Пояснительная записка
Население Земли почти на одну треть составляют дети – «человеческие существа в возрасте до 18 лет» (ст.1 Конвенции о правах ребенка).
Дети – своеобразный социальный барометр, чутко реагирующий на перемены в государстве, и именно отношение к детям наиболее точно определяет состояние и уровень развития общества, в котором живут и воспитываются. Иными словами, дети – это будущее любой страны, города.
Но будущее закладывается в настоящем: дети должны быть здоровыми физически и нравственно, должны развиваться, познавать окружающий мир, готовиться к самостоятельной жизни.
Дети – это привилегированная часть общества. Государства, подписавшие Конвенцию ООН о правах ребенка, обязались наилучшим образом обеспечивать интересы детей. Но обеспечение этих интересов зависит от многих факторов:уровня развития общества, экономики, культуры, традиций, воли правителей и политиков.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-11 классов, ориентирован на решение комплекса задач нравственно – правового воспитания. Его введение должно способствовать более успешной социальной адаптации школьников этой возрастной группы к сложным условиям окружающей среды, с учетом ее высокого динамизма и противоречивости. Курс призван помочь им осознать свои возможности, свой социальный статус, свои права и обязанности, научить действовать, ориентируясь на свои интересы и потребности, с учетом прав и интересов других людей не выходя за рамки дозволенного, правомерного.
Курс пропагандирует и популяризует понятие толерантности, ненасилия. Каждое занятие дает школьникам информацию о статьях Конвенции ООН о правах ребенка и законодательстве Российской Федерации, учит применять знания о правах на практике. Курс состоит из интерактивных занятий, предлагающих активное вовлечение школьников в дискуссию, совместную работу, самостоятельные размышления.
Актуальность курса в том, что на занятиях ученики не просто заучивают материал, но учатся анализировать его, формировать свое отношение к обсуждаемым проблемам. И то, что ведущий занятия может легко его изменить, разнообразить, адаптировать материал для отдельно взятой группы или класса по своему усмотрению, сохраняя при этом ту информационную базу, которая дается в занятиях является неоспоримым преимуществом курса.
Цели и задачи курса
Помочь подросткам приобрести ключевые компетентности и социальный опыт, которые помогут ему адаптироваться в условиях рыночных отношений, получить профессию, найти достойную работу, гармонично отстаивать свои гражданские права.
Сформировать первичные знания о сущности, функциях, задачах, признаках государства и права, содержании отдельных государственных и правовых институтов и отраслей законодательства, объяснить роль государства и права в жизнедеятельности общества.
Помочь ребятам постепенно приобрести основы политической и правовой культуры.
Развивать правосознание.
Разъяснить основные понятия в сфере правоведения.
Стимулировать процесс социализации подростка, формировать качества гражданина, необходимые для жизни в правовом государстве и приобщение к общечеловеческим ценностям.
Требования к курсу:
Активно вовлекать подростков в процесс занятия
Отражать мнение каждого в дискуссии
Изменять программу в зависимости от потребностей учащихся
Возраст учащихся, участвующих в реализации данного курса 15-17 лет. Именно в этом возрасте у ребят сформировывается собственное Я, они уже активно ищут место под солнцем, стремятся занять лидирующее положение в классе, группе, часто используя не те методы приемы, способы. Поэтому данный курс может облегчить процесс самореализации подростка, направить его в правильное русло и избежать многих конфликтных ситуаций.
Программа рассчитана на два года.
Формы и режим работы: беседа, дискуссия, ролевые игры, индивидуальная и групповая работа с раздаточным материалом, решение познавательных задач. Занятия проводятся два раза в неделю. Каждое занятие по два часа. В объединение принимаются все желающие.
Критерии и способы проверки достигнутых результатов
Итогом работы по программе должно стать развернутое и мотивированное описание педагогом уровня личных достижений учащихся в устной (письменной) форме. Целью такого оценивания является именно помощь подростку в выборе его дальнейшего социального маршрута.
