Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Творческая работа Тема проекта: Изучение культуры, традиций народов Севера


Скачать 152.4 Kb.
НазваниеТворческая работа Тема проекта: Изучение культуры, традиций народов Севера
Дата21.02.2016
Размер152.4 Kb.
ТипТворческая работа


ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Лаборатория гражданского становления личности

Конкурс социальных проектов «Разные культуры – единый мир»

Название номинации: изучение культуры, традиций народов России и народов зарубежных стран

Творческая работа

Тема проекта: Изучение культуры, традиций народов Севера

Выполнила: Ладина Олеся Александровна, учитель музыки, старшая вожатая

МБОУ «Средняя школа № 14» г. Дзержинска Нижегородской области

Первая квалификационная категория

Стаж работы педагога 20 лет

Телефон: 8 -9200514499

Е-mail: [email protected]

Н.Новгород

2015
                               

Одним тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд:

Один черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рождения, другой – оленевод,

Один кумыс готовит, другой готовит мед.

Одним милее осень, другим милей весна.

                                              А Родина – Россия у нас у всех одна!

1.Тема проекта: Изучение культуры, традиций народов Севера
2.Актуальность проекта:

Россия всегда являлась многонациональным государством. С раннего возраста человек живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа.

Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой, он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения. Ненцы имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.

Проблема: К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становится далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.

Поэтому для исследования мы выбрали тему, связанную с обычаями и традициями северных народов - ненцев. Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям - одна из важнейших задач работы педагога. В ходе реализации проекта дети познакомятся с одним из малочисленных народом Севера – ненцами, приобретут знания о культуре, народных промыслах, обычаях, обрядах, костюмах, народном фольклоре, изучат народные песни и игры…

Мы попытались восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Отсюда и возникло создание проекта «Северное сияние».
3.Цель:

- Приобщение детей к уникальной культуре народов Севера, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.
Задачи

Практические:

  • обосновать целесообразность проекта и систематизировать информацию о ненцах;

  • обеспечить эффективное взаимодействие участников проекта;

  • накопить материал для дальнейшего использования при взаимодействии с младшими школьниками.

Педагогические

Учащие:

  • обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов Севера;

  • формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;

  • совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы, обобщать, сравнивать, делать выводы.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность учащихся, расширять кругозор, углублять знания об истории ненцев, роли национальной культуры в современной жизни человека;

  • развивать творческие способности школьников к различным видам деятельности;

  • раскрывать творческий потенциал участников проекта через свободу творчества при создании образов этнических групп. 


Воспитательные:

  • способствовать сплочению коллектива;

  • воспитывать творчески активную и самостоятельную личность с нравственной позицией и нравственным самопознанием;

  • воспитывать в детях уважение к себе и к другим;

  • воспитывать в детях доброе отношение к своим близким и родным, окружающим детям, взрослым;

  • развивать самооценку ребенка;

  • воспитывать чувство уважения к обычаям разных народов, в том числе и народов Севера.


Форма организации проекта:

  • индивидуальная работа;

  • групповая работа


Предметно – содержательная область: межпредметная

  • литература;

  • технология;

  • история;

  • изобразительное искусство;

  • музыка;

  • информатика

Режим работы: внеурочный
4.Участники проекта: учащиеся школы, педагоги, родители учеников.
Руководитель проекта - Ладина Олеся Александровна – учитель музыки, старшая вожатая МБОУ «Средняя школа № 14».
Дополнительно привлекаемые специалисты:

  • учитель технологии МБОУ «Средняя школа № 14» – Малышева Мария Николаевна ;

  • учитель информатики МБОУ «Средняя школа № 14» - Рыганов Николай Алексеевич;

  • учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа № 14» – Огнева Евгения Николаевна;

  • библиотекарь МБОУ «Средняя школа №14» -Канонец Нина Алексеевна;

  • администрация МБОУ «Средняя школа № 14»


Состав проектной группы:

  • Жужина Виктория 9 Б класс - подбор информации;

  • Ладина Анна 9 Б класс – дизайн и оформление презентации;

  • Параничева Екатерина 9 Б класс – иллюстрации и рисунки к проекту;

  • Сажина Анастасия 9 Б класс – редактирование собранных материалов;

  • Панасенкова Анастасия 9 Б класс – подбор информации;

  • Егорушкина Анна 9Б класс – редактирование собранных материалов;

  • Максимова Елена 9 В класс (мигрант с территории Украины) – музыкальное оформление «Праздника Оленеводов» и презентации «Северное сияние»

Родители учащихся:

  • Жужина Светлана Павловна – пошив и дизайн национальных ненецких костюмов;

  • Егорушкина Марина Анатольевна – презентация блюд ненецкой кухни;

  • Параничева Наталья Николаевна – изготовление стенда;

  • Максимова Елена Владимировна – декорирование сцены.

