Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Пояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку |
 Скачать 0.62 Mb. |
1 2 3 Пояснительная записка
к тематическому планированию по русскому языку
(10 класс, базовый уровень)
Настоящая рабочая программа разработана применительно к примерной программе среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10–11 классов общеобразовательных учреждений, учебник Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина «Русский язык. 10-11 классы», программа рассчитана на 35 часов в год, час в неделю.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования .направлено на достижение следующих целей:
– воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
– развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению высшего гуманитарного образования;
– углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
– овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
– применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2004 г. в содержании развернутого тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;
овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;
освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение русского языка включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к духовной, нравственной и культурной ценности народа, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Тематический план предусматривает 35ч в объеме 1час в неделю.
В соответствии с этим реализуется: примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10–11 классов, на основании которой содержатся требования к минимальному объему содержания образования по русскому языку и учитывается направленность классов по уровням обучения.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, планируемые результаты, что представлено в схематической форме.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции Федерального государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса русского языка.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о русском языке будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковедческих фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Для освоения содержания среднего (полного) образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-след-ственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Реализация тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения, осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Инновационное развитие методики преподавания русского языка ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, объективно оценивать свои учебные достижения, соотносить приложенные усилия с полученными результатами и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Развернутый тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса:
1. Космарская, И. В., Руденко, А. И. Русский язык. Синтаксис и пунктуация в текстах (9–11 классы). – М., 1998 г.
2. Балашова, Л. В., Ягубова, М. Н. Подготовка к государственному централизованному тестированию. – Саратов, 2002.
3. Меркин, Б. Г., Смирнова, Л. Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. – М.: Русское слово, 2004.
4. 120 текстов для школьных изложений. – М., 1998.
5. Таблицы, схемы.
6. Сборники диктантов для 10–11 классов.
7. Лингвистические справочники и словари.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: использование программы «Домашний репетитор»; компьютерные программы по русскому языку, электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов, репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия), репетитор «Русский язык» (весь школьный курс), обучающая программа «Фраза» и др.
Требования к уровню подготовки учащихся
10–11 классов
должны знать:
– связь языка и истории, культуры русского и других народов;
– смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
– основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
– орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
должны уметь:
– осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
– анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
– использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
– создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
– применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
– соблюдать в практике письма орфографические и пунктиационные нормы современного русского литературного языка;
– соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
владеть: коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями;
использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
– развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
– совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
№/
дата
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип/форма
урока
| Элементы содержания
| Лингвистическая компетенция
| Коммуникативная компетенция
| Правописная компетенция
| Контрольно-оценочная деятельность
| Домашнее задание
| орфо-графия
| пунктуа-ция
| вид
| форма
| 1
| Язык как знаковая система и общественное явление.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка.
| Основные функции русского языка, его значение как государственного и одного из мировых языков
| Монолог на лингвистическую тему. Составление тезисов и плана. Объяснение изученного на самостоятельно подобранных примерах
| Орфограммы в корне слова
| Правила цитирова-ния
| Тематический
| Анализ текстов Д.С.Лихачева о языке
| Назвать имена ученых, которые внесли свой вклад развитие науки о языке. Подготовить доклад об одном из них
| 2
| Слово и его значение.
Однозначность и многозначность слов.
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Представление о лексическом значении слова. Работа с толковым словарем. Строение словарной статьи. Словарные пометы. Полисемия как явление языка. Прямое и переносное значение слова. Способы появления переносного значения слова. Работа с толковым словарем. Строение словарной статьи многозначного слова.
| Формировать представление о языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, углублять знания о лингвистике как науке Знать лексическое значение слова, однозначность
и многозначность слова.
