Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа дополнительного образования «изобразительное искусство. Батик» Педагог дополнительного образования Плотникова С. Н |
 Скачать 0.63 Mb. |
1 2 3 4 5 Зеленоградское окружное управление образования
Департамента образования города Москвы Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 854
Согласовано: Утверждена решением педагогического
Зам. начальника ЗелОУО (методического) совета школы
«_____»____________________2010г. Протокол №_______от_________ 2010г.
___________________Черненко Г.М. Директор школы______Курсаков А.В. ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК»
Педагог дополнительного образования – Плотникова С.Н. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 3 года ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 7-12 лет Согласовано по содержанию. Методист ОМЦ по ИЗО:_____Белорукова О.Н.
Программа соответствует требованиям письма Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
Специалист по воспитательной работе ЗелОУО: ______ Бизякин С.Л. Зеленоград
2010г.
СОДЕРЖАНИЕ: I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА......................................................................3
П.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН...........................................................10
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ............................................... 14
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ......................................................... ...18
V. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………19
VI. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………… 20
I. Пояснительная записка 1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс:
Интересная техника росписи тканей (батик) уходит своими корнями на Дальний Восток, но в Европе и в России она стала весьма популярной. И это не удивительно: каждое изделие неповторимо, уникально. Терпение и аккуратность – залог успеха в овладении этим великолепным искусством. В наши дни батик занимает ведущее место в ряду декоративных искусств. Он соединяет особенности таких традиционных художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями, позволяет создавать эксклюзивные ткани.
Данная образовательная программа составлена на основе предыдущего опыта работы, а также программ Л.А. Антипиной, руководителя студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства г. Красноярска и «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Батик», разработанной Журавлевой Валентиной Матвеевной, учителем ИЗО НОУ СОШ "Ювенес" г. Москвы http://festival.1september.ru/articles/560662/. Теоретическими основаниями программы являются: концепция универсального механизма таланта психологов И.Акимова и В.Клименко, согласно которой талант это норма, достижение которой зависит от гармоничной работы и развития ребенка, и идея Б.М.Неменского о формировании у ребенка эмоционально-ценностного отношения к миру путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности.
Программа рассчитана на обучение в течении трех лет.
В первый год обучения дети осваивают основы изобразительной грамоты, тема года: «Мир вокруг нас и фантазия» отражает основные задачи развитию творческих способностей детей. Основное направление этой темы– познакомить с различными графическими и живописными материалами, научить детей наблюдать окружающий мир и отражать красоту природы и мира вокруг нас в своих работах, замечать то, на что обычно мы не обращаем внимания. Дети такие разные, у каждого из них свои привязанности и предпочтения, свой неповторимый стиль и почерк, но всех их объединяет очень важное качество: язык искусства, техника исполнения, ремесло осваиваются и используются ими, чтобы выразить то, что чувствует их живая душа. Творчество для них это отражение душевной работы; чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Темы и задания, прежде всего обращены к познанию мира природы, к душе ребенка, его нравственному чувству. Занятия по данной теме способствуют развитию не только знаний о природе и искусстве, но и умений по работе карандашом и кистью, художественного мышления, чувства композиции. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Одной из главных целей преподавания становится задача развития у ребенка интереса к творчеству, способности самореализации. С целью освоения опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Второй год обучения проходит под темой «Природа – лучший художник», где дети учатся не проходить мимо удивительной красоты окружающей природы, отражать ее в своих работах, а также использовать идеи, взятые у природы, для украшения своего дома.
Тема третьего года обучения: «Красоту нужно уметь замечать» направлена на развитие информационной культуры, поисковой деятельности, где ребята имеют возможность научиться не только у природы, по и у людей искусства, познакомиться с традициями росписи по ткани у других народов.
Чувство соразмерности, ритма, образное мышление, воображение, интуиция, нравственное чувство - одинаково необходимые инструменты для выражения чувств и мыслей во всех видах творчества, в том числе и в изобразительном искусстве. Вывод совпадает с концепцией универсального механизма таланта В Клименко и И. Акимова: через работу таланта идет совершенствование души человека.
Программа имеет практическую значимость, т.к. дети имеют возможность изображать окружающий их мир с помощью различных материалов и видеть результат своей работы.
