Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Права ребенка» (для педагогов, родителей и учащихся) план |
 Скачать 322.6 Kb. |
«Права ребенка»
(для педагогов, родителей и учащихся)
ПЛАН.
Стр.
Вступление. 3
Ринг: Права ребенка (для родителей) 4
Ринг: Права ребенка (для учащихся) 7
Ринг: Права ребенка 11
Заключение 16
ВСТУПЛЕНИЕ Проблема прав ребенка, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании сегодня стала общечеловеческой. Свидетельством этому является анализ принятых международным сообществом за последние десятилетия Декларации прав ребенка (1959 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.) и ряда других документов. Всемирная встреча на высшем уровне (1990 г.) приняла Всемирную Декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по их осуществлению на 90-е годы. В них провозглашена приоритетность прав детей в обществе, обоснованы международные стандарты этой политики.
В целях проведения в жизнь положений, изложенных в этих документах. Президент Российской Федерации издал соответствующие Указы, а Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений. В соответствии с ними были приняты принципиально важные законотворческие решения в области охраны детства, принята Федеральная программа “Дети России”, разработан Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации и др.
Проблему защиты детства можно разделить на направления:
- социально-правовое направление – принятие законодательных актов, создание системы социальных, медицинских, образовательных, культурных и других детских учреждений;
- психолого-педагогическое направление – создание атмосферы, стиля общения, условий для развития, воспитания творчества детей в семье, в учебно-воспитательных учреждениях и т.п.
Реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости решительного устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности. Право ребенка как нечто реальное, многими еще не воспринимается.
Это особенно важно сегодня для России, где еще многие взрослые — педагоги, медики, работники правоохранительных органов, родители и сами дети не знают Конвенции о правах ребенка. Известный детский врач С.Я. Долецкий ввел в научный оборот специальный термин — синдром опасного обращения с детьми (СООСД). Этот синдром проявляет свою живучесть в школе, семье, обществе. Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учебы в школе во многом определяет душевный настрой подростка на будущее. Широкая информация общества о Конвенции должна способствовать устранению из нашего сознания авторитаризма, нетерпимости к окружающим.
Утверждение идеи приоритета прав ребенка, защита его прав, в значительной степени, зависит от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей и о механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав. Их утверждение не только узко юридическая категория, она гораздо шире и в значительной степени наполнена психолого-педагогическим содержанием. Информирование и просвещение широких слоев населения о правах ребенка повышает уровень осведомленности общества, способствует воспитанию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека. Информационная и просветительная деятельность есть одна из форм утверждения нравственно-правовых норм в нашей жизни.
РИНГ: ПРАВА РЕБЕНКА (для родителей). "Ребенок не может быть полностью счастлив, если у него нет возможности выразить кому-то свой протест. Вот для этого и существуют родители" (Огден Кэш ) Цель: изучение точек зрения родителей в решении проблемных ситуаций, связанных с нарушениями прав детей в семье и школе.
Задачи:
Кратко ознакомить родителей с Конвенцией о правах ребенка.
Обсудить совместно различные ситуации нарушений прав детей в семье и школе и выбрать пути решения конфликтных ситуаций в школе и семьях учащихся.
Развивать у родителей интерес к проблеме защиты прав ребенка.
Ход ринга
Вступительное слово социального педагога. Объявление темы ринга и его задач.
Здравствуйте, уважаемые родители. Я сегодня хотела бы начать наш ринг с вопроса: «Есть ли у Вашего ребенка права?» (родителям дается возможность высказать несколько вариантов ответов).
Действительно, сегодня многие из родителей отвечают подобно вам: «А какие у него могут быть права? Мой ребенок накормлен, одет, обут, в школу ходит… Чего же еще надо?». И подобная точка зрения, к сожалению, является наиболее распространенной среди представлений родителей о правах детей. Многие наши мамы и папы, воспринимают своего ребенка, как личную собственность, и полагают, что у их чада нет, и не может быть никаких прав, а есть одни лишь обязанности. Обязанности, которые он должен беспрекословно и не раздумывая выполнять.
К сожалению, не лучшим образом осведомлены о правах ребенка и педагоги. Поэтому, когда речь заходит о воспитании детей, среди взрослых можно услышать, например: «Если детей не наказывать, то они на шею сядут…» Печальная реальность заключается в том, что в нашем обществе насилие в отношении детей, более распространено, чем насилие в отношении взрослых. Это и понятно. Дети слабы и беззащитны. Они не могут «дать сдачи» обидчику, не могут силой ответить на силу. Но наибольшую тревогу вызывает тот факт, что семья не всегда является местом, где дети должны получать наибольшую защиту и заботу.
И родителям и людям, профессионально занимающимся воспитанием детей, необходимо помнить о том, что насилие порождает насилие. Ребенок, растущий в обстановке нетерпимости и агрессии, склонен разрешать конфликты с другими детьми, взрослым или самим собой насильственным путем. Многие исследователи показали, что хотя телесные наказания могут принудить ребенка к послушанию, и только на короткое время, в долговременной перспективе они имеют серьезное негативное воздействие на характер и поведение человека. Мнение, что умеренное наказание - шлепки и подзатыльники - не оказывает отрицательного воздействия, все еще широко распространено, потому что мы получили его в раннем детстве в наследство от своих родителей, как и они, получили его в наследство от своих.
