№п/п
| Тема занятия
| Цели и задачи
| Содержание
|
I-й блок – «Здравствуйте, это Я» (2,5 часа)
|
1
| «Здравствуйте, это Я»
| - повышение активности детей;
- снижение уровня тревожности;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого;
| - упр. «Давайте поздороваемся»
- упр. «Я есть, я буду»
- упр. «Что я люблю»
- упр. «Угадай по голосу»
|
2
| «Здравствуйте, это Я»
| - повышение активности детей;
- повышение самооценки ребенка;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения распознавать чувства другого;
| - игра «Интервью»
- игра «Паровозик»
- релаксация «Самоуважение»
|
3
| «Сказка о волшебных зеркалах»
| - поддержание мотивации ребенка на познание самого себя;
- развитие коммуникативных навыков;
- повышение активности детей;
| - чтение «Сказки о волшебных зеркалах» (часть 1);
- беседа и анализ сказки;
- рисование по сказке;
|
4
| «Сказка о волшебных зеркалах»
| - поддержание мотивации ребенка на познание самого себя;
- развитие коммуникативных навыков;
- повышение активности детей;
- развивать потребность в самоанализе и рефлексии;
| - чтение «Сказки о волшебных зеркалах» (часть 2);
- беседа и анализ сказки;
- рисование по сказке;
- рисование «Автопортрет»
|
5
| «Сказка о волшебных зеркалах»
| - поддержание мотивации ребенка на познание самого себя;
- развитие коммуникативных навыков;
- повышение активности детей;
- укрепить интерес к самопознанию;
- развивать рефлексию;
- закрепить знания об основных составляющих Я-образа;
| - чтение «Сказки о волшебных зеркалах» (часть 3);
- беседа и анализ сказки;
- рисование по сказке;
|
II-й блок – «Азбука настроений» (10 часов)
|
6
| «Мое настроение»
| - научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь;
- сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции;
- научиться определять свои чувства, практиковаться в их выражении словами и мимикой;
- сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие;
| - чтение 1-го отрывка сказки «Тише, пожалуйста»;
- игра «Замри-отомри»
- чтение 2-го отрывка сказки
- беседа по сказке и ее анализ
|
7
| «Я и мои чувства»
| - научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь;
- сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции;
- научиться определять свои чувства, практиковаться в их выражении словами и мимикой;
- сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие;
| - чтение 3-го отрывка сказки
- игра «Работа с чувствами»
- чтение 4-го отрывка сказки
- беседа и анализ сказки
|
8
| «Добро и зло живут в одной душе»
| - научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь;
- подвести детей к осознанию своих переживаний и чувств, своего внутреннего мира;
- сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции;
- научиться определять свои чувства, практиковаться в их выражении словами и мимикой;
- сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие;
| - игра «Ладошки»
- чтение 5-го отрывка сказки
- беседа по сказке
- чтение 6-го отрывка сказки
- игра «Работа с чувствами»
- игра «Замри-отомри»
- беседа по сказке и ее анализ
|
9
| «Правила саморегуляции и ненасилия»
| - научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь;
- подвести детей к осознанию своих переживаний и чувств, своего внутреннего мира;
- сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции;
- сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие;
| - беседа «Правила саморегуляции»
- тренинг «Как справиться со своими эмоциями»
- упр. «Цветок»
- упражнение на релаксацию
- упр. «Снежная баба»
- беседа «Копилка добрых дел»
|
10
| «Копилка добрых дел»
| - научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь;
- подвести детей к осознанию своих переживаний и чувств, своего внутреннего мира;
- сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции;
- сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие;
| - беседа «Копилка добрых дел»
- рисование ссоры
- беседа по рисункам
|
11
| «Доброжелательность и смирение»
| - научить детей уважительно относиться к людям;
- развивать чувство эмпатии;
- воспитывать внимание и терпимость друг к другу;
- усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом;
- воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие;
- научить детей управлять своими желаниями и эмоциями;
| - чтение 1-го отрывка русской народной сказки «Морозко»
- беседа по сказке
- чтение 2-го отрывка сказки
- рисование по сказке
- игра «Работа с чувствами»
- чтение 3-го отрывка
- беседа по сказке и ее анализ
- тренинг «Как справиться со своими эмоциями»
- обсуждение проблемной ситуации
- работа с пословицами
|
12
| «Доброжелательность и смирение»
| - научить детей уважительно относиться к людям;
- развивать чувство эмпатии;
- воспитывать внимание и терпимость друг к другу;
- усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом;
- воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие;
- научить детей управлять своими желаниями и эмоциями;
| - чтение 4-го отрывка сказки
- чтение 5-го отрывка сказки
- чтение 6-го отрывка сказки
- беседа по сказке
- творческое задание
- игра «Работа с чувствами»
- игра-театрализация
-беседа по сказке
- чтение 7-го и 8-го отрывка сказки
- игра «Ладошки»
|
13
| «Недовольство»
| - научить детей уважительно относиться к людям;
