Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» может быть названа своеобразным «хожением» |
 Скачать 215.91 Kb. |
Фольклорные мотивы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» может быть названа своеобразным «хожением» народа за правдой. Перед нами ДВИЖУЩАЯСЯ ПАНОРАМА НАРОДНОЙ ЖИЗНИ, то есть круговой обзор русской действительности на рубеже двух исторических эпох: до и после 1861 года, то есть отмена крепостного права является тем эпохальным событием, вокруг которого возникает огромное историческое полотно, рисующее, что реформа не дала действенного результата, ударив «одним концом по барину, другим – по мужику».
Семеро правдоискателей путешествуют и в пространстве (из деревни – в город) и во времени. Но всё вокруг они проверяют по вневременным критериям, который именуется «русским национальным духом народа».. И это роднит некрасовскую эпическую поэму с поэмой гоголя «Мёртвые души» и эпопеей Льва Толстого»Война и мир». Согласно намеченному в ПРОЛОГЕ маршруту, мы должны пройти через главы «Помещик», «Поп», «Министр», «Царь», но поэт меняет курс и приглашает на сельскую «ярмонку»: «хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом!» Это ли не общий психологический портрет народной души? Но почему положительный Ермил Гирин показан через грех(сдача в рекруты вместо брата сына соседки) и почему богатырь Святорусский Савелий , повинный в смерти внука Дёмушки и убийстве немцы Фогеля, наказан государством , но прощён матерью ребёнка Матрёной Тимофеевной? А потому что для Некрасова нравственные проблемы острее социальных. Он говорит о необходимости сознания ГРЕХА КАК ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПЕРЕД СОВЕСТЬЮ и о пути страданий и молитв к ПОКАЯНИЮ. Счастье не в богатстве, а там, где в душе сохранены СОВЕСТЬ И ЧЕСТЬ.Есть в поэме крестьянский тип, названный ХОЛОПОМ, который счастлив, что «у графа Переметьева был любимый раб», тарелки лизал, из рюмок допивал. Холоп и пёс, развращённый подачками с барского стола - синонимы у Некрасова. Такие холопы, получив свободу, не знают, что с ней делать: барина нет, работать они не приучены, потому грабят барскую усадьбу и бьют статуи: нет хозяина – долой культуру!Это уже разрушение личности
Некрасов провозглашает; «Живи по совести – будешь счастлив!» Судьба крестьянки развёрнута в целую повесть, которую можно назвать «Житие святой Матрёнушки» Вся её жизнь; молодость, любовь, работа, радости и скорби материнства, борьба за семью. Но главное в Матрёне-великомученице – незапятнанная ничем чистота. И вера :» КЛЮЧИ ОТ СЧАСТЬЯ ВСЁ-ТАКИ ЕСТЬ!» В главе «Пир на весь мир» првдоискатели попадают на двойные поминки: умер последний нарыв крепостног7о права – князь Утятин, умерла сама система крепостного права. Люди начинают каяться и исповедоваться, дуща хочет правды и обновления, заклинанием звучат слова Кудеяра –разбойника:»Тело предай истязанию, дай только душу спасти» Молодой семинарист Гриша Добросклонов мыслит высоко о многострадальной Родине; «Ты и убогая, ты и обильная,ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!» Счастье по Некрасову – в пути ПРАВЕДНИЧЕСТВА И ПОДВИЖНИЧЕСТВА, в простой жизни вместе со своим народом.
Особое место в «Кому на Руст жить хорошо» занимают фольклорные мотивы». Началась поэма, как СКАЗКА: »на столбовой дороженьке сошлись 7 мужиков, сошлися и заспорили, кому живётся весело, вольготно на Руси. (тут и постоянные эпитеты, и рефрены и сказочное число 7…) Но сказка – это и есть идеальная МОДЕЛЬ реального мира.. Через ФОЛЬКЛОРНУЮ СТИХИЮ (скатерть-самобранка, говорящая птичка, запреты себе «в домишки не ворочаться, пока не будет выполнено задание) автор призывает на всенародный диспут о мужицком и вообще русском счастье. Сельская ярмарка с частушками и прибаутками рисует модель верований и круговорот забот крестьянина: Вавилушка торгует крохотные ботиночки для внучки, старообрядка пророчит «быть голоду», мужики смеются над комедией с Петрушкой и козой-барабанщицей».. – это сама жизнь., где живой народ плачет и поёт. Среди мужицкого разгула «Пьяной ночи» мы видим ПАВЛУШУ ВЕРЕТЕННИКОВА, собирателя народных песен, он недоумевает: «умны крестьяне русские, но пьют до одурения»Некрасов учит русских интеллигентов попристальнее вглядываться в мужицкую беду:»Нет меры хмелю русскому, а горе наше мерили, работе мера есть?» Надо уметь сострадать и главное;»научись мужика уважать» В последней части ПЕСНЯ становится символом жизни народной. Сначала песни «Голодная», «Солдатская», «Солёная» трогательно говорят, как жилось мужику, а потом Гриша Добросклонов сочиняет песню нового времени:»Пел он воплощение счастия народного».