Народная мудрость гласит: «Родители сначала учат своего ребенка ходить и говорить, а затем требуют, чтобы он сидел и молчал». Дети не могут влиять на принятие семейных решений, их чаще всего ограничивают в высказываниях своего мнения, такова обычная практика воспитания ребенка в семье и обществе. «Твое мнение никого не интересует, ты будешь делать так, как сказал я!» - слышат почти ежедневно дети от родителей, от учителей, из уст чиновников всех уровней. Вместо того чтобы растить Гражданина, ответственного за судьбу страны, Человека, стремящегося к всестороннему развитию и обладающего чувством собственного достоинства, мы в конечном итоге получаем жалкое подобие на самих себя: людей закомплексованых, боящихся принятия решений.
Семья и школа, должны поощрять такое развитие ребенка, которое воспитывало бы у него уважение прав других, проявление терпимости к иному мнению и действий в духе мира. Однако газеты, телевидение, Интернет и компании по производству детских игрушек зачастую предлагают для детей сцены, воспитывающие у них культ жестокости, и формы игр с элементами насилия. Уберечь своих детей от подобного рода «развлечений» - одна из главных задач родителей.
Международные детские и правозащитные организации придают огромное значение проблеме защиты прав Ребенка. Ведь от того, в каких условиях, правовых и социальных, будет происходить формирование мировоззрения и мировосприятия Нового Человека, зависит будущее нашей планеты. Почему бы и нам не разобраться в вопросе прав детей в рамках нашей школы, не начать распространение и популяризацию правовых знаний и правозащитных идей среди наших детей как в школе, так и в семье.
С этой целью мы пригласили всех вас поучаствовать в ринге «Права ребенка», решить некоторые вопросы и вынести общее решение по предлагаемой теме.
I.Рубрика «Где истина?» На доске написано несколько изречений. Родителям предлагается высказать свое мнение и свое отношение к данным высказываниям. Необходимо высказать свою точку зрения и определить, кто «за» и кто «против».
Мягким законам редко подчиняются, суровые — редко приводятся в исполнение.
Законы тщетно существуют для тех, кто не имеет мужества и средств защищать их.
Храни порядок, и порядок сохранит тебя. III. Ситуации для обсуждения под общим названием «Что делать, если...»
Ситуации проигрываются учащимися. В каждой ситуации анализируется мнение «за» и мнение «против», предлагаются модели поведения родителей в той или иной ситуации.
Ситуация 1.
Мать: Сколько раз тебе говорить — после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.
Сын: Но мама! Ты же все равно в одиннадцать еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном? (Статья 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире (да и в этом доме!), и является нарушением общественного порядка.)
Ситуация 2.
Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын: Мама, у меня завтра контрольная.
Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак!
Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Как вы разрешите подобную ситуацию? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.) IV. Рубрика «Родителям на заметку». Выступление классного руководителя.
Конвенция о правах ребенка представляет собой международный согласованный свод стандартов и обязательств, которые обеспечивают уделение первоочередного внимания интересам детей при проведении деятельности, направленной на создание справедливого, достойного и мирного общества.
В Конвенции определены основополагающие права человека, которыми должны обладать все дети на постоянной основе во всех странах мира: право на выживание; полноценное развитие; защиту от вредного воздействия, жестокого обращения и эксплуатации; и право на участие в полной мере в семейной, культурной и общественной жизни.
Конвенция обеспечивает защиту этих прав, устанавливая стандарты в области медико-санитарного обслуживания, образования, а также предоставления юридических, гражданских и социальных услуг. Государства обязаны учитывать наилучшие интересы ребенка в своей деятельности и политике.
В соответствии с определением, приведенным в Конвенции, ребенком является мальчик или девочка до достижения 18-летнего возраста, и он рассматривается в качестве как отдельной личности, так и члена семьи и общества. Ребенок — это человек, обладающий всем комплексом прав.
Можно поразмышлять вместе с родителями: Как исполняются права ребенка в нашем государстве? Какой уровень жизни взрослые могут обеспечить детям? Для этого родителям раздаются карточки с выдержками из Конвенции о правах ребенка (по одной карточке на несколько человек). После обсуждения родители высказывают свою точку зрения на выполнение той или иной статьи Конвенции в нашем государстве и в семье.
1. «Государства признают право ребенка на образование и с целью …достижения этого права… вводят бесплатное и обязательное начальное, …различные формы… бесплатного среднего, … обеспечивают доступность высшего образования…» Статья 28
Вопросы к размышлению. Соблюдаются ли права ребенка в школе? Образование детей в России - бесплатное?
2. «Государства- участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья,… стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения». Статья 24
Вопросы к размышлению. Права больных детей не нарушаются? Как обеспечить право на здоровый образ жизни в мире без наркотиков?
3. «Государства- участники … принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, … и в случае необходимости оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем». Статья 27
Вопрос к размышлению. Какую помощь мы имеем право, как родители получать от Государства при решении вопросов воспитания наших детей?
4. «Государства- участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия». Статья 19
Вопрос к размышлению. Можно ли бить ребенка? V. Поведение итогов ринга социальным педагогом.
Уважаемые родители! Подумайте о будущем детей, если не хотите остаться в прошлом. Дети без прав - Россия без будущего! Расскажите детям об их правах! Прочитайте вместе с нами книги (Обратить внимание родителей на оформленный стенд и дополнительно список книг раздается каждому родителю):
Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. — М„ 1992. —60 с.
