Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа «школа здоровья» |
 Скачать 391.08 Kb. |
Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Компенсирующего вида № 67 «Надежда»
город набережные челны республика татарстан
План-программа
«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»
по формированию осознанного отношения
к здоровью у детей 3-7 лет
с функциональными нарушениями
опорно-двигательного аппарата
АВТОРЫ:
Ризванова Ю.А., воспитатель первой категории
Митрохина И.В., старший воспитатель высшей категории
Пояснительная записка «Если нам объяснить, почему не надо,
то мы и не будем болеть»
Н.Носов Понятие «здоровье» имеет множество определений, самым популярным и наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. О проблемах здоровья говорят все больше и больше, а здоровых детей год от года становится все меньше.
Причиной этого на наш взгляд являются противоречия:
отсутствие должного внимания к первому институту здорового образа жизни - семье, где складываются культура и основы здорового образа жизни;
здоровый образ жизни, при позитивном отношении к его принципам, не становится нормой поведения;
повышается заболеваемость, связанная не только с экологией, но и с появившимися привычками питания и поведения, образом жизни, не соответствующими здоровому образу жизни;
приоритет образовательных программ (по социальному заказу родителей) перед игровыми и здоровьесберегающими программами;
отсутствие должной преемственности между субъектами, отвечающими за здоровье и адаптацию детей;
неприятие обществом понятия «здоровье» с точки зрения его культурно-социальной и психологической составляющих, несмотря на постоянный интерес к данному вопросу.
Известно, что педагогические усилия, направленные на формирование здоровья, всегда рассматривались как важнейшие в работе выдающихся педагогов. Достаточно вспомнить В. А. Сухомлинского, который писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их - о здоровье».
Здоровье подрастающего поколения - это проблема и социальная, и нравственная. Едва ли ребенок дошкольного возраста сознательно относится к своей жизни и своему здоровью как таковым. Тем не менее, в сферу охраны жизни и здоровья ребенок вовлечен с первых дней, сначала как пассивный потребитель благ, затем, и все в большей степени, как активный создатель этих благ для самого себя (больше) и для других (меньше, но не менее значимо).
Совершенно очевидно, что гарантом сохранения и укрепления здоровья ребенка остаются взрослые (с раннего возраста окружающие стремятся привить ему навыки гигиены, поддерживают его в стремлении активно двигаться, формируют элементарные представления о безопасном поведении в окружающем мире, полезном питании и правильном поведении во время болезни), но и сам ребенок вполне может вносить свою лепту, осознанно выполняя нужные действия. Ребенок и сам должен учиться быть здоровым, чтобы в будущем воспитывать здоровых детей. К этому его необходимо побуждать примером, советом или прямыми указаниями с энергичным постоянством и в семье, и в дошкольном образовательном учреждении, и в общественных местах.
Большинство детей уже в младшем дошкольном возрасте способны овладеть набором простейших норм и способов поведения, если не здоровьеформирующих, то, по крайней мере, являющихся предпосылками к здравосозиданию, таким образом, можно говорить о том, что в дошкольном возрасте возможно формирование здоровьесозидающей компетентности.
Наше ДОУ имеет статус специализированного дошкольного учреждения с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников с ограниченными возможностями здоровья при нарушениях опорно-двигательного аппарата различной степени сложности. Поэтому приобщение детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, включающие в себя заболевания позвоночника, сопровождающиеся его деформациями, к здоровому образу жизни является важнейшим аспектом работы воспитателя ДОУ.
Проблема определения оптимальных педагогических условий, педагогических технологий формирования осознанного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста с валидной диагностикой соответствующих целостному, интегральному подходу к здоровью ребенка является актуальной и малоразработанной.
Анализ работ исследователей данной области, статей в периодической печати, собственный практический опыт показали:
большинство детей имеют представления о здоровье как о физическом состоянии человека, но качества здорового человека назвать затрудняются;
у детей нет необходимого запаса знаний и представлений о вредных и полезных факторах для здоровья;
недостаточно сформированы представления детей о значении двигательной активности, соблюдения режима дня, полноценного питания, состояния окружающей среды, о роли закаливающих и профилактических мероприятий для укрепления здоровья.
