Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Профессиональный стандарт педагога Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» |
 Скачать 475.24 Kb. |
1 2 Профессиональный стандарт педагога
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Утвержден профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Профессиональные стандарты применяются:
- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" установлено, что в функции педагога входят:
- разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
- осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
- планирование и проведение учебных занятий;
- систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
- организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
- формирование универсальных учебных действий;
- формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;
- формирование мотивации к обучению;
- объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Возможные наименования должностей по данной профессии: "учитель", "воспитатель".
Требования к образованию и обучению - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога ?
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя
новыми компетенциями:
Работа с одаренными учащимися.
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка.
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его рофессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
3.1 Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных
компетенций.
3.2 Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
3.3 Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.
3.4Региональное дополнение к профессиональному стандарту:документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном
социокультурном контексте.
3.5 Внутренний стандарт образовательной организации: документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам.
3.6 Ключевые области стандарта педагога: разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка.
3.7 Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное эффективность (самоанализ урока).
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы использование общераспространенных в данной профессиональ-ной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.
3.8 Аудит: систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований.
3.9 Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения
результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.
3.10Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими
интересы потребителей.
Содержание профессионального стандарта педагога
4.1.обучение
Педагог должен:
1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его
получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых 10 русский язык не является родным; учеников с ограниченными
возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в Приложении 1).
4.2. воспитательная работа
Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.11
9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).
16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных программу условиях.
18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.12
4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, сихологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.13
13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных
характеристик ребенка.
15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.14
4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе
Педагог начальной школы должен
1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию
ученика.
2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.
4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.
5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
Педагог дошкольного образования должен
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности
организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного
возраста.15
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и
дошкольном детстве; особенности становления и развития детских
деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды
деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие
детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность
дошкольников.
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического,
познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного
возраста.
5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать
образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в
соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).
6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи
(совместно с психологом и другими специалистами) по результатам
мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого
ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов
(психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими
трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными
потребностями.
8. Участвовать в создании психологически комфортной и
безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей,
сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное
благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
9. Владеть методами и средствами анализа психолого-
педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения
детьми образовательных программ, степень сформированности у них
необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста,
необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе. 16
10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического
просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и
дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с
ними для решения образовательных задач.
11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными
для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми
раннего и дошкольного возраста.
5. Методы оценки выполнения требований профессионального
стандарта педагога
5.1. Общие подходы
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога
производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся.
Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни
образования, склонности и способности детей, особенности их развития и
реальные учебные возможности.
Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в
качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и
победы в олимпиадах разного уровня.
По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные
возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно
с психологами могут рассматриваться интегративные показатели,
свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был –
стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о
сохранении его психоэмоционального статуса.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования
оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание
показателей динамики развития интегративных качеств ребенка,
положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени 17
активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и
жизнь детского сада.
Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают
и в начальной школе.
5.2. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо
обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве
таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда
следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные
рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им
порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой
процедуре.
5.3. Возможные способы достижения и демонстрации учителем
соответствия требованиям настоящего профессионального стандарта
приведены в Приложениях № 1–2.
5.4. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю,
может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего
анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной
форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством
результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов,
записей и данных.
6. Заключительные положения
Введение профессионального стандарта педагога предоставляет
регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени
свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.
Региональные органы управления образованием совместно с
профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В
свою очередь, образовательные организации имеют возможность
сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет
разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие
требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной
образовательной организации и специфике ее деятельности.
Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство
отбора педагогических кадров в образовательные организации.
Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта
педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим
период для его доработки и адаптации к нему профессионального
сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по
процедуре внедрения профессионального стандарта учителя. 19
Приложения
Приложение № 1
Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-
компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве
критериев оценки его деятельности при создании необходимых и
достаточных условий
Важные, но фрагментарные элементы ИКТ-компетентности учителя
входят в принятые в конце 2000-х гг. квалификационные требования. За
прошедшее время российская школа в целом быстро развивается в
направлении информатизации всех процессов, становится цифровой.
Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов,
сотовым телефоном для отправки кратких сообщений. В своих выступлениях
педагоги используют проектор, дают задание учащимся по поиску
информации в Интернете, рассылают информацию родителям по
электронной почте и т.д.
Во многих регионах России разрешаются или директивно вводятся
электронные журналы и дневники, обеспечивающие частичное погружение
образовательного процесса в информационную среду (ИС). Более полное
погружение (предполагающее размещение в ИС основной информации
образовательного процесса) обеспечивает дополнительные педагогические
возможности, владение этими возможностями – базовый элемент
педагогической ИКТ-компетентности, наряду с умением квалифицированно
вводить текст с клавиатуры и формулировать запрос для поиска в Интернете.
