится на основе интегрированного подхода при организации образовательного процесса, педагогических принципов, закономерностей, форм и методов, отражаемых в общей программе работы с детьми. Для каждой возрастной группы определяются цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель. При этом необходимо учитывать следующую закономерность воспитания и обучения: чем больше у ребенка сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улицах и дорогах, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении. Рабочая программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009 г) и на основе программы обучения дошкольников правилам дорожного движения Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора» - М.: Мозаика – Синтез, 2009 г.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности».
Основная цель данной программы заключатся в том, чтобы сформировать первоначальные представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов деятельности:
- игровой,
- коммуникативной,
- трудовой,
- познавательно- исследовательской,
- продуктивной,
- музыкально – художественной,
- чтение. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
- формирование представления об окружающем пространстве;
- расширение ориентировки в окружающем пространстве;
- формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге;
- знакомство с некоторыми видами транспорта;
- знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор»;
- формирование представлений о работе водителя;
- формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить улицу, держась за руку взрослого);
- повешение компетенции родителей по вопросам касающихся ПДД. Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия, наблюдение за движением транспорта, целевые прогулки, экскурсии, рассмотрение иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры; просмотра видео, мультфильмов; игры на специально оборудованной площадке. Обыгрывание дорожных ситуаций в специально оборудованной комнате «Светофорчик» с учетом безопасности, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим оборудованием.
Содержание непосредственно – образовательной деятельности, объем, и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья воспитанников.
Для решения эффективности поставленных задач нужно использовать интегрированный подход при организации образовательного процесса. Такой подход не только стимулирует безопасность жизнедеятельности, но и способствует более успешному решению других образовательных задач.
В процессе образовательной деятельности по безопасности на дорогах следует обратить внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья на занятиях физической культурой, физкультминутках («Физическое развитие»);
- создание на занятиях по ПДД педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, выдержки, побуждать к самооценке и оценке действий и поведений сверстников (« Социализация»);
- привлечение детей к участию в расстановке и уборке игрушек и игрового оборудования («Труд»);
- активация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования), организация специальных игр на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем, построение гаражей из кубиков, конструктора, просмотр и обсуждения мультфильмов, познавательных книг («Познание»);
- побуждение к проговариванию действий и названию предметов используемых во время игры, поощрение речевой активности детей («Коммуникация»);
- организация игр под тексты, стихотворений, потешек, считалок («Чтение художественной литературы»);
- привлечение внимания к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование элементарных пособий, рисование кружков (красных, зеленых) («Художественное творчество»);
- исполнение песен, ритмичных движений под музыкальное сопровождение; развитие артистичных способностей («Музыка»).
Программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей 2-4 лет. Работа по обучению Правилам дорожного движения может проводиться с группой детей и индивидуально. Срок реализации: 2 года (сентябрь 2012 – май 2014 г) Вид программы: долгосрочный, коллективный. Участники: воспитатели, воспитанники, родители. Этапы реализации:
1 год обучения – 1 раз в неделю по 9 минут (4,44 ч в год) (2-3 лет);
2 год обучения – 1 раз в неделю по 15 минут (9 ч в год) (3-4 лет). Особенности: родители являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками всех мероприятий по изучению правил дорожного движения. Развитие личностных качеств:
- самостоятельность в принятии правильных решений;
- убежденности и активности добросовестного выполнения правил дорожного движения, как элемента сохранения своей жизни;
- внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
- здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ;
- Конвенция «О правах ребенка»;
- Закон «Об образовании»;
- Закон «О безопасности»;
- Устав МКДОУ;
- Правила дорожного движения;
- Перспективный план. Материально – техническое обеспечение:
Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В каждой возрастной группе оформлены уголки безопасности, имеются в наличии выносные макеты дорожно-транспортных средств.
В детском саду оборудована комната безопасности дорожного движения «Светофорчик», где сосредоточен весь практический материал: различные тематические планшеты, кроссворды, ребусы, яркие иллюстрированные плакаты, атрибуты для развёртывания всевозможных увлекательных ситуаций, имеется комплект дорожных знаков, светофор, детский педальный транспорт, принадлежности регулировщика: фуражка, китель с погонами, жезл, свисток.
Также имеются методические материалы: нормативно – правовые документы; документы по работе с педагогами, родителями; частушки, рассказы, стихотворения, дидактические игры.
Информационное обеспечение:
- Оформление информационных стендов;
- Мультимедийные презентации, составленные воспитателями;
- Информация СМИ;
- Газета «Добрая дорога детства».