Галамага Т. "Я — ребенок, я —человек, имеющий свои права..." // Библиотека. —1999. — № 5. — С. 84.
Данаева Г. Знать свои права // Библиотека. — 2000. — № 3. — С. 60—61.
Дробот О. Наша свобода — свобода наших детей // Семья и школа. — 2000. — №1. — С. 2-5.
Ефремова Н. П. Твои права, подросток // Библиотека. — 2000, — №12. —С. 37—39.
Любимов А. П. Конституция Российской Федерации: Альбом таблиц и схем. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. — 142 с.
Ребенок должен знать свои права // Библиотека. — 2000. — № 6. — С. 45-47.
Савельева М. Знай закон смолоду // Библиотека. — 1999. — №5. —С. 66—67.
Яковлев Ю. Ваши права, дети. — М.: Международные отношения, 1992. — 128 с.
УсачевА. Приключения маленького человечка: Всеобщая Декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых.- М.: Самовар.- 94 с. Родителям предлагается в заключение определить по 5-ти балльной шкале результат ринга:
полезность встречи,
актуальность обсуждаемых ситуаций,
атмосфера встречи
РИНГ: ПРАВА РЕБЕНКА (для учащихся) Цель: С помощью информирования и просвещения подростков о правах ребенка повысить уровень осведомленности учащихся, способствовать воспитанию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека.
Задачи:
Кратко ознакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка.
Обсудить совместно различные ситуации нарушений прав детей и выбрать пути решения конфликтных ситуаций.
Развивать у подростков интерес к проблеме защиты своих прав.
Ход ринга
I. Вступительное слово социального педагога. Объявление темы ринга и его задач.
«Я имею на это право!", "Почему вы нарушаете мои права?» - эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих собственных правах служит оправданием пассивности, иждивенчества, стремления получать, ничего не отдавая взамен. Сегодня мы познакомимся с таким понятием, как «права ребенка». Права ребенка – это совокупность особых законодательных норм и правил, направленных на защиту интересов детей и подростков во всех сферах их жизнедеятельности.
Вы все живете в семье, где родители заботятся о вас, чтобы вы были накормлены, здоровы, имели одежду и могли жить спокойно. Но вашим родителям в вопросе воспитания также помогает и государство. Президент Российской Федерации издает соответствующие Указы, а Правительство Российской Федерации принимает ряд постановлений, в соответствии с которыми принимаются принципиально важные законотворческие решения в области охраны детства. Например, принята Федеральная программа “Дети России”, разработан Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации и др.
Во многих странах создаются организации, которые считают очень важным защиту прав детей. Наиболее влиятельной является международная Организация Объединенных Нация, которая была создана после Великой Отечественной Войны с целью объединения многих стран, решения конфликтов мирным путем. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них — признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву. Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Часто в жизни вы сталкиваетесь с несправедливостью, неуважением к личности, жестокостью, нарушением законов, преступностью. Это может вызвать разочарование у вас, неверие в возможности утверждения норм правовой жизни.
Однако, следует помнить и понимать, что Конвенция — это не только правовые нормы, модель справедливого общества, но и цель общества и каждого человека. Чтобы содержание этого прекрасного документа не осталось добрым пожелание, нужно всем государствам, ее подписавшим, всем людям - политикам, ученым, рабочим, крестьянам, учителям, врачам, родителям, каждому взрослому и ребенку приложить усилия по реализации идей Конвенции. От усилий каждого взрослого, каждого ребенка зависит, будут ли люди жить в мире и согласии, уважая друг друга.
О каких же правах идет речь в Конвенции? II. Ситуации для обсуждения под общим названием «Что делать, если...»
Ситуация 1
У женщины первый ребенок родился слепым, второй — глухим, третий болен туберкулезом. Сама она тоже больна туберкулезом и беременна в четвертый раз. Как ей поступить: оставить ребенка или сделать аборт?(Дать возможность учащимся порассуждать над этим вопросом.) А четвертым ребенком этой женщины, который все же родился, был… Людвиг ван Бетховен.
Комментарий социального педагога: в Конвенции о правах ребёнка записано: "Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Правительство должно сделать все необходимое, чтобы гарантировать развитие ребенка в здоровой среде." (Статья 6. Конвенции о правах ребёнка). Главное право каждого человека — право на жизнь. Разумеется, маленький человек тоже имеет это право. Но часто то в одном, то в другом государстве законодателям приходится сталкиваться с вопросами о ценности любой жизни. Нужно ли, есть ли возможность заботиться о детях-инвалидах и других неполноценных, с точки зрения государства, детях? Дети маленькие менее защищены, чем взрослые люди. Они не могут сами за себя постоять. Взрослые понимают, что будущее народа, страны зависит от подрастающего поколения. Именно оно будет строить новую жизнь. Взрослые должны заботиться о развитии детей. Слабому надо помогать. Больного надо лечить.
Ситуация 2
Рассказ одной молодой беременной женщины: "Мой папа курил, сколько себя помню. Курил на кухне, в туалете. Я была маленькая, так все время ему говорила, что это вредно, что я не хочу его смерти. Тогда родителей такая моя забота умиляла. Отец не бросил. Была подростком - яростно воевала против отцовского курения, сыпала фактами, доказывала, как это вредно. Не помогло. Даже теперь, когда я в положении, отец продолжает курить в квартире, где я живу. Он, как бы извиняясь, говорит, что у него сильная зависимость. Но я уже этого не потерплю. Теперь разговор идет не о ЕГО здоровье или жизни. Здесь нарушается базовое, неотъемлемое право МОЕГО РЕБЕНКА на жизнь и здоровье. Или дым или я - вот мой ультиматум!"