План-программа «Школа здоровья» является попыткой в решении проблемы становления у дошкольников здоровьесберегающей компетентности, представляющей собой процесс возникновения и развития у ребенка представлений об окружающем мире, преобразования пассивных знаний в активные, опыта межличностных отношений, способов поведения и успешных деятельностей в конкретных ситуациях.
Проявление ребенком компетентности свидетельствует о его успешности, т.е. позволяет взрослым опираться на достижения и сильные стороны его личности.
Программа разработана на основе современных научных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста в рамках существующих образовательных стандартов.
цель:
Формирование основ мотивации (здоровьесберегающей компетенции) и воспитание потребности здорового образа жизни с самого раннего возраста.
Задачи:
дать детям представления и сформировать у родителей понятия о здоровом образе жизни;
обучить здоровьесберегающим технологиям и методам самодиагностики;
сформировать практические навыки и умения укрепления и сохранения здоровья.
Работа по программе поможет:
признать ценность здоровья;
перестроить мотивационное ядро личности;
создать систему установок на здравосозидание своего собственного «Я» и мира в целом;
при любом заболевании быть активной социальной единицей;
осознать то, что не лечение, а диагностика и профилактика являются основой сохранения здоровья;
восстановить авторитет семьи как основного социального института здоровья;
содействовать формированию у родителей ответственности за здоровье их детей.
Программа предусматривает деятельность педагога по трем направлениям
Познавательное развитие детей.
Включение самого ребенка в заботу о своем здоровье, в развитие сознательного контроля над своим поведением, предусматривает вооружение дошкольников здоровьесберегающими знаниями и умениями. Программа предусматривает включение в образовательный процесс познавательных занятий, бесед, чтение художественной литературы, творческих и дидактических игр, ЭОР, опытно-экспериментальной деятельности и т.д., способствующих формированию представлений доступных детям дошкольного возраста о состоянии собственного тела и его строении, правилах личной и общественной гигиены, режиме двигательной активности, рациональном питании как составной части культуры здоровья, способах здоровьесберегающего поведения относительно состояния здоровья детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Создание здоровьесозидающей среды
Здоровьесберегающая компетентность детей дошкольного возраста не может быть сформирована только при формальном обучении, так как для них преобладающим является весь спектр взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, общение со взрослыми и сверстниками в быту, во всех видах деятельности, поэтому необходимо использовать все ценности физической культуры для целенаправленного формирования условий и факторов, обеспечивающих приумножение здоровья детей.
Здоровьесберегающая среда - это
условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, состоянию здоровья детей;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
использование в воспитательно-образовательном процессе
комплексов профилактических и коррекционных мероприятий (артикуляционная, пальчиковая, динамическая, корригирующие гимнастики, гимнастика пробуждения, офтальмотренинг для глаз, «Тропа здоровья»);
общих оздоровительных мероприятий (фитотерапия, точечный массаж, рефлекторный массаж стоп, аэротерапия, дыхательная гимнастика);
физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультурные досуги, спортивные праздники и развлечения, динамические паузы, подвижные и спортивные игры);
закаливающих мероприятий (воздушные и солнечные ванны, солевое топтание, полоскание зева минеральной водой).
Взаимодействие с родителями.
Работа с семьей является одним из приоритетных направлений деятельности, так как семья - это основной социальный институт здоровья, на котором лежит ответственность за сохранение здоровья ребенка, за создание условий для ведения здорового образа жизни и формирование навыков и умений ЗОЖ. Поэтому очень важно чтобы принципы здорового образа жизни стали нормой поведения и образом жизни семьи, чтобы родители на своем личном примере показывали детям правильные образцы поведения и организации жизненного пространства. В программе (в рамках формирования подходов к взаимодействию с семьей и развития социального партнерства) предусмотрена разносторонняя совместная деятельность, с реализацией комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и профилактических мероприятий, определены технологии сотрудничества.
Основные методы работы по программе: коммуникативный метод, познавательно – преобразовательный метод
Цель: преобразование пассивных знаний в активные, способствование усвоению новых знаний и применению их на практике. Структура программы
Программа включает в себя
пояснительную записку,
содержание,
перспективное планирование,
практическую часть,
диагностический инструментарий, позволяющий собрать данные и отследить степень выполнения поставленных задач,
список используемой литературы.