- родительские собрания;
- участие в конкурсах «Зеленый огонек»;
- Публикации на сайте работников образования nsportal.ru
Научно – методическое обеспечение:
- «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. – 4-е изд., Ипр. И доп. - М.: Мозаика – Синтез, 2012 г;
- Методические рекомендации для воспитателей и родителей;
- Литературный материал для чтения и заучивания стихотворений;
- Методическая художественная литература;
- сценарии праздников и развлечений.
Формы подведения итогов реализации программы:
- выставки;
- праздники;
- соревнования;
- конкурсы;
- тесты, диагностика;
- открытые мероприятия для родителей и педагогов.
Основные методы, используемые для реализации программы:
Рассказ;
Беседа;
Ролевая игра;
Дидактические игры;
Чтение и заучивание стихов;
Рассматривание иллюстраций;
Наблюдение;
Экскурсии;
Целевая прогулка на специально оборудованную площадку;
Рисование, лепка, конструирование, развитие речи.
В процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Рассмотрение машины (просила папу одного из воспитанников) наглядно: ремень безопасности, кресло для ребенка, основные части машины (салона, колес, фары, руль).
Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, понаблюдать, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, обратить внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу, или спокойно идут по переходу).
Зимой обратить внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров). Предметно-развивающая среда по обучению детей ПДД:
Игрушки и игровое оборудование: автобус, машины легковые и грузовые, куклы, коляски, конструктор. Светофор. Шапочки или нагрудные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!». Перекресток с зеброй (из ткани), рули, сумка с билетами. Макет дороги с пешеходным переходом, перекрестком и улицами города. К нему маленькие машины и люди, 3 дорожных знака и светофор.
Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, такси, легковые и грузовые автомобили. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: катание на велосипеде, на санках, игра детей в мяч на дороге. Иллюстрации с изображение светофора, со знаком «Пешеходный переход». Картинки с изображением всех частей машин (грузовых и легковых).
Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Поезд», «Птицы и автомобиль», «Зайчики перебегают», «Светофорик», «На дорогах города», «Правила движения», «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор».
Атрибуты к играм и для инспектора ГИБДД.
Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно-неправильно», «Разрешено-запрещено», «Дорожное поле», лото «Транспорт», «Собери машину по частям».
Ожидаемый результат:
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в детском саду, на улице, в транспорте, дорожного движения;
- различие и название специальных видов транспорта, объяснение их назначения;
- определение и название дорожных знаков, значение сигналов светофора;
- развитие свободной ориентировки на местности около детского сада, по схеме;
– проявление интереса родителей к проблемам МКДОУ. Диагностика знаний, умений и навыков проводится в каждой возрастной группе для определения уровня их возможностей. Результаты диагностики фиксируются по годам обучения. В индивидуальные и сводные карты вносятся результаты изучения познавательной сферы по Правилам дорожного движения. На основе этих результатов организуются групповые занятия или проведение индивидуальной работы.
Воспитанники должны
знать:
- различать легковые и грузовые автомобили;
- понятия «улица», «дорога», «светофор»;
- элементарные правила поведения на улице. уметь:
- ориентироваться в пространстве;
- пользоваться детским транспортом;
- различать цвета на светофоре; иметь навыки:
- - дисциплины, осторожности, безопасного движения для пешехода, пассажира;
- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
- участие в конкурсах, соревнованиях;
- активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Учебный план
1 этап
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Цель: сформировать первоначальные представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
№
|
Наименование тем
|
Всего
часов
|
В том числе
|
Форма
контроля
| теория
|
практика
| 1
| Знакомство детей с автомобилями
| 36 мин
| 9мин
| 27 мин
| диагностика
| 2
| Знакомство с грузовыми и легковыми автомобилями
| 36 мин
| 9 мин
| 27 мин
| изготовление
макетов
| 3
| Знакомство с пассажирским транспортом
| 36 мин
| 9 мин
| 27 мин
| Тест
| 4
| Машина
| 36 мин
| 9 мин
| 27 мин
| Беседа
| 5
| Светофор
| 36 мин
| 9 мин
| 27 мин
| обыгрывание
правил пешеходов
| 6
| Дорога
| 36 мин
| 9 мин
| 27 мин
| беседа
| 7
| Улица
| 36 мин
| 9 мин
| 27 мин
| Беседа
| 8
| Узкая дорожка, широкая дорожка
| 36 мин
| 9 мин
| 27 мин
| тест
| 9
| Светофор (рисование)
| 36 мин
| 9 мин
| 27 мин
| диагностика
знаний
| Итого
| 4ч 44мин
| 1ч 21 мин
| 3ч
23 мин
|
|
Учебно – тематический план
1 этап
Цель: сформировать первоначальные представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
№
|
Наименование тем
|
Всего
часов
|
В том числе
|
Форма
контроля
| теория
|
практика
| 1
| Знакомство детей с автомобилями
| 36 мин
| 9мин
|
| диагностика
| 1.1
| Сравнение машин по цвету
|
|
| 9мин
|
| 1.2
| Рассмотрение картинок
|
|
| 9мин
|
| 1.3
| Чтение художественной литературы
|
|
| 9мин
|
| 2
| Знакомство с грузовыми и легковыми автомобилями
| 36 мин
| 9 мин
|
| беседа
| 2.1
| Строительство гаражей
|
|
| 9мин
|
| 2.2
| Сравнение грузовой и легковой машины
|
|
| 9мин
|
| 2.3
| Рассмотрение картинок
|
|
| 9мин
|
| 3
| Знакомство с пассажирским транспортом
| 36 мин
| 9 мин
|
| Тест
| 3.1
| П/и «Трамвай»
|
|
| 9мин
|
| 3.2
| Беседа о транспорте
|
|
| 9мин
|
| 3.3
| Ориентация в пространстве: впереди, сзади, сбоку
|
|
| 9мин
|
| 4
| Машина
| 36 мин
| 9 мин
|
| Беседа
| 4.1
| Чтение художественной литературы
|
|
| 9мин
|
| 4.2
| Строительство машин из конструктора
|
|
| 9мин
|
| 4.3
| Рассмотрение картинок
|
|
| 9мин
|
| 5
| Светофор
| 36 мин
| 9 мин
|
| обыгрывание
правил пешеходов
| 5.1
| Д/и «Красный, зеленый»
|
|
| 9мин
|
| 5.2
| Рассмотрение картинок
|
|
| 9мин
|
| 5.3
| Беседа «Светофор»
|
|
| 9мин
|
| 6
| Дорога
| 36 мин
| 9 мин
|
| беседа
| 6.1
| Сложить из мозаики дорожку
|
|
| 9мин
|
| 6.2
| Чтение художественной литературы
|
|
| 9мин
|
| 6.3
|
|
|
| 9мин
|
| 7
| Улица
| 36 мин
| 9 мин
|
| Беседа
| 7.1
| Строительство улицы
|
|
| 9мин
|
| 7.2
| Чтение художественной литературы
|
|
| 9мин
|
| 7.3
| Рассмотрение картинок
|
|
| 9мин
|
| 8
| Узкая дорожка, широкая дорожка
| 36 мин
| 9 мин
|
| тест
| 8.1
| Д/и «Бегите ко мне»
|
|
| 9мин
|
| 8.2
| Выкладывание дорожек разной длины
|
|
| 9мин
|
| 8.3
| Чтение художественной литературы
|
|
| 9мин
|
| 9
| Светофор (рисование)
| 36 мин
| 9 мин
|
| диагностика
| 9.1
| Д/и «Красный, зеленый»
|
|
| 9мин
|
| 9.2
| п/и «Птицы и автомобиль»
|
|
| 9мин
|
| 9.3
| Рассмотрение картинок
|
|
| 9мин
|
| Итого
| 4ч 44мин
| 1ч 21 мин
| 3ч
23 мин
|
|
Учебный план
2 этап Цель: формировать представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
№
|
Наименование тем
|
Всего
часов
|
В том числе
|
Форма
контроля
| теория
|
практика
| 1
| Зачем нужно знать и соблюдать правила уличного движения
| 1 час
| 15 мин
| 45мин
| диагностика
| 2
| Знакомство с улицей
| 1 час
| 15 мин
| 45мин
| беседа
| 3
| Виды транспорта
| 1 час
| 15 мин
| 45мин
| тест
| 4
| Рассмотрение грузового транспорта
| 1 час
| 15 мин
| 45мин
| беседа
| 5
| Светофор
| 1 час
| 15 мин
| 45мин
| беседа
| 6
| Когда мы пассажиры
| 1 час
| 15 мин
| 45мин
| Обыгрывание на макете
| 7
| Если ты потерялся на улице
