Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа развития музея 1-й воздушной армии мбоу гимназии №53 на 2013-2018 год Автор: Горбачева Е. М., учитель истории |
 Скачать 211.16 Kb. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 53
Программа развития музея 1-й воздушной армии МБОУ гимназии № 53
на 2013-2018 год
Автор: Горбачева Е.М.,
учитель истории,
руководитель музея
Нижний Новгород
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вопрос о патриотическом воспитании молодёжи- это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь. Важно понять, что есть патриотизм в России сейчас. Прежде всего, патриотизм ― это ощущение духовной связи с Отечеством; для нас ― с Россией.
Патриотизм выступает делом совести каждого, его внутренним зовом. Патриотизм – это важнейший ресурс социальной энергии, направленный на возрождение страны. Без формирования и развития патриотических чувств говорить о воспитании гармоничной личности нельзя И именно музейная педагогика имеет огромный потенциал для формирования и развития у подрастающего поколения исторического сознания, патриотических ценностей и ощущения себя в потоке времени. Именно музейная среда обладает значительными возможностями нравственно – эмоционального воздействия на формирующуюся личность школьника.
В нашей школе уже на протяжении многих лет работает военно-патриотический музей 1-й воздушной армии. Музей был основан 25 мая 1983 года. Инициаторами создания музея были ветеран 1-й воздушной армии, бывший директор школы Демин Александр Петрович и учитель истории, участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке Райкин Григорий Львович.В основу создания музея были положены материалы о боевых заслугах соединений 1 ой воздушной армии, предоставленные бывшим командиром 1 ой воздушной армии Героем Советского Союза легендарным летчиком Громовым Михаилом Михайловичем. Большую помощь в создании музея оказали летчики и штурманы 1-й Воздушной армии, которые проживали в Н.Новгороде-это председатель Совета ветеранов авиации Н.Новгорода Поделякин Иван Григорьевич, Короткевич В.В., Воронин Георгий Павлович, Минеев Лущюк В.А., бывший командир авиационного полка. Участие учеников гимназии в сборе и обработке материалов, создание экспозиций музея, проведение экскурсий и просветительских мероприятий по тематикам музея – все это является той повседневной работой, во время которой ребята постигают на собственном опыте исследований значимость истории Отечества. Много внимания в работе нашего музея Боевой славы уделяется встречам с ветеранами. В процессе совместной поисковой деятельности ребята сплачиваются вокруг общего дела, получают навыки общения, совместного творчества и коллективного труда. Музей – это гордость нашей гимназии. И, главное, он стал частью жизни учеников, родителей и учителей, и представить нашу гимназию без музея уже невозможно.
Но чтобы быть востребованным новыми поколениями учеников, музей в школе должен быть живым. Живым в смысле постоянного поиска не только новых экспонатов, но и поиска новых форм и методов музейно-педагогической работы, которая позволяла бы «держать» детскую аудиторию, пробуждать и поддерживать в ней интерес к творчеству и обучению. Ведь «самая главная «засада», самая главная опасность этой работы – если она будет формальной. Она тогда убьёт нашу конечную цель на корню, с первых шагов. Ведь люди настолько устали от прямой и тупой пропаганды, что они перестали ей доверять. А в этом деле очень важны честность, открытость и, в конечном счёте, эффективность. »В.В. Путин.
Программа развития музея тесно связана с программой развития гимназии «Интеграция и индивидуализация» Эта программа развития предназначена для педагогов, сотрудников, родителей и обучающихся гимназии №53.
«Мы уверены, что человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если он однажды не познает успех в чем-то для него важном. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни. В случае неудачи на каком-либо этапе обучения, вероятность того, что он преуспеет в жизни, резко падает.
Поэтому мы считаем, что успешное развитие гимназии – это процесс, в ходе которого будет решаться острейшая проблема всех школ - проблема неудачников. Другими словами, реализация данной программы должна содействовать поиску путей к достижению успеха как можно большего числа учащихся.
Мы полагаем, что успешная личность – это, прежде всего, полноценная личность, это человек, нашедший свой путь к любви и самоуважению. Последнее во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умения решать жизненные проблемы.