Содержание программы
Содержание программы «Школа здоровья» реализует содержание образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура» с одновременным решением задач других образовательных областей, включает пять разделов:
Раздел «Я и мое тело» направлен на формирование у детей элементарных представлений о строении человеческого организма, особенностях его функционирования, где в итоге ребенок должен научиться выполнять основные валеологические правила, бережно относиться к своему организму.
Раздел «Мойдодыр». Здесь самое главное формирование представлений о правилах личной и общественной гигиены. Это и знакомство детей с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов, и обучение рациональным способам самообслуживания, и рассказ о таких человеческих качествах как аккуратность и чистоплотность.
Работа по формированию устойчивой привычки к режиму двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию представлена в разделе «Физкульт-ура!». Человек — это живой организм, и чтобы жить, необходимо активно двигаться. Ребенок должен научиться правильно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья, осуществлять контроль за самочувствием после физической нагрузки, проявлять самостоятельную двигательную активность в повседневной жизни.
«Будь здоров». Данный раздел предполагает в соответствии с ФГТ формирование у детей осознанного принятия ценностей ЗОЖ и регуляции своего поведения в соответствии с ними. Включает в себя знания о способах сохранения здоровья, профилактике заболеваний, пользе закаливания, режимах активности и отдыха. Ребенок учится устанавливать связь между привычками и состоянием своего организма, самостоятельно выбирать способы действий по обеспечению здоровья.
Раздел «Приятного аппетита» освещает наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания детей дошкольного возраста как составной части культуры здоровья. Педагог расширяет представления детей об оптимальном объеме пищи, последовательности ее приема, разнообразии в питании, питьевом режиме.
Содержание разделов реализуется через четыре вида деятельности.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО
| непосредственно образовательная деятельность
| образовательная деятельность в ходе режимных моментов
| Игры: компьютерные, дидактические, сюжетно-ролевые.
| Комплексы профилактических и коррекционных мероприятий (артикуляционная, пальчиковая, корригирующие гимнастики, гимнастика пробуждения, «Тропа здоровья»)
| Создание проблемных ситуаций
| Общие оздоровительные мероприятия (точечный массаж, рефлекторный массаж стоп, дыхательная гимнастика)
| Проектная деятельность
| Физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, динамические паузы);
| Оформление выставок детского творчества
| Комплексы закаливающих процедур (мытье рук прохладной водой, полоскание зева минеральной водой, воздушные и солнечные ванны, солевое топтание),
| Викторины, сочинение загадок
| Ситуативные беседы при проведении режимных моментов
| Беседы, специальные рассказы воспитателя
| Развитие навыков самообслуживания; помощь взрослым
| Наблюдения за трудом взрослых (помощника воспитателя, поваров, медсестры инструктора по ФК);
| Формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов
| Физкультминутки, игры и упражнения, спортивные соревнования
|
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
| самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия
| самостоятельное рассматривание картинок
| самостоятельные автодидактические игры, сюжетно-ролевые игры, развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке,
| самостоятельное рисование, лепка
| ведение «Дневника полезного питания
|
Взаимодействие с родителями: досуги и развлечения, родительские проекты, практикумы, спортивные праздники.
Курс познавательных занятий по программе снабжён специальными электронными образовательными ресурсами для малышей и их родителей.
Перспективное планирование
2 младшая группа
Месяц
| Познавательная деятельность
| Игровая деятельность
| Художественная литература
| Продуктивная деятельность
| Работа с родителями
| сентябрь
| «Водичка, водичка, умой моё личико».
Цель: познакомить детей с полезными свойствами воды.
| Сюжетно-ролевая игра: «Кукла умывается».
| М.Яснов, «Я мою руки».
| Рисование: «Дождик, дождик, лей-лей!».
| Консультация: «Какую воду мы пьём?».
| «На зарядку становись!».
Цель: формировать у детей представление о пользе зарядки для укрепления здоровья.
| П/и «Делай, как я».
| Е. Кан, «Наша зарядка».
| Рисование: «Колеса для велосипеда».
| Консультация: «10 советов здорового образа жизни».
| октябрь
| «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!».
Цель: познакомить детей с пользой солнца, воздуха и воды для здоровья.
| П/и: «Солнышко и дождик».
|
| Рисование: «Солнышко лучистое».
| Консультация: «Закаливание детей 4 года жизни».
| Экскурсия в медицинский кабинет.
