Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа «Краеведение»


Скачать 171.06 Kb.
НазваниеПрограмма «Краеведение»
Дата07.03.2016
Размер171.06 Kb.
ТипПрограмма

ПРОГРАММА

«Краеведение»

для детей 12-14 лет

Срок реализации 2 года

Составила: Пермина Оксана

Александровна, учитель истории

МОУ ООШ №2 г.Юрюзани

Верба И.А. « Историки-краеведы»

г.Юрюзань

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Отдел:_______________________________________________________

  2. Кружок : «Историческое краеведение»

  3. Ф.И.О. педагога: Пермина Оксана Александровна

  4. Название программы: «Краеведение»

  5. Вид программы: - авторская

- примерная

- экспериментальная

- модифицированная

6. Продолжительность освоения программы: 2 года

7. Возрастной диапазон: 12-14 лет

8. Образовательная область : - искусство

- техника

- естествознание

- математика и информатика

- обществознание

- языки

- физическое культурное здоровье

- досуговое

9. Уровень освоения: - общекультурный

- углубленный

- профессионально-ориентированнный

10. Форма организации образовательного процесса: - индивидуальная

- групповая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краеведение в школе и внешкольных учреждениях развивается в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами школы. Оно содействует осуществлению прочной связи обучения с жизнью и повышению уровня нравственного и патриотического воспитания. Под краеведением понимается всестороннее изучение определенной территории, проводимое на научной основе. Существует несколько видов краеведения: историческое, экологическое, географическое и др. Историческое краеведение подразделяется на историко- революционное, археологическое, этнографическое, искусствоведческое и другие. Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту, развитию их способностей.

Программа считается актуальной, потому что ориентирует учащихся на достойный выбор своего будущего в обновляющееся России. Любовь к родине, к родному краю, к своей семье, к родной истории, бесспорно, начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился и вырос. Потому что не зная прошлого, трудно разобраться в непростом настоящем, предугадать счастливое будущее.Поэтому изучение родного края обучающимися просто необходимо для общего развития, для углубления и расширения знаний родной истории.

Программа по краеведению предполагает осуществить достижение следующих целей: углубление и расширение знаний учащихся по истории родного края, обучение исследованию родных мест, формирование всесторонне развитой личности, воспитание высоких нравственных и патриотических чувств, активной гражданственности.

Кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы работы: беседы,лекции,диспуты, экскурсии, инсценировки, исследования, ролевые и познавательные игры, брейн-ринг, походы и др. В ходе работы с кружковцами руководитель проводит много практических занятий по изучению родного края, постепенно усложняя поисковые задания; от знакомства на местности с уже известными фактами, памятниками истории до выполнения заданий краеведческих музеев.

В результате занятий в кружке краеведов школьники должны уметь следующее: проводить экскурсии по родным местам, оформлять краеведческий материал, уметь накапливать краеведческий материал в периодической печати, грамотно взять интервью старожилов города, использовать свои знания на уроках истории, знать углубленно историю родного края, топонимику родных мест, археологическое наследие Южного Урала, охранять памятники истории и культуры, беречь родную природу, совершать походы и экскурсии по родным местам.

При составлении данной программы использовался опыт доктора исторических наук Н.Б. Виноградова и результаты краеведческих изысканий местных краеведов-журналистов Л.Н.Сурина и В.И.Хохлова.

Программа рассчитана на два года. В кружке дети 12-14 лет. Занятия два раза в неделю по два часа. Кружок создан на базе основной школы №2, осуществляет связь с другими школами, с преподавателями экологии, ИЗО, географии, ДДТ, краеведческими музеями района.

Коллектив кружковцев профильный – историки-краеведы, учащиеся 6-9 кл.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

  1. Углубление и расширение знаний кружковцев по родной истории.

  2. Приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности.

  3. Развитие творческих способностей учащихся и умений самостоятельно добывать знания

  4. Воспитание патриотических чувств у детей на положительных примерах своих земляков.

  5. Формирование полноценной личности.

  6. Воспитание активной гражданской позиции у детей на примерах русской истории.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 года обучения



п/п №

Наименование темы

Кол-во часов

В том числе

теория

практика

1.

