Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа внеурочной деятельности по развитию мотивации учения «Я школьник» у младших школьников (2 класс)


Скачать 0.72 Mb.
НазваниеПрограмма внеурочной деятельности по развитию мотивации учения «Я школьник» у младших школьников (2 класс)
страница1/5
Дата06.05.2016
Размер0.72 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧАЙКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»


Программа внеурочной деятельности

по развитию мотивации учения «Я - школьник»

у младших школьников (2 класс)


Составитель Елена Сергеевна Найданова

Чайковский, 2014

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - ШКОЛЬНИК»

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

1

Введение в мир профессий. Профессии в школе

2

Профессия- учитель

3

Профессия- художник

4

Профессия – повар

5

Профессия- строитель

6

Строитель (продолжение темы)

7

Артист, актёр

8

Профессия- продавец

9

Продавец (продолжение темы)

10

Работники милиции

11

Работники ГИБДД

12

Профессия- врач

13

Врач (продолжение)

14

Водитель, шофёр

15

Почтальон

16

Парикмахер

17

Журналист

18

Спортсмен

19

В мире музыки: певец, композитор, музыкант

20

Писатель

21

Бухгалтер

22

Машинист поезда

23

Плотник

24

Профессия- рыбак

25

Библиотекарь

26

Швея, портной

27

Сельскохозяйственные профессии

28

Воспитатель детского сада

29

Лесничий

30

Пожарный (огнеборец)

31

Спасатель МЧС

32

Моя будущая профессия


ЗАНЯТИЕ №1 «Введение в мир профессий. Профессии в школе»

Материал: рабочие тетради на каждого ребенка (можно красиво оформить обложку), мягкая игрушка, ручки.

Ход занятия:

Разминка. Игра на внимание. Игра «Снежный ком»

« Имя + любое слово, обозначающее какую – либо профессию на начальную букву твоего имени». (Например, Аня - Актёр; Роман- Рыбак)

Дискуссия

- Для чего нужно быть внимательным в школе?

- Для чего нужно хорошо учиться?

Работа в тетрадях.

«Ребята, напишите всё, что вы знаете о профессии своих родителей, чем они занимаются на работе, с какими предметами связана их работа». После написания ответов желающие могут зачитать то, что они написали и обсудить многообразие профессий.

Игра «Азбука профессий»

Класс делится на три команды, весь алфавит разбивается тоже на три части. Команды должны за 5 минут записать у себя в тетрадях названия профессий на все выпавшие им буквы алфавита. Затем на предложенную букву сначала называет профессии команда, которой эта буква выпала. Если команда исчерпала свои возможности или не знает название профессии, то это право  передается другим командам. За каждую названную профессию начисляется очко. В конце игры подсчитываются суммарные очки и объявляется  победитель.

Беседа по теме.

- Кем вы хотите стать в будущем? Что вы знаете об этой профессии? Почему именно эта профессия вам нравится?

- У кого родители меняли свою профессию и что вы можете рассказать о них?

- Чьи родители продолжают дело, профессию своих родителей?

- В чем состоит работа домохозяйки?

- Какие вы знаете профессии людей, работающих в школе?

Игра «Профессии в школе»

Учащиеся образуют три команды. Одна называет профессию, которая имеет отношение к школе. Следующая команда даёт её описание и называет ещё одну школьную профессию, чтобы её описала третья команда, и так по кругу. Если команда не может выполнить задание, то шанс получают игроки следующей команды. Команды получают по очку за каждую профессию и за её описание.

Окончание занятия. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ №2. «Профессия-учитель»

Материал: мяч, рабочие тетради на каждого ученика, ложки ( в количестве на одну меньше чем общее количество детей).

Ход занятия:

Разминка. Упражнение «Ветер дует на…» (варианты:…на того - у кого светлые волосы, у кого - есть брат, кто любит сладости, кто много плачет, кто знает когда отмечается день Учителя?).

Основная часть.