Человек, природа и творчество в художественной концепции Бориса Пастернака
В лирике Бориса Пастернака чудесным образом соединились человек, природа и творчество в таинственную музыку гармонии мира. Цветаева называла его творчество «тайнописью», острыми очками, через которые многим смотреть на мир бывает больно, не по глазу..
Ранняя лирика Пастернака полна языческим преклонением Природе. «Ты в ветре веткой пробующем, не время ль птицам петь, намокшая воробышком сиреневая ветвь» («Светает») – ветка сирени похожа на воробья, ветер ею пробует, тёплый ли воздух, пора ли птицам петь весну – это магическое единство мира природы. «Что почек, что клейких заплывших огарков налеплено к веткам!» («Весна») – эта метафора сравнивает весеннюю ветку со свечой, символом святости, позднее этот образ свечи станет ключевым, но обожествление природы останется навсегда. В стихах Пастернака о Природе весёлые праздничные звуки в единстве с цветом и запахом;»звёзды благоуханно разахались», дождевые капли смеются и хотят вырваться на волю, ветер «смех люцерны вдоль высот, как поцелуй воздушный, пронесёт» Вслед за Тютчевым Пастернак провозглашает: ПРИРОДА - ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ, в котором есть душа, любовь и язык. Природа не фон и не декорация, а действуюшее лицо его стихов. ЗАДАЧА ТВОРЦА – не подсказывать природе слова нового спектакля, а быть эхом природы, прислушиваться к её голосам и петь их: «ПОЭЗИЯ!.. Тебя б положил я на мокрую доску зелёной скамейки… Вбирай облака и овраги, а ночью, поэзия, я тебя выжму во здравие жадной бумаги!» Мир –это прекрасный оркестр, где природа –композитор, поэт – музыкант, а люди – слушатели и ценители От поэта зависит, как он переведёт для них язык и музыку природы: «Я клавишей стаю кормил с руки под хлопанье крыльев, плеск и клёкот» Музыкант у рояля, где клавиши – белые и чёрные лебеди на пруду, белое и чёрное как Добро и Зло.
Понимая, что читателям будет трудно понять его творчество, Пастернак в стихотворении «Когда разгуляется» в 1956 г. изложил свою философскую концепцию:»Природа, мир, тайник вселенной, я службу долгую твою, объятый дрожью сокровенной, в слезах от счастья отстою!» ПРИРОДА - ХРАМ, целые поколения людей(святые, грешники, монахи , цари) смотрели изнутри этого храма в звёздную вечность…
Но человеческое отчуждение друг от друга и от самой человечности не могло не накрыть лирику Пастернака чёрным крылом. На его жизнь пришлись две революции:1905 и 1917гг,три войны: первая мировая, гражданская, вторая мировая, годы сталинщины, затем хрущёвской оттепели… «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно - что жилы отворить(«Разрыв» 1918г.)В лиро-эпическом романе «Доктор Живаго» (1957 г.) Пастернак отразил трагедию русской интеллигенции, передал вьюгу сложных и противоречивых чувств , которые довелось испытать ему и его лирическому герою Юрию Живаго в те беспощадные годы. В стихотворении «Гамлет», вошедшем в этот роман звучит скорбная нота; «Я один, всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти». Репрессирован Осип Мандельштам, доведена до самоубийства Марина Цветаева, сам Пастернак запрещён, исключён из Союза писателей, ВЫНУЖДЕН ОТКАЗАТЬСЯ от Нобелевской премии За что? В стихотворении «Нобелевская премия» (1959г.)Поэт ответит так:
«Что же сделал я за пакость. Я, убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать над красой земли моей.» Оказывается, за спасение мира красотой тоже убивают… И всё-таки Поэт надеялся на пришествие эры милосердия и справедливости;»Верю я, придёт пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра». Любимый пастернаком композитор Скрябин мечтал написать оперу о «философе-музыканте - поэте» в одном лице, создающем произведение искусства, которое перевернёт мир, сделает его чище и добрее. Разве жизнь Пастернака с его романом «Доктор Живаго» не звучит как такая опера? Для Пастернака поэзия – судьба, строчки с кровью: «Когда строку диктует чувство, оно на сцену шлёт раба, И тут кончается искусство и дышат почва и судьба»
