Главная страница

Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.


Скачать 73.49 Kb.
Название Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.
Дата 14.02.2016
Размер 73.49 Kb.
Тип Документы

Деловая игра для воспитателей

«Работа с родителями»

Цель:

  1. формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями;

  2. оптимальные пути разрешения конфликтов;

  3. поиск новых способов поведения в контактах с родителями;

  4. приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Форма проведения: две рабочие группы, одна экспертная группа.

Материалы и оборудование: , набор фломастеров, 2 альбомных листа, конверты с вопросами для двух команд, набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы, карточки, на которых сформулированы фрагменты проведения встречи с родителями.

Ход игры

1 часть. Теоретическая.

Вопросы для первой группы:

  1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями?

  2. Перечислите формы работы с родителями.

  3. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?

  4. Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?


Вопросы для второй группы:

  1. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

  2. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.

  3. Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?

  4. В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:

В его присутствии

Без него

В присутствии всех членов семьи

2 часть

Игровое упражнение "Современная семья – какая она?"

Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.

Ход проведения

Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.
Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении.

Через 20-25 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.

(Ведущий игры подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе)

3 часть

Решение педагогических ситуаций.

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

1. Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась.

- Вы выполнили бы просьбу родителя?

- Какими будут Ваши действия в дальнейшем?

2. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика.

- Как Вы начнёте беседу?

3. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести.

- Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

4.Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам.

- Как вы будете просить родителей о помощи?

4 часть

Игровое упражнение "Определи логическую последовательность".

Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.

Ход упражнения.

Каждая группа получает карточки, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течении регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.

Содержание текста на карточках.

Для первой и второй группы.

  • Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.

  • Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз. работник, медицинский работник и др.

  • С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.

  • Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.

  • Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.

  • Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.


Приложение:

Примерные ответы

1. Что такое работа с родителями?

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

2. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

  1. Изучение семей детей

  2. Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения

  3. Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей

  4. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии

3. Формы работы с родителями.

I. Массовые: - совместные мероприятия педагогов и родителей

  • родительские собрания

  • конференции

  • консультации

  • вечера для родителей

  • кружки для родителей

  • школа для родителей

  • клубы по интересам

  • совместные мероприятии педагогов, родителей и детей

  • Дни открытых дверей

  • кружки

  • КВН, викторины

  • Совместное творчество

  • праздники

  • родительские собрания

  • выпуск газеты

  • концерты

  • соревнования

2. Индивидуальные

  • беседы

  • посещения на дому

  • выполнение индивидуальных поручений

3. Наглядно-информационные

  • информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)

  • информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование).

4. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.

Слово "анкета" в переводе с французского языка означает "список вопросов". Этот метод пришёл в педагогику из социологии, анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответов.

Различают открытые вопросы (варианты ответов не предполагаются) и закрытые вопросы (варианты ответов заранее предусмотрены).

При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительныё опыт родителей, их трудности, ошибки, отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.

Возможность охвата большого количества родителей, простота обработки.

Недостатки: формализм, недобросовестное выполнение заданий родителями.

5. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?

Особого внимания требуют:

  • дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений

  • дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность)

  • дети, имеющие различного рода неблагополучия личного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку

  • застенчивые дети

Посещение семьи ребёнка много даёт для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания.

Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма.

Не задавая прямых вопросов взрослым, воспитатель может выяснить:

микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу

семейный уклад (есть ли традиции, какие)

организацию режима ребёнка, его игр, труда, занятий.

6. Работа с трудными семьями. Какую семью Вы считаете трудной? Есть ли у Вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Неблагополучные семьи по своему укладу жизни очень различны. Особенно заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни (дети в так4их семьях, если они педагогически не запущены, поддаются влиянию)

Другой тип семьи – внешне благополучный, где родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать своё особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно.

Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов, руководителя ДОУ. Наиболее эффективны индивидуальные формы общения, доверительные беседы; привлекать таких родителей к наблюдению за детьми.

7. Считаете ли Вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты. Что это даёт педагогам и родителям?

День открытых дверей является достаточно распространённой формой работы. В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам.

Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.

Интересной формой сотрудничества может стать выпуск газеты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети.