Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Профессиональный стандарт педагога Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»


Скачать 475.24 Kb.
НазваниеПрофессиональный стандарт педагога Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»
страница1/2
Дата22.04.2016
Размер475.24 Kb.
ТипДокументы
  1   2

Профессиональный стандарт педагога

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

Утвержден профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Профессиональные стандарты применяются:

- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

- при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" установлено, что в функции педагога входят:

- разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

- осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

- планирование и проведение учебных занятий;

- систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

- организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

- формирование универсальных учебных действий;

- формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

- формирование мотивации к обучению;

- объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Возможные наименования должностей по данной профессии: "учитель", "воспитатель".

Требования к образованию и обучению - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению

деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.

 
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога ?

 Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

 Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

 Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

 Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

 Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя

новыми компетенциями:

 Работа с одаренными учащимися.

 Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

 Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

 Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

 Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

 Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка.

 Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его рофессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

3.1 Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных

компетенций.

3.2 Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

3.3 Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.

3.4Региональное дополнение к профессиональному стандарту:документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном

социокультурном контексте.

3.5 Внутренний стандарт образовательной организации: документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам.

3.6 Ключевые области стандарта педагога: разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка.

3.7 Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы использование общераспространенных в данной профессиональ-ной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.

3.8 Аудит: систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований.

3.9 Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения

результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.

3.10Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими

интересы потребителей.

Содержание профессионального стандарта педагога

4.1.обучение

Педагог должен:

1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его

получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых 10 русский язык не является родным; учеников с ограниченными

возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в Приложении 1).

4.2. воспитательная работа

Педагог должен:

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.11

9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.

14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).

16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных программу условиях.

18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.12

4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, сихологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.13

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных

характеристик ребенка.

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.14

4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе

Педагог начальной школы должен

1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию

ученика.

2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.

5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

Педагог дошкольного образования должен

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности

организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного

возраста.15

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и

дошкольном детстве; особенности становления и развития детских

деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды

деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие

детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность

дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического,

познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного

возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать

образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в

соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи

(совместно с психологом и другими специалистами) по результатам

мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого

ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов

(психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими

трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными

потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и

безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей,

сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное

благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-

педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения

детьми образовательных программ, степень сформированности у них

необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста,

необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе. 16

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического

просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и

дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с

ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными

для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми

раннего и дошкольного возраста.

5. Методы оценки выполнения требований профессионального

стандарта педагога

5.1. Общие подходы

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога

производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся.

Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни

образования, склонности и способности детей, особенности их развития и

реальные учебные возможности.

Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в

качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и

победы в олимпиадах разного уровня.

По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные

возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно

с психологами могут рассматриваться интегративные показатели,

свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был –

стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о

сохранении его психоэмоционального статуса.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования

оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание

показателей динамики развития интегративных качеств ребенка,

положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени 17

активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и

жизнь детского сада.

Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают

и в начальной школе.

5.2. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо

обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве

таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда

следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные

рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им

порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой

процедуре.

5.3. Возможные способы достижения и демонстрации учителем

соответствия требованиям настоящего профессионального стандарта

приведены в Приложениях № 1–2.

5.4. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю,

может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего

анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной

форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством

результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов,

записей и данных.

6. Заключительные положения

Введение профессионального стандарта педагога предоставляет

регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени

свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.

Региональные органы управления образованием совместно с

профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В

свою очередь, образовательные организации имеют возможность

сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет

разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие

требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной

образовательной организации и специфике ее деятельности.

Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство

отбора педагогических кадров в образовательные организации.

Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта

педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим

период для его доработки и адаптации к нему профессионального

сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по

процедуре внедрения профессионального стандарта учителя. 19

Приложения

Приложение № 1

Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-

компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве

критериев оценки его деятельности при создании необходимых и

достаточных условий

Важные, но фрагментарные элементы ИКТ-компетентности учителя

входят в принятые в конце 2000-х гг. квалификационные требования. За

прошедшее время российская школа в целом быстро развивается в

направлении информатизации всех процессов, становится цифровой.

Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов,

сотовым телефоном для отправки кратких сообщений. В своих выступлениях

педагоги используют проектор, дают задание учащимся по поиску

информации в Интернете, рассылают информацию родителям по

электронной почте и т.д.

Во многих регионах России разрешаются или директивно вводятся

электронные журналы и дневники, обеспечивающие частичное погружение

образовательного процесса в информационную среду (ИС). Более полное

погружение (предполагающее размещение в ИС основной информации

образовательного процесса) обеспечивает дополнительные педагогические

возможности, владение этими возможностями – базовый элемент

педагогической ИКТ-компетентности, наряду с умением квалифицированно

вводить текст с клавиатуры и формулировать запрос для поиска в Интернете.

