Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Получение переменного тока». 9 класс |
 Скачать 90.71 Kb. |
Тема урока: «Получение переменного тока». 9 класс. Используемая технология: технология развивающего обучения. Под развивающим обучением понимается активно - деятельностный способ (тип) обучения, ориентирующийся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: проблемный урок с элементами исследования
Цель урока: сформировать и развить у учащихся:
Предметные умения: понимание смысла понятия переменного тока и способов его получения;
Познавательные УУД: обобщение, абстрагирование, анализ и синтез;
Метапредметные УУД:
Личностные: мотивация к учебной деятельности, интерес к изучению нового материала;
Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности, контроль, коррекция и оценка деятельности;
Коммуникативные: умение выражать свою позицию, умение вести беседу. Оборудование:
ТСО: Мультимедийная аппаратура, электронная доска «Mimio» и презентация в этой программе;
Лабораторное оборудование: наборы по получению переменного тока: миллиамперметры, кольцо-виток, постоянный магнит;
Межтемные связи: колебательное движение.
Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и ученика.
Структура урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Организационный
момент.
(1 минута)
| Приветствие учащихся.
Психологический настрой учащихся на урок
| Приветствие учителя. Настраиваются на урок
| Мотивация учебной деятельности, сообщение цели и задач урока.
(2 минуты)
| Учитель задает вопрос, после ответа учащихся называет тему урока, цели урока, поясняет порядок проведения урока
| Учащиеся отвечают на заданный вопрос
| Актуализация знаний. (5 минут)
| Демонстрирует один из опытов Фарадея по получению индукционного тока
| Записывают в тетрадях краткий план ответа по описанию опыта, чертят схему опыта. Один из учащихся работает у доски
| Обсуждение ответа учащегося. (4 минуты)
| Участвует в беседе
| Обсуждение ответа. Предлагают другие способы изменения магнитного потока, аргументируя свой ответ
| Формирование новых знаний и способов действия.
(5 минут)
| Предлагает учащимся сформулировать определение переменного тока и выяснить, какие именно величины, характеризующие электрический ток, меняются
| Формулируют определение переменного тока, исходя из полученных знаний. Предлагают варианты величин, аргументируя свой ответ
| Практическая работа учащихся. (5 минут)
| Предлагает изобразить график переменной силы тока и определить все величины, характеризующие это изменение
| Работают в тетрадях, один учащийся у доски
| Обсуждение ответа учащегося. (5 минут)
| Участвует в беседе
| Обсуждение ответа учащегося. Предлагают свои варианты, аргументируя свой ответ
| Практическая работа учащихся и обсуждение результатов. (5 минут)
| Предлагает учащимся, исходя из предложенного оборудования, получить переменный ток частотой 50 Гц
| Работают с оборудованием, затем обсуждение результатов. Аргументированное предложение усовершенствовать установку
| Объяснение нового материала. (5 минут)
| Объясняет устройство индукционного генератора. Предлагает учащимся сравнить два вида индукционного генератора и подписать его основные части
| Сравнивают, подписывают части. Один учащийся работает у доски. Обсуждение ответа, предложения способов вращения ротора генератора
| Первичное закрепление нового материала. (5 минут)
| Предлагает обсудить, почему в электрической сети используется именно переменный ток и именно частотой 50 Гц
| Предлагают версии, аргументируя свое предположение
| Анализ и самоанализ урока. Подведение итогов урока. Рефлексия.
(2 минуты)
| Предлагает учащимся оценить: свою работу и работу своих одноклассников, достижение цели урока
| Учащиеся оценивают работу, достижение цели урока
| Организованный конец урока.(1 минута)
| Объясняет домашнее задание. Благодарит за урок
| Запись домашнего задания учащимися
|
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.
словесные методы – беседа, рассказ-повествование, объяснение;
наглядные методы – метод иллюстраций, метод демонстраций;
Формы организации работы на уроке: элементы исследовательской деятельности Виды работ:
описание опытов Фарадея, явления электромагнитной индукции;
формулировка определения переменного тока;
построение графика переменной силы тока, определение величин, характеризующих колебательный процесс;
участие в беседе;
практическая работа по получению переменного тока заданной частоты;
сравнение устройства индукционных генераторов;
самооценка и взаимооценка.
Планируемые результаты:
самостоятельно планировать свою деятельность;
участвовать в совместной деятельности;
оценивать свою работу и работу одноклассников;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в беседе;
аргументировать свое мнение;
владение методами научного познания.
4. Текст методической разработки урока.
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка присутствующих по списку.
2.Мотивация учебной деятельности, сообщение цели и задач урока.
Учитель:
-Ребята, наконец-то, наступила (вскоре наступит) весна. Что происходит в природе с ее приходом?
Учащиеся:
-Повышается температура воздуха, тает снег, увеличивается световой день.