Вопросы для обсуждения: Курение в квартире - часто ли такое бывает? Что испытывают некурящие и дети, если кто-то курит в доме? Какое расстояние от сигареты вам кажется безопасным для здоровья того, кто не курит? Знакома ли Вам ситуация, когда мама курит при ребенке? Какие чувства у вас вызывает такая картина? Вы, наверное, знаете, для чего сделана табачная реклама? Как вы думаете, насколько она правдива? Какой информации о табаке нет на рекламных плакатах? Сколько денег в месяц из семейного бюджета вылетает в трубу: подсчитываем по средней стоимости пачки или по реальной ситуации кого-то из класса. Теперь прибавляем к этой сумме возможную стоимость лекарств для лечения в случае возникновения сердечно-сосудистых или легочных заболеваний, вызванных курением. Давайте подумаем, что необходимое вам можно было бы купить на эти деньги?
Комментарий социального педагога: в Конвенции записано, что дети имеют право на охрану своего здоровья, на уровень жизни, необходимый для полноценного развития. За осуществление этого права ребенка несут ответственность его родители. Государство должно обеспечить доступ детей к информации и материалам из различных источников, оно должно поощрять распространение средствами массовой информации материалов, способствующих социальному и культурному развитию ребенка и предпринимать шаги по защите детей от вредной информации. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, причем этим взглядам взрослые должны уделять внимание при решении любых вопросов, затрагивающих данного ребенка.
Комментарий медицинского работника: вы уже подростки. Пройдет еще немного времени, и вы станете матерями и отцами. Задумайтесь. Ребенок только зачат, еще не родился, а мать, отец, даже простые прохожие на улицах уже подвергают его жизнь и существование угрозе. Курение матери - это дополнительный риск спонтанных абортов. А что такое выкидыш, как не умерший ребенок. Материнское курение - это основная причина синдрома внезапной смерти младенца, риск рождения ребенка с недостаточной массой тела.
Отец ребенка курит в доме, обсуждает вред или пользу для своего собственного здоровья, но никак не задумывается, что наносит ущерб своему ребенку. И если курящий родитель имеет возможность закурить или нет, то ребенок не может избежать ситуации принудительного курения, он лишен права пребывания в благоприятной для его здоровья атмосфере. Окружающий табачный дым - это смесь более чем 4 тысяч химических веществ, включая 43 известных канцерогена (это вещества, вызывающие рак).
Дети курят потому, что курят взрослые. Если главный мужчина для мальчика - его курящий отец, то образ мужчины как такового неразрывен с сигаретой. Дети из семей, где курят, не останавливаются на экспериментировании, они быстро становятся зависимыми курильщиками. Известно, что из двух начавших курить подростков, которые продолжат курить, будучи взрослыми, один умрет от болезней, вызванных курением. III. Рубрика «Сказка – ложь, да в ней намек…»
Сказка 1 «МАША И МЕДВЕДЬ»
В этой сказке Медведь отказывается отпустить Машу к бабушке с дедушкой и оставляет её у себя в лесу «в избе хозяйничать».
Какое право Маши нарушил медведь? (Статья 9 Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию…)
Сказка 2 «ЛИСА ДА ЗАЯЦ»
Жили-были Лиса да Заяц. У Лисы была избенка ледяная, а у Зайца лубяная… Пришла весна. У Лисы избенка растаяла, а у Зайца стоит по старому. Вот Лиса и попросилась у него переночевать, да его же из избы и выгнала…
Какое право помогали разные звери отстаивать Зайцу? (Статья 16 Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.)
Сказка 3 «НОВЫЙ НАРЯД КОРОЛЯ»
Много лет назад жил-был король, который страсть как любил наряды. Однажды в город приехали обманщики, которые пообещали королю сшить платье из ткани, которая невидима глупцам или людям, сидящим не на своем месте. А когда король вышел к людям, все восхищались его «нарядом». Вдруг какой-то ребенок сказал: «Да ведь король-то голый!»
Почему ребенок не побоялся сказать о короле, что он голый? Какое право в Конвенции дает возможность так поступать детям? (Статья 13 Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение…)
Сказка 4 «ЗОЛУШКА ИЛИ ХРУСТАЛЬНЫЙ БАШМАЧОК»
Это было давным-давно. В одном сказочном королевстве на бал были приглашены все жители этого королевства. Золушка тоже очень хотела попасть на этот праздник. Золушка попросила мачеху отпустить ее на бал. И та согласилась, но сначала приказала намолоть кофе на 7 дней, постирать белье, перебрать 2 мешка зерна, прополоть грядки и посадить 7 розовых кустов.
Какие права Золушки нарушила ее мачеха? (Статья 31 Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. Статья 32 Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.) IV. Рубрика «Вопросы – ответы» с участием юриста.
Вопрос 1 Существуют ли в российском законодательстве нормы, позволяющие защитить детей от произвола и жестокого обращения со стороны родителей и других взрослых?