Актуальность программы
Актуальность данной программы - применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить, создать панно, платок, шарф, скатерть, подушку, галстук, элемент одежды или ансамбль в целом, абажур, ширму, декорацию и т.д. Участие в различных видах деятельности помогает реализоваться личность ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего народа и народов мира. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.
Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу. 2. Цель и задачи программы.
Целью данной программы является создание условий для творческого развития личности ребенка через общение с окружающим миром, его художественного воображения, пространственного мышления, памяти, трудовых навыков, эмоционального и эстетического отношения к реальности.
Основные задачи программы:
Вызвать интерес к изобразительной деятельности, в т.ч. к декоративно-прикладному искусству, росписи по ткани.
Дать детям общее понятие об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, его видах, задачах, закономерностях.
Формировать культуру взаимодействия ребенка с миром природы и искусства.
Способствовать становлению творческой личности, дать фундамент единых представлений, лежащих в основе человеческой деятельности и в искусстве.
Побудить детей участвовать в коллективной, творческой работе.
Обучающие задачи:
• Познакомить детей с миром природы, растительным и животным миром, работой «мастеров изображения и украшения»;
• Познакомить детей с основами изобразительной деятельности, в т.ч. с техникой художественной росписи ткани “холодный батик”;
• Научить ребенка приемам и навыкам изобразительной деятельности;
• Формировать у детей практические умения и навыки выполнения росписи ткани (холодный батик), ознакомить детей с видами ткани для выполнения батика, со специальными красителями и закрепителями, инструментами для нанесения красочного слоя (кисть, валик, трубочки, аэрограф, тампон и так далее), освоить с ними в полном объеме весь процесс выполнения холодного батика (эскиз, картон, перевод рисунка на ткань, нанесение резерва, выполнение росписи, закрепление росписи);
• Обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.
Развивающие задачи:
• Развивать творческие способности у детей;
• Развивать художественный вкус, внимание, память, образное мышление, фантазию;
• Развивать мелкую моторику пальцев рук;
• Развивать конструктивные навыки и умения;
• Развивать способность к самостоятельной работе и анализу проделанной работы.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать у детей бережное отношение к природе, искусству, своему труду;
• Воспитывать художественный вкус;
• Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность
• Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми. • Побуждать детей участвовать в коллективной работе;
• Предоставить детям возможность самим создавать композиции, новые творческие работы;
композиции. 6.. Прививать навыки работы в коллективе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, открыток, декоративных композиций. Профориентационные задачи:
• Возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности.
3. Отличительные особенности программы:
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Базируется на идеях педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения и проектной деятельности.
Во введении дети знакомятся с содержанием программы, инструментами и материалами, средствами выразительности.
Программа обучения рассчитана на 3 года, включает тематические блоки и разделы:
Тема 1 года обучения: «Мир вокруг нас и фантазия».
Раздел 1. Выразительные возможности художественных материалов.
Дети знакомятся с графическими и живописными материалами, которые дают возможность донести до других свой взгляд на мир природы. Истоки творчества находятся там, где возникает эмоциональный отклик, порождающий чувство, которое побуждает к творческому процессу. Откликаясь на явления природы, жизни, человек пользуется языком и инструментами того вида искусства, которым владеет. Он выражает свои чувства, мысли, побуждения, пользуясь как материалом: словом и музыкой речи, если он писатель и поэт, звуком и тишиной, если он композитор, линией, цветом, светом, объемом, фактурой, если он художник или скульптор. Творчество способствует осознанию себя носителем сил добра и созидания, активным инструментом гармонии.
Раздел 2.Мир вокруг нас и фантазия.
Этот раздел способствует осознанию удивительной красоты растительного мира нашей страны, мира насекомых и рыб, пониманию того, что очень многое в природе мы просто не замечаем, но рядом с нами существует удивительный мир, который можно увидеть и изобразить. Важно осознание ребенком своих потенциальных возможностей, подведение ребенка к пониманию того, что природа и человек используют единые принципы, методы и универсальные законы творчества; в человеке есть все, чтобы свободно творить и понимать искусство и природу.
Раздел 3. Наши соседи по планете.
Здесь ребенку даются представления об удивительном мире живых существ, живущих рядом с нами: птиц и зверей, домашних животных. Эти темы позволяют также детям увидеть, что рядом с нами есть живые существа, которые нуждаются в нашем внимании и заботе.
Тема 2 года обучения: «Природа – лучший художник».
Раздел 1. Природа – лучший художник.
Все темы этого раздела направлены на приобщение к миру природы, к осознанию детьми того, что у природы можно многому научиться, у нее можно почерпнуть разнообразные идеи для творчества. Взять в руки осенний листок, веточку, цветок, почувствовать его красоту – это очень важно, потому что сегодня дети привыкли не наблюдать живую природу, а видеть ее в книгах, фильмах, на экране телевизора, что не может позволить ощутить подлинную ее красоту. Раздел 2. Украшение и фантазия.
Задача этого раздела – научиться брать идеи у природы и стилизовать различные формы, преобразовывать природу в элементы декора, украшая свои работы и создавая композиции из природных форм.
Раздел 3. Украшение и реальность.
Заканчивая 2 год обучения мы опять возвращаемся к реальной природе, наблюдаем цветущие деревья – вишню, яблоню, делаем зарисовки и подтверждаем, что в декоративных работах можно использовать природные элементы, именно так всегда и поступали народные мастера.
Тема 3 года обучения: «Красоту нужно уметь замечать»
Раздел 1. Природа – лучший художник. Учимся у природы.
Задача этого раздела углубить восприятие природных форм: листьев, цветов, научиться детализации, умению дробить сложные элементы на более простые, а затем собирать их в единое целое. Выполнение творческих работ требует более серьезных навыков изобразительной деятельности. Раздел 2.Учимся у людей искусства.
Задача раздела – расширить представление детей о том, в мире накоплен огромный опыт , что можно учиться у различных людей искусства – художников, архитекторов, народных умельцев. Творческие работы направлены на подтверждение этих представлений. Раздел 3. Учимся у разных народов.
Самый сложный раздел, где впервые мы выходим за рамки окружающего мира, к которому привыкли и знакомимся с традициями других народов в росписи по ткани, в творческих работах дети отражают традиции Китая, Японии, Востока. Этот раздел поможет ребенку осознать себя равноценной частью человечества, наследником огромного духовного богатства, будет способствовать формированию широты представлений о природе и ее отражении в искусстве. Искусство - чудесный инструмент, дарующий человеку свободу мысленного передвижения во времени и пространстве, открывает волшебную дверь в миры фантазии, дарует возможность проникновения в душу природы, рождению при общении с ней новых чувств, представлений.
Структура занятий: введение, раскрывающее в общем виде через рассказ и показ содержание темы; упражнения и творческая работа, чтобы ребенок ощущал себя не пассивным слушателем, а активным творцом, пробующим свои силы в изобразительном искусстве; индивидуальный подход поможет каждому ребенку выбрать особый вариант задания, доступный его уровню и возрасту;
Программа рассчитана на период обучения - 3 год, но
в этом учебном году будет только 2 группы – 1 и 2 года обучения.
4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Программа рассчитана на детей 7-12 лет. При некоторой корректировке методик и содержания деятельности данная программа может использоваться для детей более младшего или старшего возраста.
Группа формируется без предварительного отбора.
Занятия проводятся в свободное от учебы время 2 раза в неделю. Занятия групповые: Группа - не более 15 чел. 5. Режим занятий:
• общее количество часов в год – 144 ч.;
• количество часов и занятий в неделю - 2 раза в неделю по 2 ч.;
• периодичность занятий – 2 раза в неделю.
В этом учебном году планирование 2 года обучения составлено на 5 часов (2 и 3 часа), чтобы отработать необходимые умения, т.к. обучение их в первый год осуществлялось по другой программе и часть тем перенесена в связи с добавлением творческих заданий, выполняемых на ткани.
Форма занятий - комплексная: сочетание теории и практики.
Занятия проводятся в 2-х формах: индивидуальная и групповая. 6.Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
Стартовый уровень известен при приёме в студию (беседа, просмотр личных рисунков учащегося, работы выполненные на 1-х занятиях). Результат обучения оценивается по личным достижениям ребёнка относительно собственных возможностей и стартового состояния, а полученные награды (дипломы, грамоты) свидетельствуют о результатах участия в выставках, конкурсах, фестивалях и т.д.
