Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа «Краеведение» |
 Скачать 171.06 Kb. |
ПРОГРАММА
«Краеведение»
для детей 12-14 лет
Срок реализации 2 года
Составила: Пермина Оксана
Александровна, учитель истории
МОУ ООШ №2 г.Юрюзани
Верба И.А. « Историки-краеведы»
г.Юрюзань
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Отдел:_______________________________________________________
Кружок : «Историческое краеведение»
Ф.И.О. педагога: Пермина Оксана Александровна
Название программы: «Краеведение»
Вид программы: - авторская
- примерная
- экспериментальная
- модифицированная
6. Продолжительность освоения программы: 2 года
7. Возрастной диапазон: 12-14 лет
8. Образовательная область : - искусство
- техника
- естествознание
- математика и информатика
- обществознание
- языки
- физическое культурное здоровье
- досуговое
9. Уровень освоения: - общекультурный
- углубленный
- профессионально-ориентированнный
10. Форма организации образовательного процесса: - индивидуальная
- групповая
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краеведение в школе и внешкольных учреждениях развивается в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами школы. Оно содействует осуществлению прочной связи обучения с жизнью и повышению уровня нравственного и патриотического воспитания. Под краеведением понимается всестороннее изучение определенной территории, проводимое на научной основе. Существует несколько видов краеведения: историческое, экологическое, географическое и др. Историческое краеведение подразделяется на историко- революционное, археологическое, этнографическое, искусствоведческое и другие. Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту, развитию их способностей.
Программа считается актуальной, потому что ориентирует учащихся на достойный выбор своего будущего в обновляющееся России. Любовь к родине, к родному краю, к своей семье, к родной истории, бесспорно, начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился и вырос. Потому что не зная прошлого, трудно разобраться в непростом настоящем, предугадать счастливое будущее.Поэтому изучение родного края обучающимися просто необходимо для общего развития, для углубления и расширения знаний родной истории.
Программа по краеведению предполагает осуществить достижение следующих целей: углубление и расширение знаний учащихся по истории родного края, обучение исследованию родных мест, формирование всесторонне развитой личности, воспитание высоких нравственных и патриотических чувств, активной гражданственности.
Кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы работы: беседы,лекции,диспуты, экскурсии, инсценировки, исследования, ролевые и познавательные игры, брейн-ринг, походы и др. В ходе работы с кружковцами руководитель проводит много практических занятий по изучению родного края, постепенно усложняя поисковые задания; от знакомства на местности с уже известными фактами, памятниками истории до выполнения заданий краеведческих музеев.
В результате занятий в кружке краеведов школьники должны уметь следующее: проводить экскурсии по родным местам, оформлять краеведческий материал, уметь накапливать краеведческий материал в периодической печати, грамотно взять интервью старожилов города, использовать свои знания на уроках истории, знать углубленно историю родного края, топонимику родных мест, археологическое наследие Южного Урала, охранять памятники истории и культуры, беречь родную природу, совершать походы и экскурсии по родным местам.
При составлении данной программы использовался опыт доктора исторических наук Н.Б. Виноградова и результаты краеведческих изысканий местных краеведов-журналистов Л.Н.Сурина и В.И.Хохлова.
Программа рассчитана на два года. В кружке дети 12-14 лет. Занятия два раза в неделю по два часа. Кружок создан на базе основной школы №2, осуществляет связь с другими школами, с преподавателями экологии, ИЗО, географии, ДДТ, краеведческими музеями района.
Коллектив кружковцев профильный – историки-краеведы, учащиеся 6-9 кл.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Углубление и расширение знаний кружковцев по родной истории.
Приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности.
Развитие творческих способностей учащихся и умений самостоятельно добывать знания
Воспитание патриотических чувств у детей на положительных примерах своих земляков.
Формирование полноценной личности.