В первую очередь это ст. 56 Семейного Кодекса РФ, в которой указано, что ребенок имеет право на защиту прав и законных интересов. Защита его прав может осуществляться его родителями (или лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, либо прокурором. В пункте 2 ст. 56 СК РФ особо подчеркнуто, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их заменяющих). Кроме того, в законе указано, что при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями или лицами их заменяющими обязанностей по его воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд.
Вопрос 2 Подросток оказался в группе, которая совершила преступление, был задержан вместе со всеми и стал подозреваемым. Какие права он имеет?
Подозреваемым в уголовно-процессуальном законодательстве признается:
лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления
лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения (ст.52 УПК)
Ст. 49 Конституции РФ гласит " Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказано в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда". Поэтому нельзя уволить человека с работы или выгнать учащегося из учебного заведения только по той причине, что против него возбуждено уголовное дело или даже он арестован.
Поэтому необходимо знать, что как участник процесса подозреваемый наделяется процессуальными правами для защиты своих законных интересов: подозреваемый имеет право на защиту. С момента задержания каждый задержанный, заключенный под стражу, имеет право
- пользоваться помощью адвоката, причем в данной ситуации это очень важно, поскольку именно при задержании отбираются первые показания, носящие в дальнейшем решающее значение (ч.2. ст.48 Конституции РФ) Без предварительного разговора с адвокатов задержанный имеет право вообще не давать показания (ч.2. 5 ст.51 УПК РСФСР)
подозреваемый вправе знать, в чем он подозревается (это право обеспечивается тем, что лица, производящие расследование, обязаны ознакомить подозреваемого с протоколом задержания или с постановлением об избрании меры пресечения и разъяснить ему, в совершении какого преступления он подозревается)
заявлять отводы, приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора.
участвовать при рассмотрении судьей жалоб в порядке, предусмотренном ст. 220-2 УПК РФ
Существует специальный законодательный акт - Федеральный закон "О содержании лиц под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления" где более широко представлены права лиц задержанных по подозрению в совершении преступления.
Вопрос 3 Известно, что кроме физического воздействия на ребенка Законом об образовании запрещается и воздействие психическое. Что под этим понимается?
Унижение человеческого достоинства, обзывание, оскорбления по национальному, социальному признакам, угрозы применения наказаний, подавляющих волю ребенка.
Вопрос 4 Имеют ли право ребенка выгнать из школы и за что?
Не "выгнать", а исключить. Ребенка имеют право исключить по основаниям, изложенным в уставе школы. Там есть четкий перечень таких оснований, и любой родитель может с ним ознакомиться. Диапазон требований, которые школа предъявляет к ученикам, сейчас достаточно широк, но, как правило, ученика исключают за какие-то дисциплинарные проступки или за хроническую неуспеваемость по двум и более предметам. Но, повторяю, тут, в зависимости от устава, возможны варианты. В одной школе за драку ученика исключают, а в другой могут наложить дисциплинарное взыскание. V. Поведение итогов ринга социальным педагогом.
Сегодня мы провели этот ринг, чтобы показать вам, что подростки должны научиться умению отстаивать свои права. Для этого, прежде всего, необходимо воспитывать в себе чувство собственного достоинства, основанное на знании своих прав и обязанностей, и вызывающее цивилизованное противодействие нарушению этих прав. Кроме того, вы должны знать, что существуют федеральные, региональные и местные государственные и неправительственные правовые и социально-психологические службы, призванные защищать права детей. Они разрабатывают и осуществляют различные программы в интересах детей. В нашем городе – это Центры неотложной социально-психологической помощи детям и подросткам. Центры психологической поддержки и социальной реабилитации. Центры социально-трудовой адаптации подростков, правозащитные организации, телефоны доверия и пр.
Учащимся раздаются адреса и телефоны таких организаций, а так же список литературы, рекомендуемый для самостоятельного изучения. Учащимся предлагается в заключение определить по 5-ти балльной шкале результат ринга:
полезность встречи,
актуальность обсуждаемых ситуаций,
атмосфера встречи
РИНГ: ПРАВА РЕБЕНКА (для учителей). Цель: углубить знания педагогов по правам детей, научить решать трудные ситуации, возникающие с учащимися, считаясь с их правами.
Задачи:
Развивать у педагогов интерес к проблеме защиты прав ребенка.
Кратко ознакомить с Конвенцией о правах ребенка.
Обсудить совместно различные ситуации нарушений прав детей в семье и школе и выбрать пути решения конфликтных ситуаций в школе и семьях учащихся.
Ход ринга
Вступительное слово социального педагога.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего сегодняшнего разговора «Права ребенка». И этот разговор о правах детей актуален по многим причинам. Одна из основных - большое количество детей с девиантным поведением, неуспевающих по многим предметам. Я, как социальный педагог, убеждена, это обусловлено неверным стилем взаимоотношений родителей и детей, педагогов и учеников: отсутствием уважения, терпимости, умения считаться с интересами и индивидуальными потребностями и возможностями ребенка. Жизнь подсказывает, что именно незнание прав, их несоблюдение или нарушение нередко обусловливает всевозможные проблемы во взаимоотношениях людей. Это ведет, как правило, к негативным последствиям в деле воспитания и, следовательно, обучения учащихся.