Ведущий: Правильно, ребята, 5 октября. Тема сегодняшнего занятия—профессия-Учитель.

Чтение художественной литературы о данной  профессии.

Ты помнишь, было вокруг

Море цветов и звуков.

Из теплых маминых рук

Учитель взял твою руку.

Он ввел тебя в первый класс

Торжественно и почтительно.

Твоя рука и сейчас

В руке твоего учителя.

Желтеют страницы книг,

Меняют названия реки,

Но ты его ученик:

Тогда, сейчас и навеки.

И если в жизни большой-

Вольно или невольно-

Ты вдруг покривишь душой,

Ему будет очень больно.

А если в суровый час

Ты выстоишь как мужчина,

Улыбка хлынет из глаз

Лучами добрых морщинок.

Дай на свежем ветру ярче ей разгореться…

Из теплых маминых рук

Учитель взял твоё сердце! (К.Ибряев).

Загадывание загадки:

- Он учит детишек читать и писать,

  Природу любить, стариков уважать.   (Учитель).

Дискуссия. – Что вы знаете об этой профессии?

- Какими способностями желательно обладать учителю?

Работа в тетрадях.

Ведущий:  Мы с вами назвали, каким должен быть учитель: терпеливым, любить детей, быть внимательным и т.д. Вот и сейчас мы проверим ваши познавательные способности.

Диагностика познавательных процессов:

1.Методика  «Запомни пару» (логическая и механическая память).

2.Таблицы Шульте (внимание).

3.Методика Эббингауза (развитие речи).

Игра: «Вставь пропущенные буквы»

п...ро

г...ра

п...ле

р...ка

т...ло

д...р...во

з...м...к

к...м...нь

х...л...д

п...с...к

п...л...а

с...го...об

во...т...а

б...л...он

ш...п...а

Игра “Веселая игра в ложки” Приготовьте на одну ложку меньше, чем участников игры. Пусть участники игры сядут в кружок на корточках, руки за спиной. Посередине по кругу положите ложки ( на одну меньше, чем частников игры). Ведущий рассказывает историю, которая может начинаться приблизительно так:

Жила-была одна семья. Фамилия у них была Ложкины…

Услышав слово “ложка”, дети должны как можно скорее схватить одну из ложек. Тот, кому не досталось ложки, выбывает из игры. Затем ложки опять кладутся на прежнее место и игра продолжается. Не забудьте при этом отложить одну ложку в сторону, а потом история продолжается:

Однажды в воскресенье Ложкины решили сходить куда-нибудь пообедать всей семьей. Каждый нарядно оделся, только маленький Олег не захотел расстаться со своей пижамой. “Если ты немедленно не оденешься, то получишь ложкой по лбу!” - сказал папа, рассердившись. Но Олег упрямо стоял на своем. Бабушка сказала: “А мы с тобой после обеда будем есть мороженое маленькими ложечками” - и уговорила внука. Олег переоделся и все сели в машину. Кафе называлось “Золотая ложка”. Там все было очень красиво, а официанты вели себя необыкновенно солидно. За одним из столов сидела толстая дама с рыжей собачонкой, а напротив нее худой господин, ее муж, который облизывал свою ложку. “Взгляни, дорогая, - сказал он толстой даме, увидев, как семя Ложкиных садится за столик. – удивительно, сколько детей – и всего одна собака!” Подали еду. Только пап собрался налить маме стаканчик вина, как пес Мопси потянул за скатерть. Хаос вышел отменный. На пол полетели тарелки, вилки, ножи стаканы и ложки. Прибежал ужасно взбудораженный официант. Он успокоился только после того, как папа Ложкин за все заплатил. Семье Ложкиных пришлось уйти из кафе. Они пошли прямиком к палатке, где продавали сосиски, поели жареных колбасок, очень вкусных. Только мопс ничего не получил: в наказание ему пришлось просто смотреть.

(Вместо ложек можно поиграть в другие предметы. Важно только, чтобы они находились от детей на одинаковом расстоянии. Дети непременно должны держать руки за спиной и обращаться друг с другом аккуратно.)

Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ №3 «Профессия- художник»

Материал: бумага, карандаши, краски, кисти, картина «Художник» (из серии «Кем быть?»), тетради, альбом об искусстве, картинки с изображением разных предметов, красная и синяя карточки по количеству детей.

Ход:

Разминка. Упражнение «Какого цвета настроение?» («Нарисуй своё настроение»).

Основная часть.Рассматривание иллюстрации «Художник» (из серии «Кем быть?»).

Чтение стихотворений о художнике:

- Увидел художник в морозном окне,

Как бродит олень по волшебной стране.

В сверкающем воздухе птицы парят,

Цветные фонарики в окнах горят,

А там, где над морем клубятся леса,

Воздушный корабль развернул паруса—

И вот получилась картина. (Ю. Кушак).

- Вот это художник.

Он кистью и красками пишет картины.

Он ставит треножник, а на картинах- и люди, и море, и с овощами корзины!

Работает он.

Не правда ли, здесь в мастерской у художника чудно?

Попробуй и ты рисовать, но стать художником- трудно.

Работа в тетрадях.

Игра «Дорисуй рисунок». (В тетрадях заранее нарисованы элементы рисунка, дети должны их дорисовать до готовности).

Рассматривание альбома «Народное декоративное искусство» (росписи: хохлома, дымка, гжель).Беседа о творчестве и работе художника.

Игра «Правильно или нет».

(работа с картинками, где изображены различные предметы: кисти, мяч, карандаши, листы бумаги, кастрюля, краски и т.д.). Необходимо назвать- принадлежит ли этот предмет профессии художника, пользуется ли он им или нет- например,-«да»- кисть (дети поднимают красную карточку), «нет»- дерево ( дети поднимают синюю карточку).

Работа в тетрадях. Игра- задание «Портреты».

Задание: - Решил художник нарисовать портреты жителей городка, но нарисовал лишь некоторые части от каждого из них, попробуйте дорисовать каждого.

Игра «Это мой мурлокот».

Задание: нарисовать сказочное существо.

Физминутка: «Красим вверх и вниз».

- Представьте, что красите рамку окна, сопровождая движения руки словами «и вверх, и вниз, и вверх, и вниз…». Не закрепощайте кисть руки: она должна быть свободной, движения её мягкие- мягкие. Сначала маленькие мазки только кистью руки. За нею идут слова- такие же короткие.

Групповое коллективное рисование по кругу: «Передай хорошее настроение другому».

Подведение итогов. Окончание занятия.

ЗАНЯТИЕ №4 «Профессия- повар»

Материал: карточки со словами обозначающими продукты, вареное и сырое яйца, рабочие тетради, ручки.

Ход занятия:

   Р              Н

         В       Е

А            Ь

    Е

Разминка. Игра «Что спрятано в коробках»

А   Х  

С  А

   Р




П

      К         А

Р

        У


  Ь           С

       Л       

            О

Основная часть.

Загадывание загадки: - Скажите кто так вкусно готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

Беседа по теме. Ведущий: сегодня речь пойдет о самой  «вкусной» профессии, которая называется повар. Попробуйте описать её. Правильно, повар готовит из различных продуктов вкусные блюда. –Что входит в одежду повара? Фартук, косынка. А вы знаете правила поведения за столом во время еды? Сидеть тихо. Не разговаривать. Когда я ем, я глух и нем. – А почему так говорят?  Так принято , чтобы не подавиться, не поперхнуться.  Вот первое испытание для вас.

Чтение рассказа Г.Юдина «Как варить компот». Вот и вам я предлагаю «сварить» компот. Нужно положить в «кастрюлю» продукты, которые для этого нужны.

Игра «Сварим компот».

(На карточках написаны слова, обозначающие продукты: макароны, соль, курага, груша, крупа, изюм, мясо, вода, сахар, яблоко, колбаса и т.д. Дети выбирают нужные карточки).