«Февраль. Достать чернил и плакать!» -одно из ранних произведений Пастернака, где слёзы восторга и замирание души перед чудесами природы и жизни едины. Восклицательные предложения, восторженные междометия, - ЭТО «СТРАСТИ РАЗРЯДЫ», толкающие писать»стихи навзрыд». То есть выстраданные. Конный экипаж – пролётка, как и пушкинская «Телега жизни» и гоголевская птица-тройка, символизирует движение судьбы, но ппролётка удивительно легка и молодо несётся сквозь миры и пространства. Вот она перенесла героя за пелену дождя(мотив очищения), и там сказочно-метафоричный образ: казалось бы, обычная сцена, взлетели испуганные грачи, но сравнение «как обугленные груши»и развёрнутая метафора строфы, завершающаяся фразой «обрушат сухую грусть на дно очей» представляют, что в лужах канули тьма и зло. Ещё февраль, но уже видны проталины, то есть оттаивают от холода природа и душа, а крики ветра отдаются криками в душе поэта… В романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» чудесным образом соединились идеи единства и гармонии человека, природы и творчества . Это произведение отличается идейным и художественным своеобразием, его не спутаешь ни с каким другим ни по языку и стилю, ни по строению: последняя глава - дневник героя в стихах и лирическое переложение идеи, воплощённой в сюжете.
Человеческое отчуждение людей друг от друга и от самой человечности не могло не накрыть лиризм Пастернака чёрным крылом. На его жизнь пришлись две революции:1905 и 1917гг, три войны: первая мировая, гражданская, вторая мировая, годы сталинщины, затем хрущёвской оттепели… В лиро-эпическом романе «Доктор Живаго» (1957 г.) Пастернак отразил трагедию русской интеллигенции, передал вьюгу сложных и противоречивых чувств , которые довелось испытать ему и его лирическому герою Юрию Живаго в те беспощадные годы. В стихотворении «Гамлет», вошедшем в этот роман, звучит скорбная нота; «Я один, всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти».
Гражданская война разделила людей на 2 лагеря. Обе стороны ослеплены ненавистью и отстаивают свою правду ради человека, но приносят человеку лишь страдания. Автор видит всё это глазами доктора и поэта Юрия Живаго, история жизни которого составляет ФАБУЛУ произведения.
Повествование начинается с похорон матери Юры, в ту ночь мальчик впервые видит бурю. С той поры буря преследует героя как образ неотвратимости грозных и страшных событий. Революцию Юрий поначалу приветствует: «Какая великолепная хирургия! Приговор несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней» То есть герой за уничтожение мещанства, чинопочитания и прочих аристократических язв, но он не принимает насильственные методы большевиков. Будучи гуманистом, он осуждает жестокость белых и красных, потому оказывается между двух огней: «от одного берега отстал, к другому не пристал…»
Автор поражает психологизмом повествования. Сопереживающий читатель ищет правду вместе с героем. Юрий Живаго не может спокойно работать в холодной, голодной и злой послереволюционной Москве и уезжает с семьёй в Варыкино, но вихрь войны и там его находит и забрасывает в партизанский отряд красных. В экстремальных условиях, среди явного озверения остаться человеком – вот ключевая идея. Живаго тайно выхаживает раненого белогвардейца и спасает от гибели большевика, командира отряда. Но остаться просто человеком не даёт ему жестокий принцип войны: «Кто не за нас, тот против нас». Социальная дисгармония рушит и возможность личного счастья героя. Свою жену Тоню он любил как друга и мать своих детей. Их навеки разлучает эмиграция Тони и детей, которых Юрий практически не знал. Лара становится для него символом самой жизни с её непредсказуемостью. Но ,обретя с ней истинное счастье, герой вновь вынужден терять: спасаясь от арестов и спасая дочь Лары, герои расстаются. Не узнал Юрий и о рождении его с Ларой дочери.
Судьба детей в романе- символ геноцида русской интеллигенции(одних увезли за границу, другие, потеряв репрессированных и погубленных родителей, скитаются по детдомам, где уже не до интеллигентности…)
Юрий пытается найти спасение в творчестве. Но для истинной поэзии нужна вся жизнь, радость которой у него отняло жестокое время. Продолжение лирического дневника не получается в Варыкино, и герой возвращается в Москву, доходит до застывания и равнодушия и к себе, и к новой семье, и к старым , но приспособившимся к жизни друзьям… Вдруг Юрий уходит от всех, воспользовавшись помощью брата Евграфа, решает дописать стихи и возродиться как Феникс из пепла. Мешает смерть… Очень символично и трагично: гуманист умер от разрыва сердца! Так закончились поиски правды, не связанной с насилием. Однако автор, сделав стихи героя не приложением, а последней, ключевой главой романа, утверждает идею Воскресения: «Я в гроб сойду и в третий день восстану…». Страдания Живаго сродни страданиям Христа, выбравшего путь заплатить за все земные грехи. Перевёрнута последняя страница, а читатель всё видит пламень чистой жизни, потому что «Живаго» - это и есть «жизнь» : «Свеча горела на столе, свеча горела»…
Любимый Пастернаком композитор Скрябин мечтал написать оперу о «философе-музыканте - поэте» в одном лице, создающем произведение искусства, которое перевернёт мир, сделает его чище и добрее. Жизнь Пастернака с его героя из романа «Доктор Живаго» звучат как такая опера. Только это лироэпическая история о «философе-ДОКТОРЕ –поэте», что ещё более символично как поиск путей исцеления людей и жизни.
\
Мотив дуэли в русской литературе Дуэль в русской литературе часто выступает как путь разрешения конфликта героев, особенно был богат дуэлями 19 век. Вспомним пушкинскую повесть «Выстрел». Сильвио и граф выходят стреляться из-за пустяка: не сошлись, как вести порядок записи карточной игры. Но показное понимание чести и полное презрение к смерти, характерное для всей «золотой молодёжи», приводят их к барьеру, где граф лениво ест вишни, демонстрируя полное презрение к жизни и смерти., модный фатализм. Но Сильвио Поступает мудро: отказывается от права выстрела до тех пор, пока у графа ни появится зацепка за жизнь. Женатый и любящий свою жену Машу граф боится смерти, но отказаться от долга, то есть от выстрела Сильвио, не позволяет надуманное понятие о чести… Сильвио стреляет мимо, дыра в картине будет напоминать графу о ценности жизни.
Именно из-за надуманного понятия чести Онегин убивает Ленского. Евгений сам распалял на вечере у Лариных ревнивого друга-романтика, ухаживая за Ольгой. Но попросить прощения и превратить выходку в шутку он не пожелал, опасаясь мнения презираемых им Петушковых, Пустяковых, Скотининых и прочих соседей-помещиков. Мнение толпы оказалось для него выше греха убийства невинной души. Этот шаг подтолкнул Татьяну задуматься об Онегине: «Уж не пародия ли он?»
Пьер Безухов тоже долго лениво плыл по течению и копировал жизнь богатых и пустых товарищей. Дуэль с Долоховым, где он чуть не отнял жизнь у человека, стала толчком к его духовному перерождению.
А Печорин убив Грушницкого даже и не думал раскаиваться, его цинизм оттолкнул даже единственного приятеля доктора Вернера. Не жалеть об убийстве человека, кем бы он ни был, признак греха, который нет возможности смыть покаянием. А поскольку Грушницкий в чём-то двойник Печорина, то эта дуэль – знак убийства человеком своей души, что сродни преступлению Раскольникова.
Если в старые добрые времена дуэль проверяла, кто трус, кто герой(вспомним дуэль Швабрина и Гринёва на шпагах, где Швабрин подло наносит укол отвлёкшемуся сопернику), то с течением истории дуэль стала всё формальнее защищать честь(дуэль Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова – поединок двух нигилистов, у которых в жизни нет настоящей любви и привязанностей, есть только принципы, но эта дуэль перерождает обоих, напоминая о «вечной жизни», которую они старались не замечать).
Ещё страшнее, когда дуэль становится сфабрикрованным убийством, так цари и чернь убили Пушкина и Лермонтова. Александр Куприн в повести «Поединок» показывает вырождение благородной дуэли в позор русской армии. Любимая женщина толкает романтика Ромашова быть убитым на дуэли с её мужем, дабы карьера и честь мужа, а значит, её собственный покой не пострадали.
