Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Пояснительная записка. При составлении рабочей программы к учебному курсу Биология. Введение в общую биологию


Скачать 211.67 Kb.
НазваниеПояснительная записка. При составлении рабочей программы к учебному курсу Биология. Введение в общую биологию
В.В.Пасечник
Дата25.04.2016
Размер211.67 Kb.
ТипПрограмма

Пояснительная записка.

При составлении рабочей программы к учебному курсу Биология.Введение в общую биологию использована авторская программа В.В.Пасечник. Допущена Министерством образования Российской Федерации Москва «Дрофа» 2009 год. Данная программа и преподавание учебного предмета осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004г и соответствует учебному плану ОУ.На изучении биологии в 9 классе выделяется 2 часа в недедю(68 час в год).В работе используется учебное пособие « БИОЛОГИЯ.ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ БИОЛОГИЮ».9класс,авторов А.А.Каменский,Е.А.Криксунов,В.В.Пасечник,

М.:Дрофа,2011г

В девятом классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях ее организации,раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле,обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов.Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма,популяции,биоценоза,биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.Учащиеся должны знать,что человек-часть природы,его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений.Данная программа дает возможность направленно действовать на личность учащегося:тренировать память,развивать наблюдательность,мышление,обучать приемам самостоятельной уч.деятельности,способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

В процессе обучения используется деятельностный, практико - ориентированный и личностно ориентированный подход: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Реализация компетентностного подхода в обучении биологии предусматривает:




Компетенции

Общеучебные

Информационные: развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения биологических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; использование компьютерных технологий для обработки и передачи биологической информации и ее представления в различных формах.

Коммуникативные: уметь принимать решения, договариваться, аргументировать свое мнение, формулировать ответ в понятной для других форме.

Социальные: использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.

Предметно-ориентированные

Освоение знаний о биологической составляющей естественнонаучного картины мира, важнейших биологических понятиях, законах и теориях; овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразия биологических систем и основных признаках живого, оценки роли биологии в современном обществе

Особенности контингента учащихся 9-го класса МКОУ Борцовской СОШ,в которой реализуется данная программа

В 9 классе обучается 8 учащихся,1 учащийся обучается по программе VIII-вида.Базовый уровень усвоен всеми учениками.Анализ проведенных диагностических работ позволяет заключить,уровень обучаемости учащихся различен.100% учащихся планируют сдавать экзамен по предмету.В связи с чем в основе организации работы на уроках-уровневая дифференциация,индивидуальный подход,сообщения и доклады по темам,для более углубленного изучения предмета.

Цель :

      • Научить учеников применять биологические знания для объяснения процессов и явлений природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции,о происхождении человека от животных,работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
    Задачи :

      1. Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
      2. Применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

      В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:
      • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
      • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
      • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
      уметь:
      
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность

происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
      • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
      • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
      • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
      • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
      • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
      • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
      • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
      • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
      • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся:

Текущий контроль-наиболее оперативная,динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Его основная цель-анализ формирования ЗУН уч-ся. Уч-ся должен иметь право на ошибку,на подробный,совместный с учителем анализ последовательности учебных действий.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса,а оценка фиксирует результат.
Специфика этого вида контроля:

  • Уч-ся предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать,досдать материал,исправить отметку

  • При выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл,а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме

  • Возможность получения более высокой оценки своих знаний.


Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный,достаточно большой промежуток учебного времени-четверть,полугодие,год.При выставлении отметок отдается предпочтение более высоким.
Методы и формы организации контроля :
Устный опрос требует устного изложения уч-ся изученного материала.Такой опрос может строиться как беседа,рассказ уч-ся,объяснение,чтение текста,сообщение о наблюдении или опыте.Диалог учителя с 1 уч-ся или с классом проводится в основном на первых этапах обучения по продуманной системе вопросов.Для монолога уч-ся у доски целесообразно выбирать проблемные вопросы,требующие самостоятельного творческого подхода.

Письменный опрос заключается в проведении самостоятельных и контрольных работ.

Самостоятельная работа-небольшая по времени(15-20мин.)письменная проверка ЗУН уч-ся по небольшой (не пройденной до конца) теме курса.Может проводиться фронтально или индивидуально.

Динамические самостоятельные работы ( 5-10мин.) проверяют знания уч-ся по отдельным существенным вопросам курса (карточки,таблицы,тесты).

Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки ЗУН уч-ся по крупным изученным темам программы.Оценивается отметкой.

Содержание работ может организ-ся по одноуровневым или разноуровневым,отличающимся по степени сложности,вариантам.За правильное выполнение варианта А уч-ся получит отметку не выше «3»,за вар.Б-не выше «4»,за вар. В-«5».