Мы считаем, что гимназия должна открыть каждому учащемуся путь к реализации главной жизненной потребности – осознанию себя полноценной личностью. Поэтому большинство проектов, реализуемых в рамках программы развития, направлены, прежде всего, на приобретение социального опыта и воспитание социальной ответственности, которые позволят каждому ребенку не только получить хорошее образование, но и самое главное, поверить в себя.» Этими словами из программы мы и руководствовались, разрабатывая направления дальнейшего развития музея.
В основу программы развития музея гимназии на 2013-2018 годы были заложены следующие принципы:
принцип индивидуализации (успех всегда индивидуален)
принцип интеграции (добиваться успеха лучше совместными усилиями).
-Принцип свободы выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей. -Принцип партнерства всех школьных структур в организации работы музея. -Принцип добровольного участия детей и взрослых в деятельности музея Цель деятельности Музея: развитие познавательной активности учащихся через участие в поисковой, исследовательской, экскурсионной работе Музея.
Задачи:
1. Познавательные:
1.1. Формировать интерес к основам музееведения, истории страны и Нижнего Новгорода.
1.2. Привлекать учащихся к поисковой, научной, исследовательской деятельности.
1.3. Передавать определенную информацию, конкретные знания по истории, культуре родного края;
1.4.Организовать учет и обеспечение сохранности музейных материалов;
1.5. Организовать экскурсионную деятельность.
2. Воспитательные:
2.1. Формировать духовно-нравственные основы личности.
2.2. Осуществлять эстетическое, этическое, правовое воспитание музейными средствами.
2.3. Воспитывать уважение и бережное отношение к памятникам истории и культуры у подрастающего поколения; развитие детского самоуправления
3. Развивающие:
3.1. Обеспечить возможность самореализации и саморазвития личности ученика через работу в Музее.
3.2. Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся.
Основные направления деятельности Музея
Направления решения задач
Военно-патриотическое воспитание «На страже Родины»
Краеведческая работа «Край любимый, край родной»
Изучение истории школы «Родная 53-я»
Проведение выставок различной направленности, показ семейных коллекций и т.п. «Мир музея»-
Учебно - методическая работа, обучение юных экскурсоводов «Музейных дел мастер
Информационное сопровождение деятельности музея «На медиа-волне»
Ожидаемые результаты
создание эффективной и результативной системы методической работы в музее;
увеличение числа временных выставок и экспозиций;
увеличение числа проведенных экскурсий для учащихся и учителей гимназии, а также приглашенных гостей;
оформление страницы музея на сайте гимназии, создание сайта музея.
Мероприятия в рамках реализации проекта
Направления
| Виды деятельности
| «На страже Родины»
| Проведение музейных уроков, посвященных дням Боевой Славы России, экскурсий к Дню Победы «Моя семья в годы войны»,проведение экскурсий по постоянным экспозициям музея.
| «Край любимый, край родной»
| Работа в рамках проекта «Малые города России», участие в проекте «Рождественская сторона», разработка экскурсий по Нижнему Новгороду, проведение этнографических экскурсий
| «Родная 53-я»
| Проведение экскурсий о Г.В.Ратинском, посвященных юбилею гимназии. Исследование истории гимназии, создание банка данных о выпускниках и учителях гимназии. Создание экскурсий, посвященных истории школы.
