Главная страница

Рабочая программа «Обучение детей безопасному поведению на дороге»


Скачать 328.94 Kb.
Название Рабочая программа «Обучение детей безопасному поведению на дороге»
составитель
Дата 26.04.2016
Размер 328.94 Kb.
Тип Рабочая программа

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №30 «Берёзка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Обучение детей безопасному поведению на дороге»

(Первая и вторая младшая группа)

Автор - составитель:

Тоестева Ирина Сергеевна

воспитатель


Головачево 2012г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«»Обучение детей безопасному поведению на дороге»

Пояснительная записка
Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является весьма актуальной и практически значимой. Основная причина ДТП с участием детей до 7 лет - их появление на проезжей части дороги без сопровождения взрослого. Вторая по частоте причина ДТП с участием дошкольников - игра на проезжей части. Анализ ДТП с участием дошкольников показывает, что их личный опыт при оценке дорожной ситуации недопустим.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.

Правовой основой проведения дидактических занятий с дошкольниками по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в котором изложено: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке» (п.1 ст.29).

Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах и, особенно, в отношениях с другими людьми.

Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитатель одновременно и воспитывает их, применяя методы внушения, убеждения, примера.

Воспитывать детей следует постоянно в процессе игр, прогулок, при выполнении каких-либо заданий по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи с использованием слов, выражений, имеющих отношение к дорожной тематике.

Программа строится на основе интегрированного подхода при организации образовательного процесса, педагогических принципов, закономерностей, форм и методов, отражаемых в общей программе работы с детьми. Для каждой возрастной группы определяются цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель. При этом необходимо учитывать следующую закономерность воспитания и обучения: чем больше у ребенка сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улицах и дорогах, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.
Рабочая программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009 г) и на основе программы обучения дошкольников правилам дорожного движения Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора» - М.: Мозаика – Синтез, 2009 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности».

Основная цель данной программы заключатся в том, чтобы сформировать первоначальные представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов деятельности:

- игровой,

- коммуникативной,

- трудовой,

- познавательно- исследовательской,

- продуктивной,

- музыкально – художественной,

- чтение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:

- формирование представления об окружающем пространстве;

- расширение ориентировки в окружающем пространстве;

- формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге;

- знакомство с некоторыми видами транспорта;

- знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор»;

- формирование представлений о работе водителя;

- формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить улицу, держась за руку взрослого);

- повешение компетенции родителей по вопросам касающихся ПДД.
Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия, наблюдение за движением транспорта, целевые прогулки, экскурсии, рассмотрение иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры; просмотра видео, мультфильмов; игры на специально оборудованной площадке. Обыгрывание дорожных ситуаций в специально оборудованной комнате «Светофорчик» с учетом безопасности, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим оборудованием.

Содержание непосредственно – образовательной деятельности, объем, и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья воспитанников.

Для решения эффективности поставленных задач нужно использовать интегрированный подход при организации образовательного процесса. Такой подход не только стимулирует безопасность жизнедеятельности, но и способствует более успешному решению других образовательных задач.

В процессе образовательной деятельности по безопасности на дорогах следует обратить внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья на занятиях физической культурой, физкультминутках («Физическое развитие»);

- создание на занятиях по ПДД педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, выдержки, побуждать к самооценке и оценке действий и поведений сверстников (« Социализация»);

- привлечение детей к участию в расстановке и уборке игрушек и игрового оборудования («Труд»);

- активация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования), организация специальных игр на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем, построение гаражей из кубиков, конструктора, просмотр и обсуждения мультфильмов, познавательных книг («Познание»);

- побуждение к проговариванию действий и названию предметов используемых во время игры, поощрение речевой активности детей («Коммуникация»);

- организация игр под тексты, стихотворений, потешек, считалок («Чтение художественной литературы»);

- привлечение внимания к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование элементарных пособий, рисование кружков (красных, зеленых) («Художественное творчество»);

- исполнение песен, ритмичных движений под музыкальное сопровождение; развитие артистичных способностей («Музыка»).

Программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей 2-4 лет. Работа по обучению Правилам дорожного движения может проводиться с группой детей и индивидуально.
Срок реализации: 2 года (сентябрь 2012 – май 2014 г)
Вид программы: долгосрочный, коллективный.
Участники: воспитатели, воспитанники, родители.
Этапы реализации:

1 год обучения – 1 раз в неделю по 9 минут (4,44 ч в год) (2-3 лет);

2 год обучения – 1 раз в неделю по 15 минут (9 ч в год) (3-4 лет).
Особенности: родители являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками всех мероприятий по изучению правил дорожного движения.
Развитие личностных качеств:

- самостоятельность в принятии правильных решений;

- убежденности и активности добросовестного выполнения правил дорожного движения, как элемента сохранения своей жизни;

- внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;

- здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.

Нормативно – правовое обеспечение программы:

- Конституция РФ;

- Конвенция «О правах ребенка»;

- Закон «Об образовании»;

- Закон «О безопасности»;

- Устав МКДОУ;

- Правила дорожного движения;

- Перспективный план.
Материально – техническое обеспечение:

Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В каждой возрастной группе оформлены уголки безопасности, имеются в наличии выносные макеты дорожно-транспортных средств.

В детском саду оборудована комната безопасности дорожного движения «Светофорчик», где сосредоточен весь практический материал: различные тематические планшеты, кроссворды, ребусы, яркие иллюстрированные плакаты, атрибуты для развёртывания всевозможных увлекательных ситуаций, имеется комплект дорожных знаков, светофор, детский педальный транспорт, принадлежности регулировщика: фуражка, китель с погонами, жезл, свисток.

Также имеются методические материалы: нормативно – правовые документы; документы по работе с педагогами, родителями; частушки, рассказы, стихотворения, дидактические игры.

Информационное обеспечение:

- Оформление информационных стендов;

- Мультимедийные презентации, составленные воспитателями;

- Информация СМИ;

- Газета «Добрая дорога детства».

- родительские собрания;

- участие в конкурсах «Зеленый огонек»;

- Публикации на сайте работников образования nsportal.ru


Научно – методическое обеспечение:

- «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой. – 4-е изд., Ипр. И доп. - М.: Мозаика – Синтез, 2012 г;

- Методические рекомендации для воспитателей и родителей;

- Литературный материал для чтения и заучивания стихотворений;

- Методическая художественная литература;

- сценарии праздников и развлечений.

Формы подведения итогов реализации программы:

- выставки;

- праздники;

- соревнования;

- конкурсы;

- тесты, диагностика;

- открытые мероприятия для родителей и педагогов.

Основные методы, используемые для реализации программы:

  • Рассказ;

  • Беседа;

  • Ролевая игра;

  • Дидактические игры;

  • Чтение и заучивание стихов;

  • Рассматривание иллюстраций;

  • Наблюдение;

  • Экскурсии;

  • Целевая прогулка на специально оборудованную площадку;

  • Рисование, лепка, конструирование, развитие речи.


В процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Рассмотрение машины (просила папу одного из воспитанников) наглядно: ремень безопасности, кресло для ребенка, основные части машины (салона, колес, фары, руль).

Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, понаблюдать, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, обратить внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу, или спокойно идут по переходу).

Зимой обратить внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).
Предметно-развивающая среда по обучению детей ПДД:

  • Игрушки и игровое оборудование: автобус, машины легковые и грузовые, куклы, коляски, конструктор. Светофор. Шапочки или нагрудные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!». Перекресток с зеброй (из ткани), рули, сумка с билетами. Макет дороги с пешеходным переходом, перекрестком и улицами города. К нему маленькие машины и люди, 3 дорожных знака и светофор.

  • Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, такси, легковые и грузовые автомобили. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: катание на велосипеде, на санках, игра детей в мяч на дороге. Иллюстрации с изображение светофора, со знаком «Пешеходный переход». Картинки с изображением всех частей машин (грузовых и легковых).

  • Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Поезд», «Птицы и автомобиль», «Зайчики перебегают», «Светофорик», «На дорогах города», «Правила движения», «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор».

Атрибуты к играм и для инспектора ГИБДД.

  • Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно-неправильно», «Разрешено-запрещено», «Дорожное поле», лото «Транспорт», «Собери машину по частям».