Воспитание активной гражданской позиции у детей на примерах русской истории.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 года обучения
№
п/п №
| Наименование темы
| Кол-во часов
| В том числе
| теория
| практика
| 1.
| Вводная беседа
| 2
| 2
| - -
| 2. 2222
| Туристско-краеведческие возможности родного края
края
| 4
| 2
| 2
| 3.
| Охрана природы
| 3
| 1
| 2
| 4.
| Историческое краеведение
| 15
| 7
| 8
| 5.
| Изучение археологического наследия
| 10
| 6
| 4
| 6.
| Памятники истории и культуры
| 16
| 8
| 8
| 7.
| Изучение родного края
| 16
| 10
| 6
| 8.
| Военно-патриотическая работа
| 10
| 6
| 4
| 9.
| Записи историко-краеведческой работы и и наблюдений. Ведение дневника
| 10
| 2
| 8
| 10.
| Организация и проведение экскурсий. Гигиена туриста. Самоконтроль и первая доврачебная помощь.
| 18
| 5
| 13
| 11.
| Подведение итогов экскурсий и походов
| 20
| -
| 20
| 12.
| Работа по оформлению альбомов по
краеведению, работа в краеведческих
музеях.
| 20
| 10
| 10
|
| ИТОГО:
| 144
| 59
| 85
| СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводная беседа (2ч.)
Задачи и содержание работы туристско-краеведческого кружка. Особенности работы историков-краеведов. Организация занятий. Значение работы.
Туристско-краеведческие возможности родного края .
Физико-географическая и экономическая характеристика края. Географическое положение, рельеф,климат,растительный и животный мир, полезные ископаемые и их значение,развитие промышленности, с/х, транспортная сеть. Экскурсионные объекты: исторические, архитектурные и другие памятные места, музеи,промышленные предприятия.
Рекомендуемые маршруты однодневных походов. Справочники,путеводители, пособия и другая литература по родному краю.
Практические занятия: экскурсии по памятным местам, в краеведческий музей, на завод, в колхозы. Фотографирование и паспортизация наиболее интересных объектов.
Охрана природы.
Охрана природы – долг и конституционная обязанность граждан нашей страны; в том числе и юных туристов. Закон об охране природы. Обязанности школьников по охране природы: борьба с браконьерством, зеленый патруль,голубые патрули, помощь в охране и воспроизводстве леса.
Практические занятия: Изучение и охрана р.Сильга, очистка прибрежной полосы, практическое участие в отрядах «зеленых патрулей», «голубых патрулей» ( на базе основной школы №2).
Историческое краеведение.
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения.Формы организации работы по краеведению. Знакомство с краеведческими объектами: поселок ЮРЭС, ул.Сахарова,ул. Гончарова ( на основе собранного материала), ул. Просвирова, ул.Зайцева, поселок Василовка.
Практические занятия:
Экскурсия к памятнику И.Пугаеву – Иванов дол.
Экскурсия к памятнику Сахарову,Гончарову,Зайцеву (ЮРЭС)
Экскурсия к братским могилам времен гражданской войны.
Экскурсия к памятнику И.А.Кукарину, памятным местам ВОВ.
Экскурсия к проходной ЮМЗ. Оформление альбомов.
Изучение археологического наследия.
Археология как наука. Древнейшая история Южного Урала. Археологические объекты: Игнатьевская пещера, пещерный град по р.Сим, пещеры Бурановская и Ключевская на р.Юрюзань. Стоянка палеолита,мезолита,неолита, энеолита в Катав-Ивановском районе. Игнатьевская пещера – Древнее святилище Южного Урала.
Практические занятия: Экскурсия в Игнатьевскую пещеру. Посещение пещерного града на р.Сим. Обследование Лукинской пещеры – грота. Фотографирование. Сбор заметок по археологии из газеты «Авангард».
Памятники истории и культуры.
Памятники истории и культуры и их значение: научное, историческое,художественное.
Памятники истории родного края: Игнатьевская пещера. Памятники г.Юрюзань и окрестностей:
Памятные места Юрюзани, связанные с гражданской войной (памятник И.Пугаеву, М.Варганову, на г.Осиновой, братские могилы, проходная завода, у Семеновского моста, на г.Смольной, у пос. Совхозный, памятник красногвардейцам Сахарову, Гончарову, Зайцеву (ЮРЭС), ул. Зайцева, мемориальные доски, памятник борцам революции ( в старом центре), ул.Просвирова, мемориальная доска на ДДТ и др.)