Цель: знакомство с работой медсестры детского сада.
| Сюжетно-ролевая игра «Больница».
| А.Барто, «Про доктора Петрова».
| Лепка: «Витамины в банке».
| Круглый стол: «Прививки: за и против».
| ноябрь
| «Спасибо нашим поварам!»
Цель: Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
| Д/и: «Угадай на вкус».
| З.Александрова, «Большая ложка».
| Аппликация: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке».
| Консультация: «Попробуйте приготовить».
| «Будь осторожен – гололед!». Цель: формировать у детей навыки безопасного поведения в гололед.
| П/и: «Шагай осторожно».
Д/и: «Времена года: Зима».
|
| Рисование «Тихо падает снежок».
| Консультация:
«Профилактика травматизма в осенне-зимний период».
| декабрь
| «Кукла заболела». Цель: формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть – плохо.
| Сюжетно-ролевая игра «Кукла заболела».
|
| Лепка: «Угощение для куклы».
| Консультация «Профилактика гриппа и ОРВИ».
| «Зимние забавы». Цель: формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности.
| П/и: «Покажи, как я».
|
| Лепка: «Снежки».
| Практикум: «Игры с ребенком на зимней прогулке».
| январь
| «Мои ножки хороши».
Цель: познакомить детей с мероприятиями по профилактике плоскостопия.
| П/и: «Большие и маленькие ножки».
|
| Рисование: «Следы на снегу».
| Консультация: «Плавание для профилактики и коррекции плоскостопия».
| «Пейте, дети, молоко – будете здоровы».
Цель: познакомить с ценностью молока для здоровья, уточнить знания детей о разнообразии продуктов молочного происхождения.
| Д/и: «Домашние животные».
| В.Орлов, «Почему надо пить молоко?».
| Рисование: «Травка для коровки».
| Консультация: «Особое питание для детей с нарушениями ОДА».
| февраль
| «День в детском саду».
Цель: формировать интерес к мероприятиям по укреплению ОДА.
| Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад».
| Т.А. Шорыгина, «Утренняя песенка».
| Аппликация: «Детский сад для зверят».
| Консультация: «Соблюдайте режим детского сада».
| «Мы – малыши-крепыши». Цель: воспитывать желание быть здоровыми, бережно относиться к себе и окружающим.
| Д/и: «Малыши-крепыши».
|
| Лепка: «Дорожка».
| Консультация: «Подвижные игры для детей с нарушениями ОДА».
| март
| «Мы не намочим в лужах ножки».
Цель: объяснить детям, почему нельзя наступать в лужи на прогулке.
| Д/и: «Одень куклу на прогулку».
Д/и: «К нам пришел Незнайка».
| Т.А. Шорыгина, «Зарядка и простуда».
| Рисование: «Украсим сапожок».
| Консультация: «Закаливание детей в весенний период».
| «Полезный творог». Цель: познакомить детей с полезными для здоровья свойствами творога.
| Сюжетно-ролевая игра «Кукла обедает».
| О. Емельянова, «За папу, за маму».
| Лепка: «Вкусная ватрушка».
| Консультация: «Что можно приготовить необычное из творога».
| апрель
| «От улыбки хмурый день светлей»
Цель: познакомить детей с эмоциями и настроениями.
| Д/и «Я смеюсь, я сержусь».
| Э. Мошковская, «Странные вещи со мною случаются».
| Рисование: «Подарок для друга».
| Консультация: «Как научиться владеть своими чувствами».
| «Наш день в детском саду».
Цель: познакомить детей с правильным режимом дня и необходимостью его соблюдения для здоровья.
| Д/и: «Здоровый малыш».
Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад».
|
| Аппликация: «Красивый коврик».
| Консультация: «Соблюдайте правильный режим дня».
| май
| «Как природа помогает нам быть здоровыми». Цель: расширять представления детей о значимости природы для нашего здоровья.
| Д/и: «Времена года: Весна».
Д/и: «Съедобное-несъедобное».
| Ю.Энтин, «Врач по имени Пчела».
| Рисование: «Весна пришла».
| Развлечение «День открытых дверей в Школе здоровья».
| «Вкусная простокваша». Цель: познакомить с ценностью кисломолочных продуктов для здоровья, расширить знания о разнообразии продуктов молочного происхождения.
| Сюжетно-ролевая игра «Накормим куклу».
| Е.Благинина, «Простокваша».
| Лепка: «Чашка».
|
Перспективное планирование
Средняя группа
Месяц
| Познавательная деятельность
| Игровая деятельность
| Художественная литература
| Продуктив-ная деятельность
| Работа с родителями
| сентябрь
| «Овощи и фрукты наши друзья».