В создании проекта участвовало 17 человек.
5. Условия осуществления проектной деятельности:

Сроки проведения: сентябрь – декабрь 2013 года

Место реализации проекта: МБОУ «Средняя школа № 14» г. Дзержинска

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, оборудование:

  • материально-техническое оснащение: помещения школы (кабинеты музыки, технологии, информатики, изобразительного искусства, актовый зал), компьютеры, мультимедийное оборудование, принтер, сканер, художественные материалы, стенды.

  • учебно-методическое оснащение: рефераты, методические рекомендации по изготовлению плакатов специальная литература, анкеты учащихся, родителей и учителей;

  • информационное обеспечение: тематические презентации, видеоролики и документальные фильмы, рассказывающие о традиционных праздниках ненцев, фотографии национальных предметов быта, костюмов.


Библиография и интернет - источники:

  • Ненцы. Историко-этнографические очерки. М., Л, 1966, 2-е изд. Спб., 1995/Хомич Л.В.;

  • Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995./Головнев А.В.;

  • Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л., 1976/Хомич Л.В.;

  • Влияние христианизации на религиозные представления и культы ненцев // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина ХIХ-ХХ в.). Ленинград, 1979. С. 12-28./Хомич Л.В.;

  • На крайнем северо-западе Сибири. Очерки Обдорского края./Бартенев В.//СПб.,-1896;

  • Проблемы формирования северосамодийских народностей./Васильев В.И.//М.-1979;

  • Историческая типология хозяйства народов Северо-Западной Сибири. Новосибирск, 1993./Головнев А.В.;

  • Очерки по этнической истории ненцев и энцев. М.,Л., 1970/Долгих Б.О.;

  • Песня: Ненецкая;

  • Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BD%D1%86%D1%8B;

  • Entolog.ru Энциклопедия народов мира: http://www.etnolog.ru/people.php?id=NENT;

  • Наследие финно – Угорских народов:

http://portal.do.mrsu.ru/info/ethnics/?ELEMENT_ID=851;

  • Академик (этнопсихологический словарь): http://ethnopsychology.academic.ru/264/%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%86%D1%8B;

  • А Головнев. Кочевники тундры: http://ethnobs.ru/file/Golovnev_Kochevniki.pdf

  • SuperCook.ru. Ненецкая кухня: http://supercook.ru/ussr-f/ussr-f-54.html

  • Etnic.ru.Коренные народы Севера в современном мире

http://etnic.ru/wow/traditsionnye-zanyatiya-nentsev-okhota-rybnaya-lovlya-olenevodstvo.html

Sevprostor. Необычная еда северных народов России http://sevprostor.ru/poleznoe-interesnoe/sever/817-eda.html
6.Планируемые результаты и эффекты проекта.

Учащиеся
Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний:

  • пополнение знаний о ненцах, их традициях, обычаях, праздниках;

  • знакомство с национальными играми, сказками, танцами;

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, толерантность).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия:

  • творческое применение полученных знаний, умений, навыков в игровой, художественно-продуктивной деятельности;

  • взаимодействие с младшими школьниками: организация игр, праздников, мастер-классов и др.

Воспитательные эффекты:

  • проявление внимания и уважения к людям разной национальности;

  • формирование у учащихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

  • формирование у учащихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур;

  • формирование у представлений о духовных ценностях народа, об истории развития и взаимодействия национальных культур Севера;

  • формирование у учащихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

  • овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы;

  • освоение учащимися приемов проектной деятельности.

Родители:

  • раскрытие творческих способностей в семье;

  • ощущение личной сопричастности к образованию и воспитанию своего ребёнка;

  • формирование более высокой оценки достижений своих детей.

Описание этапов работы над проектом

Работа над проектом включает деятельность учителя и учеников. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Информационно - накопительный

1. Формулирует проблему: в чем заключается уникальность, самобытность ненецких обычаев, традиций.

2. Формулирует задачу: узнать об обычаях и традициях, народном творчестве ненцев, укладе жизни.

3. Помогает спланировать деятельность;

4. Организует деятельность.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в сюжетную ситуацию

3. Принятие задачи.

2. Организационно -практический

1. Оказывает практическую помощь (при необходимости)

2. Направляет и контролирует осуществление проекта

Формирование специфических знаний, умений, навыков.

3.Презентационно - завершающий

Подготовка к развлечению «Праздник оленеводов»

Выставка творческих работ

Презентация проекта на городском Фестивале народных традиций во Дворце детского творчества

Представление продукта деятельности.


Механизм реализации проекта

Работа над проектом проводился в несколько этапов:

Информационно-накопительный:

- Изучение интереса детей, родителей, учителей для определения целей проекта.

- Среди учащихся 5 – 8 классов было проведено мониторинговое исследование на знание многонациональности народов, проживающих на территории России (см. Приложение 1).