| «Мир музея»
| Подготовка и проведение временной выставки «История Новогодней игрушки» и др., Проведение фестиваля временных выставок «Мир моих увлечений»
| «Музейных дел мастер»
| Учебно-методическая работа, обучение юных экскурсоводов на базе гимназии, создание видеотеки экскурсий
| «На медиа-волне»
| Разработка оформления сайта музея и материалов для сайта, статьи в газете «Диалог»
|
Виды деятельности на базе Музея:
1.Экспозиционно - фондовая работа
заботится о сохранности фондов, их хранении и экспонировании
переучет основного и вспомогательного фонда, сверка фонда с документацией
подготовка новых экспозиций
подготовка выставок
подбор материалов для уроков мужества, классных часов формирование выставок
правильное ведение специальной документации
комплектование и описание новых поступлений
2. Экскурсионная работа
организация экскурсий по музею
Сбор материалов для новых экскурсий
Проведение бесед, лекций, мини – экскурсий
Участие в городском конкурсе экскурсоводов
Проведение уроков мужества, праздников, викторин к памятным датам
3. Поисковая работа
поиск необходимых материалов для экскурсий, бесед
обработка найденных материалов, экспонатов
переписка с музеями страны с целью поиска нужной информации
подготовка отчетов в виде дневников, газет, докладов, исследовательских работ
работа в архивах
встреча с очевидцами
4.Информационно – пропагандистская работа
участие в выпусках газеты «Диалог»,передачах гимназического радио
работа сайта музея
выступает на страницах печати
представляет материалы о музее
участие в городских конкурсах
5.Научно – исследовательская работа
готовит исследовательские работы на конкурсы
готовит сообщения, рефераты, доклады для работы музея
ведет работу в областном архиве
осуществляет исследовательскую деятельность в фондах библиотек
составление картотеки
составление каталога презентаций, исследовательских работ
6.Организационно – массовая работа
проводит уроки мужества
выставки
лекции к памятным датам
участие в городских конкурсах школьных музеев
участие в общешкольных делах
7. Краеведческая работа
подготовка материалов к городским краеведческим конкурсам, олимпиадам
работа в архивах
подготовка и проведение экскурсий по городу
Механизм реализации программы развития музея
Музей организует свою работу на основе самоуправления. Музейный актив формируется из учащихся с 5-11 класс по принципу добровольности и интереса. Работой музея руководит Совет музея. Совет музея выполняет следующие функции:
разрабатывает, утверждает и определяет сроки реализации основных мероприятий по выполнению программы;
анализирует и координирует реализацию основных мероприятий программы;
рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы, тематико-экспозиционные планы, заслушивает отчеты поисковых групп, обсуждает основные вопросы деятельности актива;
организует подготовку экскурсоводов, лекторов, учебу актива.
СХЕМА СВЯЗЕЙ МУЗЕЯ
Техническое обеспечение реализации программы:
Музейные предметы
Библиотечный фонд
Презентации
Методическая база
Аудиокассеты
Видеофильмы
Мультимедийные программы.
Использование возможностей музея в деятельности гимназии:
разработка классных тематических часов, лекций, выставок
использование библиотечных фондов
кружковая работа
организация встреч с ветеранами
подготовка презентаций по краеведческой тематике
подготовка исследовательских и творческих работ
обеспечение тесной связи с музеями города
обеспечение тесной связи с библиотеками
обеспечение тесной связи со школьными музеями города и район.
Межпредметные связи:
получение знаний по истории, обществознанию, праву
получение дополнительных знаний по ОБЖ, литературе, географии
получение практических навыков комплектования коллекций, учета материалов, экспонатов
получение навыков библиотечного дела
овладение первичными навыками научного исследования
овладение умениями и навыками экскурсоводческой деятельности.
Обеспечение техники безопасности:
Инструктаж во время занятий музейного кружка
Инструктаж во время поисковой деятельности
Инструктаж во время работы с экспонатами
Инструктаж во время экскурсионных поездок
Инструктаж во время походов.
Ожидаемые результаты. Программа развития музея Боевой Славы предполагает освоение подростками и молодежью жизненно-важных навыков, качеств, необходимых для осознания себя как патриота и гражданина, которые в дальнейшем помогут не только ответственно строить свое будущее, но и мотивировать сверстников на общественно-значимую деятельность.
К качественным показателям по итогам реализации программы развития можно отнести:
освоение подростками и молодежью качеств, необходимых для осознания себя как патриота и гражданина, формирование социально-патриотической активности
формирование благоприятной среды для освоения учащимися духовных и культурных ценностей своего народа;
укрепление взаимодействия между государственными и общественными структурами, в целях создания системы нравственно- патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения
Критерии оценки результатов реализации программы. Результаты будут отслеживаться Советом музея.
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
собеседования с учащимися;
наблюдения;
анкетирования;
метода самооценки;
ведение «Книги отзывов»;
систематические публикации материалов творческие отчеты;
фотовыставки, аудио- и видеозаписи.
Сроки реализации программы
Реализация программы развития музея Боевой Славы ОМСБОН рассчитана на 2013-2018 г.г.
Этапы реализации программы
Этапы реализации программы
| Сроки реализации программы
| Цель работы на данном этапе
| Ответственные
| Iэтап
Организационно-подготовительный
| 2013-2014 год
| Цель:
1.Выявить позитивный опыт школьного музея, ресурсы для расширения поля дальнейшей деятельности
2.Определить приоритетные направления развития музея как центра патриотического воспитания школы.
3.Выявить возможности общественно-экономической среды социума.
