Содержание
Пояснительная записка
План-сетка смены
Содержание программы
Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы
Оценка эффективности программы
Список литературы
Пояснительная записка
Летний отдых в системе образования сегодня – это не только социальная защита, но и расширенные возможности для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта подростка, его социализации и профориентации. Воспитательная ценность системы летнего отдыха, таким образом, состоит в том, что профильный лагерь создает все необходимые условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга подростков, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации и общении.
Целью воспитательной деятельности профильного лагеря является создание оптимальных условий для отдыха и оздоровления школьников, максимальной реализации их творческих и интеллектуальных потребностей и интересов.
Профильный лагерь – форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными и социально активными детьми. Проводится как летняя профильная школа по различным специализациям профиля: русский язык, английский язык, башкирский язык, математика. Деятельность профильного лагеря предусматривает: практическую отработку знаний, умений и навыков в определенной специализации лингвистического профиля; выполнение коллективных или индивидуальных творческих работ, дополняемых обязательной системой мер по формированию здорового образа жизни.
Основные направления: интеллектуально-досуговое, спортивно-оздоровительное, продуктивно-творческое
– имеют познавательный характер. Организация досуга: деловые игры, интеллектуальные фестивали, психологические тренинги должны побуждать к приобретению новых знаний. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует подростка, балансирует его мышление и эмоции.
Целью деятельности профильного лагеря лингвистической направленности является: создание благоприятных условий для полноценного отдыха, оздоровления детей в летний период, развития их интеллектуального и творческого потенциала, самореализация каждого участника смены.
Задачи работы летнего лагеря:
организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;
самоопределение и самореализация школьников в предлагаемых видах деятельности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми
формирование у ребят навыков здорового образа жизни;
приобретение ребятами опыта общения и отношений на основе культурных норм проживания и деятельности;
развитие информационной культуры детей и подростков;
получение организаторского опыта и опыта самоорганизации;
приобретение новых друзей и впечатлений;
адаптация подростков к меняющимся условиям жизни общества;
воспитание интереса и любви к информационным технологиям;
развитие технического и логического мышления при выполнении теоретических и практических заданий;
поиск новых форм привлечения детей к различным видам творчества.
Исходя из поставленной цели, работа в лагере организуется по трем направлениям:
- интеллектуально-досуговое (обучающие курсы, интеллектуальные фестивали, деловые игры, экскурсии, творческие мастерские);
- спортивно-оздоровительное (динамические паузы, турниры по шашкам, шахматам, дартс, психологические тренинги);
- продуктивно-творческое
(проекты, стихи, рассказы на башкирском языке, учебные исследования, рисунки и макеты
).ПринципыПрограмма летнего оздоровительного лагеря опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Сроки действия программыПрограмма реализуется в течении одной смены, т.е. являются краткосрочной. Продолжительность смены 19 рабочих дней, рассчитана на занятость и оздоровление детей во время каникулярного периода
Возраст детей: 9-11 лет
Этапы реализации программыСрок реализации программы – 19 дней.
1.Подготовительный этап включает:
- подбор кадров: начальник лагеря, воспитатели
- комплектование отряда, разработка документации.
2
. Организационный этап включает:
- знакомство;
- выявление и постановку целей развития коллектива и личности; сплочение коллектива;
-
формирование законов и условий совместной работы;
- подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
3.
Основной этап включает реализацию основных положений программы.
Родители, дети, педагоги, государственные и общественные организации – организаторы программы, которые
- познают, отдыхают, трудятся;
- делают открытия в себе, в окружающем мире;
- помогают в проведении лагерных мероприятий;
- учатся управлять отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
- развивают способность доверять себе и другим;
- укрепляют свое здоровье.
4.
Заключительный этап.
Анализ и оценка результатов деятельности.
Ожидаемые результаты программыРеализация программы будет содействовать:
оздоровлению воспитанников и укреплению их здоровья;
выработке положительной мотивации к здоровому образу жизни;
улучшению эмоционально-чувственного состояния;
формированию умения жить в коллективе, самодисциплине;
созданию положительного образа крепкой семьи;
владению алгоритмами основных досуговых форм,
развитию коммуникативных способностей ребенка.