Вводная беседа

2

2

- -

2. 2222

Туристско-краеведческие возможности родного края

края

4

2

2

3.

Охрана природы

3

1

2

4.

Историческое краеведение

15

7

8

5.

Изучение археологического наследия

10

6

4

6.

Памятники истории и культуры

16

8

8

7.

Изучение родного края

16

10

6

8.

Военно-патриотическая работа

10

6

4

9.

Записи историко-краеведческой работы и и наблюдений. Ведение дневника

10

2

8

10.

Организация и проведение экскурсий. Гигиена туриста. Самоконтроль и первая доврачебная помощь.

18

5

13

11.

Подведение итогов экскурсий и походов

20

-

20

12.

Работа по оформлению альбомов по

краеведению, работа в краеведческих

музеях.

20

10

10




ИТОГО:

144

59

85

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Вводная беседа (2ч.)

Задачи и содержание работы туристско-краеведческого кружка. Особенности работы историков-краеведов. Организация занятий. Значение работы.

  1. Туристско-краеведческие возможности родного края .

Физико-географическая и экономическая характеристика края. Географическое положение, рельеф,климат,растительный и животный мир, полезные ископаемые и их значение,развитие промышленности, с/х, транспортная сеть. Экскурсионные объекты: исторические, архитектурные и другие памятные места, музеи,промышленные предприятия.

Рекомендуемые маршруты однодневных походов. Справочники,путеводители, пособия и другая литература по родному краю.

Практические занятия: экскурсии по памятным местам, в краеведческий музей, на завод, в колхозы. Фотографирование и паспортизация наиболее интересных объектов.

  1. Охрана природы.

Охрана природы – долг и конституционная обязанность граждан нашей страны; в том числе и юных туристов. Закон об охране природы. Обязанности школьников по охране природы: борьба с браконьерством, зеленый патруль,голубые патрули, помощь в охране и воспроизводстве леса.

Практические занятия: Изучение и охрана р.Сильга, очистка прибрежной полосы, практическое участие в отрядах «зеленых патрулей», «голубых патрулей» ( на базе основной школы №2).

  1. Историческое краеведение.

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения.Формы организации работы по краеведению. Знакомство с краеведческими объектами: поселок ЮРЭС, ул.Сахарова,ул. Гончарова ( на основе собранного материала), ул. Просвирова, ул.Зайцева, поселок Василовка.

Практические занятия:

Экскурсия к памятнику И.Пугаеву – Иванов дол.

Экскурсия к памятнику Сахарову,Гончарову,Зайцеву (ЮРЭС)

Экскурсия к братским могилам времен гражданской войны.

Экскурсия к памятнику И.А.Кукарину, памятным местам ВОВ.

Экскурсия к проходной ЮМЗ. Оформление альбомов.

  1. Изучение археологического наследия.

Археология как наука. Древнейшая история Южного Урала. Археологические объекты: Игнатьевская пещера, пещерный град по р.Сим, пещеры Бурановская и Ключевская на р.Юрюзань. Стоянка палеолита,мезолита,неолита, энеолита в Катав-Ивановском районе. Игнатьевская пещера – Древнее святилище Южного Урала.

Практические занятия: Экскурсия в Игнатьевскую пещеру. Посещение пещерного града на р.Сим. Обследование Лукинской пещеры – грота. Фотографирование. Сбор заметок по археологии из газеты «Авангард».

  1. Памятники истории и культуры.

Памятники истории и культуры и их значение: научное, историческое,художественное.

Памятники истории родного края: Игнатьевская пещера. Памятники г.Юрюзань и окрестностей:

  1. Памятные места Юрюзани, связанные с гражданской войной (памятник И.Пугаеву, М.Варганову, на г.Осиновой, братские могилы, проходная завода, у Семеновского моста, на г.Смольной, у пос. Совхозный, памятник красногвардейцам Сахарову, Гончарову, Зайцеву (ЮРЭС), ул. Зайцева, мемориальные доски, памятник борцам революции ( в старом центре), ул.Просвирова, мемориальная доска на ДДТ и др.)