Цель: знакомcтво детей со значением витаминов для сохранения и укрепления здоровья.
| Д/и: «В саду или в огороде?».
| Ю.Тувим, «Овощи».
Н. Егоров, «Редиска,
морковка, тыква».
| Лепка: «Угощение для лесных зверят».
| Выставка: «Чудо овощи и фрукты».
| «Да здравствует мыло душистое!».
Цель: формирование устойчивых культурно-гигиенических навыков.
| Сюжетно-ролевая игра «Семья», игр. ситуация «Кукла проснулась».
| К. Чуковский, «Мойдодыр».
| Аппликация: «Красивое полотенце».
| Консультация: «Зака-ливание водой».
| октябрь
| «В каше сила наша».
Цель: познакомить детей с полезными свойствами каши, формировать осознанное отношение к своему питанию.
| Д/и: «Что из чего?».
| Б.Заходер, «Повара».
| Лепка: «Столовая посуда для Мишутки».
| Консультация: «Каши в меню ребенка с нарушениями ОДА».
| «Плох обед, если хлеба нет».
Цель: расширять знания о производстве хлеба, воспитывать бережное отношение к хлебу.
| Д/и: «Что из чего».
| К. Чуковский, «Тёплый хлеб».
| Рисование: «Нива»
| Консультация: «Расскажите детям о хлебе».
| ноябрь
| «Детский сад – уютный дом, потому что чисто в нём». Цель: формировать убеждение соблюдать чистоту в доме, на улице, в природе.
| П/и: «По местам».
|
| Аппликация: «Овощи и фрукты».
| Консультация: «Вырастим помощника».
| «Чтобы глазки видели, чтобы ушки слышали». Цель: формировать элементарные представления о зрении и слухе.
| Д/и: «Узнай предмет по звуку».
Д/и: «Умею - не умею».
|
|
| Консультация: «Компьютер – вред или польза?»
| декабрь
| «Витамины укрепляют организм».
Цель: закрепить знания о пользе продуктов, в которых содержатся витамины.
| Д/и «Полезные продукты».
| Р.Миннуллин
«Поспевает - цвет меняет».
| Лепка: «Разноцветные витамины».
| Консультация: «Витамины на грядке».
| «Как вести себя за столом».
Цель: формирование культуры поведения за столом.
| Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Готовим ужин».
| М. Потоцкая, «Острое поросячье заболевание».
| Рисование: «Украсим тарелочку».
| Беседа: «Форми- руем у ребенка навыки личной гигиены».
| январь
| «Я прививок не боюсь».
Цель: формировать элементарные знания о назначении прививок.
| Сюжетно-ролевая игра: «Больница».
| С. Михалков, «Прививка».
|
| Круглый стол: «Прививки – за и против».
| «Зимние виды спорта»
Цель: формировать представления детей о пользе спорта, расширять представления о разных видах спорта.
| Д/и: «Зимние виды спорта».
Сюжетно-ролевая игра: «Фитнес клуб»
|
| Лепка: «Штанга и гантели для спортсмена».
| Консультация: «Как сделать прогулку приятной и полезной».
| февраль
| «Подружитесь с зубной щеткой».
Цель: продолжать знакомить с правилами личной гигиены, с методами ухода за зубами.
| Д/и: «Чистим зубы правильно».
| В. Гужев, «Зуб».
| Аппликация: «Украсим стаканчик для зубной щётки».
| Консультация: «С какого возраста надо ухаживать за зубами».
| «Добрый доктор Айболит».
Цель: расширять представления о работе с врача.
| Д/и: «Профессии».
|
| Рисование: «Машина для Айболита»
| Консультация: «Роль подвижных игр в жизни дошкольника».
| март
| «Наше здоровье в наших руках».
Цель: расширять представления о разных видах закаливания, о пользе закаливания для здоровья.
| Д/и: «Виды закаливания летом и зимой».
Д/и: «Путешествие в страну здоровья».
| В. Лебедев-Кумач, «Закаляйся!».
| Рисование: «Шарфик для куклы».
| Совместный досуг «Вечер спорта и здоровья».
| «Давайте чаще улыбаться».