Какой бы ни была дуэль, гуманная русская литература осуждает идею убийства, ведь никакие высокие понятия долга и чести не смогут смыть с человека греха убийства…
Природа и любовь в лирике А.Фета
ПРИРОДА И ЛЮБОВЬ неразрывно слиты в лирике импрессиониста ФЕТА. Воспевая культ прекрасного мгновенья, Фет сотворил в стихах целую вселенную красоты, три кита которой: природа, любовь, песня. Романтик Фет идеализирует природу .Импрессионизм – представление о красоте как о реальном элементе мира. Звуки, шорохи, мимолётные впечатления - не мотивы , а темы фетовского творчества.
В стихотворении «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр» изображён путник в холодной ночи у лесного костра, и эту тёмную ночь он предпочитает туману дня . Метафора костра – солнца рисует фантастический мир ночи, которую Фет считал стихийно-загадочной. Ельник сравнивается с толпой пьяных гигантов. И одинокого героя в холодной ночи «до костей и до сердца прогрело»
Человек в ночи чувствует себя как первобытный охотник, которого выручает огонь. Свет язычески противостоит тьме. И день оказывается фальшивее ночи. Фетовские пейзажи не просто зарисовки, а целый мир очарованья, и лирический герой похож на очарованного странника, заглядевшегося на чудеса природы, которых равнодушные созерцатели даже не замечают.
Целым ожерельем романтических метафор характеризуется восприятие лирическими героями Фета звука, цвета, запаха… В автобиографическом рассказе Фета «Кактус» 2 человека смотрели на жёлтый цветок:«Очень похоже на подсолнух», - равнодушно сказала девица и отошла в сторону. Молодой человек пришёл в ужас: «Да ведь перед нами Храм любви!»
Фет не олицетворяет, не очеловечивает Природу, как другие лирики, он наоборот, на свою жизнь и на жизнь своих героев проецирует естественность природы, тем самым проверяя, а способен ли человек жить и любить естественно? Природа у Фета всегда живёт собственной, глубокой и таинственной жизнью. Человек только на высшей ступени душевного подъёма может быть к этой жизни причастен и это, как правило бывает, когда он влюблён: «Целый день спят ночные цветы, но лишь Солнце за рощу зайдёт, раскрываются тихо листы, и я слышу, как сердце поёт.»Цель картины природы, запечатлённой поэтом – показать землю с её живым дыханием частью космоса
Любовная лирика Фета связана с именем Марии Лазич, которую он на русский манер звал Еленой Лариной. Возлюбленная трагически погибла: от спички загорелось её платье.. Фет счёл это страшным знамением. Стихи «Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю» и многие другие приобрели оттенок роковых чувств
Шедевр Фетовской лирики – стихотворение «На заре ты её не буди» (1842) - это гимн настоящей любви, не случайно столько романсов написано на эти стихи. Анапест создаёт живой и ритмичный лирический узор. Целая буря женских переживаний таится под пламенем спящих ланит. Вчера девушка наблюдала игры обманчивой луны, и всё больше бледнела, может быть, мучаясь от обманов собственной судьбы… То, что первоначально можно принять за игру утренней зари на щеках, на самом деле - горячечный румянец боли… Мне кажется, Блок в стихотворении «На железной дороге» развил этот образ , показав самоубийство обманутой жизнью девушки, до которой никому по-настоящему нет дела.
В поздних стихах Фет всё дальше уходит в Природу, всё больше у него параллелей с человеческой жизнью. Картины природы порой превращаются в аллегорию, но всегда есть ощущение неделимой цельной жизни Природы, и это идеал, это высшая мудрость, это истинная ЛЮБОВЬ -стихия.
Вспомним его знаменитое стихотворение 1850 года : «Шёпот, робкое дыханье,// трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья» - это культ мгновения, где каждая мелочь- чудесная деталь красоты. а безглагольность помогает сказать: «остановись, мгновенье, ты прекрасно!» На это стихотворение написаны десятки пародий: реалисты смеялись над обожествлением таких привычных вещей, как колыханье ручья, туманная заря, поцелуи влюблённых. Отблески, тени, нечто колышущееся , неуловимое – это и есть красота, которую можно спугнуть резким движением и грубым словом, глубину такого мировосприятия оценили в 20-м веке символисты, учившиеся у Фета символам красоты. В трёх катренах всё по-пушкински слито: «и жизнь, и слёзы, и любовь» . Но всё под завесой великой тайны. Милое лицо и заря одинаково божественны
Обломов и обломовщина в свете русской критики
Слово ОБЛОМОВЩИНА вошло в русскую литературу и действительность после выхода романа Гончарова «Обломов» и жаркой реакции критиков на него. Критика разделилась на 2 лагеря, споря, что важнее, «художественность» или «социальная значимость произведения», философское или общественное звучание произведения.