Дополнительным элементом может быть самооценка ребятами своих достижений. Для этого необходимо используя имеющиеся у подростков уже теоретические знания, а также их личный социальный опыт, предлагать школьникам задания различного уровня сложности, использовать активные формы проведения занятий: работы в группах, семинары, диспуты.
Программа социально-педагогической направленности.
Программа рекомендована педагогам дополнительного образования
Учебно-тематический план
№п/п
| Название темы
| Количество часов
|
| Первый год обучения
|
|
|
|
|
| теория
| практика
| всего
|
| Комплектование группы
| 8
| -
| 8
|
| Введение в курс. Беседа по охране труда.
| 4
| -
| 4
| 1.
| История государства и права
| 7
| 2
| 9
| 2.
| Конституционное право
| 13
| 13
| 26
| 3.
| Гражданское право
| 23
| 16
| 39
| 4.
| Гражданские права ребенка
| 4
| 2
| 6
| 5.
| Право ребенка на особую защиту
| 2
| 4
| 6
| 6.
| Толерантность и права ребенка на свободу мысли, совести
| 6
| 8
| 14
| 7.
| Защита ребенка от насилия и эксплуатации
| 6
| 6
| 12
| 8.
| Гражданин России
| 4
| 16
| 20
|
|
| 79
| 65
| 144
|
| Второй год обучения
|
|
|
| 9.
| Введение. Охрана труда.
| 4
| -
| 4
| 10.
| Трудовое право
| 10
| 10
| 20
| 11.
| Административное право
| 5
| 5
| 10
| 12.
| Уголовное право
| 18
| 12
| 30
| 13.
| Экологическое право
| 6
| 4
| 10
| 14.
| Семейное право
| 20
| 10
| 30
| 15.
| Налоговое право
| 8
| 2
| 10
| 16.
| Международное право. Международные договоры по правам человека.
| 8
| 2
| 10
| 17.
| Правовая культура.
| 15
| 5
| 20
|
| 94
| 50
| 144
|
Содержание программы
Введение. Беседа по технике безопасности.
История государства и права – 9 часов.
История государства и первые нормативные документы Российского государства: «Русская Правда», «Соборное Уложение», «Табель о рангах» и другие – 2 ч., теория;
Возникновение права как достижение древних цивилизаций – 2ч., теория;
Социальные нормы и их значение – 2ч., теория; 1ч. – практика: работа со схемой;
Гуманистическая и авторитарная этика. Правила вежливости – 1ч., теория;
Нормы морали и нормы права – практика: письменная работа -1ч.;
Конституционное право – 26 часов.
Конституция – особый правовой акт – 2ч., теория;
Исторические условия для принятия Конституции 1993 года, ее основные черты – 2ч., теория;
На пути к конституционному строю – практика: эссе - 2ч.;
Гражданство Российской Федерации. Основные принципы отношений между гражданином и государством – 2ч., теория;
Основные права граждан России -2ч., теория; 2ч., практика: решение познавательных задач;
Право ребенка на учебу и отдых – 2ч., теория;
Наша школа, какая она? Возраст школы. Традиции. Статус школы и ее особенности. – 2ч. Практика: письменные и устные сообщения по теме;
Ценность свободного времени: кто и как отдыхает? Возможности для развлечений, занятий физкультурой и спортом. Возможность для самообразования. – 3ч., практика: презентации;
Основные обязанности граждан России. – 2ч., теория;
Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. -1ч., теория;
Юридические меры принуждения граждан России к исполнению основных обязанностей. -2ч., теория;
Обязанность гражданина сохранять природу и окружающую среду. Право гражданина России на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. – 2ч., практика: решение юридических задач;
Угрозы жизни на Земле. Глобальные экологические проблемы. – 2ч., практика: презентации;
Гражданское право. -39 часов.