- развивать чувство эмпатии;
- воспитывать внимание и терпимость друг к другу;
- усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом;
- воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие;
- научить детей управлять своими желаниями и эмоциями;
| - чтение 9-го, 10-го, 11-го, 12-го отрывков сказки
- беседа по сказке и ее анализ
|
14
| «Что посеешь, то пожнешь»
| - научить детей уважительно относиться к людям;
- развивать чувство эмпатии;
- воспитывать внимание и терпимость друг к другу;
- усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом;
- воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие;
- научить детей управлять своими желаниями и эмоциями;
| - обсуждение действия «Принцип возврата»
- тренинг «Как справиться со своими эмоциями»
- работа с метафорами
- работа с пословицами и выражениями
- игра «Ладошки»
- выводы
- творческое задание
|
15
| «Суровый нрав не прав»
| - научить детей уважительно относиться к людям;
- развивать чувство эмпатии;
- воспитывать внимание и терпимость друг к другу;
- усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом;
- научить детей управлять своими желаниями и эмоциями;
| - игра «Работа с чувствами»
- игра «Ладошки»
- работа с пиктограммами
- беседа по сказке и ее анализ
|
16
| «Претензии»
| - научить детей уважительно относиться к людям;
- развивать чувство эмпатии;
- воспитывать внимание и терпимость друг к другу;
- усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом;
- воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие;
- научить детей управлять своими желаниями и эмоциями;
| - беседа с детьми
- обсуждение проблемных ситуаций
- тренинг «Как справиться со своими эмоциями»
- игра «Ладошки»
- выводы
|
17
| «Встреча эмоций»
| - осознание своего самочувствия;
- обучить детей эффективным способам общения;
- снятие негативных настроений и восстановление сил;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение уровня агрессии;
| - игра «Море волнуется»
- упр. «Попроси игрушку»
- упр. «Тух-тиби-дух»
- упр. «Спаси птенца»
|
18
| «Прогноз настроения»
| - осознание своего эмоционального состояния и окружающих людей;
- обучение эффективным способам общения;
- снижение уровня агрессивности;
- снятие мышечного и эмоционального напряжения;
- развитие коммуникативных навыков.
| - упр. «Любовь и злость»
- упр. «Прогноз настроения»
- релаксация «Я помогаю другим»
|
19
| «Наши эмоции»
| - создание положительного эмоционального фона;
- знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя.
- закреплять умение определять настроение по внешнему виду человека;
- развивать коммуникативные навыки;
- снижение уровня агрессии;
| - упр. «Ток»
- игра «Сороконожка»
- беседа по рассказу
- игра «Раз, два, три – покажи»
- игра «Узнай настроение»
- игра «Хоровод»
- игра «Гармоничный танец»
- коллективная работа «Мы едем, едем, едем»
- упр. «Передай улыбку»
|
20
| «Наши эмоции»
| - снятие агрессивности;
- развитие навыков невербального общения;
- снятие мышечного и эмоционального напряжения;
| - упр. «Пара противоположностей»
- упр. «Ласковый мелок»
- упр. «Щепки плывут по реке»
- релаксация «Я помогаю другим»
|
21
| «Азбука настроений»
| - выражение и отреагирование гнева и агрессии;
- развивать умение высказать свое желание;
- развитие навыков общения;
- развивать умение ребенка определять эмоциональное состояние по внешним признакам;
- снижение эмоционального напряжения.
| - игра «Добрые волшебники»
- игра «Король»
- этюд «Король Боровик не в духе»
- упр. «Пиктограммы»
- упр. «Радость-Ярость-Гнев-Грусть»
|
22
| «Четыре дочери года»
| - поддержание мотивации ребенка на познание самого себя;
- развитие коммуникативных навыков;
- повышение активности детей;
| - чтение сказки «Четыре дочери года»
- беседа по сказке и ее анализ
|
23
| «В стране гномиков»
| - формировать в игровой деятельности эффективное общение со взрослыми и со сверстниками;
- научить детей контролировать свои эмоции;
- снижение и отреагирование гнева и агрессии;
| - графическая работа «Гном»
- упр. «Мы идем в лес»
- игра «Ниточка-иголочка»
- игра «Хлопушки»
- игра «Ходьба гуськом»
- игра «Обход медведя»
- игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
- упр. «Найди отличия»
|
24
| «В стране разбойников»
| - формировать в игровой деятельности эффективное общение со взрослыми и со сверстниками;
- научить детей контролировать свои эмоции;
- снижение и отреагирование гнева и агрессии;
| - упр. «Доброе животное»
- игра «Сороконожка»
- игра «Тень»
- игра «Художники»
- упр. «Мы-разбойники»
- игра «Потерялся ребенок»
|
25
| «В гостях у клоунов»
| - формировать в игровой деятельности эффективное общение со взрослыми и со сверстниками;
- научить детей контролировать свои эмоции;
- снижение и отреагирование гнева и агрессии;
| - графическая работа «Клоун»
- упр. «Мы клоуны»
- игра «Послушай тишину»
- игра «Загадки»
- чтение «Сказки про клоуна»
- рисование по сказке»
|
III-й блок – «Давайте жить дружно» (6 часов)
|
26
| «Уходи, злость, уходи»
| - научить детей контролировать свои движения;
- снять невербальную агрессию;
- предоставить ребенку возможность выплеснуть гнев приемлемым способом;
- снижение эмоционального и мышечного напряжения;
- развитие коммуникативных навыков.