Дети по итогам участия в программе получают
з н а н и я:– способов сохранения, укрепления физического и психического здоровья;
– способов и приемов общения со сверстниками и взрослыми на основе культурных норм проживания и деятельности;
– организаторских знаний и умений;
у м е н и я:– работать с информацией;
– взаимодействовать в команде, находить выход из конфликтных ситуаций;
– выслушать и принять чужое мнение.
Формируются и совершенствуются индивидуальныеспособности детей
– ответственность за порученное дело, собственные поступки;
–
соотнесение своих желаний, целей с желаниями и целями других;
– уважение к чужому мнению;
– потребность в самосовершенствовании (самоанализ характера).
– уверенность, открытость, доброжелательность;
– инициативность в общении и отзывчивость;
– находчивость и мобильность;
– потребность в культурном и интеллектуальном развитии;
– открытость в восприятии новой информации, опыта других людей;
– увлечённость и заинтересованность в достижении поставленной цели;
– самостоятельность, уверенность в себе;
– умение владеть собой в разных ситуациях;
– психологическая готовность подростка к оказанию помощи окружающим.
Предполагаемые результаты для лагеря:– систематизация, описание, обобщение и внедрение в практику образовательной деятельности опыта педагогов лагеря;
– разработка новых эффективных технологий по работе с детской инициативой подростка и работе с индивидуальными целями ребенка.
Механизм оценки результата- отзывы участников и родителей
- выставки;
- оформление выставок рисунков и поделок.
- буклет-презентация по итогам проведенного лагеря
- издание сборника проектных работ учащихся
Содержание программы
Основные направления реализации программы:Программа деятельности профильного лагеря предусматривает следующие направления:
ИнтеллектуальноеДанное направление является ключевым в программе. Формы работы способствуют развитию интереса к интеллектуально- творческой деятельности,
основных познавательных процессов, привитию навыков самостоятельной работы, расширению интеллектуального пространства в городе.
- новые формы интеллектуальных игр – «Азбука», «Интеллектуальный тир»;
- командные, групповые и индивидуальные игры – «Умники и умницы»», «Своя игра»;
- посещение городской библиотеки;
ПатриотическоеЭто направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
- конкурс патриотической песни, просмотр художественных и документальных фильмов о С.Юлаеве;
- посещение городского краеведческого музея.
Спортивно-оздоровительноеВ это направление входят мероприятия, пропагандирующий здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные соревнования, походы, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения. С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей.
- занятия в спортивном зале;
- подвижные игры на воздухе;
- русские народные игры – «Лапта», «Городки»;
- башкирские народные игры – «Ак тирак, кук тирак», «Куреш»;
- спортивные игры: «Поиск клада», «Поставь рекорд», «На необитаемом острове»;
- праздник «Детский сабантуй».
ТворческоеЭто одно из важных направлений программы. Оно должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо создать все условия в лагере для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Все мероприятия этого направления носят практический характер.
Нет лучше формы приобщения ребенка к познанию, чем игра. Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность образования, воспитания, обучения,
позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать у них намеченные качества и способности (для этой цели используются игры дидактические, познавательные, интеллектуально-развивающие, подвижные, ролевые и др.). Во-вторых, это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на личность и коллектив. В-третьих – метод стимулирования интереса и творчества активности детей в других видах деятельности. В-четвертых, игра - это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности детского коллектива.
- конкурс рисунков;
- конкурс стенгазет «Звонкое лето»;
- создание проектов: «Человек в мире машин», «Сказки учат добру», «Мое настроение», «наша книга Гиннеса», «Город моей мечты», «Сам себе режиссер», «Прокрутим жизнь назад»;
- составление электронного портфолио лагеря.
ДосуговоеЛето – время отдыха, и поэтому большую роль играет правильно организованный досуг. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются, заводят новых друзей. Необходимо, чтобы все мероприятия этого направления были веселые, эмоциональные, энергичные, непродолжительные. Это направление напрямую связано с другими направлениями программы.