Цель: формировать представления детей об эмоциях, о благоприятном влиянии положительных эмоций на организм.
| Д/и «Я смеюсь, я сержусь».
|
| Рисование: «Мамина улыбка».
| Консультация: «Как научиться владеть своими чувствами».
| апрель
| «Правила питания». Цель: обобщать знания детей о правильном питании, учить осознанно относиться к своему питанию.
| Сюжетно-ролевая игра «Повар».
Д/и: «Пищевое лото».
|
| Лепка: «Угощение для крота».
| Консультация: «Вода для детского питания».
| «У меня красивая осанка».
Цель: познакомить детей с понятием «правильная осанка»; обучить упражнениям, укрепляющим мышцы спины.
| Д/и: «Малыши-крепыши».
| Е. Кан, «Наша зарядка».
| Лепка:
«Ребенок на
гимнастике».
| Практикум: «Упражнения для красивой осанки».
| май
| «Загадки леса». Цель: формировать у детей правила поведения в лесу, не пробовать на вкус незнакомые растения.
| Д/и: «Наши помощники – растения».
|
| Рисование: «Весенний лес».
| Развлечение «В гости к матушке Природе».
| «Мы - юные спортсмены» Цель: продолжать знакомить детей со значением движения для нашего.
| Д/и: «Летние виды спорта».
|
|
|
Перспективное планирование
Старшая группа
Месяц
| Познавательная деятельность
| Игровая деятельность
| Художествен-ная литература
| Продуктивная деятельность
| Работа с родителями
| сентябрь
| «Здоровый образ жизни»
Цель: определить знания детей о здоровом образе жизни.
| Д/и: «Проверь себя».
| А.Кузнецова, «Кто умеет?».
| Лепка: «Спортивное оборудование».
| Консультация «Лечение спортом».
| «Где живут витамины». Цель: продолжать знакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ для здоровья.
| Д/и «Полезные продукты»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
|
| Аппликация: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке».
| Консультация: «5 пи-тательных веществ, которых может не хватать ребенку».
| октябрь
| «Сохрани свое здоровье сам».
Цель: продолжать формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
| П/и: «Азбука здоровья».
| В. Лебедев-Кумач, «Закаляйся!».
| Рисование: «Мы любим спорт».
| Консультация: «Роль семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни».
| «Воздух вокруг нас».
Цель: уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия.
| П/и: «Пузырь».
|
|
| Консультация: «Игры с детьми на улице».
| ноябрь
| «Глаза – помощники человека».
Цель: познакомить со строением глаза; привести к пониманию, как беречь своё зрение.
| Сюжетно-ролевая игра «Диагностический центр», ситуация «У окулиста».
| Моя первая
книга о человеке: «Мои глазки хороши»
|
| Консультация: «Берегите зрение детей!».
| «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней».
Цель: продолжать ознакомление детей с правилами закаливания с помощью природных факторов (солнце, воздух и вода).
| Д/и: «Да-нет».
|
|
| Консультация: «Закаливание детей в осеннее-зимний период».
| декабрь
| «Спорт - это здоровье».
Цели: формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.
| П/и: «Изобрази фигуру».
| А.Барто,
«Верёвочка».
| Рисование. «Занимаемся
спортом».
| Развлечение: «Папа, мама, я- спортивная семья».
| «Осанка — красивая спина»
Цель: формировать у детей понятия о правильной осанке.
| П/и: «Как мы ходим?».
| Г.Цыферов,
«Как стать
большим».
|
| Консультация: «Правильное питание – основа здоровья ребенка».
| январь
| «Наши зубки» Цель: познакомить со строением зубов, формировать у детей потребность в сохранении зубов здоровыми.
| Д/и: «Чистим зубы правильно».
| В. Гужев, «Зуб».
| Лепка: «Стаканчик для зубных щёток».
| Консультация: «Учим ребенка правильно чистить зубы».
| «Правила этикета за столом».
Цель: формирование культуры поведения за столом.
| Игра «Кукольное праздничное застолье».
Д/и: «Этикет – школа изящных манер».
| М. Потоцкая, «Острое поросячье заболевание».
| Лепка: «Посуда для кукол».
| Консультация: «Этикет за столом соблюдаем дома».
| февраль
| «Полезные и вредные продукты».