ФГОС для начальной школы (как и для других ступеней общего
образования) содержит в качестве требования к условиям образовательного
процесса профессиональную ИКТ-компетентность учителя, в частности
работу в ИС. Опыт подготовки учителей для работы по ФГОС в 2010–2011
гг. и последующих показывает реальность формирования профессиональной
ИКТ-компетентности у абсолютного большинства учителей начальной
школы крупного региона.20
Профессиональная ИКТ-компетентность
Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное
использование общераспространенных в данной профессиональной области в
развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там,
где нужно, и тогда, когда нужно.
В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:
Общепользовательская ИКТ-компетентность.
Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая
профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области
человеческой деятельности).
В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в
соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.
Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность
Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-
компетентности учителей», 2011 г.
Предполагается как присутствующая во всех компонентах
профессионального стандарта.
Выявляется в образовательном процессе и оценивается
экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности учителя и анализа
ее фиксации в информационной среде.
Отражение требования ФГОС к условиям реализации
образовательной программы в требованиях к профессиональной ИКТ-
компетентности педагога и ее оцениванию
Описание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности и
отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования
ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного 21
процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы
ИКТ-компетентности могут реализовываться и оцениваться (проверяться) в
соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно
оценивание элементов ИКТ-компетентности вне образовательного процесса,
в модельных ситуациях.
Компоненты ИКТ-компетентности учителя
Общепользовательский компонент
Использование приемов и соблюдение правил начала,
приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ,
устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики,
техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения
ИКТ в основной школе.
Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в
том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания
информации).
Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в
образовательном процессе.
Клавиатурный ввод.
Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь,
конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные
коррекция текста и перевод между языками).
Навыки поиска в Интернете и базах данных.
Систематическое использование имеющихся навыков в
повседневном и профессиональном контексте.
Общепедагогический компонент
Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и
постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:22
Планирования и объективного анализа образовательного
процесса.
Прозрачности и понятности образовательного процесса
окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).
Организации образовательного процесса:
o выдача заданий учащимся,
o проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и
фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в
соответствии с заданной системой критериев,
o составление и аннотирование портфолио учащихся и своего
собственного,
o дистанционное консультирование учащихся при выполнении
задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.
Организация образовательного процесса, при которой учащиеся
систематически в соответствии с целями образования:
o ведут деятельность и достигают результатов в открытом
контролируемом информационном пространстве,
o следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя
использовать системы антиплагиата),
o используют предоставленные им инструменты информационной
деятельности.
Подготовка и проведение выступлений, обсуждений,
консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в
телекоммуникационной среде.
Организация и проведение групповой (в том числе
межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.
Использование инструментов проектирования деятельности (в
том числе коллективной), визуализации ролей и событий.23
Визуальная коммуникация – использование средств наглядных
объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных,
организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.
Предсказание, проектирование и относительное оценивание
индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния,
характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее
статистической информации о различных учащихся.
Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов
(источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным
задачам их использования.
Учет общественного информационного пространства, в
частности молодежного.
Поддержка формирования и использования
общепользовательского компонента в работе учащихся.
Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.
Предметно-педагогический компонент
После формулировки элемента компетентности в скобках указаны
предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.
Постановка и проведение эксперимента в виртуальных
лабораториях своего предмета (естественные и математические науки,
экономика, экология, социология).
Получение массива числовых данных с помощью
автоматического считывания с цифровых измерительных устройств
(датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления
экспериментальных данных (естественные и математические науки,
география).
Обработка числовых данных с помощью инструментов
компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические
науки, экономика, экология, социология).24
Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы.
Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт
и снимков (география, экология, экономика, биология).
Использование цифровых определителей, их дополнение
(биология).
Знание качественных информационных источников своего
предмета, включая:
o литературные тексты и экранизации,
o исторические документы, включая исторические карты
(все предметы).
Представление информации в родословных деревьях и на линиях
времени (история, обществознание).
Использование цифровых технологий музыкальной композиции
и исполнения (музыка).
Использование цифровых технологий визуального творчества, в
том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и
прототипирования (искусство, технология, литература).
Конструирование виртуальных и реальных устройств с
цифровым управлением (технология, информатика).
Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-
педагогического компонента предмета в работе учащихся.
Способы и пути достижения учителем профессиональной ИКТ-
компетентности
Оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТ-
компетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов:
Введение Федерального государственного образовательного
стандарта (любой ступени образования, например – начального).25
Наличие достаточной технологической базы (требование ФГОС):
широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному
компьютеру, инструментарий информационной среды (ИС), установленный в
школе.