4. Разработать программу развития музея.
| Руководитель музея
Зам.директора по ВР
Совет музея
| IIэтап
Организационно-внедренческий
| 2014-2015 год
| Цель:
1.Разработать программы совместной деятельности музея с субъектами городской среды
2. Создание условий с целью обеспечения возможностей для реализации планов и программ.
| Руководитель музея
Зам.директора по ВР
Совет музея
| IIIэтап
Практический этап
| 2015-2016
2016-2017
уч.год
| Цель:
1.Реализация программ совместной деятельности.
2.Внесение коррективов в концептуальные положения
| Руководитель музея
Зам.директора по ВР
Совет музея
| IVэтап
Обобщающий этап
| 2017-2018
уч. год
| Цель:
1.Обобщить позитивный опыт реализации концепции развития музея
2. Выявить уровень развития совместной деятельности
| Руководитель музея
Зам.директора по ВР
Совет музея
| Мероприятия на 2013-2014 уч.год.
Мероприятие
| Ответственный исполнитель
| Сроки реализации
| Показатели
| Проведение организационного собрания творческой группы учеников и педагогов – актива музея.
| Е.М. Горбачева.
| 2 -я неделя сентября
| Создание Актива музея, творческих групп, распределение обязанностей, обсуждение плана
| Проведение музейных уроков, посвященных 70-летию Курской битвы
| Е.М. Горбачева, О.А. Хлынова
А.А. Батарин
| сентябрь
| Статья в газете, информация на странице музея
| Проведение экскурсий, посвященных юбилею гимназии о Г.В.Ратинском
| Е.М. Горбачева
М.Л.Гусевская
| сентябрь-октябрь
| Экскурсии на русском и французском языках, реферат и брошюра о Г.В.Ратинском, видеоэкскурсия
| Разработка оформления сайта музея и материалов для сайта
| Е.М. Горбачева
А.В.Наумов
| в течение года
| сайт
| Подготовка и проведение временной выставки «История Новогодней игрушки»
| Е.М. Горбачева Актив музея
| декабрь
| Новогодние экскурсии, мастер-классы на базе музея
| Проведение музейных уроков, посвященных 70-летию снятия Ленинградской блокады
| Е.М. Горбачева, О.А. Хлынова
А.А. Батарин
| январь
| Уроки, информация на странице музея
| Проведение фестиваля временных выставок «Мир моих увлечений»
| Е.М. Горбачева
Актив музея
| февраль-март
| Выставки, статья в газете
| Проведение экскурсий к Дню Победы «Моя семья в годы войны»
| Е.М. Горбачева
Актив музея
| апрель-май
| Выставки, статья в газете
| Проведение экскурсии о П. А. Вышкинде фотолетописце Волги ХХ века
| Е.М. Горбачева
Актив музея
| апрель-май
| Выставки, статья в газете
| Программа «Хранитель древностей» на 2014-2015 уч.год
Количество часов и формы занятий: программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)
На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с основами музееведения, проблемами комплектования музейных коллекций, историей музейного дела. На практических занятиях учащихся получают навыки проведения и организации экскурсий по музею, организации конкурсов, викторин, игровых программ; организуют встречи с ветеранами и выпускниками школы.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
Музейную терминологию
Основные музейные профессии
Учащиеся должны уметь:
Составлять текст экскурсий, сценарии игровых программ.
Работать с экспозицией
Проводить экскурсии методически грамотно, содержательно
Владеть музейной терминологией
Оформлять музейную документацию.
Формы контроля:
1. Тесты, викторины.
2. Проведение экскурсии
3. Оформление картотеки, книги поступлений, экспозиций, творческих материалов, книги отзывов и предложений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ(3 часа)
Определение понятий «музей», «Школьный музей». Музеи разных типов и профилей. История становления музейного дела.
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ (44 часа)
Тема 1. Музейная терминология как азбука музейного дела.
Основные понятия: экспозиция, музейный предмет, экспонат. Раздел экспозиции, текст, этикетаж. Экспозиционное оборудование.
Практическая работа
Составление словаря музейных терминов
Знакомство с экспозицией Музея Боевой Славы
Тема 2. Музейные фонды и их накопление
Основные правила и принципы сбора памятников. Состав музейного фонда. Основной фонд. Научно-вспомогательный. Создание видеотеки.