  2. Памятные места Юрюзани, связанные с ВО войной: ул.Кукарина, памятник И.А.Кукарину, проходная завода им. Кирова, мемориал погибшим землякам у ДК, площадь Победы, эвакогоспиталь, братская могила Сырых и Молотова, краеведческий музей в ДК, музей ср.школы №1, ПУ-21.

Практические занятия: экскурсии по памятным местам, фотографирование, оформление альбомов, охрана памятников истории и культуры ( Церковь Рождества Христова).

  1. Изучение родного края.

Территория и границы родного края. Понятие «родной край».Рельеф,гидрография и другие природные условия. Полезные ископаемые. История края родной край сегодня, перспективы его развития. Улицы и происхождение их названий Топонимика родного края.

Практические занятия: Экскурсии и походы по родному краю. Изучение р.Юрюзань и р.Сильга. Фотографирование. Оформление альбомов. Накопление материала местной периодической печати, «топонимика родных мест».

  1. Военно-патриотическая работа.

Воспитательное значение военно- патриотической работы. Борьба жителей края против иноземных захватчиков. Край и поселок в гражданской войне. Край в Великой Отечественной войне. Боевой путь Уральского добровольческого танкового корпуса.Знатные земляки- герои войны .(И.А.Кукарин, Я.Д.Сырцов, Н.Б.Малахов) и труда. Встречи с ветеранами войны и труда. Встречи с ветеранами выпускниками школы- воинами российской армии в «горячих точках».(Афганистан,Дагестан,Чечня).

Практические задания: Анкетирование, сбор материала о выпускниках школы (Афганистан,Чечня), встречи с ветеранами войны и труда, воинами российской армии. Сбор и оформление альбомов для кабинета истории. Экскурсии.

  1. Записи историко- краеведческих наблюдений.

Ведение дневника. Необходимость фиксации наблюдений. Точность и историческая достоверность записей. Правила фиксирования исторических событий. Работа в Катав- Ивановском и Юрюзанском краеведческих музеях. Снятие копий с документов. Хранение документов и обращение с ними. Дневник для записей исторических сведений и порядок его ведения.

Практические занятия: Знакомство с краеведческими объектами. Фиксирование исторических событий. Запись воспоминаний. Работа с первоисточниками. Ведение дневника.

  1. Организация и проведение экскурсий

Гигиена туриста. Самоконтроль и первая доврачебная помощь в походе. «Инструкция по организации и проведению походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ». Определение целей и района путешествия. Комплектование групп и распределение обязанностей. Разработка маршрута, составление схемы маршрута и графика движения. Групповое и личное снаряжение. Продукты питания. Укладка рюкзака. Оформление путевых документов.

Порядок движения на маршруте, обязанности направляющего и замыкающего. Порядок движения по дорогам с интенсивным движением транспорта. Режим дня. Организация бивака. Костры, приготовление пищи на костре. Сушка обуви и одежды. Возможные естественные препятствия и способы их преодоления. Обеспечение безопасного путешествия.

Практические занятия: подготовка к походу. Определение цели похода. Подготовка схемы. Схема похода. Изготовление необходимого снаряжения. Практическая проверка знаний кружковцев и отработка туристических навыков в походе.

  1. Подведение итогов экскурсий.

Оформление практических работ кружка. Сверка добытых краеведческих материалов. Проверка фактов и дат. Отчет обо всех экскурсиях и походах за год. Организация отчетной выставки. Пропаганда краеведения среди школьников.

Практические занятия: Тематические экспозиции. Подготовка экскурсоводов.

  1. Оформление стендов и альбомов.

Изготовление наглядных пособий для уроков краеведения. Итоговая выставка, вечер. Отчет о работе кружковцев за год.

Подведение итогов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Александров А.И. История родного края. Челябинск, 1978

  2. Сурин Л.Н. Юрюзань- город Уральский. Ката-Ивановск,1958

  3. Очерки истории родного края под ред. Виноградова, Челябинск,1991

  4. Пятков В. История Южного Урала 1801-1850. События и факты. Челябинск,1991

  5. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала. Челябинск,1994

  6. «Аркаим»(Памятники протогородской цивилизации) ЧелГУ (буклет) 2000

  7. Виноградов Н.Б.: атлас «Пещерный край Южного Урала», Челябинск, 1999

  8. Ибрагимова Л.Д.,Конюченко А.И. «История Урала». Методическое пособие для учителя истории и краеведения,2000

  9. Диринский А.В. Краеведение. Просвещение,1987

  10. Кирин Ф.Я. География Челябинской области.Челябинск,1973

  11. Алеврас Н.Н.,А.И.Конюченко. «История Урала 11-18 веков», Челябинск, Южноуральское книжное издательство,2000

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

II года обучения

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

В том числе

теория

практика

1.

