Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Практикум: «Общение родителей с ребенком как средство передачи ему своих знаний в принятии решений, жизненного опыта и умения адекватно воспринимать мир» |
 Скачать 86.97 Kb. |
Родительский практикум: «Общение родителей с ребенком как средство передачи ему своих знаний в принятии решений, жизненного опыта и умения адекватно воспринимать мир».
Пояснительная записка.
Характерной особенностью нашего стремительного века является то, что взрослое поколение, вынужденное каждый день бороться за благосостояние семьи, отдает много времени и сил работе. Мамы и папы, бабушки и дедушки зачастую занимаются не развитием ребенка, а «натаскиванием». В отличие, от которого, развитие как поэтапный процесс от простого к сложному, с последующим усложнением. Отдавая предпочтение формированию интеллектуальной сферы ребенка, родители совершенно забывают о главном навыке - коммуникативном общении. Именно общение способно развивать воображение, фантазию, самостоятельность, а это верный путь к становлению одаренности и развитию личности.
Родитель и дети нуждаются в совместном общении, поэтому родительское собрание в виде родительского практикума предполагает серьёзные размышления и работу над собой. Девизом практикума станет китайская пословица, которая гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Такая встреча позволит родителям заглянуть в собственное отражение – увидеть и понять свое чадо, сформировать необходимые навыки в общении со своим ребенком, поделиться своим опытом с другими. Возраст детей для такого родительского практикума не имеет значения, но чем раньше родители научатся понимать и общаться со своим ребенком, тем лучше.
Цель: Стимулировать родителей максимально эффективно использовать время для общения с ребенком.
Задачи: Показать значимость общения в становлении личности ребенка. Расширить знания о многообразии форм и методов общения с ребенком. Попробовать свои силы в организации общения на практике в родительском коллективе.
Наглядный материал: видеоролики «О чем мечтают наши дети?», «Дети экспериментируют»; слайды с изображением изменением в природе, лужи, облака и т.п.; Разрезные карточки «По дороге в детский сад»; отрывок из произведения В. Вересаева «Рассказы о детях».
Предварительная работа: Дети разучивают песню «мамина песенка», исполнение под фонограмму; родительский комитет покупает книги сказок для семейного чтения. Составление памяток для родителей «Азбука общения», оформлением которых занимаются дети (приложение 4).
Оформление помещения: Столы для родителей стоят полукругом, они рассаживаются группами по 4-5 человек. Мольберты для каждого стола или общий стенд.
Ход собрания:
Часть 1. Страничка психолога
Родители получают цветные карандаши и альбомный лист. Дается установка: нарисовать любимый цветок. После рисунки собираются и вывешиваются на доску-стенд. Подвести итог рисованию приглашается педагог-психолог (примерный вывод: ребенок – это цветок, а каким он вырастит, зависит от внимания и заботы родителей).
Каждый из нас рождается с потребностью в общении, но это тяжёлый труд, которому необходимо учиться как детям, так и взрослым. Сегодня мы с вами этому поучимся и постараемся составить памятки «Азбука общения»
Часть 2. О чем мечтают наши дети?
Для начала скажите: «Знаете ли вы, о чем мечтают ваши дети?» (родители озвучивают предположения)
Просмотр видеоролика «О чем мечтают наши дети?» (Обсуждение увиденного: у кого-то обозначились «прямые попадания», а у кого-то «озабоченность от услышанного», итог - желание узнать своего ребенка лучше, научиться находить время на общение с ребенком).
Специалисты подсчитали, что родители посвящают своим детям всего восемнадцать минут в сутки. Неужели в другое время мы не общаемся со своими детьми? Конечно, общаемся, но еще и учим ребенка на своем примере жить, принимать решения, адекватно воспринимать мир. Наша задача – использовать любую возможность для того, чтобы передать детям наши знания, опыт и умения. А время? Оно найдется – стоит только захотеть.
Часть 3 . Рано утром.
Начнем прямо с утра. Очень часто родители жалуются, что детей очень трудно разбудить, уговорить умыться, сделать зарядку. А ведь от того как началось утро, зависит, какое настроение будет у ребенка в течение всего дня! Лучше всего сразу после пробуждения сделать ребенку легкий массаж, сопровождая прикосновения стихотворным текстом. Подойдут стихотворения А.Л.Барто. Одевая и умывая ребенка, необходимо называть все действия малыша, части лица и тела. (Водичка, водичка умой моё личико…).