Памятные места Юрюзани, связанные с ВО войной: ул.Кукарина, памятник И.А.Кукарину, проходная завода им. Кирова, мемориал погибшим землякам у ДК, площадь Победы, эвакогоспиталь, братская могила Сырых и Молотова, краеведческий музей в ДК, музей ср.школы №1, ПУ-21.
Практические занятия: экскурсии по памятным местам, фотографирование, оформление альбомов, охрана памятников истории и культуры ( Церковь Рождества Христова).
Изучение родного края.
Территория и границы родного края. Понятие «родной край».Рельеф,гидрография и другие природные условия. Полезные ископаемые. История края родной край сегодня, перспективы его развития. Улицы и происхождение их названий Топонимика родного края.
Практические занятия: Экскурсии и походы по родному краю. Изучение р.Юрюзань и р.Сильга. Фотографирование. Оформление альбомов. Накопление материала местной периодической печати, «топонимика родных мест».
Военно-патриотическая работа.
Воспитательное значение военно- патриотической работы. Борьба жителей края против иноземных захватчиков. Край и поселок в гражданской войне. Край в Великой Отечественной войне. Боевой путь Уральского добровольческого танкового корпуса.Знатные земляки- герои войны .(И.А.Кукарин, Я.Д.Сырцов, Н.Б.Малахов) и труда. Встречи с ветеранами войны и труда. Встречи с ветеранами выпускниками школы- воинами российской армии в «горячих точках».(Афганистан,Дагестан,Чечня).
Практические задания: Анкетирование, сбор материала о выпускниках школы (Афганистан,Чечня), встречи с ветеранами войны и труда, воинами российской армии. Сбор и оформление альбомов для кабинета истории. Экскурсии.
Записи историко- краеведческих наблюдений.
Ведение дневника. Необходимость фиксации наблюдений. Точность и историческая достоверность записей. Правила фиксирования исторических событий. Работа в Катав- Ивановском и Юрюзанском краеведческих музеях. Снятие копий с документов. Хранение документов и обращение с ними. Дневник для записей исторических сведений и порядок его ведения.
Практические занятия: Знакомство с краеведческими объектами. Фиксирование исторических событий. Запись воспоминаний. Работа с первоисточниками. Ведение дневника.
Организация и проведение экскурсий
Гигиена туриста. Самоконтроль и первая доврачебная помощь в походе. «Инструкция по организации и проведению походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ». Определение целей и района путешествия. Комплектование групп и распределение обязанностей. Разработка маршрута, составление схемы маршрута и графика движения. Групповое и личное снаряжение. Продукты питания. Укладка рюкзака. Оформление путевых документов.
Порядок движения на маршруте, обязанности направляющего и замыкающего. Порядок движения по дорогам с интенсивным движением транспорта. Режим дня. Организация бивака. Костры, приготовление пищи на костре. Сушка обуви и одежды. Возможные естественные препятствия и способы их преодоления. Обеспечение безопасного путешествия.
Практические занятия: подготовка к походу. Определение цели похода. Подготовка схемы. Схема похода. Изготовление необходимого снаряжения. Практическая проверка знаний кружковцев и отработка туристических навыков в походе.
Подведение итогов экскурсий.
Оформление практических работ кружка. Сверка добытых краеведческих материалов. Проверка фактов и дат. Отчет обо всех экскурсиях и походах за год. Организация отчетной выставки. Пропаганда краеведения среди школьников.
Практические занятия: Тематические экспозиции. Подготовка экскурсоводов.
Оформление стендов и альбомов.
Изготовление наглядных пособий для уроков краеведения. Итоговая выставка, вечер. Отчет о работе кружковцев за год.
Подведение итогов.
ЛИТЕРАТУРА
Александров А.И. История родного края. Челябинск, 1978
Сурин Л.Н. Юрюзань- город Уральский. Ката-Ивановск,1958
Очерки истории родного края под ред. Виноградова, Челябинск,1991
Пятков В. История Южного Урала 1801-1850. События и факты. Челябинск,1991
Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала. Челябинск,1994
«Аркаим»(Памятники протогородской цивилизации) ЧелГУ (буклет) 2000
Виноградов Н.Б.: атлас «Пещерный край Южного Урала», Челябинск, 1999
Ибрагимова Л.Д.,Конюченко А.И. «История Урала». Методическое пособие для учителя истории и краеведения,2000
Диринский А.В. Краеведение. Просвещение,1987
Кирин Ф.Я. География Челябинской области.Челябинск,1973
Алеврас Н.Н.,А.И.Конюченко. «История Урала 11-18 веков», Челябинск, Южноуральское книжное издательство,2000
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
II года обучения
№ п/п
| Наименование темы
| Кол-во часов
| В том числе
| теория
| практика
| 1.