ФГОС для начальной школы (как и для других ступеней общего

образования) содержит в качестве требования к условиям образовательного

процесса профессиональную ИКТ-компетентность учителя, в частности

работу в ИС. Опыт подготовки учителей для работы по ФГОС в 2010–2011

гг. и последующих показывает реальность формирования профессиональной

ИКТ-компетентности у абсолютного большинства учителей начальной

школы крупного региона.20

Профессиональная ИКТ-компетентность

Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное

использование общераспространенных в данной профессиональной области в

развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там,

где нужно, и тогда, когда нужно.

В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:

 Общепользовательская ИКТ-компетентность.

 Общепедагогическая ИКТ-компетентность.

 Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая

профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области

человеческой деятельности).

В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в

соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность

 Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-

компетентности учителей», 2011 г.

 Предполагается как присутствующая во всех компонентах

профессионального стандарта.

 Выявляется в образовательном процессе и оценивается

экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности учителя и анализа

ее фиксации в информационной среде.

Отражение требования ФГОС к условиям реализации

образовательной программы в требованиях к профессиональной ИКТ-

компетентности педагога и ее оцениванию

Описание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности и

отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования

ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного 21

процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы

ИКТ-компетентности могут реализовываться и оцениваться (проверяться) в

соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно

оценивание элементов ИКТ-компетентности вне образовательного процесса,

в модельных ситуациях.

Компоненты ИКТ-компетентности учителя

Общепользовательский компонент

 Использование приемов и соблюдение правил начала,

приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ,

устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики,

техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения

ИКТ в основной школе.

 Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в

том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания

информации).

 Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в

образовательном процессе.

 Клавиатурный ввод.

 Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь,

конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные

коррекция текста и перевод между языками).

 Навыки поиска в Интернете и базах данных.

 Систематическое использование имеющихся навыков в

повседневном и профессиональном контексте.

Общепедагогический компонент

 Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и

постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:22

 Планирования и объективного анализа образовательного

процесса.

 Прозрачности и понятности образовательного процесса

окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).

 Организации образовательного процесса:

o выдача заданий учащимся,

o проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и

фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в

соответствии с заданной системой критериев,

o составление и аннотирование портфолио учащихся и своего

собственного,

o дистанционное консультирование учащихся при выполнении

задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.

Организация образовательного процесса, при которой учащиеся

систематически в соответствии с целями образования:

o ведут деятельность и достигают результатов в открытом

контролируемом информационном пространстве,

o следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя

использовать системы антиплагиата),

o используют предоставленные им инструменты информационной

деятельности.

 Подготовка и проведение выступлений, обсуждений,

консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в

телекоммуникационной среде.

 Организация и проведение групповой (в том числе

межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.

 Использование инструментов проектирования деятельности (в

том числе коллективной), визуализации ролей и событий.23

 Визуальная коммуникация – использование средств наглядных

объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных,

организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.

 Предсказание, проектирование и относительное оценивание

индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния,

характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее

статистической информации о различных учащихся.

 Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов

(источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным

задачам их использования.

 Учет общественного информационного пространства, в

частности молодежного.

 Поддержка формирования и использования

общепользовательского компонента в работе учащихся.

 Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.

Предметно-педагогический компонент

После формулировки элемента компетентности в скобках указаны

предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.

 Постановка и проведение эксперимента в виртуальных

лабораториях своего предмета (естественные и математические науки,

экономика, экология, социология).

 Получение массива числовых данных с помощью

автоматического считывания с цифровых измерительных устройств

(датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления

экспериментальных данных (естественные и математические науки,

география).

 Обработка числовых данных с помощью инструментов

компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические

науки, экономика, экология, социология).24

 Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы.

Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт

и снимков (география, экология, экономика, биология).

 Использование цифровых определителей, их дополнение

(биология).

 Знание качественных информационных источников своего

предмета, включая:

o литературные тексты и экранизации,

o исторические документы, включая исторические карты

(все предметы).

 Представление информации в родословных деревьях и на линиях

времени (история, обществознание).

 Использование цифровых технологий музыкальной композиции

и исполнения (музыка).

 Использование цифровых технологий визуального творчества, в

том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и

прототипирования (искусство, технология, литература).

 Конструирование виртуальных и реальных устройств с

цифровым управлением (технология, информатика).

 Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-

педагогического компонента предмета в работе учащихся.