Цель: продолжать знакомить детей с продуктами для здорового питания, формировать умение отказываться от вредных продуктов.
| Д/и «Полезная покупка».
|
| Рисование: «Продуктовый магазин».
| Консультация: «Пища для тела и ума».
| «Моё настроение».
Цель: продолжать знакомить детей с чувствами и настроением человека, показать, как они отражаются на его лице.
| Д/и «Я смеюсь, я сержусь».
|
| Рисование:
«Моё настроение».
| Консультация: «Обеспечение эмоционального благополучия в семье».
| март
| «Всем привет – настал обед!».
Цель: формировать у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья.
| Д/и: «Столовая и чайная посуда».
|
|
| Круглый стол: «Вкусно, полезно, доступно».
| «Здоровье и болезнь».
Цель: обобщать знания детей о состоянии организма, формировать потребность в сохранении здоровья.
| Д/и: «Азбука здоровья».
| А.Барто, «Про доктора Петрова».
| Рисование: «Наш участок».
| Консультация: «Телевизор и компьютер - друзья или враги?».
| апрель
| «Мои волосы». Цель: дать элементарные представления о правилах ухода за волосами
| Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».
|
|
| Консультация: «Витамины для красоты волос».
| «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты». Цель: продолжать знакомить детей со значением витаминов для сохранения и укрепления здоровья.
| Д/и: «В саду или в огороде?».
|
|
| Консультация: «Где и какие витамины содержатся в наибольшем количестве».
| май
| «В гостях у Лесовичка».
Цель: познакомить детей с целебными свойствами растений.
| Д/и: «Ты чьё деревце?».
|
| Лепка: «Что нам лето принесет?».
| Детско-родительский проект «Спорт в нашей жизни».
| «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».
Цель: расширять и углублять знания о пользе и технике выполнения самомассажа.
| Д/и «Хорошо-плохо».
|
|
| Перспективное планирование
Подготовительная к школе группа
Месяц
| Познавательная деятельность
| Игровая деятельность
| Художествен-ная литература
| Продук-тивная деятель-ность
| Работа с родителями
| сентябрь
| «Хочешь ли ты расти здоровым?»
Цель: определить мотивацию детей на ведение здорового образа жизни.
| Д/и: «Хорошо-плохо».
|
| Рисование: «Моё здоровье».
| Тест «Что по-вашему здоровый образ жизни».
| «Всегда ли овощи полезны».
Цель: дать элементарные представления детям о нитратах, о том, в каких растениях они находятся, какой вред наносят здоровью.
| Д/и: «Полезно-вредно».
Сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин».
| Ю.Тувим, «Овощи».
| Лепка: «Собираем урожай».
| Консультация: «Как снизить поступление нитратов в пищу».
| октябрь
| «Органы слуха».
Цель: познакомить детей со строением уха и с основными правилами ухода за ушами.
| Сюжетно-ролевая игра «Диагнос-тический центр», ситуация «На приёме у отоларинголога»
|
|
| Консультация: «Профилактика отита».
| «Вкусный и полезный чай».
Цель: познакомить детей с полезными свойствами чая, познакомить с процессом приготовления чая.
| Сюжетно-игровая ситуация «Чаепитие в гостях у смешариков».
|
| Рисование: «Распис-ная чашка».
| Консультация: «Как правильно заваривать чай».
| ноябрь
| «Органы зрения».
Цель: познакомить детей с органом зрения, научить ухаживать за глазами, беречь зрение.
| Сюжетно-ролевая игра «Диагностический центр», игровая ситуация «На приёме у окулиста».
|
|
| Консультация: «Профилактика близорукости у дошкольников».
| «Каши полезны для красивой осанки»
Цель: сформировать представления детей о каше как об обязательном компоненте завтрака.
| Сюжетно-ролевая игра: «Кафе «Малышок»
|
| Рисование: «Роспись посуды по мотивам Гжели».
| Детско-родительский проект: «Самая вкусная каша».
| декабрь
| «Органы дыхания».
Цель: познакомить детей с дыхательной гимнастикой по Стрельниковой.
| П/и: «Пузырь».
|
|
| Практикум: «Дыхательные гимнастики»
| «Что делать, если заболел?».