Область применения гражданского права. -2ч., теория;
Правоспособность и дееспособность. -2ч., теория;
Основания для возникновения имущественных отношений. -2ч., теория;
Что такое «вещи»? Диагностика: отношение к своим и чужим вещам; отношение к воровству. – 2ч. Практика;
Вещи в нашем доме. Нужные, полезные вещи. Вещи, дарящие нам радость. Философские раздумья: роль вещей в жизни человека – 2ч., практика: эссе;
Вещи, имущество, собственность, права собственника. Право собственности несовершеннолетних, его охрана. Защита прав детей при приватизации жилья. – 2ч. Практика: изучение и комментирование юридических текстов Гражданского и Жилищного кодексов;
Право собственности. -2ч., теория;
Охрана права собственности граждан. -2ч., теория;
Решение юридических задач. -2ч., практика;
Предпринимательство. -2ч., теория;
Физические и юридические лица. Образование юридического лица. -2ч., теория;
Виды юридических лиц. Коммерческие образования. -2ч., теория;
Некоммерческие юридические лица. -2ч., теория;
Пробуем себя в предпринимательстве: « Каким бы делом я хотел бы начать свой бизнес?» -2ч., практика;
Обязательственное право. -2ч., теория;
Виды основных договоров обязательственного права. Решение юридических задач. -4ч., практика;
Защита нематериальных прав. -3ч., теория;
Решение юридических задач. Учимся составлять исковое заявление. -2ч., практика
Гражданские права ребенка. 6часов.
Конвенция ООН о правах ребенка. -2ч., теория;
Права и обязанности ребенка. -2ч., теория;
Подведение итогов – письменная работа. -2ч., практика;
Право ребенка на особую защиту. 6часов.
В чем, может быть, уязвим ребенок – работа с Конвенцией о правах ребенка. – 2ч., теория;
Дискуссия на тему: «Как можно повлиять на состояние своего социального благополучия» -2ч., практика;
«Какой, на ваш взгляд, должна быть идеальная для ребенка страна? Какие отношения между людьми, какие в ней школы, родители и т.д.», -2ч., практика:сочинение;
Толерантность и права ребенка на свободу мысли, совести. 14часов.
Мы все разные. Расовые, национальные, религиозные различия между людьми. Могут ли эти различия стать причиной конфликтов между людьми? -2ч., теория;
Объяснение понятия «толерантность», - 2ч., практика: игра;
Закон охраняет личные права человека. Практикум: чтение и комментирование юридических текстов Конвенции ООН о правах ребенка. -2ч., практика;
Дискуссия на тему: «В чем проявляется интолерантность». -2ч., практика;
Конкурс эмблем «толерантности». -2ч., практика;
Малые социальные группы. -2ч., теория;
Контркультура. Дворовые сообщества. -2ч., теория;
Защита ребенка от насилия и эксплуатации. 12 часов.
Формы насилия. -2ч., теория;
Расизм, апартеид, геноцид. -2ч., теория;
Уголовная ответственность за насильственные преступления. -2ч., теория;
Конкурс работ «Нет!» насилию. -2ч., практика;
Работа над заданиями в группах. -4ч , практика.
Гражданин России. 20 часов.
Юридический смысл понятия «гражданин». -2ч., теория;
«Всеобщая декларация прав человека» о праве изменить свое гражданство и о запрете произвольно лишать человека его гражданства. -2ч., практика: изучение и комментирование юридических текстов;
Граждане России с рождения. Совершеннолетие гражданина России. Двойное гражданство. Защита государством граждан России за его пределами. -2ч., теория;
Нравственный долг человека – защищать свое отечество и заботится о его процветании. -2ч, практика: подбор материалов печати, литературных произведений; защита работ;
Атрибуты Российской Федерации, гимн РФ. -2ч., практика;
Экскурсия в этнографический музей: культура и быт народов России. -8ч., практика;
Трудовое право. 20 часов.
Закон регулирует трудовые отношения. Понятие и источники трудового права. -2ч., теория:
Поступление на работу. Принципы трудового права. -2ч., теория;
Трудовой и коллективный договор. Права и обязанности сторон. -2ч., теория;
Учимся составлять трудовой договор. -2ч., практика;
Оплата труда, охрана труда. -2ч., теория;
Особенности труда несовершеннолетних. -2ч., теория;
Решение юридических задач по трудовому праву. -4ч., практика;
Трудовые споры. Работа со статьями трудового кодекса. -2ч., практика;
Ответственность по трудовому праву. Психологический тренинг: «как стать хорошим начальником». -2ч., практика.
