Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

План урока по русской словесности в 10 классе Учитель Солодовникова Елена Константиновна Тема занятия : Жанровые и композиционные особенности текста.(2час) Тип занятий: анализ произведения


Скачать 34.24 Kb.
НазваниеПлан урока по русской словесности в 10 классе Учитель Солодовникова Елена Константиновна Тема занятия : Жанровые и композиционные особенности текста.(2час) Тип занятий: анализ произведения
Дата12.02.2016
Размер34.24 Kb.
ТипПлан урока

План урока по русской словесности в 10 классе

Учитель Солодовникова Елена Константиновна
Тема занятия: Жанровые и композиционные особенности текста.(2час)

Тип занятий: анализ произведения.

Цели: расширить знания о жанрах и композиции художественного текста,

развивать умения распознавать элементы композиции, роль построения текста в раскрытии идеи произведения.

Планируемый результат: практикум : М.Горький «Старуха Изергиль»

Вид контроля: анализ композиционных особенностей в «Легенде о Ларре»

Оборудование: тексты произведения М.Горького, критические статьи, сообщения учащихся, презентация.

План занятия.

  1. Жанровые и композиционные особенности текста. Лекция учителя (с презентацией).

(на примере романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

-Проблематика романа

-Тип «лишнего человека»

-Особенности композиции

-Последовательность глав в романе- хронологическая последовательность.

2.Анализ произведения М.Горького «Старуха Изергиль»(работа в парах )

Памятка

Анализ художественного произведения

1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;

2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;

3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/;

4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения;

5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;

6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.

Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:

1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.

3. Развернутое обоснование выводов.

3. Анализ композиционных особенностей в «Легенде о Ларре» (презентации учащихся)

(практикум- работа в группах: 1группа- жанровые особенности

2группа- композиционные особенности «Легенды о Ларре»)

Анализ композиции связывают с идеей произведения и художественными особенностями. Выступление групп и обсуждение наблюдений .

4.Итоги занятий

«Старуху Изергиль» исследователи относят к молдавско-валашскому циклу в горьковском творчестве, хотя она и создана несколько позднее. Трагическое развитие темы совместимости любви и свободы в этом рассказе объединяется его автором с темой подвига ради людей. Сама Изергиль и история ее жизни являются связующим звеном между прошлым и настоящим, между реальными и легендарными людьми.

Обычно, говоря о жанровом своеобразии этого рассказа, исследователи ведут речь о двух легендах, объединенных в рамках одного повествования рассказом о своей жизни старухи Изергиль. В действительности все выглядит несколько иначе. М. Горький, следуя сложившейся в русской литературе практике, отталкивается от легендарной основы историй Ларры и Данко и переводит их в форму предания, которые превращает в сказочные повествования. Таким образом, старуха Изергиль рассказывает сказки, герои которых имеют легендарное происхождение. Впрочем, и сама Изергиль, история всей ее жизни и окружающая ее действительность кажутся нам «началом чудесной сказки». Другими словами, М. Горький добивается в своем рассказе того, что сказочное видится им в реальности и наоборот.

М. Горький сохраняет трехчастную композицию, чтобы подчеркнуть стилевую равноценность каждой из трех частей рассказа, две из которых являются сказками с легендарными героями, а третья – история жизни реального персонажа (Изергиль), подаваемая автором как своеобразная сказка. В результате сама реальность отражается в сказке,а сказка – в реальности.

Своеобразна композиция рассказа: использование приема «рассказ в рассказе», рамки для главной части, наличие нескольких сюжетных линий, объединенных сквозным образом рассказчика.

Из трех самостоятельных, композиционно завершенных новелл – «Легенда о Данко» является идейно и эмоциональной кульминацией. поэтому мы остановимся на ней подробнее и постараемся показать на конкретных примерах, как использованы Горьким все наиболее эффективные средства романтической поэтики для раскрытия идейного содержания рассказа.

Композиция рассказа основана на воспоминаниях старухи Изергиль, о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. Легенды в повести противостоят друг другу. Они освещают два разных представления о жизни.

Образ Ларры противопоставлен образу Данко. Самопожертвование у первого противостоит гордости и эгоизму второго.

Противопоставляя двух героев, старуха Изергиль показывает и сходство Ларры и Данко. Оба они – цельные и властные натуры, оба сильны и красивы. Пожалуй, именно это сходство и позволяет уловить всю разницу в отношении героев к миру. Не будет Ларры с его преступлением и карой – одиночеством, не столь полно воспринимался бы подвиг Данко.