Занятия с психологомНеотъемлемой частью программы являются занятия с психологом:
- групповые психологические тренинги;
- диагностика;
- индивидуальные консультации.
Основной целью таких занятий является:
- формирование навыков самостоятельного принятия решения и действий в условиях неопределенности;
- сплочение детского коллектива, формирование команды знатоков;
- проживание ситуации сотрудничества, взаимовыручки;
- выявление типов психологических ориентаций, определяемых поведение обучающихся в ситуации взаимодействия; стратегии взаимодействия.
Условия реализации программы
В качестве основных критериев эффективности реализации программы рассматриваются: позитивное отношение к ней ребенка. Эффективность воспитательного процесса зависит также от приближения к возрасту, опыту детей; разнообразия содержания, форм и методов игровой деятельности.
Условия реализации программы:
- сочетание индивидуальных и командных состязаний, соревнований;
- раскрытие творческого потенциала, возможность саморазвития;
- формирование специфической позиции вожатого как вожатого играющего, непосредственного и равноправного участника игры, ее организатора, способного через разнообразные формы игровой деятельности оказывать психологическую поддержку детям в процессах самореализации.
Кадровое обеспечениеВ соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря;
педагог-психолог.
Кураторы отрядов:
воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
вожатые (из числа актива школы)
Материально-техническое обеспечение -
|
Применение
| Источник финансирования и материальная база
|
Ответственные
|
Кабинеты
| Комната отдыха, игровые комнаты, комната психологической разгрузки
| Родительские взносы.
Приобретение канцелярских принадлежностей для отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов
| Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал
|
Спортивный
зал
| Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды)
| Материальная база школы
| Спортивный
руководитель
|
Спортивная площадка
| Линейка, проведение игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания
| Материальная база школы
| Спортивный
руководитель
|
Школьный двор
| Отрядные дела, игры-путешествия
| Материальная база школы
| Воспитатели, администрация лагеря
|
Актовый
зал
| Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской
| Материальная база школы
| Воспитатели, администрация лагеря
|
Медицинский
кабинет
| Медицинский контроль мероприятий лагерной смены
| Материальная база школы
| Медицинский работник школы
|
Школьная библиотека
| Литература для педагогов и детей лагеря
| Материальная база школы
| Библиотекарь
|
Школьная столовая
| Завтрак, обед, полдник
|
| Заведующая пищеблоком
|
Методический кабинет
| Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков
| Материальная база школы
| Старший воспитатель
|
Комнаты гигиены
| Туалеты, места для мытья рук, раздевалки
| Материальная база школы
| Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал
|
Научно-методическое обеспечение
Создание необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела
творческие мастерские
индивидуальная работа.
5. Методическое обеспечение программы
создание необходимой документации, программы. плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские;
индивидуальная работа;
сценарии и разработки мероприятий.
6. Оценки эффективности программыДля того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Диагностика эффективности программы
Наличие опыта реализации.Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что программа летнего оздоровительного лагеря дает положительные результаты. Ребята, посещавшие летний лагерь в прошлом году стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни. Желающих, посещать лагерь в этом году очень много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. В этом году предполагается, что Программа закрепит результаты прошлого года, и даст толчок к развитию новых творческих и спортивных способностей.
Список литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Москва, 2000
Башкирские народные игры\авт-сост Р.М.Ураксина- Уфа, 2002
Видякин М.В. Внеклассные мероприятия в средней школе.- Волгорад, 2006
Григоренко Ю. Н., Кострецова У. Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – Москва.: Педагогическое общество России, 2002
Линго Т.И. Игры детей мира. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль, 1998
Нещерет Л. Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во технологии», 2006.
Патрикеев А.Ю. Подвижные игры.- Москва, 2007
Психологическме тесты\под ред А.А.Карелина.-Москва, 1999
ПриложениеРАЗРАБОТКИ МЕРОПРИЯТИЙРазработка мероприятия «Внимательный пешеход»Цель мероприятия: пропаганда правил дорожного движения у младших школьников, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, проверка и закрепление навыков безопасного поведения детей на улицах.