Добролюбов обличил обломовщину как общественный порок. Он увидел проблему в совершенной инертности героя. В его апатии ко всему, что делается на свете. Причину же обломовщины он видит в застое умственного и нравственного развития дворянства как класса. Развращении барства бездельем. Тем, что у господ есть »Захар и ещё 300 Захаров»Добролюбов исследует , как идёт деградация дворянства, никнут и вянут внутренние силы, приходит отвращение к серьёзной и самобытной деятельности. Братьями – обломовцами критик называет Онегина, Печорина, Рудина и других так называемых литературных бездельников. Провозглашает всеобщую лень и желание обладать всеми земными благами социальной болью времени, относя к обломовцам и помещика, толкующего праздно о правах личности, и чиновника, оправдывающего бюрократизм запутанностью дела, и офицера, жалующегося на утомительность службы…
Писарев в статье «Обломов»говорит о решении автором психологической задачи, загадки рождения особого русского национального типа спящего богатыря. Обломовщина, считает Писарев, - это болезнь бездеятельности, умственной апатии, развитию которой способствуют и славянская природа, и жизнь общества. Критик говорит, что Илья Ильич вырос в обстановке «умственной дремоты» при совершенно неразвитых родителях, вроде гоголевских «Старосветских помещиков». Избалованность ослабила его физически и нравственно. Учёба была струёй воздуха для этого тепличного растения. Но, научившись мудрствововать, Обломов стал оправдывать своё нежелание трудиться философским вопросом:«к чему жить и трудиться, если мир несовершенен?» Обломов изобрёл свою философию неучастия в бессмысленной деятельности и , пользуясь деньгами из поместья, задремал надолго с полным сознанием своего достоинства. Обернувшись, он увидел, что все при деле, а он прирос к своему халату. Его мысли и чувства не умерли, они замерли, словно заплыв жиром. Обломов чист, как ребёнок, но при всей»голубиной» чистоте в нём нет никакой силы и самостоятельности. Он способен любить и дружить, но устаёт от любви и дружбы, как устаёт от движения и самой жизни. И умирает, погружаясь в вечный сон.
Дружинин идеализирует Обломова, подчёркивая, что обломовщина -явление ФИЬЛОСОФСКОЕ и видя заслугу Гончарова в изучении целого народа, богатого обломовщиной как цельностью и кротостью ,говоря словами Льва Толстого, непротивлением злу насилием.
Поэт Иннокентий Анненский, живший уже на рубеже 19 и 20 веков ,пожалуй, лучше других понял, что социальные мотивы уходят, а философские вечны. Он говорит, что Гончаров открыл в Обломове свою связь с родиной, результат долгих разноречивых впечатлений о национальном характере. Обломов любит вчерашний день, знает, что завтрашний день будет лучше, даже робко о нём мечтает, но ёжится и жмурится от нового блеска и шума. В этом своеобразном консерватизме и есть национальная суть обломовщины. Русский человек патриархален, он живёт медленным историческим ростом.
Сон Обломова – это трогательный и яркий эпизод, дающий ключ к истокам души Обломова. При всей пагубности обжорства, лени и баловства, которым окружили ребёнка родители, парализовав его потребность трудиться, они дали ему полную свободу развиваться, общаться с природой, потому взрослый Обломов так ценит музыку, КРАСОТУ, ЛЮБОВЬ, ПОТОМУ ОН НЕ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ, ТЕМ БОЛЕЕ ПРИСЛУЖИВАТЬСЯ. Он рыцарь. Похожий на Дон Кихота, но времена рыцарства прошли, поэтому преданность и чистота нрава воспринимается как нечто смешное и жалкое. Обломовка, подробно представленная в сновидении героя, это не только символ его детства, откуда он родом, но и его идеал. Обломов мечтает об идиллии, о тихой семейной жизни на фоне природы. Этой тишины он ищет у вдовы Пшеницыной, так как она похожа на его мать и сказочную героиню историй детства. Сон - это представление того потерянного рая , который люди с годами в суете утратили. Но у этого рая нашёлся свой верный рыцарь – Илья Ильич Обломов, его имя подчёркивает. Что он сын своего отца. И потомок богатыря Ильи, что 30 лет сиднем сидел, и беда Обломова в том, что не нашлось силы, ради которой он готов подняться, да так, чтобы при этом не изменить своим идеалам естественной жизни.