Уметь работать с толковым словарем.
| Передача содержания информации адекватно поставленной цели. Уметь применять полученные знания в собственной речевой практике, в том числе
в профессиональ-но ориентиро-ванной сфере общения. Целенаправлен-ный поиск информации в словарях и другой справочной литературе
| Орфограммы в корне слова Словарные слова
| Правила цитирова- ния
| Тематический
| Анализ текстов Д.С.Лихачева о языке
| § 2, упр.4- по заданию
| 3
| Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Р/р. Практическая работа. Лингвистический анализ поэтического текста.
| 1
| Повторительно-обобщающий урок. Урок развития речи
| Тропы. Эпитеты, постоянные эпитеты. Метафоры. Метонимия. Сравнение. Перифраза. Средства выразительности в поэтической речи.
| Знать изобразительно-выразительные средства
на основе переносного лексического значения.
| Уметь проводить анализ лексических средств выразительности в тексте, создавать собственные художественные тексты с использованием ИВС
| Орфограммы в корне слова. Словарные слова
| Знаки пренина-ния при однород-ных членах предложе-ния
| тематический
| Написать сочинение-миниатюру с использованием изобразительно-выразительных средств
| § 3, упр.7,8,9 – по заданию.
| 4
| Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление.
Антонимы и их употребление.
Антитеза.
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Омонимы. Причины появления омонимов в языке. Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Выразительные возможности омонимии в художественном тексте. Омонимы и многозначные слова Паронимы. Паронимический ряд. Речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов. Синонимы. Идеографические (смысловые) синонимы. Стилистические синонимы. Синонимический ряд. Антонимы и их употребление.
Антитеза.
| Знать омографы, омофоны, омоформы.
Уметь работать со словарем омонимов Знать паронимы.
Уметь преду-преждать речевые ошибки, связан-ные с употребле-ниием паронимов, применять в прак-тике речевого об-щения основные лексические нор-мы современного русского литера-турного языка. Знать типы антонимов, антитезу
| Уметь использовать омонимы как лексическое средство выразительности в тексте. Целенаправлен-ный поиск информации в словарях и другой справочной литературе. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности Уметь использовать антонимы как лексическое средство выразительности в тексте, антитезу.
| Опознава-тельные признаки орфограмм
| Изученные пункто-граммы
| тематический
| Творческая работа
| § 4-7, упр. 13, 14, 17 – по заданию, 19,20, 21 – устно, упр.24 - письменно
| 5
| Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
Р/р. Лингвистический анализ текста.
| 1
| Урок усвоения новых знаний Урок развития речи
| Лексика исконно русская и заимст-вованная. Исконно русская лексика: индоевропейский пласт, славянский пласт, восточно-славянский пласт, собственно рус-ская лексика. За-имствованная лек-сика. Старославя-низмы и их особая роль в лексичес-кой системе языка. Общеупотреби-тельные слова — основа лексической системы современного русского языка. Диалектизмы. Жаргонизмы. Термины. Профессионализ-мы.
| Знать исконно русскую лексику, старославянизмы, заимствованную лексику.
Уметь работать со словарем иностранных слов, этимологическим словарем Знать диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы, стилистические особенности употребления данных видов лексики.
Уметь определять лексические особенности текста
| Уметь находить в тексте старославянизмы
и видеть их роль в создании текстов высокого стиля, объяснять взаимосвязь фактов языка и истории Изучающее чтение теоретического материала.
Выполнение тренировочных упражнений.
Уяснение стилистических особенностей лексики, имеющей ограниченную сферу употребления.
| Опознава-тельные признаки орфограмм
| Изученные пункто-граммы
| текущий
| Словарный диктант
| §8,9,10 упр.30,31,32 –подготовиться к словарному диктанту, упр. 33, 34 – письменно, упр.38, 39 – по заданию
| 6
| Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография.
| 1
| Урок закрепления изученного
| Фразеологизмы. Фразеология. Источники фразеологии.