Административное право. 10 часов.
Понятие административного права и правонарушения. – 2ч., теория;
Виды административных правонарушений, посягающих на права граждан. -3ч., теория;
Решение юридических задач. -3ч., практика;
Экскурсия в отделение милиции, встреча и беседа с инспектором ОДН. -2ч., практика.
Уголовное право. 30 часов.
Понятие и источники уголовного права. Принципы уголовного права. -2ч., теория;
Рассуждения на тему: «возможно ли создать государство без преступлений?» -2ч., практика;
Преступления против жизни граждан. -2ч., теория;
Виды преступлений, посягающие на здоровье граждан. -2ч., теория;
Преступления против свободы и достоинства граждан. -2ч., теория;
Лабораторно-практическое занятие. Разбор материалов судебной практики. 4ч., практика;
Преступления против собственности. Кража, грабеж, разбой. -2ч., теория ;
Изучение и комментирование статей УК РФ. -2ч., практика;
Виды преступлений против общественного порядка. -2ч., теория;
Обзор СМИ: статьи по теме общественного правопорядка. -2ч., практика;
Производство по делам несовершеннолетних. -4ч., теория;
Наказание в уголовном праве. -2ч., теория;
Диспут на тему: «За и против смертной казни». -2ч., практика.
Экологическое право. 10 часов.
Понятие и источники экологического права. -2ч., теория;
Экологические правонарушения. -2ч., теория;
Ответственность в экологическом праве. -2ч., теория;
Решение юридических задач. -2ч., практика;
Дискуссия на тему: «Экологическая обстановка моего города» -2ч., практика;
Семейное право. 30 часов.
Понятие и источники семейного права. -2ч., теория;
Принципы семейного права. -2ч., теория;
«Брак: за и против», эссе. -2ч., практика;
Брак и условия его заключения. -2ч., теория;
Права и обязанности супругов и детей. -4ч., теория;
Защита детей, оставшихся без попечения родителей. -2ч., теория;
Виды ответственности, которую несут родители, неосуществляющие родительские обязанности. -2ч., теория;
Лишение родительских прав. -2ч., теория;
Решение познавательных задач. -4ч., практика;
Развод. Порядок обеспечения совместнонажитого имущества. -2ч., теория;
Имущественные права ребенка при разводе. -2ч., теория;
Решение познавательных задач. 4ч., практика.
Налоговое право. 10 часов.
Налоговое право. Налоговые органы., -2ч., теория;
Налоги с физических лиц. -2ч., теория;
Налоги с юридических лиц. -2ч., теория;
Ответственность за уклонение от уплаты налогов. -2ч., теория;
Доклады на тему «Налогооблажение в других странах». -2ч., практика;
Международное право о правах человека. 10 часов.
Международное признание прав человека. -2ч., теория;
Всеобщая декларация прав человека. -2ч., теория;
Защита прав человека в Российской Федерации и международными органами. -2ч., теория;
Международные преступления. -2ч., теория;
«Как жить в мире?», дискуссия. -2ч.,практика.
Правовая культура. 20 часов.
Правопорядок. -2ч., теория;
Правовая культура личности и ее значение. -2ч., теория;
Агрессивность как явление, нарушающее нормальную жизнь общества, представляющее угрозу для людей. Диагностика – обсуждение художественных произведений, стержнем которых является проявление жестокости. -2ч., практика;
Проявление агрессивности и жестокости в межличностных отношениях. Диалог о конфликтах. -2ч., практика;
Роль девочек, девушек в смягчении нравов, предотвращении и прекращении конфликтов. «Кто вы, хранительницы мира или воительницы?» -1ч., практика;
Гражданин и гражданственность – как соотносятся эти понятия. -2ч., теория;
Нравственные нормы российского человека в советский период и их соотношение с традиционными национальными представлениями о правовой культуре. -3ч., теория;
Ценности и представления о нравственности и культуре в современной России. -3ч., теория;
Факторы, влияющие на правовую культуру в современном российском обществе ( историко–культурные традиции, особенности современной социально-экономической и политической ситуации в стране и др.) -3ч., теория.