Учитель:
-Как это отражается на электричестве, которое мы потребляем?
Учащиеся:
-Снижается, т.к. нужно меньше освещения, тепла и т.д.
Учитель:
-А как вы думаете, какой ток у нас в розетках? Переменный или постоянный?
Учащиеся высказывают предположения.
Учитель:
-Переменный. И цель сегодняшнего урока познакомиться с переменным током и способом его получения, а также попытаться выяснить почему же именно переменный ток используется в бытовых электросетях.
3.Актуализация знаний.
Для начала вспомним опыты, которые проводили на прошлом уроке. Учитель демонстрирует один из опытов Фарадея по получению индукционного тока. Задача учащихся зарисовать схему опыта и объяснить наблюдаемое явление. Один из учащихся работает у доски, остальные в тетрадях.
4.Обсуждение ответа учащегося.
Все внимательно выслушивают ответ учащегося, работающего у доски. Оценивают по критериям устного ответа, исправляют, дополняют, приводят другие способы получения индукционного тока.
Учащиеся должны сказать:
Это один из опытов Фарадея, демонстрирующих электромагнитную индукцию;
ЭИ- это явление возникновения электрического тока в замкнутом проводнике при изменении магнитного потока, пронизывающего этот контур;
Возникающий электрический ток называется индукционным. Он может меняться по модулю и направлению;
Величина индукционного тока тем больше, чем быстрее происходит изменение магнитного потока;
Изменение магнитного потока может происходить различными способами. Эти способы демонстрируют опыты Фарадея.
5. Формирование новых знаний и способов действия.
Учитель предлагает учащимся самим сформулировать определение переменного тока. Учащиеся должны придти к следующей формулировке: переменный ток – это электрический ток, меняющий со временем модуль и направление.
Далее происходит выяснение, какие именно физические величины, характеризующие ток меняются. Учащиеся говорят о силе тока, напряжении, могут назвать и сопротивление.
6. Практическая работа учащихся.
Останавливаемся на силе тока и пробуем изобразить график этой переменной величины. Вспоминаем колебательное движение и величины его характеризующие: период, частота, амплитуда. Один учащийся работает у электронной доски, остальные в тетрадях.
7. Обсуждение ответа учащегося.
Пока учащиеся работают, учитель проходит по классу и смотрит, что у них получилось. Далее отвечает учащийся у доски, остальные сверяют со своими работами, обсуждают, исправляют, дополняют.
Учитель сообщает, что в бытовых электросетях используется переменный ток частотой 50 Гц.
8. Практическая работа учащихся и обсуждение результатов.
Учитель предлагает учащимся получить на практике переменный ток частотой 50 Гц, используя предложенное оборудование. На каждой парте имеется миллиамперметр, катушка-моток, постоянный магнит. Учащиеся пробуют быстро вставлять и вынимать магнит и другие способы и делают вывод, что ток такой частоты получить при помощи данной установки нельзя, т.к. 50 Гц – это 50 колебаний тока в секунду.
Учитель предлагает подумать и предложить идеи для усовершенствования установки. Учащиеся предлагают способы быстрого вращения магнита или магнитов.
9. Объяснение нового материала.
Учитель:
-Т.о. мы подошли к устройству индукционного генератора, работа которого основана на явлении электромагнитной индукции. По картинке объясняет устройство.
Неподвижная часть генератора называется статором, подвижная ротором, та часть, в которая создает магнитное поле называется индуктором, та, в которой возникает переменный ток – якорь. Рассмотрите два вида генератора и подпишите названия его основных частей.
Учащиеся сравнивают, один учащийся работает у электронной доски.
Далее учитель заостряет внимание на способах вращения ротора генератора. Учащиеся предлагают свои варианты: на гидроэлектростанции – поток воды, на теплоэлектростанции – пар и т.д.
Можно рассмотреть гидрогенератор и подумать почему у него несколько пар полюсов.
10. Первичное закрепление нового материала.
Учитель предлагает учащимся высказать предположение о том почему частота тока именно 50 Гц. Учащиеся высказываются, аргументируя свои предположения.
11. Анализ и самоанализ урока. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель предлагает учащимся оценить свою работу и работу своих одноклассников. Учащиеся высказываются: как работали, достигнута ли цель урока и т.д.
12. Организованный конец урока.
Запись д/з. Также, если на предыдущем этапе урока не получилось выяснить, почему же частота тока 50 Гц, учитель предлагает эту задачу на дом
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Критерии оценивания устного ответа. Оценка «5» ставится, если ученик:
показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений
дает точное определение основных понятий
строит ответ по собственному плану
сопровождает рассказ новыми примерами
Оценка «4» ставится, если ученик:
если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана или новых примеров
Оценка «3» ставится, если ученик:
если учащийся только правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений
Оценка «2» ставится, если ученик:
если учащийся допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3». |
|
|