Тестовые задания-стандартизированная методика проверки успеваемости,дающая точную количественную характеристику как уровня достижений ученика по предмету.

Графические работы-рисунки,диаграммы,схемы,чертежи и др.Используются на уроках по предмету,их цель-проверка умения уч-ся использовать знания в нестандартной ситуации,пользоваться методом моделирования,работать в пространственной перспективе,кратко резюмировать и обобщать знания.

Характеристика цифровой оценки (отметки):
«5» или «отлично»-уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:отсутствие ошибок,как по текущему,так и по предыдущему учебному материалу,не более 1 недочета,логичность и полнота изложения

«4» или «хорошо»-уровень выполнения требований выше удовлетворительного;использование доп.мат-ла,полнота и логичность раскрытия вопроса,самостоятельность суждений,отражение своего отношения к предмету обсуждения.Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по пройденному материалу,незначительные нарушения логики изложения материала,использование нерациональных приемов решения учебной задачи,отдельные неточности в изложении мат-ла

«3» или «удовлетворительно»-минимальный уровень выполнения требований,предъявляемый к конкретной работе,не более 4-6 ошибок или не более 10 недочетов по текущему мат-лу,не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному уч.мат-лу,нарушения логики изложения мат-ла,неполнота раскрытия вопроса

«2» или «плохо»-уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему мат-лу,более 5 ошибок или 8 недочетов по пройденному мат-лу,нарушение логики,неполнота,нераскрытость обсуждаемого вопроса,отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений

Содержание учебной дисциплины

Учебный год в 9 классе 34 недели,т.е.68час,количество часов в авторской программе-70,поэтому имеются несоответствия.


Название темы.

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

«Популяционно-видовой уровень»

3

2

«Экосистемный уровень»

8

6

«Возникновение и развитие жизни»

7

6




Введение (2 час).

Биология как наука и методы ее исследования.

Современные научные представления о сущности жизни.


Раздел 1.Уровни организации живой природы.

Молекулярный уровень.(10 ч.)

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.

Углеводы.

Липиды.

Состав и строение белков.

Функции белков.

Нуклеиновые кислоты.

АТФ и другие органические соединения клетки.

Биологические катализаторы.

Лабораторная работа №1.«Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».

Вирусы.




Клеточный уровень.(15 ч.)

Основные положения клеточной теории.

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

Различия в строении клеток эукариот прокариот.

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Энергетический обмен в клетке.

Типы питания клетки.

Фотосинтез и хемосинтез.

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

Деление клетки. Митоз.

Организменный уровень.(14 ч.)

Размножение организмов. Оплодотворение.

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

Дигибридное скрещивание.

Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана.

Генетика пола.

Модификационная изменчивость.

Мутационная изменчивость.

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.




Популяционно-видовой уровень.

(2 ч.)

Вид. Критерии вида.

Лабораторная работа №2.«Изучение морфологического критерия вида».

Популяции.


Экосистемный уровень.(6 ч.)

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

Состав и структура сообщества.

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Продуктивность сообщества.

Саморазвитие экосистемы.




Биосферный уровень.(4 ч.)

Биосфера. Среды жизни.

Средообразующая деятельность организмов.

Круговорот веществ в биосфере.




Раздел 2.Эволюция органического мира.

Эволюция. (7 ч.)

Развитие эволюционного учения.

Изменчивость организмов.

Борьба за существование. Естественный отбор.

Видообразование.

Макроэволюция.

Основные закономерности эволюции.




Возникновение и развитие жизни на Земле.(6 ч.)

Гипотезы возникновения жизни.

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.

Основные этапы развития жизни на Земле.

Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.




Повторение(2 ч.)

Повторение по курсу: «Введение в общую биологию».

Календарно-тематическое планирование



урока

Название темы

к/р,

л/р

Основные понятия

Сроки

План

факт

п/п

в

теме

1

1

Введение (2 час).

Биология как наука и методы ее исследования.




Введение

§ 1,2,

вопр.1-6

2.09




2

2

Современные научные представления о сущности жизни.




§ 3,вопр.1-5

7.09




3

1

Раздел 1.Уровни организации живой природы.

Молекулярный уровень.(10 ч.)

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.




§1.1,

вопр.1-4

9.09




4

2

Углеводы.




§1.2

14.09




5

3

Липиды.




§1.3

16.09




6

4

Состав и строение белков.




§1.4

21.09




7

5

Функции белков.




§1.5

23.09




8

6

Нуклеиновые кислоты.




§1.6

28.09




9

7

АТФ и другие органические соединения клетки.