Ожидаемый результат:

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в детском саду, на улице, в транспорте, дорожного движения;

- различие и название специальных видов транспорта, объяснение их назначения;

- определение и название дорожных знаков, значение сигналов светофора;

- развитие свободной ориентировки на местности около детского сада, по схеме;

– проявление интереса родителей к проблемам МКДОУ.
Диагностика знаний, умений и навыков проводится в каждой возрастной группе для определения уровня их возможностей. Результаты диагностики фиксируются по годам обучения. В индивидуальные и сводные карты вносятся результаты изучения познавательной сферы по Правилам дорожного движения. На основе этих результатов организуются групповые занятия или проведение индивидуальной работы.

Воспитанники должны

знать:

- различать легковые и грузовые автомобили;

- понятия «улица», «дорога», «светофор»;

- элементарные правила поведения на улице.
уметь:

- ориентироваться в пространстве;

- пользоваться детским транспортом;

- различать цвета на светофоре;
иметь навыки:

- - дисциплины, осторожности, безопасного движения для пешехода, пассажира;

- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

- участие в конкурсах, соревнованиях;

- активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

Учебный план

1 этап

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Цель: сформировать первоначальные представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.










Наименование тем





Всего

часов


В том числе



Форма

контроля

теория


практика


1

Знакомство детей с автомобилями

36 мин

9мин

27 мин

диагностика

2

Знакомство с грузовыми и легковыми автомобилями

36 мин

9 мин

27 мин

изготовление

макетов

3

Знакомство с пассажирским транспортом

36 мин

9 мин

27 мин

Тест

4

Машина

36 мин

9 мин

27 мин

Беседа

5

Светофор

36 мин

9 мин

27 мин

обыгрывание

правил пешеходов

6

Дорога

36 мин

9 мин

27 мин

беседа

7

Улица

36 мин

9 мин

27 мин

Беседа

8

Узкая дорожка, широкая дорожка


36 мин

9 мин

27 мин

тест

9

Светофор (рисование)

36 мин

9 мин

27 мин

диагностика

знаний

Итого

4ч 44мин

1ч 21 мин



23 мин






Учебно – тематический план

1 этап

Цель: сформировать первоначальные представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.











Наименование тем





Всего

часов


В том числе



Форма

контроля

теория


практика


1

Знакомство детей с автомобилями

36 мин

9мин




диагностика

1.1

Сравнение машин по цвету







9мин




1.2

Рассмотрение картинок







9мин




1.3

Чтение художественной литературы







9мин




2

Знакомство с грузовыми и легковыми автомобилями

36 мин

9 мин




беседа

2.1

Строительство гаражей







9мин




2.2

Сравнение грузовой и легковой машины







9мин




2.3

Рассмотрение картинок







9мин




3

Знакомство с пассажирским транспортом

36 мин

9 мин




Тест

3.1

П/и «Трамвай»







9мин




3.2

Беседа о транспорте







9мин




3.3

Ориентация в пространстве: впереди, сзади, сбоку







9мин




4

Машина

36 мин

9 мин




Беседа

4.1

Чтение художественной литературы







9мин




4.2

Строительство машин из конструктора







9мин




4.3

Рассмотрение картинок







9мин




5

Светофор

36 мин

9 мин




обыгрывание

правил пешеходов

5.1

Д/и «Красный, зеленый»







9мин




5.2

Рассмотрение картинок







9мин




5.3

Беседа «Светофор»







9мин




6

Дорога

36 мин

9 мин




беседа

6.1

Сложить из мозаики дорожку







9мин




6.2

Чтение художественной литературы







9мин




6.3










9мин




7

Улица

36 мин

9 мин




Беседа

7.1

Строительство улицы







9мин




7.2

Чтение художественной литературы







9мин




7.3

Рассмотрение картинок







9мин




8

Узкая дорожка, широкая дорожка


36 мин

9 мин




тест

8.1

Д/и «Бегите ко мне»







9мин




8.2

Выкладывание дорожек разной длины







9мин




8.3

Чтение художественной литературы







9мин




9

Светофор (рисование)

36 мин

9 мин




диагностика

9.1

Д/и «Красный, зеленый»







9мин




9.2

п/и «Птицы и автомобиль»







9мин




9.3

Рассмотрение картинок







9мин




Итого

4ч 44мин

1ч 21 мин



23 мин





Учебный план

2 этап
Цель: формировать представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.