Давайте подумаем вместе, ведь если подростки чувствуют, что их права нарушаются, они неизбежно пытаются доказать взрослым, что манипулировать ими нельзя, что они такие же люди, как взрослые, что у них есть свой характер и свое мировоззрение. Я думаю, что одним из возможных способов изменить стиль взаимоотношений взрослых и «трудных» подростков – это помочь нашим учащимся понять самоценность своей личности, обрести достоинство, самоуважение и, следовательно, усилить свои познавательные, образовательные возможности. Зная права ребенка, мы сможем воспитать наших подростков в духе уважения прав человека. Возможности школы, педагогического коллектива огромны в организации этой работы, но при одном важном условии: нужен хороший союз с родителями, их просвещение и убеждение.
Работа в группах под руководством социального педагога.
Немного остановимся на идеях понимания прав человека. Как вы думаете, уважаемые коллеги, какие принципы лежат в основе прав Гражданина, и ребенка, и взрослого?
(педагоги делятся на 3 группы и выдвигают свои версии, которые записывают на отдельном листке. Затем группы обмениваются результатами).
Да, я могу с вами согласиться. И хочу добавить, что современное понимание прав человека включает в себя следующие моменты:
права человека не создаются государством, а являются для человека естественными;
интересы человека абсолютны, интересы государства относительны;
права и обязанности неразделимы, но первичны права, ибо без них выполнение обязанностей превращается в рабское послушание;
права человека имеют приоритет над правами народа;
реализация прав человека зависит от уровня экономического развития страны.
Права каждого человека на Земле призвана защищать международная организация, созданная в 1945 году, - ООН, Организация Объединенных Наций. Важнейшими задачами ООН являются предотвращение войн на Земле и защита прав человека. ООН приняла множество международных документов, из которых важнейшими для людей всего мира являются Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
(работа с раздаточным материалом) Конвенция о правах ребенка (1989 г.) непосредственно связана со Всеобщей декларацией прав человека, является необходимым документом по острой проблеме защиты детства в нашей стране и во всем мире. Но Декларация провозглашает и рекомендует, а Конвенция - это соглашение государств, подписанное ими и требующее обязательного выполнения. Огромное значение Конвенции заключается в том, что она является наиболее полным документом, в котором права ребенка имеют силу норм международного права.
Конвенция состоит из преамбулы и 54 статей. В преамбуле подчеркивается право детей на особую защиту и помощь, необходимость принятия данной Конвенции.
Кратко содержание Конвенции о правах ребенка можно выразить так:
- ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет;
- государства обеспечивают ребенку независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национальности, убеждений соблюдение следующих прав:
- на жизнь;
- гражданство;
- заботу родителей;
- сохранение своей индивидуальности;
- защиту от физического и психического насилия;
- на образование;
- свободу мысли, совести и религии;
- свободу выражать свои взгляды и убеждения;
- защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, посягательства на его честь и репутацию;
- развитие личности, талантов, умственных и физических способностей;
- на отдых и досуг; участие в играх и развлечениях;
- на обращение, которое развивает достоинство и значимость личности;
и многие другие права содержит Конвенция о правах ребенка.
Особенности действия международных документов таковы, что действуют они посредством "внутреннего права" в каждой стране, т.е. через свои конституции, кодексы, различные законодательные акты.
Все права личности в России (гражданские, политические, экономические и культурные) защищаются российским законодательством, которое естественно базируется на международном праве. Реализации прав ребенка невозможно добиться только через принятие правозащитных законов и создание условий для воплощения в жизнь. Каждому из нас важно осознать необходимость решительного устранения из нашего разума, нашей психологии непризнания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности. Ведь право ребенка как нечто реальное, многими еще не воспринимается.
Психологи доказали, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учебы в школе во многом определяет душевный настрой подростка на будущее. Чем больше мы будем напоминать себе Конвенцию, а значит стараться соблюдать ее положения, тем меньше в нашем сознании будет авторитаризма, конфронтационности, нетерпимости к окружающим.
Важно отметить, что утверждать идеи приоритета прав детей, защищать их законные интересы можно только тогда, когда хорошо знаешь свои правах, права детей и механизмы, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав. Поэтому мы пригласили вас поучаствовать в ринге «Права ребенка», обсудить эту тему с юридической и практической точки зрения.
Рубрика «Школьная злободневка».
Группам учителей наряду с листками Конвенции о правах ребенка раздаются карточки, на которых написаны ситуации из школьной жизни. Нужно проанализировать ситуации с точки зрения соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина.
Старшеклассники, дежурившие по школе, останавливая пятиклашек, обзывали их и даже давали подзатыльники.
Учитель потребовал показать содержимое сумки, в ответ на заявление ученика о забытом дома дневнике.
Учитель после звонка на перемену задержал всех учеников до начала следующего урока.
В школе плохо работает система вентиляции.
Классный руководитель вызвал родителей в школу, чтобы сообщить, что ему не нравиться внешний вид ученика.
Охрана пропускает в школьное здание только по пропускам.
В ходе обсуждения каждого конкретного примера учителя должны своё мнение обосновать, сославшись на ту или иную статью Конвенции о правах ребёнка (ст. 1-16) и предложить модель правильного разрешения ситуации.
Рубрика «Что делать, если...» Давайте рассмотрим конфликт, который возник у ученика с учительницей 1 класса. Вместе решим, что можно сделать с точки зрения закона в сложившейся ситуации.
