Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Творческая работа Тема проекта: Изучение культуры, традиций народов Севера |
 Скачать 152.4 Kb. |
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Лаборатория гражданского становления личности
Конкурс социальных проектов «Разные культуры – единый мир»
Название номинации: изучение культуры, традиций народов России и народов зарубежных стран
Творческая работа
Тема проекта: Изучение культуры, традиций народов Севера
Выполнила: Ладина Олеся Александровна, учитель музыки, старшая вожатая
МБОУ «Средняя школа № 14» г. Дзержинска Нижегородской области
Первая квалификационная категория
Стаж работы педагога 20 лет
Телефон: 8 -9200514499
Е-mail: [email protected]
Н.Новгород
2015
Одним тайга по нраву, другим – степной простор. У каждого народа язык свой и наряд:
Один черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рождения, другой – оленевод,
Один кумыс готовит, другой готовит мед.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина – Россия у нас у всех одна!
1.Тема проекта: Изучение культуры, традиций народов Севера 2.Актуальность проекта:
Россия всегда являлась многонациональным государством. С раннего возраста человек живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа.
Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой, он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения. Ненцы имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.
Проблема: К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становится далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.
Поэтому для исследования мы выбрали тему, связанную с обычаями и традициями северных народов - ненцев. Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям - одна из важнейших задач работы педагога. В ходе реализации проекта дети познакомятся с одним из малочисленных народом Севера – ненцами, приобретут знания о культуре, народных промыслах, обычаях, обрядах, костюмах, народном фольклоре, изучат народные песни и игры…
Мы попытались восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Отсюда и возникло создание проекта «Северное сияние». 3.Цель:
- Приобщение детей к уникальной культуре народов Севера, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. Задачи
Практические:
обосновать целесообразность проекта и систематизировать информацию о ненцах;
обеспечить эффективное взаимодействие участников проекта;
накопить материал для дальнейшего использования при взаимодействии с младшими школьниками.
Педагогические
Учащие:
обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов Севера;
формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;
совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы, обобщать, сравнивать, делать выводы.
Развивающие:
развивать познавательную активность учащихся, расширять кругозор, углублять знания об истории ненцев, роли национальной культуры в современной жизни человека;
развивать творческие способности школьников к различным видам деятельности;
раскрывать творческий потенциал участников проекта через свободу творчества при создании образов этнических групп.
Воспитательные:
способствовать сплочению коллектива;
воспитывать творчески активную и самостоятельную личность с нравственной позицией и нравственным самопознанием;
воспитывать в детях уважение к себе и к другим;
воспитывать в детях доброе отношение к своим близким и родным, окружающим детям, взрослым;
развивать самооценку ребенка;
воспитывать чувство уважения к обычаям разных народов, в том числе и народов Севера.
Форма организации проекта:
индивидуальная работа;
групповая работа
Предметно – содержательная область: межпредметная
литература;
технология;
история;
изобразительное искусство;
музыка;
информатика
Режим работы: внеурочный 4.Участники проекта: учащиеся школы, педагоги, родители учеников. Руководитель проекта - Ладина Олеся Александровна – учитель музыки, старшая вожатая МБОУ «Средняя школа № 14». Дополнительно привлекаемые специалисты:
учитель технологии МБОУ «Средняя школа № 14» – Малышева Мария Николаевна ;
учитель информатики МБОУ «Средняя школа № 14» - Рыганов Николай Алексеевич;
учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа № 14» – Огнева Евгения Николаевна;
библиотекарь МБОУ «Средняя школа №14» -Канонец Нина Алексеевна;
администрация МБОУ «Средняя школа № 14»
Состав проектной группы:
Жужина Виктория 9 Б класс - подбор информации;
Ладина Анна 9 Б класс – дизайн и оформление презентации;
Параничева Екатерина 9 Б класс – иллюстрации и рисунки к проекту;
Сажина Анастасия 9 Б класс – редактирование собранных материалов;
Панасенкова Анастасия 9 Б класс – подбор информации;
Егорушкина Анна 9Б класс – редактирование собранных материалов;
Максимова Елена 9 В класс (мигрант с территории Украины) – музыкальное оформление «Праздника Оленеводов» и презентации «Северное сияние»
Родители учащихся:
Жужина Светлана Павловна – пошив и дизайн национальных ненецких костюмов;
Егорушкина Марина Анатольевна – презентация блюд ненецкой кухни;
Параничева Наталья Николаевна – изготовление стенда;
Максимова Елена Владимировна – декорирование сцены.