Свободные словосочетания, фразеологические единства, фразеологические сращения, фразеологические сочетания, виды словарей
| Знать основные признаки и ис-точники появле-ния фразеологиз-мов. Уметь употреблять фра-зеологизмы в речи, работать
со словарями Знать энциклопедичес-кие
и лингвистические словари, толковые словари и словари аспектные (специальные)
| Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения Ознакомительное чтение теоретического материала. Составление плана. Подготовка монологического высказывания: «Словари и их виды». Сообщения учащихся из рубрики «Из истории русского языкознания».
| Опознава-тельные признаки орфограмм
| Изученные пункто-граммы
| текущий
| Творческая работа Фразеологичес-кая викторина
| § 11, 12
Задания по группам
| 7
| Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова.
| 1
| Урок закрепления изученного
| понятие о звуке речи и фонеме, классификации фонетических единиц русского языка, позиционных чередованиях звуков речи, интонационных особенностях русской речи, основных требованиях к интонационно правильной и выразительной речи, изобразительных средствах фонетики русского языка,
| Знать классификацию фонетических единиц русского языка.
Уметь производить фонетический разбор
| Совершенствовать способность к самооценке через наблюдение за собственной речью
| Опознава-тельные признаки орфограмм
| Изученные пункто-граммы
| Текущий контроль
| Практическая работа: диктант по упр. 356 (1 абзац), фонетический разбор слова.
| § 13, упр. 47, упр.356 (текст 2, абзац 2)
| 8
| Орфоэпия, основные правила произношения.
Орфоэпия. Орфоэпическая норма..
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Орфоэпия как один из разделов науки о языке; Орфоэпические нормы современного русского языка
| Уметь применять в практике речевого общения основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
| Уметь давать в необходимых случаях исторический комментарий к языковым явлениям. Извлекать необходимую информацию из справочной литературы
| Опознава-тельные признаки орфограмм
| Изученные пункто-граммы
| тематический
| тестирование
| § 14, упр. 49, вопросы на стр. 40,
| 9
| Морфемика и словообразование.
Состав слова.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Морфемный анализ слова. Корневая морфема. Аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор слова.
| иметь представление о корневых и аффиксальных, словоизменитель-ных и словообра-зовательных морфемах, вариантах морфем, о системе современного русского словообразования, о продуктивных способах образования частей речи в русском языке, о словообразовательных средствах выразительности речи, проводить морфемный и словообразовательный анализ
| Беседа на актуализацию сведений, известных учащимся.
Самостоятельная работа с учебником на выявление новой информации.
Составление устного монологического высказывания на лингвистическую тему.
Наблюдение над лингвистическим материалом. Выявление омонимичных, синонимичных и антонимичных аффиксов.
| Орфограммы в приставках
| Изученные пункто-граммы
| текущий
| Словарный диктант
| § 15, ответить на вопросы на стр. 47,49, упр. 62, упр. 500, упр.67
| 10
| Словообразование. Формообразование. Понятие парадигмы
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Процесс образования новых слов в русском языке. Морфологические способы образования слов. Неморфологические способы образования слов. Словообразова-тельный разбор. Основные способы образования грамматических форм в русском языке. Окончание как главный способ передачи грамматических значений и средство связи слов в предложении. Формообразующие суффиксы. Аналитический способ формообразования Супплетивизм (изменение) основы.
| Знать морфологические и неморфологичес-кие способы словообразования.
Уметь пользоваться словообразовательным словарем и проводить словообразовательный разбор Знать парадигму, формообразую-щий аффикс, супплетивизм основы.
Уметь пользоваться грамматико-орфографическим словарем
| Изучающее чтение статьи учебника.
Составление опорного конспекта по материалам статьи учебника. Сообщение учащихся по теме: «Словообразова-тельные словари».
| Корневые орфограм-мы
| Изученные пункто-граммы
| тематический
| Составление таблицы Словарный диктант
| §15,16, 17 упр.76,77, по вариантам: упр.78,80,85 – написать изложение- миниатюру по тексту.
| 11
| Морфология. Орфография.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Принципы русской орфографии. Русская орфография. Правописание слов и их значимых частей; слитные, полуслитные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв;
правила переноса слов. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические написания. Традиционные написания. Дифференцирующие написания
| Знать основные виды орфограмм.
Уметь применять в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка.
Компетенция: языковедческая
| Комментированное чтение статьи учебника.
— Выполнение тренировочных упражнений.