Мотивы греха и покаяния в русской литературе Мотивы ГРЕХА и ПОКАЯНИЯ неразрывно связаны, в литературе 19 века они обретают философское звучание.
В Евангельских традициях покаявшийся грешник дороже многих праведников, потому что те ещё не познали бездны порока и не одолели трудного пути к возрождению души
Фамусовское общество в «Горе от ума» живёт по принципу:»Грех не беда – молва не хороша». Это страшный порок, ведь праведником надо быть прежде всего наедине с собой, а не ради моды или суждений толпы. Страшно, не согрешить, страшно не найти пути покаяния.
Швабрин в «Капитанской дочке» умирает в озлоблении, считая, что мир против него повернулся и желая утянуть за собой в бездну того же честного Гринёва.
Печорин в «Герое нашего времени» не кается, губя людей морально, не чувствует угрызений совести и после убийства на дуэли Грушницкого, он циник и эгоист, пусть и поневоле. У него нет пути к спасению души, он бездомно умирает в дороге без покаяния.
Раскольников убивает старушку-процентщицу. Это преступление. Но гораздо страшнее его идея разрешения «убийства по совести», потому что она оправдывает право одних людей убивать других, «тварей дрожащих». На подобной теории основывалось движение Наполеона по Европе, на нём позднее будет построена теория фашизма. Не зря Раскольников говорит:»Я не старуху – я себя убил…» Речь идёт о загубленной душе. А вот путь от греха к покаянию у героя был очень сложен: даже получив наказание за своё преступление он не сразу нашёл путь к истине. Только Соня с её терпеливым милосердием помогла Раскольникову прозреть, он увидел во сне, как заразна его теория. Обретя веру, герой получает надежду на воскрешение.
У Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»мотив греха и покаяния – один из ключевых. Почему положительный Ермила Гирин показан через грех (сдача в рекруты вместо брата сына соседки) и почему богатырь Святорусский Савелий , повинный в смерти внука Дёмушки и убийстве немца Фогеля, наказан государством , но прощён матерью ребёнка Матрёной Тимофеевной? А потому что для Некрасова нравственные проблемы острее социальных. Он говорит о необходимости сознания ГРЕХА КАК ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПЕРЕД СОВЕСТЬЮ и о пути страданий и молитв к ПОКАЯНИЮ. Некрасов провозглашает; «Живи по совести – будешь счастлив!» Счастье не в богатстве, а там, где в душе сохранены СОВЕСТЬ И ЧЕСТЬ. Люди начинают каяться и исповедоваться, дуща хочет правды и обновления, заклинанием звучат слова Кудеяра –разбойника: «Тело предай истязанию, дай только душу спасти».
Не зря в народе говорят, «повинную голову даже меч не сечёт». Но исренне покаяться в своих грехах – великий труд и подвиг души.
Нравственный аспект художественных образов А.И.Солженицына
Основной НРАВСТВЕННЫЙ аспект прозы Александра Исаевича Солженицына – жить не по лжи, даже когда вокруг набирают силу ложь, холод и насилие. Такая жизнь по совести есть настоящий подвиг, потому что это не сиюминутный порыв, а постоянная вера однажды выбранным идеалам праведности. Поиск ПРАВЕДНИКОВ Солженицын ведёт в традициях Лескова и находит обыкновенных людей, на чью долю выпало много страданий, но не озлобилась их душа, не перестала любить ближних. За это окружающие их считают наивными и странными простаками, но без этих людей не было бы важных составляющих русского национального характера.