В создании проекта участвовало 17 человек. 5. Условия осуществления проектной деятельности:
Сроки проведения: сентябрь – декабрь 2013 года
Место реализации проекта: МБОУ «Средняя школа № 14» г. Дзержинска
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, оборудование:
материально-техническое оснащение: помещения школы (кабинеты музыки, технологии, информатики, изобразительного искусства, актовый зал), компьютеры, мультимедийное оборудование, принтер, сканер, художественные материалы, стенды.
учебно-методическое оснащение: рефераты, методические рекомендации по изготовлению плакатов специальная литература, анкеты учащихся, родителей и учителей;
информационное обеспечение: тематические презентации, видеоролики и документальные фильмы, рассказывающие о традиционных праздниках ненцев, фотографии национальных предметов быта, костюмов.
Библиография и интернет - источники:
Ненцы. Историко-этнографические очерки. М., Л, 1966, 2-е изд. Спб., 1995/Хомич Л.В.;
Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995./Головнев А.В.;
Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л., 1976/Хомич Л.В.;
Влияние христианизации на религиозные представления и культы ненцев // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина ХIХ-ХХ в.). Ленинград, 1979. С. 12-28./Хомич Л.В.;
На крайнем северо-западе Сибири. Очерки Обдорского края./Бартенев В.//СПб.,-1896;
Проблемы формирования северосамодийских народностей./Васильев В.И.//М.-1979;
Историческая типология хозяйства народов Северо-Западной Сибири. Новосибирск, 1993./Головнев А.В.;
Очерки по этнической истории ненцев и энцев. М.,Л., 1970/Долгих Б.О.;
Песня: Ненецкая;
Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BD%D1%86%D1%8B;
Entolog.ru Энциклопедия народов мира: http://www.etnolog.ru/people.php?id=NENT;
Наследие финно – Угорских народов:
http://portal.do.mrsu.ru/info/ethnics/?ELEMENT_ID=851;
Академик (этнопсихологический словарь): http://ethnopsychology.academic.ru/264/%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%86%D1%8B;
А Головнев. Кочевники тундры: http://ethnobs.ru/file/Golovnev_Kochevniki.pdf
SuperCook.ru. Ненецкая кухня: http://supercook.ru/ussr-f/ussr-f-54.html
Etnic.ru.Коренные народы Севера в современном мире
http://etnic.ru/wow/traditsionnye-zanyatiya-nentsev-okhota-rybnaya-lovlya-olenevodstvo.html
Sevprostor. Необычная еда северных народов России http://sevprostor.ru/poleznoe-interesnoe/sever/817-eda.html 6.Планируемые результаты и эффекты проекта.
Учащиеся Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний:
пополнение знаний о ненцах, их традициях, обычаях, праздниках;
знакомство с национальными играми, сказками, танцами;
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, толерантность).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия:
творческое применение полученных знаний, умений, навыков в игровой, художественно-продуктивной деятельности;
взаимодействие с младшими школьниками: организация игр, праздников, мастер-классов и др.
Воспитательные эффекты:
проявление внимания и уважения к людям разной национальности;
формирование у учащихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
формирование у учащихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур;
формирование у представлений о духовных ценностях народа, об истории развития и взаимодействия национальных культур Севера;
формирование у учащихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.
овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы;
освоение учащимися приемов проектной деятельности.
Родители:
раскрытие творческих способностей в семье;
ощущение личной сопричастности к образованию и воспитанию своего ребёнка;
формирование более высокой оценки достижений своих детей.
Описание этапов работы над проектом
Работа над проектом включает деятельность учителя и учеников. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| 1.Информационно - накопительный
| 1. Формулирует проблему: в чем заключается уникальность, самобытность ненецких обычаев, традиций.
2. Формулирует задачу: узнать об обычаях и традициях, народном творчестве ненцев, укладе жизни.
3. Помогает спланировать деятельность;
4. Организует деятельность.
| 1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в сюжетную ситуацию
3. Принятие задачи.
| 2. Организационно -практический
| 1. Оказывает практическую помощь (при необходимости)
2. Направляет и контролирует осуществление проекта
| Формирование специфических знаний, умений, навыков.
| 3.Презентационно - завершающий
| Подготовка к развлечению «Праздник оленеводов»
Выставка творческих работ
Презентация проекта на городском Фестивале народных традиций во Дворце детского творчества
| Представление продукта деятельности.
|
Механизм реализации проекта
Работа над проектом проводился в несколько этапов:
Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей, родителей, учителей для определения целей проекта.
- Среди учащихся 5 – 8 классов было проведено мониторинговое исследование на знание многонациональности народов, проживающих на территории России (см. Приложение 1).
