Основная часть тема: «Прибор – открывающий невидимое»
|
Предмет
| Биология
| Класс
| 5 класс «А»
|
Планируемые образовательные результаты
|
Предметные:
Изучить устройство микроскопа и правила работы с ним. Назначение частей микроскопа. А также расчет увеличения микроскопа
| Метапредметные.
Мобилизовать знания учащихся о оптических приборах. Овладения составляющими элементами исследовательской деятельности: наблюдать, проводить эксперименты. Умение находить биологическую информацию в тексте учебника.
| Личностные
Сформировать познавательные интересы и мотивы исследовательской работы. Знания правил работы с оптическими приборами с целью здоровьесбережения, гигиенические навыки работы с микроскопом.
|
Решаемые учебные программы
| Знакомство с устройством микроскопа , правилами работы и определение увеличения микроскопа, с частями и их назначением.
|
Основные понятия, изучаемые на уроке
| Микроскоп, объектив, окуляр, тубус, зрительная трубка, большой винт, предметный столик, зеркало, штатив.
|
Вид используемых на уроков ИКТ
| Работа с флеш-анимацией, использование интерактивной доски.,сообщения учащихся,
|
Образовательные интернет-ресурсы
| Сайт 1 сентября, сайт учителя биологии, сайт Open class.
|
Организационная структура урока
|
1 этап. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Основные задачи учителя: актуализация имеющихся знаний о оптических приборах.
формирования умений задавать вопросы; способы действия в новых условиях
Развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов
Формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
|
Деятельность учителя:
Представления материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ:
ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ:
Что можно рассмотреть невооруженным глазом?
Как рассмотреть невидимое и удаленные предметы?
Какие приборы для этого необходимы?
| Деятельность учащихся:
Вспоминают знания об увеличительных приборах из практической жизни, определяют недостаточность знаний о видах сложных увеличительных приборов и их устройстве.
Определяют каких знаний им не хватает, где и как их получить.
Сообщение учащихся об открытии микроскопа
|
2 этап. Создание проблемной ситуации
|
Учитель:
Создает проблемную ситуацию:
Предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта: видимое и невидимое.
Задает вопрос, который пробуждает разные мнения: а можно ли увидеть невидимое?
Использовали ли вы эти приборы в своей жизни?
| Ученик: вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.
|
3 этап. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.
Учитель должен: формировать рефлексивных умений, определять границу между знанием и незнанием.
В ходе лабораторной работы познакомиться со строением микроскопа, его частей и умением работать с ним.
|
Учитель: побуждает класс к предстоящей лабораторной работе, знакомит с инструктивной карточкой
| Учащиеся: проявляют познавательную инициативу. Осознание цели предстоящей деятельности.
|
4 этап. ПЛАНИРОВАНИЕ
Задачи учителя: определение содержания и последовательность действия для решения поставленной задачи.
Воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников
Формирование способности к участию работы в парах.
|
Учителя: знакомит учащихся с инструкцией проведения лабораторный работы, побуждает к высказыванию, предлагает ученикам самим составить план работы и воспроизвести его в парах.
| Учащиеся:
Работа в парах, составление плана предстоящей работы.
|
5 этап: Открытие нового знания. Развитие способности к общению
Воспитание способности высказывать свою точку зрения о правильном использовании оптических приборов.
Формирование способности определять содержание для решения задачи
Овладение приемами самоконтроля
Работа в парах
Воспитание культуры делового общения, положительного отношения к мнению партнера и одноклассников
Оказывать и принимать помощь
|
Учитель:
Побеждает к теоретическому объяснению фактов
Стимуляция в исследовательской деятельности
Формулирует обобщенные вопросы:
Что мы узнали нового о оптических приборах?
Демонстрация на слайде ход лабораторной работы.
| Учащиеся:
Обсуждают в парах
Оценивают правильность своих выводов
Представители от групп сообщают о результатах и демонстрируют на интерактивной доске новые знания
Осуществляют коллективную проверку знаний
Представляют окончательный алгоритм
|
6 этап:
Учебные действия по реализации плана. Выражение решения, применение нового знания
|
Учитель:
Побуждает учеников к достижению целей урока.
Для сотрудничества – работы в парах.
Создает ситуации успеха
Парная работа по устранению ошибок
На основе полученных знаний мы выяснили с помощью каких приборов можно увидеть невидимое и как рассчитать степень увеличения микроскопа
| Вступают в диалог (пассивно или активно)
Выполняют задание в паре
Выполняют задания по расчету увеличения микроскопа.
Работают в тетрадях
|
Принципиально важно при этом:
Чередовать формы работы: индивидуальную, парную.
Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась речь
Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:
Осмысление задания
Добыть информацию из таблицы и рисунка
Мысленно сформулировать ответ
Дать развернутый устный ответ
|
7 этап: РЕФЛЕКСИЯ (итог урока)
Формировать способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
|
Учитель:
Предлагает вспомнить тему и задачи урока
На сколько наша деятельность соответствовала теме урока.
- используя свои новые знания для закрепления
материала ответить на вопросы кроссворда
| Ученики:
Называют тему и задачи урока
Отмечают наиболее трудные этапы урока.
Высказывать оценочные суждения о работе партнера
Определяют степень совместного продвижения к цели
Отмечают успешные ответы , интересные вопросы
|
8 этап: домашнее задание.
Проработать текст параграфа 8, определенной группе учащихся предложить задание по таблице 3, подготовить сообщение о создателе и истории микроскопа.
|