§1.7

30.09




10

8

Биологические катализаторы. Лабораторная работа №1. «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».

л/р№1

§1.8

5.10




11

9

Вирусы.




§1.9

7.10




12

10

Обобщение знаний по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».

к/р№1




12.10




13

1

Клеточный уровень.(15 ч.)

Основные положения клеточной теории.




§2.1

14.10




14

2

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.




§2.2

19.10




15

3

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.




§2.3

21.10




16

4

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.




§2.4

26.10




17

5

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.




§2.5

28.10




18

6

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.




§2.6

2.11




19

7

Различия в строении клеток эукариот прокариот.




§2.7

11.11




20

8

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.




§2.8

16.11




21

9

Энергетический обмен в клетке.




§2.9

18.11




22

10

Типы питания клетки.




§2.10,2.12

23.11




23

11

Фотосинтез и хемосинтез.




§2.11

25.11




24

12

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.




§2.13

30.11




25

13

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.




§2.13

2.12




26

14

Деление клетки. Митоз.




§2.14

7.12




27

15

Обобщение знаний по теме «Клеточный уровень организации живой природы».

к/р№2




9.12




28

1

Организменный уровень.(14 ч.)

Размножение организмов. Оплодотворение.




§3.1,3.3

14.12




29

2

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.




§3.2,3.3

16.12




30

3

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.




§3.4

21.12




31

4

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.




§3.5

23.12




32

5

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании




§3.5

28.12




33

6

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.




§3.6

13.01




34

7

Дигибридное скрещивание.




§3.7

18.01




35

8

Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана.




§3.8,3.9

20.01




36

9

Генетика пола.




§3.10

25.01




37

10

Модификационная изменчивость.




§3.11

27.01




38

11

Мутационная изменчивость.




§3.12

1.02




39

12

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.




§3.13

3.02




40

13

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.




§3.14

8.02




41

14

Обобщение знаний по теме «Организменный уровень организации живого».

к/р№3




10.02




42

1

Популяционно-видовой уровень.

(2 ч.)

Вид. Критерии вида.

Лабораторная работа №2.«Изучение морфологического критерия вида».

л/р№2

§4.1

15.02




43

2

Популяции.




§4.2,4.3

17.02




44

1

Экосистемный уровень.(6 ч.)

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.




§5.1

22.02




45

2

Состав и структура сообщества.




§5.2

24.02




46

3

Потоки вещества и энергии в экосистеме.




§5.3

1.03




47

4

Продуктивность сообщества.




§5.4

3.03




48

5

Саморазвитие экосистемы.




§5.5

3.03




49

6

Обобщение знаний по теме «Экосистемный уровень».

к/р№4




10.03




50

1

Биосферный уровень.(4 ч.)

Биосфера. Среды жизни.




§6.1

15.03




51

2

Средообразующая деятельность организмов.




§6.2

17.03




52

3

Круговорот веществ в биосфере.




§6.3

22.03




53

4

Обобщающий урок по теме

«Биосферный уровень».







5.04




54

1

Раздел 2.Эволюция органического мира.

Эволюция. (7 ч.)

Развитие эволюционного учения.




§7.1

7.04




55

2

Изменчивость организмов.




§7.2,7.3

12.04




56

3

Борьба за существование. Естественный отбор.




§7.4

14.04




57

4

Видообразование.




§7.7

19.04




58

5

Макроэволюция.




§7.8

21.04




59

6

Основные закономерности эволюции.




§7.9

26.04




60

7

Обобщающение знаний по теме

«Основы учения об эволюции».

к/р№5




28.04




61

1

Возникновение и развитие жизни на Земле.(6 ч.)

Гипотезы возникновения жизни.




§8.1,8.3

3.05




62

2

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.




§8.2

5.05




63

3

Основные этапы развития жизни на Земле.




§8.4-8.5

10.05




64

4

Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.




§8.6

12.05




65

5

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.




§8.7-8.8

17.05




66

6

Обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле».




Повторить §1-8.8


19.05




67

1

Повторение(2 ч.)

Итоговое тестирование по курсу «Введение в общую биологию».

к/р№6




19.05




68

2

Повторение по курсу «БИОЛОГИЯ».







24.05




Список лабораторных и контрольных работ

Лабораторных работ-2

Лабораторная работа №1.«Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».

Лабораторная работа №2.«Изучение морфологического критерия вида».

Контрольных работ-6

1.«Молекулярный уровень организации живой природы».

№2. «Клеточный уровень организации живой природы».

3. «Организменный уровень организации живого».

4. «Экосистемный уровень».

5. «Основы учения об эволюции».

6. «Введение в общую биологию»