Задачи мероприятия: проверить и закрепить знания сигналов светофора, дорожных знаков, предупредить наиболее распространённые ошибки;
развивать внимание, мышление; воспитывать чувство товарищества.
Оборудование: жетоны (красные, зелёные), модель светофора, набор дорожных знаков, разрезные картинки автомобиля, 2 кегли, ватман, фломастеры.
Ход мероприятия.I Вступительное слово.Юные пешеходы! Будущие водители!
Дети и родители!
Велосипедисты и мотоциклисты!
Автомобилисты!
Наши гости, наши зрители!
Добро пожаловать! Привет!
Вам путь открыт! Зеленый свет!
Везде и всюду правила.
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Как таблицу умноженья, как урок,
Помни правила движенья назубок!
Внимание! Внимание!
Вас ожидает состязание!
На лучшее знание и умение
Правил дорожного движения!
Сегодня мы собрались в Клубе Внимательных Пешеходов, в гостях у Пети Светофорова.
Цель нашего мероприятия: проверить, на сколько хорошо дети знают правила дорожного движения, и умело применяют знания на практике!
Перед нами 2 команды: красные и зеленые игроки. Я сегодня буду главным заместителем Пети Светофорова и ведущим.
(Учитель надевает фуражку инспектора.)Послушайте правила конкурса.
Помощником и другом Пети является Светофор. Но совсем недавно он сломался и нам предстоит его починить.
За победу в каждом конкурсе команда получает жетон цвета своей команды. Та команда,
которая наберет большее количество жетонов, будет считаться победительницей нашей игры и получит право включить светофор. А теперь пора начитать соревнование.
П. Этапы конкурса.Разминка для всех команд и зрителей- Что добавить нужно к шине, чтоб помчаться на машине? (слог
МА)
- С буквой «П» я часть велосипеда, а вот с «М» - награда на груди у деда? (
Педаль –
медаль)
- В каком слове целый метр букв «О»? (метр
о)
- Что шумит на ветру в каждом колесе? (лес – ко
лесо)
- Как цифра всегда катается в электричке? (три - элек
тричка)
- Для какого важного дела может послужить автомобилисту половинка горошины? (для замены изношенной шины - горо
шины)
1. Разминка.- Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к конкурсу. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? Нет.
-Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? Да.
-Что хотите — говорите, каждый раз, идя домой,
играем мы на мостовой? Нет.
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите,
то перед транспортом бежите? Нет.
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там,
где переход? Да.
-Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро,
что не видим светофора? Нет.
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет»
нарисован человек? Нет.
- Что хотите - говорите, на круглых знаках –
красный цвет означает «здесь запрет»? Да.
2. Игра «Доскажи словечко».Нет конца у строчки,
Где стоят три точки…
Кто придумает конец,
Тот и будет молодец.
Там, где есть машин поток,
Дорожных знаков много,
Постовой свистит в свисток,
Значит, там — ... (дорога)
2. Чтобы я тебя повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит...
(автомобиль)3. В магазине мы купили
Глобус круглый и большой.
Об одном мы позабыли,
Как нести его домой?
Но, подъехав к остановке
Дверь открыл и очень ловко
Вмиг привез и нас, и глобус,
Замечательный...
(автобус)4. Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой...
(велосипед)5.Он и в поле, и на стройке,
Он почётный трудовик.
Тяжесть он выносит стойко,
Возит грузы...
(грузовик) 6. Мы стоим на остановке,
Мы поедем за обновкой.
Рельсы есть, ты не зевай,
К нам спешит большой...
(Трамвай)7 . В дороге всем ребятам
Мы светим с давних пор
Мы три родные брата
Наш домик -...
(Светофор)8. Чтоб тебе помочь
путь пройти опасный
Горит день и ночь_
Зеленый, желтый...
(Красный)9.Мы на улицу пошли,
Светофора не нашли.
Как дорогу перейти,
Если «зебра» на пути!
Мы гадали, мы решали,
Что же это за проход?
А потом мы все узнали
«Зебра» — это ...
(переход)10. Ожидаешь ты посадки
На отведенной площадке.