На каждый стол выдается кукла-ребенок. (Воспитатель рассказывает, родители повторяют и показывают, после делятся впечатлениям).
Воспитатель: Хорошо если детский сад, в который вы водите ребенка, находится рядом с домом. Но иногда приходится долго идти или ехать на автобусе. Невыспавшиеся малыши капризничают, мамы и папы нервничают, покрикивая на своих чад, а те в ответ хнычут еще больше. В результате утро испорчено и для родителей, и для детей. Вы удивитесь, но, находя что-то интересное по дороге, отвлекая малыша, всего этого можно избежать.
Каждый стол родителей получает одинаковые разрезные карточки (Приложение 1), цель: у каждого стол свой темперамент, нужно подобрать своему типу темперамента ребенка свои игры, результат наклеивается на плакат и помещается на стенд. (Обсуждение результатов).
Часть 4. Знакомство с художественной литературой.
Очень часто слышу от родителей в адрес детей такие фразы: не тронь песок он грязный - руки замараешь; не лезь в лужу – ноги промочишь; не разговаривай на улице – заболеешь. Мы сами, порой, не ведая того, пресекаем все попытки наших детей к познанию окружающей действительности и общению с нами.
Чтение рассказа В.Вересаева «Перпендикуляр» (Приложение 2), после чего проводится этическая беседа с родителями по содержанию рассказа, делаются выводы для памятки «Азбука общения».
А теперь предлагаю перейти от теории к практике.
Часть 5. Опытным путем.
Каждая группа родителей получает по коробочке, в ней набор для проведения одного эксперимента. Родители должны придумать и провести этот опыт. Можно усложнить задачу, добавив лишние предметы или предложить самостоятельно собрать набор для эксперимента.
Вопрос к родителям: Где и как можно применить опыт экспериментирования, полученный сейчас? (Дома: перебрать крупу или разложить носки по парам - игра «Золушка» и т.п).
После родители делятся между собой впечатлениями от проделанной работы для памятки. На экране видеофильм об увлекательном детском экспериментировании (фото детей об экспериментировании на прогулке, в группе, на экскурсии и т.п.)
Какие чувства вы испытали, просмотрев этот видеоролик? (Воодушевление, радость, гордость за ребенка, улыбка, смех и т.п.).
Часть 6. На любой случай
Воспитатель: Что-то мы с вами засиделись, руки и ноги затекли от долгого сидения. Вот и вы нередко так думаете, стоя с ребенком в автомобильной пробке, а это ведь тоже время для общения.
Физминутка с родителями. Включаем громче музыку и весело командуем: носочки на себя-от себя, стопы вместе-стопы врозь, тянемся пальчиками рук к своим носкам.
Время, которое вы тратите на дорогу в магазин, детский сад или поликлинику, также можно и нужно использовать для занятий, направленных на развитие памяти, внимания и мышления.
На экран выводятся слайды (Приложение 3).
А умеет ли ваш ребенок отгадывать загадки? Для развития мышления ребенка можно воспользоваться уже известными загадками, а можно придумывать их самим и побуждать к этому ребенка. Причем загадки должны быть такими, чтобы они помогали развивать сразу несколько каналов восприятия информации ребенка, например: «Круглая, сладкая, липкая, в красной бумажке-что это такое?»
Задание: придумать загадку, загадываемые слова раздать в конвертах, по одному на каждый стол, работа в группах. После по очереди загадываем загадки друг другу.
(Родители делятся впечатлениями от проделанной работы, делают выводы для памятки)
Часть 7. Музыкальная пауза.
Выходят дети, встают полукругом и исполняют песню под фонограмму «Мамина песенка»
После исполнения усаживаются на колени к родителям.
Часть 8. Сказка на ночь.
Воспитатель: Сказка на ночь - это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое и формальное, а продолжительное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это общение с ребенком на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.
Воспитатели дарят родителям и детям книги сказок для семейного чтения.
Часть 9. Решение собрания.
Родителям предлагается проект решения собрания, и вручаются памятки «Азбука общения» (Приложение 4) .
Часть 10. Чаепитие.