Методические условия обеспечения образовательного процесса
А) История государства и права
Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом.
Итоговое занятие: письменная работа на тему: «Золотое правило нравственности».
Б) Конституционное право
Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом, работа с Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, дискуссии.
Итоговое занятие: презентации на тему: «Глобальные проблемы современности», «Права человека – человеку».
В) Гражданское право
Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом, работа с Гражданским кодексом РФ, с материалами из судебной практики.
Итоговое занятие: решение познавательных задач.
Г) Гражданские права ребенка
Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом.
Итоговое занятие: письменная работа на тему: «Какие из своих гражданских прав вы считаете наиболее важными и почему?»
Д) Право ребенка на особую защиту
Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом, дискуссия на тему: «Как можно повлиять на состояние своего социального благополучия», «Какой, на ваш взгляд, должна быть идеальная для ребенка страна?» -эссе.
Итоговое занятие: конкурс эссе.
Е) Толерантность и права ребенка на свободу мысли, совести
Формы занятий: беседа, работа со схемой «Толерантность», практикум, игра-тренинг «Быть терпимым»
Итоговое занятие: презентации работ: «Нет! Насилию».
Ж) Гражданин России
Формы занятий: беседа, лабораторно-практические занятия, экскурсия.
Итоговое занятие: экскурсия в Этнографический музей «Культура и быт народов России».
З) Трудовое право
Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом, работа с Трудовым кодексом РФ, с материалами из судебной практики.
Итоговое занятие: решение познавательных задач.
И) Административное право
Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом, работа с Административным кодексом РФ, с материалами из судебной практики.
Итоговое занятие: решение познавательных задач.
К) Уголовное право
Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом, работа с Уголовным кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, с материалами из судебной практики, экскурсия в отделение милиции, встреча с представителями милиции.
Итоговое занятие: решение познавательных задач, экскурсия в отделение милиции, встреча с представителями милиции.
Л) Экологическое право
Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом, работа с Экологическим кодексом РФ, с материалами из судебной практики.
Итоговое занятие: решение познавательных задач, презентации на тему: «Экология родного края».
М) Семейное право
Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом, работа с Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, с материалами из судебной практики, беседа с социальным педагогом школы, инспектором по делам несовершеннолетних.
Итоговое занятие: решение познавательных задач, эссе: «Есть ли будущее у семьи и брака?»
Н) Налоговое право
Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом, работа с Налоговым кодексом РФ.
Итоговое занятие: решение познавательных задач, эссе: «Налогооблажение в других странах».
О) Международное право о правах человека
Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом, Конвенцией ООН по правам человека.
Итоговое занятие: эссе: «Как избежать международных конфликтов».
П) Правовая культура
Формы занятий: беседа, работа с художественными произведениями, материалами СМИ.
Итоговое занятие: эссе: «Кто вы, хранительницы мира или воительницы?»
Список литературы
Конституция РФ.
Права ребенка. Занятия для школьников общеобразовательных школ. Методическое пособие для преподавателей. Санкт-Петербургская региональная общественная организация «Центр инновации», уполномоченный по правам ребенка в Спб.2004г.
Родители и дети. Юридический справочник. Санкт-Петербургская региональная общественная организация «Центр инновации», уполномоченный по правам ребенка в Спб.2004г.
Гражданский кодекс РФ.
Семейный кодекс РФ.
Уголовный кодекс РФ.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
Административный кодекс РФ.
Экологический кодекс РФ.
Н.И. Элиасберг. Как преподавать курс «Основы правоведения?» методические рекомендации. Кафедра теории и методики гуманитарного образования, Спб,1996г.
Закон и несовершеннолетние граждане России. Рекомендовано к изданию Комитетом по образованию мэрии Санкт – Петербурга,спец.литература,Спб,1996г.
Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия. – М.; Волгоград,2003.
Обществознание. Формирование учебных компетенций: деятельностный подход. Р.Я. Молодецкий. – Волгоград: Учитель,2009г.
а |