Наименование тем





Всего

часов


В том числе



Форма

контроля

теория


практика


1

Зачем нужно знать и соблюдать правила уличного движения

1 час

15 мин

45мин

диагностика

2

Знакомство с улицей

1 час

15 мин

45мин

беседа

3

Виды транспорта

1 час

15 мин

45мин

тест

4

Рассмотрение грузового транспорта

1 час

15 мин

45мин

беседа

5

Светофор

1 час

15 мин

45мин

беседа

6

Когда мы пассажиры

1 час

15 мин

45мин

Обыгрывание на макете

7

Если ты потерялся на улице

1 час

15 мин

45мин

беседа

8

Поведение детей на улице

1 час

15 мин

45мин

тест

9

Работа светофора

1 час

15 мин

45мин

диагностика




Итого

9 ч

2ч 15мин



45 ми





Учебный - тематический план

2 этап
Цель: формировать представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.











Наименование тем





Всего

часов


В том числе



Форма

контроля

теория


практика


1

Зачем нужно знать и соблюдать правила уличного движения

1 час

15 мин




диагностика

1.1

Строительство «Улицы города»







15мин




1.2

Рисование красных и зеленых кругов







15мин




1.3

Чтение художественной литературы







15мин




2

Знакомство с улицей

1 час

15 мин




беседа

2.1

Беседа, какие бывают улицы







15мин




2.2

Рассмотрение картинок







15мин




2.3

П/и «Бегите ко мне»







15мин




3

Виды транспорта

1 час

15 мин




тест

3.1

Складывание разрезных картинок







15мин




3.2

Чтение художественной литературы







15мин




3.3

Катание на машинах кукол







15мин




4

Рассмотрение грузового транспорта

1 час

15 мин




беседа

4.1

Инсценировка стихотворения

А. Барто «Грузовик»







15мин




4.2

Рассмотрение картинок







15мин




4.3

Раскрашивание раскрасок с транспортом







15мин




5

Светофор

1 час

15 мин




беседа

5.1

Чтение художественной литературы







15мин




5.2

Рисование цветных кружков







15мин




5.3

Рассмотрение картинок







15мин




6

Когда мы пассажиры

1 час

15 мин




Обыгрывание на макете

6.1

Обыгрывание игровых ситуаций







15мин




6.2

П/и «Трамвай»







15мин




6.3

Чтение художественной литературы







15мин




7

Если ты потерялся на улице

1 час

15 мин




беседа

7.1

Игры на развитие внимания







15мин




7.2

Упражнение на ориентировку в пространстве







15мин




7.3

П/и «Бегите ко мне»







15мин




8

Поведение детей на улице

1 час

15 мин




тест

8.1

Упражнения на макете







15мин




8.2

Рассмотрение картинок







15мин




8.3

Игры на транспортной площадке







15мин




9

Работа светофора

1 час

15 мин




диагностика

9.1

Чтение художественной литературы

Рассмотрение картинок








15мин




9.2

Рассмотрение картинок







15мин




9.3

Рисование и строительство светофора







15мин







итого

9 ч

2ч 15мин



45 ми





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой. – 4-е изд., Ипр. И доп. - М.: Мозаика – Синтез, 2012 г;

2.

3. Сосунова, Е. М., Форштат, М. Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. – СПб : ИД «МиМ», 1998.

4. Нефедова, К. П. Транспорт. Какой он? – М. : Гном и Д, 2005.

5. Денисова, Д. М. Как перейти дорогу. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.

6. Бабина, Р. П. Занимательная дорожная азбука: учебное издание. – Назрань: АСТ-ЛТД, 1997.

7. Волков, С. Ю. Про правила дорожного движения. – М. : Омега, 2006.

8. Кривич М., Ольгин О. Школа пешехода. – М.: Малыш, 1989.

9. Саулина, Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1989.

10. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. – М. : Просвещение, 1973.

11. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М. : Творческий Центр «Сфера», 2005.

12. Грёзина, О. Ю., Пятаева, С. А. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения. – Волгоград : Перемена, 1998.

13. Степаненкова, Э. Я., Филенко, М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М. : Просвещение, 1979.

14. Я дружу со светофором : познавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – М. : Ансел-М, 1995.

15. В гостях у светофора : познавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – Волгоград : Перемена, 1997.

16. Добрая дорога детства : всероссийская специализированная газета (2005–2006 гг.).