Ситуация 1. «Витя Валев, хулиган из 1 класса, судится с учительницей»
Перед самым началом нынешнего учебного года папа и мама восьмилетнего Вити Валиева подали в суд на Людмилу Карамову - первую учительницу своего сына. За нарушение прав их ребенка. Требование такое: педагог должна публично извиниться перед мальчиком и возместить моральный ущерб - 3 тысячи рублей. В октябре суд должен начать рассмотрение иска.
Как Витя стал "героем" школы. Отношения у Витьки Валиева с классной не сложились практически с первого сентябрьского дня. Год назад он, гордый и торжественный, переступил порог 1-го "Г" класса. Сейчас классный руководитель Людмила Васильевна Карамова, учитель с 24-летним стажем, перечисляет подвиги Вити:
- И под партой мы сидели, и по классу мы ходили, к одноклассникам приставали. Дразнили, а то и били.
Далее за ним числился такой список: Как-то на физкультуре ученики ходили по бревну, шаловливый Витя раскачал снаряд - хорошо, никто не покалечился. В столовой малолетний хулиган приподнял стол. Посуда покатилась, чай разлился, к счастью, никого не ошпарило. Однажды Витю остановила социальный педагог. Мальчишка бегал по коридору со шприцем в руке, тыкал иголкой, куда попало всех учеников подряд. Витю собрались поставить на учет в комиссию по делам несовершеннолетних. Его мать прибежала в школу и расшумелась: "Мой ребенок не преступник какой, чтобы его на учет ставить! Он же не вор и уроки не прогуливает!" Учителя подтверждают слова Карамовой, говоря, что Витя - жестокий ребенок. С ним даже одноклассники не могут общаться. Все игры со сверстниками заканчивались слезами того, кто решился поиграть с Витей.
К воспитательному процессу подключилась и родительская общественность 1-го "Г". Четырнадцать мам подписали жалобу на "паршивого ребенка" самому директору школы. И тогда учительница попросила своих учеников написать, что они думают о Викторе. Карамова говорит, что хотела только одного: представить матери Вити наглядные доказательства ужасного поведения отпрыска. По сути, семилетним малышам предложено было составить коллективный донос на одноклассника.
Мнение педагогов.
Предлагаемые вопросы:
- Как, по-вашему, можно разрешить этот конфликт?
- Можно ли разрешить конфликтную ситуацию при помощи законодательства?
- Какие бывают конфликты с учениками? Кто выступает инициатором?
Точка зрения социального педагога.
Я думаю, что учительнице следовало бы не делать Витю отрицательным героем школы, а стараться включить его в общее дело, найти к нему подход – ведь в этом и заключается профессионализм педагога. Родители тоже не во всем правы. Раз они заметили, что у их ребенка не складываются отношения с учителем, нужно было спокойно разобраться, что происходит. Главное ведь - сберечь психику малыша от ударов, а не сделать его изгоем в классе. Не нашли общего языка с учителем – нужно перевести ребенка в другой класс, в другую школу. Борьба с педагогом за права ребенка в данном случае - это способ самоутверждения папы с мамой. Самоутверждения за счет (а совсем не на пользу!) ребенка. Ситуация 2. Вопрос «Могут ли к подростку, совершившему правонарушение, быть применены меры пресечения, альтернативные содержанию под стражей?»
Мнение педагогов.
Ответ юриста. В Российском уголовно-процессуальном законодательстве учитывается особенность производства по делам в отношении несовершеннолетних. Под "особенностью" здесь понимается соизмеримость мер воздействия и особенности личности несовершеннолетних (психическое развитие, нравственное). Ребенок может быть арестован (задержан или заключен под стражу), только в исключительном случае, в виду тяжести совершенного преступления и когда эта мера единственно возможна (вопрос о применении к нему такой меры лишает лично прокурор, предварительно допросив его) -ст.393 УПК. Меры пресечения, альтернативные содержанию под стражей предусмотрены в УПК (ст.93, 94, 95…). Это - подписка о невыезде, личное поручительство (заслуживающего доверия лиц - не менее двух), поручительство общественной организации, залог (в установленной судом или прокурором сумме). Также, в отношении несовершеннолетнего предусмотрена такая мера, как отдача под присмотр (как по инициативе следователя, прокурора, суда так и родителей и других лиц, заинтересованных в этом). "Присмотр" - воспитательное воздействия на несовершеннолетнего родителей, опекунов, попечителей и лиц их заменяющих (администрации детского учреждения) - ст. 394 УПК, производится отдача под подписку на основании постановления должностного лица (следователь, прокурор, судья). Ситуация 3. Вопрос «Может подросток подать в суд на учителя за рукоприкладство и нецензурную брань на уроке?»