Подведение итогов летнего путешествия, Задачи на 2 год занятий

6

2

4

2.

Туристско-краеведческие возможности родного края

6

2

4

3.

Охрана природы

8

2

6

4.

Комплексное изучение родного края

8

4

4

5.

Историческое краеведение

18

8

10

6.

Изучение археологического наследия

6

2

4

7.

Памятники истории и культуры

18

8

10

8.

Изучение памятных мест родного края

8

4

4

9.

Изучение памятных мест,связанных с революцией, гражданской войной и трудовыми достижениями города

18

8

10

10.

Изучение памятных мест,связанных с жизнью и деятельностью писателей, художников, архитекторов

4

2

2

11.

Записи историко-краеведческих наблюдений. Ведение дневника

10

2

8

12.

Организация и проведение экскурсий и туристического похода. Гигиена туриста. Первая медицинская помощь.

18

-

18

13.

Подведение итогов похода.

2

2

-

14.

Работа школьного краеведческого музея.

14

6

8

15.

Путешествие (туристический поход)













ИТОГО:

144

52

92

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. Введение. Подведение итогов летнего путешествия. Задачи на 2 год обучения.

Задачи и содержание работы второго года обучения посвящены юбилейным историческим датам:

  1. Юбилеям Великой Победы

  2. Юбилеям г.Катав-Ивановска

  3. Юбилеям г.Юрюзани

Особенности работы историков-краеведов на втором году обучения. Организация занятий. Значение работы.

  1. Туристско-краеведческие возможности родного края.

Историко-географическая характеристика края. Экскурсионные объекты: исторические, архитектурные и другие памятные места. Рекомендуемые маршруты экскурсий. Справочники, путеводители, пособия и др. литература по родному краю.

Практические занятия: Экскурсии по памятным местам г.Юрюзани, г.Катав-Ивановска, музей ПУ-21, средней школы №1 г.Юрюзани.

  1. Охрана природы.

Охрана природы – долг и обязанность граждан нашей страны. Закон об охране природы. Обязанность школьников по охране природы.

Практические занятия: изучение и охрана р.Юрюзань, очистка прибрежной полосы, практическое участие в отрядах «Зеленый патруль» ( на базе основной школы №2).

  1. Комлексное изучение родного края.

Осуществление комплексного подхода в изучении географического, исторического, экологического, литературного краеведения. Связь с ДТ, ДК,музеями средних школ, ПУ-21, советом ветеранов.

  1. Историческое краеведение.

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Формы организации работы по краеведению. Знакомство с краеведческими объектами:

Поселок ЮРЭС в годы Великой Отечественной войны.

Улица Ивана Кукарина.

ЮМЗ в годы войны.

Памятник И.А.Кукарину –Герою Советского Союза.

Мемориал погибшим землякам на площади Победы.

Эвакогоспиталь № 3158.

Братская могила Сырых и Молотова на кладбище.

История памятника погибшим выпускникам ПУ-21 – участникам ВО войны.

Исследовательская работа ( краеведческие задания в 2004-2005 уч.году):

  • «История семьи участника ВО войны»

  • «Герой ВО войны и его малая родина»

  • «Биография героя ВО войны»

  • «История г.Юрюзань в годы ВО войны»

  • «История поселка: ЮРЭС в годы ВО войны»

  • «Труженики тыла – наши земляки»

  • «Улица Героя Советского Союза – И.А.Кукарина

Юбилейные даты г.Катав-Ивановска, г.Юрюзани

Практические занятия: экскурсии по памятным местам, связанным с ВО войной, совместные действия с Советом ветеранов по оказанию помощи ветеранам войны и труда, подготовка к слету юных краеведов, посвященному 60-летию Великой Победы. Изучение истории основания г.Катав-Ивановска к 250-летию города.