— Сообщение учащихся по теме: «Из истории русского языкознания» (Я.К.Грот).
| корневые орфограм-мы
| Изученные пункто-граммы
| тематический
| Дифференцированная работа по вопросам и заданиям для повторения (репродуктив-ный уровень — задания № 1, 4; творческий уровень — задание № 2; вопросы для обсуждения — задание № 3).
| § 20,упр.94, упр. 106 – по заданию
| 12
| Употребление гласных после шипящих.
Употребление гласных после Ц.
Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Правописание гласных после шипящих в различных частях слова. Закрепление навыков морфемного разбора Правописание гласных Ы — И после Ц в различных частях слова. Правописание О — Е в различных частях слова. Написание буквы Э, написание гласной Е, написание гласной Ё, написание сочетания ЙО
| Уметь применять в практике письма нормы правописания гласных после шипящих и ц. Уметь применять в практике письма нормы употребления букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.
| Актуализация знаний, имеющихся у учащихся.
Закрепление правописных навыков, работа по алгоритму Составление опорного конспекта содержания теоретического материала учебника.
| Употребление гласных после шипящих и Ц
| Изученные пункто-граммы
| тематический
| Тест, словарный диктант
| §21-23 упр.121, 116, работа со словарем
| 13
| Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
Правописание двойных согласных.
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Фонетика: звонкие и глухие сог-ласные, позицион-ные чередования согласных. Правописание звонких и глухих согласных Морфемика: части слова.
| Знать позиционное чередование гласных и согласных звуков.
Владеть орфографическими навыками, опирающимися на фонетические принципы. Уметь применять в практике письма нормы правописания непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ, двойных согласных.
| Совершенствова-ние способности осуществления речевого самоконтроля в устных и письменных высказываниях с точки зрения нормированного языкового оформления; уметь объяснять графически правописание
| Опозна-вательные признаки орфограмм
| Изученные пункто-граммы
| тематический
| Комментированное письмо с графическим разбором орфограмм, словарный диктант
| § 24 -26, упр.131,135, 129, 143, 145, подготовка к словарному диктанту
| 14
| Правописание гласных и согласных в приставках.
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Приставки, не меняющие своего написания. Приставки на -З и -С. Гласные в приставках, зависящие от ударения Условия написания приставки ПРЕ-. Условия написания приставки ПРИ-.
| Уметь применять в практике письма нормы правописания приставок.
| Чтение материала учебника.
Составление алгоритмической таблицы написания ПРЕ- и ПРИ-.
| Орфограммы в приставках
| Изученные пункто-граммы
| Обобщаю-щий
| Самостоятель-ная работа: звукопись в художественном тексте (М.И.Цветаева. «Расстояние: версты, мили…»).
| § 27, 28,29 упр.149- письменно, 151,152, 153 – устно; задание по части «С» ЕГЭ (вступление)
| 15
| Правописание Ъ и Ь.
Употребление прописных букв.
Правила переноса слов.
| 1
| Урок обобщения и контроля.
| Правописание разделительного твердого знака. Правописание разделительного мягкого знака. Правописание мягкого знака для обозначения мягкости предшествующего согласного Основные правила переноса слов Наименования, все слова которых пишутся с большой буквы. Наименования, первое слово которых пишется с большой букв
| Уметь применять в практике письма нормы правописания ъ и ь. Уметь применять в практике письма нормы употребления прописной буквы Уметь применять в практике письма правила переноса слов
| Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, применять знания и навыки в собственной речевой практике, в том числе и профессионально ориентированной сфере общения
| Опозна-вательные признаки орфограмм
| Изученные пункто-граммы
| Обобщающий
| Выполнение тренировочных упражнений с последующим комментарием.
Упражнения на конструирова-ние.Распределительный диктант.
Объяснитель-ный диктант Словарный диктант с последующей самопроверкой
| § 30 – 32, упр.175,169 – устно, 166, 168- по заданию
| 16
| Контрольный диктант с грамматическим заданием
| 1
| Урок контроля
| орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка.
| Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка.
| Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности
| Опозна-вательные признаки орфограмм
| Изученные пункто-граммы
| итоговый
| Контрольный диктант с грамматичес-ким заданием
| Монологичес-кое высказы-вание на линг-вистическую тему
| |
1 2 3 |
|