Ответ юриста: Согласно действующему законодательству право подать иск в суд с целью защиты своих прав, а также поручать ведение своего дела своему представителю (адвокату, например) наступает в полной мере с 18 лет. Это называется гражданско-процессуальная дееспособность (ст. 32 ГПК). С 15 до 18 лет интересы ребенка защищают его законные представители (родители) - с оговорками, о которых скажу позже. Это выражается в том, что ребенок действует с их согласия (объективно говоря - родители действуют непосредственно вместе с ребенком). Однако статья 56 Семейного Кодекса оговаривает возможность, когда ребенок, начиная с 14 лет, может обратиться в суд за защитой своих законных интересов. В основном, когда родители ненадлежащим образом выполняют свои родительские обязанности или превышают их (например избивают ребенка), а также и в других случаях. На практике возникает коллизия между нормами Гражданско-Процессуального Кодекса и Семейного Кодекса. Поэтому самостоятельное обращение в суд за защитой своих нарушенных прав ребенком 14 лет еще не практикуется и механизмы защиты его прав в судебном порядке не выработаны. Это связано с тем, что Семейный Кодекс принят относительно недавно и при его разработке учитывались требования Конвенции о Правах Ребенка. Таким образом, можно сказать, что подросток вполне может обратиться в суд с иском о возмещении морального вреда (допустим) самостоятельно, без участия законных представителей (ч. 3 ст. 32 ГПК). В то же время могут написать родители жалобу на учителя в Районный отдел образования. Ситуация 4. В класс пришел новенький, на перемене вышел в коридор и закурил. Его хотели выгнать, но пришли его родители и сказали, что они в курсе и разрешают ему. И еще они сказали, что школа не имеет право ограничивать его права, если родители не против.
Ответ юриста: Родители в данном случае, конечно, не правы. В Уставе образовательного учреждения (школы), Правилах внутреннего распорядка или же в Приказах директора обычно содержится запрет на определенные действия, нарушающие порядок в учреждении (курение, к примеру), нарушение которого влечет за собой определенные санкции, вплоть до отчисления из образовательного учреждения, если он достиг возраста 14 лет (п.7 ст. 19 Закона "Об образовании"). Если же положения о запрете на курение нет, то и оснований для отчисления учащегося только лишь из-за курения быть не может. Законом не оговорено, с какого возраста ребенок имеет право курить, хотя продавать ему табак учреждения торговли имеют право только с 21-летнего возраста (правила торговли). Если с точки зрения закона к родителям трудно придраться (это не алкоголь и не наркотики), то с точки зрения морали родители действуют совершенно не в интересах ребенка. Родители "должны заботиться о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка" (ст. 63 Семейного Кодекса). А разрешать ребенку курить - вряд ли можно назвать заботой о его физическом здоровье.
Права человека глазами литературных персонажей (классный руководитель)
Познакомить детей с их правами, которые дает «Конвенция и правах ребенка», Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и подобные законодательные документы - наш долг и обязанность. Но не обязательно для этого читать лекции, заучивать законы. Ведь наши воспитанники – это, прежде всего дети. Поэтому я хочу предложить вам несколько заданий, знакомящих детей с их правами. Эти задания можно проводить на классных часах.
Сказочная викторина
В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Лубяная избушка»).
Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница», старуха из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»)
В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах себе убежище и защиту от преследований? (Дюймовочка)
В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик»)
Песенный конкурс
Нужно сказать о каких правах идет речь в названной песне.
«Песня бременских музыкантов» - Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.
«До чего дошел прогресс» (из к/ф «Приключения Электроника») – Право на пользование благами научно-технического прогресса.
«Чему учат в школе» - Право на образование.
«На крутом бережку» (из м/ф «Приключения кота Леопольда») - Право на отдых.
Подведение итогов социальным педагогом Одна из задач школы — научить детей и подростков умению отстаивать свои права. Для этого, прежде всего, необходимо нам с вами воспитывать в детях чувство собственного достоинства, основанное на знании своих прав и обязанностей, и вызывающее цивилизованное противодействие нарушению этих прав. Кроме того, дети, подростки должны знать (и учителя, и родители должны им в этом помочь), что существуют федеральные, региональные и местные государственные и неправительственные правовые и социально-психологические службы (Центры неотложной социально-психологической помощи детям и подросткам. Центры психологической поддержки и социальной реабилитации, Центры социально-трудовой адаптации подростков, правозащитные организации, телефоны доверия и др.), призванные защищать права детей. Они разрабатывают и осуществляют различные программы в интересах детей. (Педагогам раздаются адреса и телефоны местных Центров и служб по защите прав детей) Педагогам предлагается определить по 5-ти балльной шкале результат ринга:
полезность встречи,
актуальность обсуждаемых ситуаций,
атмосфера встречи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Семья, школа, общество должны помочь детям сформировать гражданскую позицию и первый опыт для активной гражданской деятельности в будущем. Нельзя недооценивать значение детского опыта для развития ценностей демократического общества. Его сила и устойчивость во многом определяется тем, насколько хорошо эти ценности усвоены подрастающим поколением. Впоследствии, став взрослыми, молодые люди будут передавать демократические идеи и свойственные им нравственно-правовые нормы следующему поколению.
Для этого необходимо проводить целенаправленную работу не только с нашими учащимися, но и с их родителями и с самими педагогами. К защите прав ребенка призваны социальные педагоги в школе. Наша задача – проводить активную просветительскую работу среди участников педагогического процесса по данной проблеме.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, обращая внимание на воспитание единства слова и дела, подчеркивал: “Нравственные истины, осознающиеся людьми как выражение добра, живут в поступках. Мораль активна только в действии, выражается во взаимоотношениях... Там, где мораль не живет в благородных поступках, бывает много пострадавших, и с трудом находятся виновники. Нельзя забывать, что в школе мы имеем дело с детьми; их нравственное сознание только формируется, и именно в поступках происходит его становление. В школе должна царствовать атмосфера ярких, нравственно сильных поступков, убеждающих в том, что справедливые, благородные моральные истины и нормы торжествуют”. |
|
|