Воспитатель: Дорогие друзья! К нам пришла телеграмма, отгадайте, от кого она? «Приглашаю на именины, чай будем пить из нового самовара» (ответы детей и родителей). Правильно, телеграмму прислала Муха-Цокотуха, давайте попробуем её угощение. Чаепитие.
Воспитатель: Наша встреча подошла к концу. Благодарю всех взрослых и детей! Пусть интересы вас объединяют, чтение книг приносит только радость, а общение станет неотъемлемой привязанностью.
Приложение 1.
Разрезные карточки с играми: порисовать на запотевших окнах автобуса фигурки зверюшек и просто смешные рожицы, предложите помечтать вслух, какое облако больше похоже на слона, сколько кошек он заведет, когда вырастет, наблюдать как тени от рук превращаются в лающих собачек или рыбок, рассматривать картинки на рекламных плакатах, обежать остановку на скорость, добежать до палатки, присесть 10 раз, принести три камешка разного размера или собрать букетик одуванчиков для подружки Кати, показать, как бы стоял на остановке зайчик, оценит ребенок и игру «Угадай, в какой руке».
Приложение 2.
В.Вересаев «Рассказы о детях».
Мальчик Игорь всех изводит вечными надоедливыми вопросами: "почему?".
Один знакомый профессор психологии посоветовал:
- Когда надоест, отвечайте ему: "Потому что перпендикуляр!". Увидите, очень быстро отвыкнет.
Вскоре:
- Игорь, не лезь на стол!
- Почему?
- Потому что нельзя на стол лазить.
- Почему нельзя на стол лазить?
- Потому что ты ногами его пачкаешь.
- Почему ногами пачкаешь?
Строго и веско: -Потому что перпендикуляр!
Игорь замолчал. Широко раскрыл глаза.
- Пек ... пер ... куляр?
- П-е-р-п-е-н-д-и-к-у-л-я-р! Понял? Ступай!
Так несколько дней было.
Дня через четыре. Утром входит Игорь.
- Игорь, почему ты не здороваешься?
-Не хочется.
- Почему ж тебе не хочется?
- Потому что я сердит.
- Почему ты сердит? Потому что перпендикуляр!
С большим трудом удалось отучить Игоря во всех затруднительных случаях прикрываться перпендикуляром".
Приложение 3.
На экран выводятся слайды, например, с изображением: изменения в природе, которые произошли буквально за последние несколько дней: где-то сменили цвет листья, где-то появилась лужа, где-то строители разрыли канаву, где-то голуби клюют крошки, а из-за куста за ними наблюдает приготовившийся к прыжку кот…
Стоя в пробке, можно просто считать все стоящие в ряд автомобили (до светофора), машины определенного цвета, помечтать о миниатюрных летательных аппаратах, повторить стишок, назвать предметы одного цвета или формы.
Приложение 4.
Памятка для родителей «Азбука общения»
1. Находясь на улице, старайтесь использовать все, что способствует развитию чувства равновесия, общей координации, ловкости и согласованности движений (бордюры, перила, пенечки и скамеечки). Не забывайте включать в работу фантазию, внимание и мышление малыша. И развитие вашего ребенка пойдет неуклонно вперед без особых усилий с вашей стороны, а время, проведенное вместе, подарит радость вам обоим.
2. Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для вашего малыша – вы можете решить вместе с ним. Постарайтесь только, чтобы сказка была со счастливым концом и несла в себе те же ценности, какие вы сами хотели бы сформировать у своего малыша.
3. Позади день, полный важных дел и будничных забот, тревог и огорчений, неизбежных в любой работе. Однако почти в каждом из них есть прекрасные мгновения, когда мы общаемся с детьми, читаем им. Это общение обычно возникает неожиданно и подчас неожиданно заканчивается, но некоторые разговоры с детьми надолго остаются в памяти, и после них возникает удивительное чувство родства, близости со своим ребёнком, чувство взаимопонимания и доверия.
4. Вовсе не обязательно выделять на общение с ребенком специальные часы: занимаясь домашними делами, по пути в детский сад или к зубному, в дороге, транспорте, магазине можно придумать особую игру, в ходе которой ребенок будет познавать окружающий мир и получать необходимый сенсорный опыт…
5. В своих мечтах дети создают модели жизни, как бы сценарий, написанный с помощью взрослых. Поэтому, уважаемые мамы и папы, помните: нет проблемных детей, есть проблемные родители. |
|
|