Результатом обучения по данной программе является: прирост знаний детей об изобразительном искусстве, о природе, растительном и животном мире, художниках и других людях искусства, отражающих мир природы в своих произведениях.
Оценка результатов занятий по программе осуществляется:
По уровню художественного мастерства;
По уровню теоретических знаний;
По способности взаимодействовать с другими детьми;
По способности принимать самостоятельные решения;
По широте кругозора. По окончании первого года обучения ребенок должен знать:
- основные инструменты изобразительного искусства, возможности языка и выразительных средств изобразительного искусства;
- основы композиции, цветоведения;
- основные особенности мира природы, различных представителей растительного и животного мира;
- основные приемы росписи по ткани, в т.ч. технику холодного батика.
Должен уметь:
- пользоваться художественными материалами и инструментами, инструментами для батика;
- сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания, составлять композицию;
- передавать фактуру, декорировать, создавать несложные орнаменты;
- передавать в рисунках красоту окружающего мира, выражать свои чувства и эмоции с помощью линий и цвета.
- активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания, передавать в рисунках свое отношение к изображаемому. По окончании второго года обучения ребенок должен знать:
- основные виды и жанры изобразительного искусства, инструменты изобразительного искусства, возможности языка и выразительных средств изобразительного искусства;
- основы механизма творческой деятельности и стилизации природных форм в декоративных работах;
- основные критерии оценки творческих работ: пропорции, перспективы, цвета, композиции, творческого замысла;
- основные материалы, инструменты и приемы холодного батика.
Должен уметь:
- передавать в рисунках красоту окружающего мира, выражать свои чувства и эмоции с помощью линий, колорита, цвета, света, характера форм и фактуры.
- составлять композицию, учитывая законы композиции;
- подбирать гармоничную цветовую гамму;
- правильно использовать художественные материалы, свободно выбирая средства выражения замысла;
- правильно работать с инструментами, аккуратно выполнять работу;
- ощущать эмоциональную окраску произведений искусства и творческих работ, стремиться понимать, какое чувство они выражают;
- пользоваться материалами и инструментами для батика, выполнять творческие работы в технике холодного батика. По окончании третьего года обучения ребенок должен знать:
- основные виды, жанры, инструменты изобразительного искусства, возможности языка и выразительных средств изобразительного искусства;
- основы композиции, перспективы, цвета, пропорций и замысла.
- понимать, что есть искусство других стран и народов мира;
Должен уметь:
- решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом, делая наброски с натуры и по наблюдению;
- передавать в рисунках красоту окружающего мира, выражать свои чувства и эмоции с помощью линий, колорита, цвета, света, характера форм и фактуры;
- пользоваться материалами и инструментами для батика, выполнять творческие работы в технике холодного батика;
- выполнять творческие работы с учетом основ механизма творческой деятельности и стилизации природных форм, учитывая законы композиции, пропорций, перспективы, цвета;
- ощущать эмоциональную окраску произведений искусства, стремиться понимать, какое чувство оно выражает, что изображает;
В течение учебного года дети будут принимать участие в общешкольных и городских выставках изобразительного искусства.
В конце учебного года ими выполняется выставочная работа, по качеству исполнения которой определяется успешность ребенка, уровень приобретенных им умений и навыков.
II. Учебно-тематический план
занятий в кружке «Изобразительное искусство. Батик».
1 год обучения (4 часа в неделю)
Тема года: «Мир вокруг нас и фантазия».
№
темы
| №
уро-
ков
| Наименование разделов и тем
| Общее
кол-во
часов
| В том числе:
| Тео
| Прак
| Введение. 2 ч.
|
| 1-2
| Беседа. Мир природы вокруг нас.
| 2
| 2
|
| Раздел 1. Выразительные возможности художественных материалов. 48 ч.
| 1.1.
| 3-4
| Выразительные возможности графических материалов. Простой карандаш.
| 2
| 1
| 1
|
| 5-6
| Цветные карандаши. Бабочки.
| 2
|
| 2
|
| 7-8
| Пастель и цветные мелки. Цветы.
| 2
|
| 2
|
| 9-10
| Цветная ручка, миниатюра.