Практическая работа
Знакомство с фондами Музея
Оформление картотеки музейных экспонатов
Тема 3. Основные формы учета и хранения музейных фондов.
Первичная работа музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Оформление документации. Хранение музейных фондов.
Практическая работа
Работа над имиджем «экскурсовод»
РАЗДЕЛ 2. ФОРМЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ БОЕВОЙ СЛАВЫ (55 часов)
Тема 1. Научно-просветительская работа
Экскурсия: методика организации и проведения. Лекция. Беседа. Викторина. Игровые программы. Знакомство с музейными профессиями.
Практическая работа
Написание сценария одной из игровых программ
Работа над текстом экскурсии.
Тема 2. Поисковая работа
Актуальность проблемы. Сбор документальных памятников, их учет. Сбор материала о выпускниках школы, учителях – участниках ВОВ. Практическая работа
Работа с архивными документами
Репетиция экскурсии
Оформление экспозиций.
Тема 3. Оформление тематических выставок
Планирование. Отбор экспозиционного материала. Заголовки к разделам.
Практическая работа
Оформление выставок в течение года.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ тем
| Наименование темы
| Общее кол-во
часов
| В том числе
| Теоретич.
| Практич.
| 1
| Введение.
Вводное занятие. Музеи разных типов и профилей
| 3
1
| 2
1
| 1
| 2
| История становления музейного дела
| 1
| 1
|
| 3
| Первичная экскурсия в школьный Музей.
| 1
|
| 1
|
| Раздел 1. Основы музееведения.
Тема 1. Музейные термины
| 44
22
|
|
| 4
| Основные понятия: экспозиция, музейный предмет, экспонат.
| 2
| 2
|
| 5
| Раздел экспозиции, текст, этикетаж
| 2
| 2
|
| 6
| Знакомство с экспозициями
| 2
|
| 2
| 7
| Работа в музее, подготовка к выставке
| 2
|
| 2
| 8
| Составление словаря музейных терминов
| 1
|
| 1
| 9
| Предмет музейного значения
| 1
| 1
|
| 10
| Тексты в экспозиции
| 2
| 1
| 1
| 11
| Посещения музея и подготовка к выставке
| 10
|
| 10
|
| Тема 2. Музейные фонды и их накопление
| 11
|
|
| 12
| Научно-вспомогательные материалы
| 3
| 3
|
| 13
| Экспозиционные материалы
| 2
|
| 2
| 14
| Основные правила и принципы сбора памятников
| 1
| 1
|
| 15
| Основной фонд
| 1
| 1
|
| 16
| Оформление картотеки музейных
экспонатов
| 2
| 1
| 1
| 17
| Знакомство с фондами школы
| 1
|
| 1
| 18
| Посещение музея
| 2
|
| 2
|
| Тема 3. Основные формы учета и хранения музейных фондов
| 11
|
|
| 19
| Первичная обработка музейных предметов
| 1
| 1
|
| 20
| Научная регистрация музейных предметов, их хранение
| 2
| 1
| 1
| 21
| Экскурсия в музей
| 2
|
| 2
| 22
| Оформление документации
| 4
| 1
| 3
| 23
| Посещение выставки
| 1
|
| 1
|
| Раздел 2. Формы работы
Тема 1. Научно-просветительская работа
| 55
32
|
|
| 24
| Научно-просветительская работа в музее
| 2
| 2
|
| 25
| Методика организации и проведения экскурсий, бесед, лекций
| 2
| 2
|
| 26
| Викторины, игровые программы
| 1
| 1
|
| 27
| Знакомство с музейными профессиями
| 1
| 1
|
| 28
| Встреча с работниками музея
| 1
|
| 1
| 29
| Работа над текстом экскурсии, имиджем экскурсовода
| 4
|
| 4
| 30
| Встреча с представителем музейного дела
| 1
|
| 1
| 31
| Работа по составлению таблицы «Моя родословная», генеалогического древа
| 4
|
| 4
| 32
| Организация передвижных выставок, лекций в школе
| 17
|
| 17
|
| Тема 2. Поисковая работа
| 22
|
|
| 33
| Поисковая работа. Актуальность работы
| 1
| 1
|
| 34
| Создание картотеки
| 15
| 5
| 10
| 35
| Сбор материала
| 5
|
| 5
| 36
| Оформление документации, инвентарная книга, анкеты
| 1
|
| 1
| Список литературы
Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002
|
|
|