Наличие потребности у учителя, установки администрации
образовательного учреждения на действительную реализацию ФГОС,
принятие локальных нормативных актов о работе коллектива
образовательного учреждения в ИС.
Начальное освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности в
системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки
его деятельности в ИС образовательного учреждения.
(Указанная модель реализуется в московском образовании при
массовом переходе на ФГОС начиная с 2010 года.)26
Приложение № 2
Психолого-педагогические требования к квалификации учителя
Настоящее Приложение относится к требованиям, которые
установлены в пунктах 4.3–4.5 профессионального стандарта педагога.
1. Для эффективного выполнения указанной трудовой функции
учителю необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий из психологии
личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих
результаты образовательного процесса, степень развития метапредметных
компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в
том числе следующие:
Гражданская и социальная идентичность.
Уважение прав и свобод личности.
Система ценностей личности.
Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в
виртуальной и поликультурной среде.
Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и
личностного развития.
Развитие коммуникативной компетентности обучающихся.
Формирование системы регуляции поведения и деятельности
обучающихся.
Формирование и становление учебной мотивации и системы
универсальных учебных действий.
Особенности освоения и смены видов ведущей деятельности.
Формирование детско-взрослых сообществ.
Становление картины мира.
2. Существует несколько способов получения и освоения указанных
знаний путем получения специального образования и освоения
образовательных программ (в классических и педагогических
университетах):27
Основных образовательных программ ВПО по направлению
«Психолого-педагогическое образование» уровня бакалавриата по профилям
педагог дошкольного образования, учитель начальных классов.
Профильных программ магистратуры по направлению
«Психолого-педагогическое образование» по работе с одаренными детьми,
детьми с особыми образовательными потребностями, детьми с ОВЗ и т.д.
Программ последипломного образования в форме
педагогической и психолого-педагогической интернатуры.
Программ профессиональной переподготовки, дающих
дополнительную квалификацию по психолого-педагогическому профилю в
университетах и центрах профессионального образования педагогов.
Программ повышения квалификации.28
Приложение № 3
Настоящее Приложение состоит из части А, которая устанавливает
профессиональные требования к учителю математики и информатики, и
части Б, которая устанавливает профессиональные требования к учителю
русского языка.
Введение
Учитель-предметник должен соответствовать всем квалификационным
требованиям профессионального стандарта педагога. Вместе с тем
существуют специальные компетенции, которые необходимы для
преподавания именно данного предмета, связанные с его внутренней логикой
и местом в системе знаний.
Учитель-предметник, как и любой другой педагог, решает задачи
обучения, воспитания и развития. Но делает это, прежде всего, средствами
своего предмета. Отсюда следует, что, перечисляя профессиональные
компетенции учителя-предметника, нет необходимости дублировать те
требования к его квалификации, которые распространяются на всех
педагогов без исключения. Поэтому, во избежание повторений, следует
сосредоточиться на том, как триединая задача педагога (обучение,
воспитание и развитие) преломляется и находит решение в его предметной
деятельности.
Учитывая особое место выделенных предметов в системе знаний
учащихся, их роль в будущей жизни всех без исключения выпускников, вне
зависимости от избранной после окончания школы профессии и видов
деятельности, можно говорить как минимум о двух уровнях освоения этих
предметов.
Первый уровень – функциональная грамотность (математическая и
языковая).
Второй уровень – овладение культурой (математической и
лингвистической).29
Разумеется, границы между этими уровнями подвижны, а результаты
обучения претерпевают изменения на разных уровнях образования. Но такое
разделение позволяет дифференцировать требования к учителю-
предметнику.
Для достижения первого уровня достаточно компетенций,
зафиксированных в общих требованиях к педагогу (знание предмета,
учебных программ и т.п.).
Достижение второго уровня, необходимого не только при обучении
учащихся, осваивающих программы повышенной сложности, требует
осознания педагогом своего места в культуре. Математическая и
лингвистическая культура – неотъемлемые части общей культуры
современного человека.
Такое осознание, с одной стороны, позволяет педагогу подняться над
узким предметоцентрическим подходом к своей деятельности, побуждая к
продуктивному сотрудничеству с коллегами, работающими в других
областях знаний. А с другой стороны, конкретизирует задачи воспитания и
развития учащихся в специфическом предметном преломлении.
Эти важнейшие задачи решаются в первую очередь в сфере углубления
мотивации детей к изучению данного предмета. Отсюда, наряду с
профессиональными компетенциями учителя-предметника, в отдельный
|
1 2 |
|