«Матрёнин двор» - жизнеописание одной несвятой женщины (как у Лескова «Житие одной бабы»), хотя грехов у Матрёны было меньше, чем у её колченогой кошки: та мышей давила. Матрёна же всю жизнь работала, пусть и за трудодни, пусть и без пенсии, даже надорвав здоровье, она не могла отказать в просьбе выйти на колхозное поле или помочь соседке выкопать картошку. При этом чужой радости и чужому урожаю радовалась как своим. Слишком мало у неё было своего: детям Бог не дал жизни, муж в войну пропал без вести, пенсией государство обошло. Но нет в ней и тени зла или упрёков. Ей самой ничего не надо, лишь бы ближним угодить: постояльцу приготовить нехитрую еду, крестнице Кире при жизни отдать на брёвна часть избы, даже жизнь отдать просто потому, что надо кому-то помочь. В конце произведения автор говорит о своей героине слова, характеризующие её высшее нравственной назначение: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого , по пословице , не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Праведника в мужском лике автор находит на зоне. В «Одном дне Ивана Денисовича» действительно представлен распорядок лагерного дня заключённого Шухова – «Щ -854», осуждённого за то, что во время войны попал в плен. Этот образ собирательно олицетворяет горе многих невинно осуждённых и связан с мотивом христианского страдания за все грехи людские. Иван Денисович уважительно назван автором в заглавии по имени –отчеству, он настоящий человек, а не безликий «нумер». Герой трудолюбивый и справедливый. Он не будет унижаться из-за сигареты, вылизывать лагерные миски, тем более не станет доносчиком ради собственной выгоды Шухов даже болезнь старается перенести на ногах. Работа – его главное спасение. Во время работы заключённые смеются, рассказывают истории из жизни, то есть ведут себя не по лагерным законам, а по человеческим. Шухов же остаётся человеком всегда.
Нравственная мерка настоящего человека по Солженицыну – быть смиренным и в то же время оставаться борцом за жизнь, за доброту и духовность.
Образ Петербурга в русской литературе
Петербург в русской литературе часто предстаёт альтернативой старой столице Москве
«Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий стройный вид, Невы державное теченье, береговой её гранит» , - так восхищался северной столицей Пушкин, воспевая гений Петра, создавшего «из тьмы лесов, из топи блат» по-европейски величественный город. Тот же Пушкин даже скажет, что «Перед новою столицей померкла старая Москва, как перед новою царицей порфироносная вдова».
Но именно Пушкин увидел, что в этом городе холодно человеку. В «Евгении Онегине» подчеркнуто, что Петербург – город богатой ночной жизни «золотой молодёжи». Балы, театры, рестораны увлекают Онегина в свой омут, и он становится как все: скучающим, рассеянным, отчуждённым., тогда как Москва, куда попадает Татьяна на «ярманку невест», гораздо патриархальнее, дружелюбнее.
То же противопоставление отразится в «Войне и мире» Л. Толстого. Весь Петербург похож на салон Анны Шерер, где все винтики вертятся по заведённым правилам, а Москва ассоциируется с хлебосольством Ростовых и патриотизмом всего русского народа.
В «Медном всаднике» Пушкин показывает, как Петербург давит на маленького человека. Сначала грозным наводнением город сносит бедные кварталы на Васильевском острове, потом ожившей статуей грозного Петра гонится за Евгением и сводит его с ума. Тут глубокая аллегория самой безжалостной государственной машины, с которой человеку спорить бесполезно и опасно.
У Гоголя в сборнике «Петербургские повести» подчёркнуто, что в городе есть дьявольское начало: то нос чиновника сам по себе путешествует, то портрет губит талантливого художника, делая его жадгным до денег рисовальщиком, то бедный ограбленный чиновник Башмачкин после смерти становится привидением, мстящим за былую обиду и снимающим с господ шинели. Это не только элементы фантастики, но и развёрнутые метафоры города пороков, преступно покупающего души за звон разменных монет. Не зря в «Мёртвых душах» есть вставная новелла о капитане Копейкине: инвалид битв с Наполеоном в Петербурге ищет высшей государственной защиты, но сталкивается с бюрократической машиной и, окончательно раздавленный, становится разбойником.
Особое место в литературе занимает Петербург Достоевского. Это действующее лицо сюжетов о страданиях униженных и оскорбленных. Город давит на загнанного в угол человека и холодом туманов, и серыми улочками, и лестницами, облитыми помоями, и клетками квартир, похожих на гроб, и даже тем, что совсем рядом есть другая жизнь – для сытых и богатых.
В 20-м веке, когда наступление урбанизации на естество стало острее, Петербург стал воплощением «адища города» у Блока, Маяковского и других поэтов Серебряного века. Андрей Белый в романе «Петербург» показал, как буржуазные отношения вырождают семейные связи, а революционный дурман ставит сына против отца, и только разум помогает людям противостоять бесчеловечности. Но с другой стороны, этот город – символ традиции, город Пушкина и лицейского братства, таким видели Петербург Ахматова, Анненский, Мандельштам и любили этот город, как жизнь, как литературу, как русскую культуру |
|
|