| Подведение итогов летнего путешествия, Задачи на 2 год занятий
| 6
| 2
| 4
| 2.
| Туристско-краеведческие возможности родного края
| 6
| 2
| 4
| 3.
| Охрана природы
| 8
| 2
| 6
| 4.
| Комплексное изучение родного края
| 8
| 4
| 4
| 5.
| Историческое краеведение
| 18
| 8
| 10
| 6.
| Изучение археологического наследия
| 6
| 2
| 4
| 7.
| Памятники истории и культуры
| 18
| 8
| 10
| 8.
| Изучение памятных мест родного края
| 8
| 4
| 4
| 9.
| Изучение памятных мест,связанных с революцией, гражданской войной и трудовыми достижениями города
| 18
| 8
| 10
| 10.
| Изучение памятных мест,связанных с жизнью и деятельностью писателей, художников, архитекторов
| 4
| 2
| 2
| 11.
| Записи историко-краеведческих наблюдений. Ведение дневника
| 10
| 2
| 8
| 12.
| Организация и проведение экскурсий и туристического похода. Гигиена туриста. Первая медицинская помощь.
| 18
| -
| 18
| 13.
| Подведение итогов похода.
| 2
| 2
| -
| 14.
| Работа школьного краеведческого музея.
| 14
| 6
| 8
| 15.
| Путешествие (туристический поход)
|
|
|
|
| ИТОГО:
| 144
| 52
| 92
| СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Введение. Подведение итогов летнего путешествия. Задачи на 2 год обучения.
Задачи и содержание работы второго года обучения посвящены юбилейным историческим датам:
Юбилеям Великой Победы
Юбилеям г.Катав-Ивановска
Юбилеям г.Юрюзани
Особенности работы историков-краеведов на втором году обучения. Организация занятий. Значение работы.
Туристско-краеведческие возможности родного края.
Историко-географическая характеристика края. Экскурсионные объекты: исторические, архитектурные и другие памятные места. Рекомендуемые маршруты экскурсий. Справочники, путеводители, пособия и др. литература по родному краю.
Практические занятия: Экскурсии по памятным местам г.Юрюзани, г.Катав-Ивановска, музей ПУ-21, средней школы №1 г.Юрюзани.
Охрана природы.
Охрана природы – долг и обязанность граждан нашей страны. Закон об охране природы. Обязанность школьников по охране природы.
Практические занятия: изучение и охрана р.Юрюзань, очистка прибрежной полосы, практическое участие в отрядах «Зеленый патруль» ( на базе основной школы №2).
Комлексное изучение родного края.
Осуществление комплексного подхода в изучении географического, исторического, экологического, литературного краеведения. Связь с ДТ, ДК,музеями средних школ, ПУ-21, советом ветеранов.
Историческое краеведение.
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Формы организации работы по краеведению. Знакомство с краеведческими объектами:
Поселок ЮРЭС в годы Великой Отечественной войны.
Улица Ивана Кукарина.
ЮМЗ в годы войны.
Памятник И.А.Кукарину –Герою Советского Союза.
Мемориал погибшим землякам на площади Победы.
Эвакогоспиталь № 3158.
Братская могила Сырых и Молотова на кладбище.
История памятника погибшим выпускникам ПУ-21 – участникам ВО войны.
Исследовательская работа ( краеведческие задания в 2004-2005 уч.году):
«История семьи участника ВО войны»
«Герой ВО войны и его малая родина»
«Биография героя ВО войны»
«История г.Юрюзань в годы ВО войны»
«История поселка: ЮРЭС в годы ВО войны»
«Труженики тыла – наши земляки»
«Улица Героя Советского Союза – И.А.Кукарина
Юбилейные даты г.Катав-Ивановска, г.Юрюзани
Практические занятия: экскурсии по памятным местам, связанным с ВО войной, совместные действия с Советом ветеранов по оказанию помощи ветеранам войны и труда, подготовка к слету юных краеведов, посвященному 60-летию Великой Победы. Изучение истории основания г.Катав-Ивановска к 250-летию города.