| - игра «Толкалки»
- игра «Два барана»
- игра «Добрые-злые кошки»
- игра «Воробьиные драки»
|
27
| «Уходи, злость, уходи»
| - помочь детям переключиться на активную деятельность после сидячей работы;
- снижение эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение и отреагирование гнева и агрессии;
| - упр. «Рубка дров»
- упр. «Обзывалки»
- упр. «Курицы и петух»
- упр. «Маленькое привидение»
|
28
| «Уходи, злость, уходи»
| - расслабление мышц нижней части лица и кистей рук;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение и отреагирование гнева и агрессии;
- развитие коммуникативных навыков;
| - игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи»
- пантомима «Кошка добрая – кошка злая»
- упр. «Драка»
- упр. «Да и нет»
|
29
| «Я и мои друзья»
| - снижение уровня агрессии в процессе межличностных взаимодействий;
- развитие коммуникативных умений и эмоционально-выразительных движений;
- развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу.
| - игра «Кенгуру»
- игра «Ученый»
- упр. «Коровы-собаки-кошки»
- релаксация «Апельсин»
|
30
| «Мы вместе»
| - развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- снижение уровня агрессии и ее отреагирование;
- снятие мышечных зажимов.
| - игра «Озорной двойник»
- упр. «Волшебная котомка»
- упр. «Мы охотимся на льва»
- этюд «Разговор с деревом»
- релаксация «Водопад»
|
31
| «Мы вместе»
| - развитие эмоционально-выразительных движений;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
- удовлетворение потребности в признании;
- снижение уровня агрессии;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения.
| - игра «Отражение в зеркале»
- игра «Дотронься до…»
- игра «Птенцы»
- релаксация «Поделись с ближним»
|
32
| «Мы вместе»
| - развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу;
- снятие психоэмоционального и мышечного напряжения;
- снижение уровня агрессии и ее отреагирование;
| - упр. «Да и нет»
- упр. «Ласковый мелок»
- упр. «Щепки плывут по реке»
- релаксация «Волшебные туфли»
|
33
| «Добрые волшебники»
| - снижение психомышечного напряжения;
- снятие и отреагирование агрессии;
- развитие эмпатии;
- закрепление адекватных форм проявления эмоций;
- развитие социального доверия.
| - игра «Добрые волшебники»
- игра «Король»
- упр. «Это я, узнай меня»
- релаксация «Достань звезду»
|
34
| «Добрые волшебники»
| - снижение психомышечного напряжения;
- снятие и отреагирование агрессии;
- развитие эмпатии;
- закрепление адекватных форм проявления эмоций;
- развитие социального доверия.
| - игра «Цвета»
- упр. «Компот»
- этюд «Дождь в лесу»
- релаксация «Отдых на море»
|
35
| «Вместе веселей»
| - развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- снижение уровня агрессивности;
- снятие мышечных зажимов.
| - упр. «Качели»
- игра «Кенгуру»
- упр. «Добрый-злой, веселый-грустный»
- релаксация «Полет высоко в небо»
|
36
| «Вместе веселей»
| - развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания и эмоционально-выразительных движений;
- удовлетворение потребности в признании;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- снижение агрессивности ребенка и ее отреагирование;
- развитие коммуникативных навыков.
| - игра «Ручеек»
- рисование «Волшебные зеркала»
- беседа по рисункам
- игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
- релаксация «Тихое озеро»
|
37
| «Давайте жить дружно»
| - профилактика агрессии;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
- снятие мышечного и эмоционального напряжения;
- повышение значимости в глазах окружающих;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения
| - упр. «Прошепчи ответ»
- упр. «Гусеница»
- упр. «Эмоции»
- релаксация «Путешествие на облаке»
|
ИТОГО – 18,5 часов
|