Цель: формировать у детей представление о том, что можно лечиться народными средствами, без приема лекарств.
| Д/и: «Что разрушает наше здоровье, а что укрепляет?»
|
|
| Консультация:
«Профилактика простудных заболеваний»
| январь
| «Моё сердце».
Цель: познакомить детей с работой человеческого сердца, разъяснить роль вен и артерий в работе сердечнососудистой системы.
| Сюжетно-ролевая игра «Диагностический центр».
|
|
| Консультация: «Элементарное представления детей о кровеносной системе».
|
| «Можно ли тренировать сердце?».
Цель: формировать сознательное отношение к выполнению физических упражнений и игр для работы и сохранения здорового сердца.
| Сюжетно-ролевая игра: «Диагностический центр».
|
|
| Консультация: «О пользе физической нагрузки для сердечнососудистой системы».
| февраль
| «О пользе сна».
Цель: формировать у детей потребность в здоровом сне.
| П/и: «День-ночь».
| С.Михалков, «Не спать».
| Рисование: «Волшебный сон».
| Консультация: «О чем говорят позы во время сна?»
| «Органы пищеварения».
Цель: познакомить детей с системой пищеварения.
| Д/и: «Угадай на вкус».
Д/и: «Путешествие хлебного комочка».
|
|
| Консультация: «Болезни органов пищеварения».
| март
| «Костная система организма».
Цель: познакомить детей со строением скелета человека.
| П/и: «Пройди с мешочком на голове».
|
| Рисование. «Занимаем-ся спортом».
| Консультация: «Что рассказать ребенку о строении его тела».
| «Плоскостопие».
Цель: познакомить детей с заболеваниями стопы; научить выполнять физические упражнения для профилактики и исправления плоскостопия.
| П/и: «Пройди по камушкам».
|
| Рисование: «Следы на снегу».
| Консультация: «Подбирайте правильную обувь».
| апрель
| «Лучики здоровья».
Цель: продолжать учить осознанно относиться к сохранению своего здоровья.
| Д/и «Что полезно, а что нет».
|
|
| Консультация:
«Формирование ценностного отношения ребёнка к здоровью в семье».
| «Полезные и вредные привычки».
Цель: формировать отрицательное отношение к привычкам, пагубно влияющим на здоровье
| Д/и: «Что хорошо и что плохо».
| Г. Остер, «Вредные привычки»
| Рисование: «Вредные привычки».
| Консультация: «Ещё раз о вредных привычках».
| май
| «Я и моё тело».
Цель: обобщить представления детей о состоянии собственного тела.
| Д/и: «Я и моё тело».
Д/и: «Правила гигиены».
|
| Лепка: «Спортсмен»
| Развлечение: «Скажем "Да!" здоровому образу жизни».
| «Лесная аптека».
Цель: продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, произрастающими в лесах и на лугах своего региона, формировать представления о лечении травами.
|
|
| Рисование «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
| Литература
Вайнер, Э.Н. Общая валеология: Учебник. - Липецк, 1998
Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.
Зайцев, Г.К. Уроки Мойдодыра. - СПб.: Акцидент, 1996
Здоровьеформирующее физическое развитие: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
Казначеев, В.П., Склянова, Н.А. Основы общей валеологии: Учебное пособие. - Новосибирск, 1998
Козлов, М.М. Биомеханика двигательной деятельности дошкольника//Теория и методика физической культуры дошкольников / Под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. — СПб., 2004.
Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии/ Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2002. — 212 с.
Коррекция симметричными упражнениями нарушения осанки и сколиоза у детей дошкольного возраста./ Батарова Т.М, Олемская Т.С. Программа по ЛФК. Методические рекомендации. — Тольятти, 2004.
Лисицын, Ю.П., Полунин, Н.В. Образ жизни и здоровье детей //Педиатрия. - 1990. - № 7. - С. 61-68.
Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.
Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Пензулаева, Л.И. Растем здоровыми и крепкими: Книга для родителей и детей 5-6 лет. - М.: Дрофа, 2000.
Сухомлинский, В.А. О воспитании. - М., 1973
Седых, Н.В. Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни в дошкольных учреждениях: Автореф. дипл. раб. докт. пед. наук. -Волгогр. акад. физ. культуры, 2006.
Терновская, С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-№4.-С.61-65.
Швецов, А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: Владос, 2006.
Шорыгина, Т.А. Беседы о здоровье. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/didakticheskie-igry-po-obzh-i-zozh
|
|
|