  1. Изучение археологического наследия.

Археология как наука. Древнейшая история Южного Урала. Археологические объекты:

Серпиевский пещерный град: Майская, Колокольная, Учительская, Игнатьевская и др. пещеры. Стоянки палеолита,мезолита,неолита,бронзового и железного века на Южном Урале и в Катав-Ивановском районе. Игнатьевская пещера- древнейшее святилище Южного Урала.

Практические занятия: Углубленное изучение пещеры и рисунков палеолита в Игнатьевской пещере на р.Сим. Сбор заметок по этой теме из газеты «Авангард».

  1. Памятники истории и культуры.

Памятники истории и культуры и их значение: научное, историческое, художественное.

Углубленное изучение памятников в Юрюзани, связанных с ВО войной (см.выше)

Практические занятия: Экскурсии по памятным местам, фотографирование, оформление альбомов, охрана памятников истории и культуры.

8-9. Изучение памятных мест, связанных с революцией и гражданской войной, трудовыми достижениями города.

Практические занятия: Экскурсия к проходной ЮМЗ, на братскую могилу Сырых и Молотова, в здание эвакогоспиталя, в музей ПУ-21.

Исследование материала по изучению памятных мест г.Юрюзани.

10. Изучение памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью писателей, художников, архитекторов.

Знакомство с историей церкви Рождества Христова. Исследование творчества местного художника – А.Чернецова. Исследование творчества местной поэтессы О.С.Срединой. Изучение архитектуры и истории старинных домов Юрюзани. Знакомство с творчеством художника Смоленюк А.Ф.

11.Записи историко-краеведческих наблюдений.

Ведение дневника.

Оформление альбомов, паок-раскладушек к 60-летию Великой Победы.

Оформление уголка боевой славы.

Участие в конкурсе исследовательских работ «Человек в истории. Россия 20 век», посвященном 60-летию Победы. Сбор материала об участниках тыла ( ЮРЭС,Сосновка)».

Анкетирование старожилов по теме «ЮРЭС в годы ВО войны».

  1. Организация и проведение экскурсий и турпохода. Гигиена туриста. Первая медицинская помощь.

Организация многодневного похода на гору Осиновая к памятнику партизанам, погибшим в годы гражданской войны. Изучение материала, исследование объекта, частичная реставрация.

Соблюдение техники безопасности.

  1. Подведение итогов похода.

Оформление маршрута похода, описания путешествия, составление дневника, отчет о проделанной работе.

  1. Работа школьного краеведческого музея.

Сбор материала по краеведению к 60-летию Великой Победы. Оформление уголков боевой славы ( по классам). Анкетироваание ветеранов войны и труда. Систематизация собранного материала.Встречи с участниками ВО войны и тружениками тыла. Проведение тематических бесед и кл. часов к юбилею Победы, подготовленных историками-краеведами.

  1. Путешествие (тур.поход).

Отчет о проделанной работе. Подведение итогов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

- экскурсии, диспуты, дискуссии, ролевые игры, семинары, практические занятия и др.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Личман Б.В. « История Урала с древнейших времен до конца IXXвека», «История Урала XX век» т.1,2 Екатеринбург, Издательство «СВ-96»,2002г.

  2. Алеврас Н.Н. « История Урала» XI-XVIII в.в.» Южноуральское издательство, 2002г.

  3. «Уральский перекресток» журнал №1, 2002г.

  4. Пятков В. «Программы по топонимике Южного Урала», Челябинск, 2000г.

  5. Мукомолов А.Ф. « На южноуральских заводах», книга 1и2, М., Издательство «Территория», 2001г.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

Историю края (обзорно), города,памятные и экскурсионные объекты Юрюзани, интересных людей, знаменитых земляков, литературу о родном крае, топонимику родных мест.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

Рассказывать о памятных местах города, проводить экскурсии и заочные экскурсии с младшими школьниками, ориентироваться в краеведческой литературе по Южному Уралу и Катав-Ивановскому району, подбирать материал к тематическим беседам и урокам истории регионального компонента в 5-9 классах.