Способы и пути достижения учителем профессиональной ИКТ-

компетентности

Оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТ-

компетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов:

 Введение Федерального государственного образовательного

стандарта (любой ступени образования, например – начального).25

 Наличие достаточной технологической базы (требование ФГОС):

широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному

компьютеру, инструментарий информационной среды (ИС), установленный в

школе.

 Наличие потребности у учителя, установки администрации

образовательного учреждения на действительную реализацию ФГОС,

принятие локальных нормативных актов о работе коллектива

образовательного учреждения в ИС.

 Начальное освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности в

системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки

его деятельности в ИС образовательного учреждения.

(Указанная модель реализуется в московском образовании при

массовом переходе на ФГОС начиная с 2010 года.)26

Приложение № 2

Психолого-педагогические требования к квалификации учителя

Настоящее Приложение относится к требованиям, которые

установлены в пунктах 4.3–4.5 профессионального стандарта педагога.

1. Для эффективного выполнения указанной трудовой функции

учителю необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий из психологии

личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих

результаты образовательного процесса, степень развития метапредметных

компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в

том числе следующие:

 Гражданская и социальная идентичность.

 Уважение прав и свобод личности.

 Система ценностей личности.

 Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в

виртуальной и поликультурной среде.

 Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и

личностного развития.

 Развитие коммуникативной компетентности обучающихся.

 Формирование системы регуляции поведения и деятельности

обучающихся.

 Формирование и становление учебной мотивации и системы

универсальных учебных действий.

 Особенности освоения и смены видов ведущей деятельности.

 Формирование детско-взрослых сообществ.

 Становление картины мира.

2. Существует несколько способов получения и освоения указанных

знаний путем получения специального образования и освоения

образовательных программ (в классических и педагогических

университетах):27

 Основных образовательных программ ВПО по направлению

«Психолого-педагогическое образование» уровня бакалавриата по профилям

педагог дошкольного образования, учитель начальных классов.

 Профильных программ магистратуры по направлению

«Психолого-педагогическое образование» по работе с одаренными детьми,

детьми с особыми образовательными потребностями, детьми с ОВЗ и т.д.

 Программ последипломного образования в форме

педагогической и психолого-педагогической интернатуры.

 Программ профессиональной переподготовки, дающих

дополнительную квалификацию по психолого-педагогическому профилю в

университетах и центрах профессионального образования педагогов.

 Программ повышения квалификации.28

Приложение № 3

Настоящее Приложение состоит из части А, которая устанавливает

профессиональные требования к учителю математики и информатики, и

части Б, которая устанавливает профессиональные требования к учителю

русского языка.

Введение

Учитель-предметник должен соответствовать всем квалификационным

требованиям профессионального стандарта педагога. Вместе с тем

существуют специальные компетенции, которые необходимы для

преподавания именно данного предмета, связанные с его внутренней логикой

и местом в системе знаний.

Учитель-предметник, как и любой другой педагог, решает задачи

обучения, воспитания и развития. Но делает это, прежде всего, средствами

своего предмета. Отсюда следует, что, перечисляя профессиональные

компетенции учителя-предметника, нет необходимости дублировать те

требования к его квалификации, которые распространяются на всех

педагогов без исключения. Поэтому, во избежание повторений, следует

сосредоточиться на том, как триединая задача педагога (обучение,

воспитание и развитие) преломляется и находит решение в его предметной

деятельности.

Учитывая особое место выделенных предметов в системе знаний

учащихся, их роль в будущей жизни всех без исключения выпускников, вне

зависимости от избранной после окончания школы профессии и видов

деятельности, можно говорить как минимум о двух уровнях освоения этих

предметов.

Первый уровень – функциональная грамотность (математическая и

языковая).

Второй уровень – овладение культурой (математической и

лингвистической).29

Разумеется, границы между этими уровнями подвижны, а результаты

обучения претерпевают изменения на разных уровнях образования. Но такое

разделение позволяет дифференцировать требования к учителю-

предметнику.

Для достижения первого уровня достаточно компетенций,

зафиксированных в общих требованиях к педагогу (знание предмета,

учебных программ и т.п.).

Достижение второго уровня, необходимого не только при обучении

учащихся, осваивающих программы повышенной сложности, требует

осознания педагогом своего места в культуре. Математическая и

лингвистическая культура – неотъемлемые части общей культуры

современного человека.

Такое осознание, с одной стороны, позволяет педагогу подняться над

узким предметоцентрическим подходом к своей деятельности, побуждая к

продуктивному сотрудничеству с коллегами, работающими в других

областях знаний. А с другой стороны, конкретизирует задачи воспитания и

развития учащихся в специфическом предметном преломлении.

Эти важнейшие задачи решаются в первую очередь в сфере углубления

мотивации детей к изучению данного предмета. Отсюда, наряду с

профессиональными компетенциями учителя-предметника, в отдельный

  1   2