Веселые зверята.
| 2
|
| 2
|
| 11-12
| Цветные карандаши, маркер. Домик.
| 2
|
| 2
|
| 13-14
| Уголь. Тушь. Красота линий и пятен. Деревья.
| 2
|
| 2
|
| 15-16
| Масляная пастель. Сказочный город.
| 2
|
| 2
| 1.2.
| 17-18
| Акварель. Монотипия. Акватипия.
| 2
| 1
| 2
|
| 19-20
| Акварель. Прозрачность и легкость. Морской пейзаж.
| 2
|
| 2
|
| 21-22
| Рисуем ярких рыбок. Основы цвета.
| 2
|
| 2
|
| 23-26
| Витраж «Сказочные рыбки»
| 4
|
| 4
|
| 27-28
| Гуашь. Грибы.
| 2
|
| 2
|
| 29-32
| Насыщенность и декоративность.
Коллективная работа «Дары природы».
| 4
| 1
| 3
| 1.3.
| 33-34
| Выразительные возможности аппликации.
| 2
| 1
| 1
|
| 35-36
| Выразительные возможности бумаги. Квиллинг.
| 2
|
| 2
|
| 37-38
| Выразительные возможности пластилина.
Лепим розы для мамы.
| 2
| 1
| 1
|
| 39-40
| Батик. Рисуем цветы для бабушки.
| 2
| 1
| 1
| 1.4.
| 41-50
| Для художника любой материал может стать выразительным. Батик. Выставочная работа «Моя сказка».
| 10
| 1
| 9
| Раздел 2.Мир вокруг нас и фантазия. 46 ч.
| 2.1.
| 51-52
| Зарисовки листьев и цветов.
| 2
| 1
| 1
|
| 53-54
| Орнамент в полосе (идеи растительных форм).
| 2
|
| 2
|
| 55-56
| Тайна бабочки (ось симметрии).
| 2
| 1
| 1
|
| 57-60
| Витраж «Бабочки»
| 4
|
| 4
| 2.2.
| 61-62
| Тайна снежинок. Графическая композиция.
| 2
| 1
| 1
|
| 63-66
| Создаем эскиз снежинки, делаем ее из бумаги.(Квиллинг).
| 4
|
| 4
|
| 67-68
| Создаем игрушку, маску (симметричная форма).
| 2
|
| 2
|
| 69-72
| Удивительное кружево (фантазия на основе природных форм).
| 4
|
| 4
| 2.3.
| 73-76
| Маленькие шедевры природы. Насекомые. Колл. работа.
| 4
| 1
| 3
|
| 77-80
| Мир космоса (идеи от насекомых)
| 4
| 1
| 3
| 2.4.
| 81-84
| Многообразие рыб и морских обитателей.
| 4
| 1
| 3
|
| 85-86
| Декор в стилизованном изображении. Ракушки и морские камешки.
| 2
|
| 2
|
| 87-88
| Разнообразие водорослей.
| 2
|
| 2
|
| 89-90
| Графические возможности в декоративном изображении объектов природы. «Рыбы-фантазии»
| 2
|
| 2
|
| 91-96
| Витраж «Этот загадочный морской мир»
| 6
| 1
| 6
| Раздел 3. Наши соседи по планете. 48 ч.
| 3.1.
| 97-100
| Хозяева неба — птицы (наброски).
| 4
| 1
| 1
|
| 101-104
| Образ птиц украшает наш дом.
| 4
|
| 4
|
| 105-110
| Витраж «Птицы – наши друзья»
| 6
| 1
| 5
|
| 111-120
| Холодный батик. Сказочная птица.
| 10
| 1
| 9
| 3.2.
| 121-122
| Хозяева леса – звери (наброски).
| 2
| 1
| 1
|
| 123-124
| Звери в сказках. Их характер.
| 2
|
| 2
|
| 125-128
| Веселые зверята.
| 4
|
| 4
|
| 129-132
| Рисуем домашних животных.
| 4
|
| 4
|
| 133-142
| Холодный батик «Мой питомец»
| 10
| 1
| 9
|
| 143-144
| Конкурс рисунков на асфальте
| 2
|
| 2
|
|
| Итого:
| 144
| 21
| 123
|
Учебно-тематический план
занятий в кружке «Изобразительное искусство. Батик».
2 год обучения (4 часа в неделю)
|
1 2 3 4 5 |
|