Не нужна тебе сноровка,
Это место —
(Остановка)11.Знает правила движенья,
Как урок учитель,
Плюс сноровка при вождении,
Звать его...
(водитель)12.
Мчат по улицам машины,
Там хозяйничают шины.
Мы спустились в переход,
Там хозяин....
(Пешеход) 13. Напомни ротозею строго:
«Стоп! Здесь проезжая дорога!
Кто так на улице резвится,
Потом окажется в ...
(больнице)14. Очень нужен он в пути,
Где дорогу перейти?
Он расскажет «что» и «как»,
Звать его - ...
(дорожный знак)3. Рекламный щит.Вам необходимо придумать и нарисовать рекламный щит, пропагандирующий безопасность на дорогах, и защитить его.
4. Дорожные знаки.Знаки важные, дорожные -
Компас взрослых и ребят.
Дети! Будьте осторожны!
Знайте, что нельзя, что можно!
Выполняйте непреложно
Всё, что знаки говорят!
Мы знаем, что дорожные знаки – наши верные друзья. Сейчас мы проверим, как хорошо вы их знаете. К каждой загадке найдите отгадку.
1. Что за знак такой висит?
Стоп машинам он велит.
Пешеход – идите смело
По полоскам чёрно-белым. ( Пешеходный переход)
2. Под дорогою – нора.
Кто быстрее всех смекнёт,
Почему по ней с утра
Ходят люди взад – вперёд. (Подземный переход)
3. Знак дорожный на пути:
Путь железнодорожный впереди.
Но загадка в знаке есть:
Чем опасен переезд (Переезд без шлагбаума)
4.Заболел живот у Ромы,
Не дойти ему до дома.
В ситуации такой
Нужно знак найти какой? ( Пункт первой медицинской помощи))
5. Двое: школьница и школьник
забежали в треугольник.
И шофёр, и все на свете
Понимают: близко….дети ( Дети)
6. Круглый знак, а в нём окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь, свалка кирпича. (Въезд воспрещён)
7. Я в кругу свободном красном,
Это значит – тут опасно,
Тут, поймите, запрещение
Пешеходного движения. (Движение пешеходов запрещено)
8. В этом месте,
Как не странно,
Ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя.
Кто – то стоя…
Что за место здесь такое? ( Место остановки автобуса)
9. Едет мальчик Федя на велосипеде…
Отгадайте, отчего же недовольство у прохожих.
10. В треугольнике, ребята.
Человек стоит с лопатой,
Что – то роет, строит что – то,
Здесь …. дорожные работы. (Дорожные работы)
-
5. СТО- Ребята, а кто знает, что такое СТО? (Станция технического обслуживания)
Сейчас нам предстоит отремонтировать машины. (Из разрезанных кусочков собрать рисунок машины)
6. Игра «Эстафета автомобилей».- Машины готовы и можем устроить гонки, для этого проведём игру «Эстафету автомобилей». Для участия приглашаю из каждой команды по 5 самых быстрых и ловких игроков.
1 вариант. Дети выстраиваются в колонны по одному, одна параллельно другой. Играющие в командах принимают названия автомобилей: «Москвич», «Запорожец», «Жигули» и др. Перед впередистоящими игроками проводится стартовая черта. Впереди каждой колонны на расстоянии примерно 10-20 м ставится стойка
(булава). На расстоянии 2 м от старта чертится линия финиша. Регулировщик дорожного движения громко вызывает любой автомобиль. Игроки, носящие карточку с названием этого автомобиля, выбегают вперед, обегают стоящий напротив них предмет и возвращаются обратно. Тот, кто первым прибежит в свою команду, выигрывает очко для своей команды. Регулировщик дорожного движения вызывает автомобили вразбивку, некоторых может вызвать 2 раза.
2 вариант. Команды строятся в колону по одному, держась друг за друга, проходят этапы импровизированной дороги. Чья команда выполнит бысрей задание, та и победила.
III. Подведение итогов.Молодцы, ребята!
Всем спасибо за ответы,
За задорный звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
- Давайте посчитаем, какая команда набрала больше очков, той команде и даётся право включить светофор.