- Мотивирование участников: участие в городских и областных мероприятиях и проектах (Фестиваль национальных культур, концерты, конкурсы и др.).

- Набор инициативной группы для реализации проекта, распределение функций и обязанностей.

Учащиеся:

  • творческая группа (художники – оформители, музыканты, актеры и т. д.);

  • информационная группа (редакторы, фотографы, корректоры и т. д)

Родители:

  • организация кулинарной выставки;

  • изготовление кукол и костюмов;

  • презентация стендов

Администрация:

  • материально-техническое обеспечение (помещения, техника,реквизиты)

Учитель информатики:

  • консультация по работе с мультимедиа, интернетом.

Учитель русского языка и литературы:

  • корректировка материалов проекта.

Библиотекарь:

  • помощь в поиске литературы.

Учитель ИЗО и технологии:

  • организация выставки рисунков.


- Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и  художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике

Организационно-практический

-Изучение народного фольклора ненцев.

Чтение сказок, пословиц, поговорок. Исполнение песен. Слушание ненецких напевов.

- Экскурсия в библиотеку. Мероприятие «Народы России».




- Чтение методической и художественной литературы, информации в сети интернет.

- Рассматривание иллюстраций, фотографий.

- Проведение цикла тематических  занятий.

- Кинозал в школе. Просмотр документального фильма «Ненцы и ненецкие песни», видеоканала Надым



- Спортивное развлечение «Игры народов Севера» для учащихся начальных классов содействовало укреплению здоровья, приобщению детей к культуре народов Севера в процессе активного их участия в народных играх и состязаниях.
- Конкурс творческих работ семей по теме: «Народы Севера: ненцы»
- Выставка продуктов деятельности (фото, рисунки, национальный костюм ненцев, узоры на костюмах…)



Участники проекта не только организовывали творческие выставки, но и провели с младшими учениками мастер –класс по изготовлению ненецких костюмов и элементов украшения.
- подбор в рубрику «Это интересно», оформление стенда;

- подборка «Энциклопедические данные о ненцах»;

- подборка «Игры народов Севера»

- подборка «Сказки народов Севера»;

- подборка «Иллюстративный материал»;

- творческие работы,  презентации


Презентационно – завершающий

- презентация проекта «Северное сияние»: выступление творческой группы о традициях ненцев, игровая программа, дегустация блюд ненецкой кухни презентация на городском конкурсе.

Игровая программа «С традициями оленеводов» (Приложение 2)



В игровой программе каждый желающий мог представить себя настоящим жителем Севера, поучаствовать в традиционных играх, отведать ненецкое блюдо – Пол Сы и даже послушать под звуки бубна ненецкую песню (Приложение 2)

Сказки народов Севера


Ненецкая сказка «Кукушка» никого не оставила равнодушным.

Презентация блюд ненецкой кухни

Участники и гости программы могли отведать кулинарные шедевры, приготовленные семейными коллективами.

С игровой программой «Северное сияние» творческая группа выступила в областном конкурсе проектов «Золотой глобус».

Жюри конкурса по достоинству оценило выступление ребят.

Результат – второе место
Достигнутые эффекты проекта


  1. Педагогические эффекты

  • овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы;

  • освоение учащимися приемов проектной деятельности.

2. Социальные эффекты

  • проявление внимания и уважения к людям разной национальности;

  • усвоение ценности многообразия и разнообразия культур народов Севера;

  • сформированность у учащихся представлений о духовных ценностях народа, об истории развития и взаимодействия национальных культур Севера;

  • формирование у учащихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России

Заключение

Материальная и духовная культура малочисленных народов, к сожалению, находится под угрозой исчезновения. А это рано или поздно приведет к исчезновению самих народов. Поражает один парадокс: ученые изо всех сил бьются над сохранением редкого растения, животного, птицы, но не вымирающего народа! Правительство охотнее вкладывает средства в создание благоприятных условий для растений, животных, нежели для возрождения погибающих народов. Создаются особо охраняемые территории (заповедники, заказники и т.п.), с которых вытесняются коренные народности.

Издаются Красные, Белые Книги и прочие книги, где статус неприкосновенности получают особи растительного и животного мира. Все это, бесспорно, необходимая и нужная работа. Но это выглядит кощунственно по отношению к коренным народам, особенно к малочисленным. Сейчас нужны Книги учета (или помощь) этим народам.

Во многих странах люди поняли, что, прежде всего, надо сохранить свою нацию, свою семью. Но еще нужно сохранить древнейшую и самобытную культуру ханты, манси, ненцев, селькупов, пока живы носители этнической культуры, традиций, обычаев и устного народного творчества. Разве не удивительно, что культура народов Крайнего Севера вообще сохранилась!

Проект «Северное сияние» МБОУ «Средняя школа № 14» показал, что связь времен не утратила свои человеческие ценности.