Игра  «Вареное и сырое» (Нужно из двух яиц найти вареное и сырое)

Ведущий: - Какие пословицы и поговорки о еде вы знаете?

- Хлеб всему голова.

Худ обед, когда хлеба нет.

Губа не дура, язык не лопатка: знает, что худо, что сладко.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

- А как вы понимаете «Беда, коль пироги печет сапожник, а сапоги шьёт пирожник?»

(Каждый должен выполнять то, что он хорошо умеет делать).

Игра «Угадай продукт».

Дети получают карточки с названиями разных продуктов, например: мука, фрукты, овощи, масло, молоко и т.д. Затем все дети по очереди рассказывают о том, как эти продукты используют, какого они цвета и вкуса. Остальные участники игры должны угадать, какой продукт говорил о себе.

Работа в тетрадях.

Игра «Завтрак для великана».

Детям предлагается написать в тетрадях ответы на задания: если бы это был бы завтрак для великана, чем бы они стали отмерять следующие продукты: молоко для блинов, масло к чаю, компот, яйца, соль, мука для оладий.

Игра «Придумай рецепт».

Нужно, придумать рецепт необычных блюд: напиток « Радость», суп «Выдумка», салат «Нежность», каша «Счастье», торт «Фантазия».

Обсуждение результатов.

- Какими способностями должен обладать повар?

- Какие задания было легко или трудно выполнять?

ЗАНЯТИЕ №5 «Профессия- строитель»

Материал: счётные палочки, тетради, иллюстрации и образцы построек, бросовый материал: коробки, упаковки; ножницы, клей, цветная бумага.

Ход: Загадки:

Он строит дома, он строит мосты,

Что за профессия? Ты назови. (Строитель)

Начинает он копать, заменяет сто лопат. (Экскаватор)

Лучше, друг мой, здесь постой-ка. Потому что это… (Стройка)

Сообщение темы занятия.

Игра «Строители».

Участники игры выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый передаёт соседу:

- тяжёлое ведро с цементом, лёгкую кисточку, кирпич, огромную тяжёлую доску, гвоздик, молоток.

Игра «Построй из спичек слово».

Каждому игроку раздаются спички без коробка или счётные палочки. Задание: составить из спичек слова. Например, дом, стройка, песок, кирпич.

Работа в тетрадях. Упражнение «Рисование по точкам».

Задание: необходимо самостоятельно соединить точки линиями так, чтобы получился рисунок, как на образце. Но здесь есть и лишние точки, их не нужно соединять- нужно их оставить.

Упражнение «Что имеется в виду?» ( на понимание переносного смысла)

Задание: «Скажи как ты понимаешь эти предложения»:

Железный топор – железный человек

Золотая стрела – золотые руки

Острый нож – острое слово

Низкий потолок – низкий поступок

Ядовитый укус – ядовитый взгляд

Холодный металл – холодное сердце

Ведущий: - Люди придумывают какими должны быть их дома (здания), как они будут выглядеть, как сделать их красивыми, прочными и удобными, а потом строят их. Вам ведь приходилось строить что-нибудь  из кубиков, снега, песка?

Задание: сейчас мы с вами «превратимся» в строителей и построим домики, только игрушечные. Для этого используем разные коробочки и упаковки, цветную бумагу, ножницы и клей. (В помощь: рассматривание иллюстраций зданий и построек; образцов поделок- домиков.)

Коллективная работа «Строим городок».

Завершение занятия. Рассматривание работ. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ №6 «Профессия – строитель» (продолжение темы)

Материал: фигуры для танграма, рабочие тетради, цветные  карандаши.

Ход:

Разминка. Игра « Карлики и великаны».

На слово ведущего «карлики»- дети должны присесть, а на слово «великаны»- встать.

Сообщение темы .Беседа о профессии строителя.

Игры «Признаки».

1.Задание: «Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?»:

железо - железный, бумага - …., дерево - …, олово - …, цемент - …, стекло - … .