- Мотивирование участников: участие в городских и областных мероприятиях и проектах (Фестиваль национальных культур, концерты, конкурсы и др.).
- Набор инициативной группы для реализации проекта, распределение функций и обязанностей.
Учащиеся:
творческая группа (художники – оформители, музыканты, актеры и т. д.);
информационная группа (редакторы, фотографы, корректоры и т. д)
Родители:
организация кулинарной выставки;
изготовление кукол и костюмов;
презентация стендов
Администрация:
материально-техническое обеспечение (помещения, техника,реквизиты)
Учитель информатики:
консультация по работе с мультимедиа, интернетом.
Учитель русского языка и литературы:
корректировка материалов проекта.
Библиотекарь:
помощь в поиске литературы.
Учитель ИЗО и технологии:
организация выставки рисунков.
- Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике
Организационно-практический
-Изучение народного фольклора ненцев.
Чтение сказок, пословиц, поговорок. Исполнение песен. Слушание ненецких напевов.
- Экскурсия в библиотеку. Мероприятие «Народы России».
- Чтение методической и художественной литературы, информации в сети интернет.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий.
- Проведение цикла тематических занятий.
- Кинозал в школе. Просмотр документального фильма «Ненцы и ненецкие песни», видеоканала Надым
- Спортивное развлечение «Игры народов Севера» для учащихся начальных классов содействовало укреплению здоровья, приобщению детей к культуре народов Севера в процессе активного их участия в народных играх и состязаниях. - Конкурс творческих работ семей по теме: «Народы Севера: ненцы» - Выставка продуктов деятельности (фото, рисунки, национальный костюм ненцев, узоры на костюмах…)
Участники проекта не только организовывали творческие выставки, но и провели с младшими учениками мастер –класс по изготовлению ненецких костюмов и элементов украшения. - подбор в рубрику «Это интересно», оформление стенда;
- подборка «Энциклопедические данные о ненцах»;
- подборка «Игры народов Севера»
- подборка «Сказки народов Севера»;
- подборка «Иллюстративный материал»;
- творческие работы, презентации
Презентационно – завершающий
- презентация проекта «Северное сияние»: выступление творческой группы о традициях ненцев, игровая программа, дегустация блюд ненецкой кухни презентация на городском конкурсе.
Игровая программа «С традициями оленеводов» (Приложение 2)
В игровой программе каждый желающий мог представить себя настоящим жителем Севера, поучаствовать в традиционных играх, отведать ненецкое блюдо – Пол Сы и даже послушать под звуки бубна ненецкую песню (Приложение 2)
Сказки народов Севера
Ненецкая сказка «Кукушка» никого не оставила равнодушным.
Презентация блюд ненецкой кухни
Участники и гости программы могли отведать кулинарные шедевры, приготовленные семейными коллективами.
С игровой программой «Северное сияние» творческая группа выступила в областном конкурсе проектов «Золотой глобус».
Жюри конкурса по достоинству оценило выступление ребят.
Результат – второе место Достигнутые эффекты проекта
Педагогические эффекты
овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы;
освоение учащимися приемов проектной деятельности.
2. Социальные эффекты
проявление внимания и уважения к людям разной национальности;
усвоение ценности многообразия и разнообразия культур народов Севера;
сформированность у учащихся представлений о духовных ценностях народа, об истории развития и взаимодействия национальных культур Севера;
формирование у учащихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России
Заключение
Материальная и духовная культура малочисленных народов, к сожалению, находится под угрозой исчезновения. А это рано или поздно приведет к исчезновению самих народов. Поражает один парадокс: ученые изо всех сил бьются над сохранением редкого растения, животного, птицы, но не вымирающего народа! Правительство охотнее вкладывает средства в создание благоприятных условий для растений, животных, нежели для возрождения погибающих народов. Создаются особо охраняемые территории (заповедники, заказники и т.п.), с которых вытесняются коренные народности.
Издаются Красные, Белые Книги и прочие книги, где статус неприкосновенности получают особи растительного и животного мира. Все это, бесспорно, необходимая и нужная работа. Но это выглядит кощунственно по отношению к коренным народам, особенно к малочисленным. Сейчас нужны Книги учета (или помощь) этим народам.
Во многих странах люди поняли, что, прежде всего, надо сохранить свою нацию, свою семью. Но еще нужно сохранить древнейшую и самобытную культуру ханты, манси, ненцев, селькупов, пока живы носители этнической культуры, традиций, обычаев и устного народного творчества. Разве не удивительно, что культура народов Крайнего Севера вообще сохранилась!
Проект «Северное сияние» МБОУ «Средняя школа № 14» показал, что связь времен не утратила свои человеческие ценности.
|
|
|