| 1 час
| 15 мин
| 45мин
| беседа
| 8
| Поведение детей на улице
| 1 час
| 15 мин
| 45мин
| тест
| 9
| Работа светофора
| 1 час
| 15 мин
| 45мин
| диагностика
|
| Итого
| 9 ч
| 2ч 15мин
| 6ч
45 ми
|
|
Учебный - тематический план
2 этап Цель: формировать представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
№
|
Наименование тем
|
Всего
часов
|
В том числе
|
Форма
контроля
| теория
|
практика
| 1
| Зачем нужно знать и соблюдать правила уличного движения
| 1 час
| 15 мин
|
| диагностика
| 1.1
| Строительство «Улицы города»
|
|
| 15мин
|
| 1.2
| Рисование красных и зеленых кругов
|
|
| 15мин
|
| 1.3
| Чтение художественной литературы
|
|
| 15мин
|
| 2
| Знакомство с улицей
| 1 час
| 15 мин
|
| беседа
| 2.1
| Беседа, какие бывают улицы
|
|
| 15мин
|
| 2.2
| Рассмотрение картинок
|
|
| 15мин
|
| 2.3
| П/и «Бегите ко мне»
|
|
| 15мин
|
| 3
| Виды транспорта
| 1 час
| 15 мин
|
| тест
| 3.1
| Складывание разрезных картинок
|
|
| 15мин
|
| 3.2
| Чтение художественной литературы
|
|
| 15мин
|
| 3.3
| Катание на машинах кукол
|
|
| 15мин
|
| 4
| Рассмотрение грузового транспорта
| 1 час
| 15 мин
|
| беседа
| 4.1
| Инсценировка стихотворения
А. Барто «Грузовик»
|
|
| 15мин
|
| 4.2
| Рассмотрение картинок
|
|
| 15мин
|
| 4.3
| Раскрашивание раскрасок с транспортом
|
|
| 15мин
|
| 5
| Светофор
| 1 час
| 15 мин
|
| беседа
| 5.1
| Чтение художественной литературы
|
|
| 15мин
|
| 5.2
| Рисование цветных кружков
|
|
| 15мин
|
| 5.3
| Рассмотрение картинок
|
|
| 15мин
|
| 6
| Когда мы пассажиры
| 1 час
| 15 мин
|
| Обыгрывание на макете
| 6.1
| Обыгрывание игровых ситуаций
|
|
| 15мин
|
| 6.2
| П/и «Трамвай»
|
|
| 15мин
|
| 6.3
| Чтение художественной литературы
|
|
| 15мин
|
| 7
| Если ты потерялся на улице
| 1 час
| 15 мин
|
| беседа
| 7.1
| Игры на развитие внимания
|
|
| 15мин
|
| 7.2
| Упражнение на ориентировку в пространстве
|
|
| 15мин
|
| 7.3
| П/и «Бегите ко мне»
|
|
| 15мин
|
| 8
| Поведение детей на улице
| 1 час
| 15 мин
|
| тест
| 8.1
| Упражнения на макете
|
|
| 15мин
|
| 8.2
| Рассмотрение картинок
|
|
| 15мин
|
| 8.3
| Игры на транспортной площадке
|
|
| 15мин
|
| 9
| Работа светофора
| 1 час
| 15 мин
|
| диагностика
| 9.1
| Чтение художественной литературы
Рассмотрение картинок
|
|
| 15мин
|
| 9.2
| Рассмотрение картинок
|
|
| 15мин
|
| 9.3
| Рисование и строительство светофора
|
|
| 15мин
|
|
| итого
| 9 ч
| 2ч 15мин
| 6ч
45 ми
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. – 4-е изд., Ипр. И доп. - М.: Мозаика – Синтез, 2012 г;
2.
3. Сосунова, Е. М., Форштат, М. Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. – СПб : ИД «МиМ», 1998.
4. Нефедова, К. П. Транспорт. Какой он? – М. : Гном и Д, 2005.
5. Денисова, Д. М. Как перейти дорогу. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
6. Бабина, Р. П. Занимательная дорожная азбука: учебное издание. – Назрань: АСТ-ЛТД, 1997.
7. Волков, С. Ю. Про правила дорожного движения. – М. : Омега, 2006.
8. Кривич М., Ольгин О. Школа пешехода. – М.: Малыш, 1989.
9. Саулина, Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1989.
10. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. – М. : Просвещение, 1973.
11. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М. : Творческий Центр «Сфера», 2005.
12. Грёзина, О. Ю., Пятаева, С. А. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения. – Волгоград : Перемена, 1998.
13. Степаненкова, Э. Я., Филенко, М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М. : Просвещение, 1979.
14. Я дружу со светофором : познавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – М. : Ансел-М, 1995.
15. В гостях у светофора : познавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – Волгоград : Перемена, 1997.
16. Добрая дорога детства : всероссийская специализированная газета (2005–2006 гг.). |
|
|