2. «Назови другой предмет, такой же белый, как «известь».

(такой же твердый как и кирпич, такой же прямоугольный как здание и т.п.).

3.«Сравни: по цвету: известь и краску для пола;

по прочности: веревку и нитку, камень и глину; по форме: крышу и двери;

по ширине: дорогу и тропинку; по высоте: сарай и школьное здание;

Игра «Танграм»

Задание: сделай так же. Варианты: ёлочка из треугольников, узор из геометрических фигур, усложненные композиции.

Работа в тетрадях.

Игра «Необычный дом».

Предлагается спроектировать необычный дом. Нужно проявить свою фантазию, но необходимо соблюсти три условия:

Дом должен иметь не более пяти этажей.

Окна и двери должны быть разного размера  и разной формы.

Окраска дома должна быть только тёплых тонов.

Ролевая игра: “Дом”

Ведущий: "Давайте построим дом! У дома есть крыша, так? Кто хочет быть крышей? Кто хочет быть стенами (2 человека)?

В доме есть окошко, не так ли? Кто хочет быть окошком? А у окошка все время сидит пушистая кошка... Кто будет кошкой?

На окне одиноко стоит большой кактус... Кто будет кактусом?

Сидит кошка и видит, что вдруг начался дождик. Кто у нас дождик?

Вышла кошка на крылечко... Кто у нас крылечко? ... посмотреть поближе. Она увидела лягушку. Кто лягушка? Потом появился ветер и прогнал дождь и т.д.” (конец у сказки должен быть хороший).

Ролей должно хватить на всех или почти на всех.

Завершение занятия. Обсуждение итогов.

ЗАНЯТИЕ №7 «Артист. Актёр»

Материал: карточки с заданиями, тетради, магнитофон, аудиозаписи.

Ход:     Разминка. Упражнение « Передай по кругу»

Передать по кругу воображаемые…: мышь, бабочку, горячую картошку, льдинку.

Дискуссия.

- Речь сегодня пойдет о популярной профессии. Люди этой профессии встречаются нам в кино, театре, на телевидении, читаем о них в журналах и газетах. Как вы уже догадались – это профессия актер. По- другому их называют – артисты. Актёры играют роли. Как вы думаете, какими способностями должен обладать актёр? (Ответы детей). Правильно, хорошей зрительной и слуховой памятью, артистическими творческими способностями. Вот и сейчас мы с вами побудем в роли актёров.

Игра «Я – актёр».

Каждый участник игры поочередно вытягивает карточку, на которых написаны разные задания. Но обязательным остаётся то, что все их нужно изобразить пантомимой. Остальные должны догадаться, что ведущий изображает.

Варианты: работает стиральная машина, вдеть нитку в иголку, пришить пуговицу, подбросить и поймать мяч, остричь ногти ножницами, подстричь волосы другому, подвинуть тяжёлую вещь, побыть в роли водителя, побыть в роли врача, поскользнулись на льду, очень хочется пить, прачки, артиста, певца, спортсмена.

Ведущий: Актёры помимо всего должны ещё уметь различать многие звуковые оттенки, потому как актёрам приходится озвучивать фильмы, подражать разным голосам.

Игра « Кто позвал?»

Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центр круга и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому - либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Ведущий: « Кто позвал тебя?». Ребенок, стоящий в кругу, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли  отгадывающего.

Игра «Фраза по кругу»

Учащиеся получают карточки с написанными фразами. Нужно прочитать их с разными интонациями: радостно, печально, удивленно, испуганно, устало, весело.

Работа в тетрадях.

Задание: вспомнить и записать  скороговорки. Затем правильно прочесть их. Кто затрудняется – помочь.

Игра «Танец с …бочкой»

 На карточках написаны какие-либо предметы. Нужно под звучащую музыку станцевать танец с воображаемым предметом, который указан в карточке .Например, танец с … цветком, сотовым телефоном, на сломанном каблуке, в шляпе, юбке.

Обсуждение результатов.
  1   2   3   4   5