Изучение археологического наследия.
Археология как наука. Древнейшая история Южного Урала. Археологические объекты:
Серпиевский пещерный град: Майская, Колокольная, Учительская, Игнатьевская и др. пещеры. Стоянки палеолита,мезолита,неолита,бронзового и железного века на Южном Урале и в Катав-Ивановском районе. Игнатьевская пещера- древнейшее святилище Южного Урала.
Практические занятия: Углубленное изучение пещеры и рисунков палеолита в Игнатьевской пещере на р.Сим. Сбор заметок по этой теме из газеты «Авангард».
Памятники истории и культуры.
Памятники истории и культуры и их значение: научное, историческое, художественное.
Углубленное изучение памятников в Юрюзани, связанных с ВО войной (см.выше)
Практические занятия: Экскурсии по памятным местам, фотографирование, оформление альбомов, охрана памятников истории и культуры.
8-9. Изучение памятных мест, связанных с революцией и гражданской войной, трудовыми достижениями города.
Практические занятия: Экскурсия к проходной ЮМЗ, на братскую могилу Сырых и Молотова, в здание эвакогоспиталя, в музей ПУ-21.
Исследование материала по изучению памятных мест г.Юрюзани.
10. Изучение памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью писателей, художников, архитекторов.
Знакомство с историей церкви Рождества Христова. Исследование творчества местного художника – А.Чернецова. Исследование творчества местной поэтессы О.С.Срединой. Изучение архитектуры и истории старинных домов Юрюзани. Знакомство с творчеством художника Смоленюк А.Ф.
11.Записи историко-краеведческих наблюдений.
Ведение дневника.
Оформление альбомов, паок-раскладушек к 60-летию Великой Победы.
Оформление уголка боевой славы.
Участие в конкурсе исследовательских работ «Человек в истории. Россия 20 век», посвященном 60-летию Победы. Сбор материала об участниках тыла ( ЮРЭС,Сосновка)».
Анкетирование старожилов по теме «ЮРЭС в годы ВО войны».
Организация и проведение экскурсий и турпохода. Гигиена туриста. Первая медицинская помощь.
Организация многодневного похода на гору Осиновая к памятнику партизанам, погибшим в годы гражданской войны. Изучение материала, исследование объекта, частичная реставрация.
Соблюдение техники безопасности.
Подведение итогов похода.
Оформление маршрута похода, описания путешествия, составление дневника, отчет о проделанной работе.
Работа школьного краеведческого музея.
Сбор материала по краеведению к 60-летию Великой Победы. Оформление уголков боевой славы ( по классам). Анкетироваание ветеранов войны и труда. Систематизация собранного материала.Встречи с участниками ВО войны и тружениками тыла. Проведение тематических бесед и кл. часов к юбилею Победы, подготовленных историками-краеведами.
Путешествие (тур.поход).
Отчет о проделанной работе. Подведение итогов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- экскурсии, диспуты, дискуссии, ролевые игры, семинары, практические занятия и др.
ЛИТЕРАТУРА:
Личман Б.В. « История Урала с древнейших времен до конца IXXвека», «История Урала XX век» т.1,2 Екатеринбург, Издательство «СВ-96»,2002г.
Алеврас Н.Н. « История Урала» XI-XVIII в.в.» Южноуральское издательство, 2002г.
«Уральский перекресток» журнал №1, 2002г.
Пятков В. «Программы по топонимике Южного Урала», Челябинск, 2000г.
Мукомолов А.Ф. « На южноуральских заводах», книга 1и2, М., Издательство «Территория», 2001г.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
Историю края (обзорно), города,памятные и экскурсионные объекты Юрюзани, интересных людей, знаменитых земляков, литературу о родном крае, топонимику родных мест.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
Рассказывать о памятных местах города, проводить экскурсии и заочные экскурсии с младшими школьниками, ориентироваться в краеведческой литературе по Южному Уралу и Катав-Ивановскому району, подбирать материал к тематическим беседам и урокам истории регионального компонента в 5-9 классах. |
|
|