Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Перепелицына Светлана Владимировна, моу «сош №5» г. Усть-Илимск, учитель начальных классов |
 Скачать 34.78 Kb. |
Перепелицына Светлана Владимировна, МОУ «СОШ №5» г.Усть-Илимск, учитель начальных классов.
Формирование ключевых компетенций обучающихся начальной школы средствами кукольного театра.
В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе, к началу трудовой деятельности, к самообразованию и самосовершенствованию. Постоянно меняющееся общество, непредвиденные ситуации, большой объем информации, усложнение отношений между людьми диктуют необходимость формирования личности с определенным набором ключевых компетенций.
Уже не первый год я являюсь руководителем программы «Кукольный театр» для обучающихся начальной школы. Исходя из своего опыта, могу сделать вывод о том, что для формирования ключевых компетенций у младших школьников можно выбрать такую форму внеклассной работы как создание кукольного театра.
К перечню ключевых компетенций, выявленных мной в ходе такого вида деятельности, относятся:
- коммуникативные навыки и способности - навыки общения в коллективе;
-ценностно-смысловые – это готовность ребенка видеть и понимать окружающий мир;
-общекультурные – это осведомленность учащихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека;
-сотрудничество – умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде;
-саморазвитие - способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление
-умение решать проблемы - умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый результат;
Приобретение ключевых компетенций – процесс динамичный и происходит поэтапно. В основе этой работы лежит интересный, увлекательный, любимый детьми вид театрального зрелища - театр кукол с его выразительными, острыми сценическими образами, со всеми скрытыми от зрителей «секретами» спектакля.
Разумно направленная работа в кружке служит средством разностороннего воспитания и творческого развития ребенка. Работая с куклой, исполнитель должен понимать содержание образа, сценическую ситуацию, изобразительные средства куклы, обладать некоторой музыкальностью.
В процессе изготовления кукол, декораций и монтировки учащиеся приобретают разносторонние навыки в обращении с различными инструментами и материалами, у них развиваются сообразительность и конструктивные способности, а также эстетический вкус и способности в области изобразительного искусства - чувство цвета, формы, понимание художественно-образного изображения.
Совместно с детьми я подбираю репертуар, направляю взаимоотношения между членами кружка, приучаю ребят к ответственности за выполнение своих обязанностей. Четкое распределение обязанностей между ребятами, слаженность всего механизма создания и показа спектакля, - все это, безусловно, имеет педагогическое значение.
Театр кукол, сближаясь с «живым» театром в основных законах сценического действия, в отношении средств сценического воплощения имеет свои особенности. Процесс воплощения проходит ряд этапов: начинается с создания куклы- персонажа спектакля, а заканчивается игрой исполнителя с нею. Неживая кукла должна как бы ожить в руках исполнителя - начать действовать, говорить, реагировать на происходящие события. Создание внешности куклы и её движений, а также дальнейшая игра с ней требуют развития наблюдательности и воображения.
Немаловажную роль играет и выбор формы учебного занятия в театре. Разнообразные формы учебных занятий широко описаны в педагогической литературе, тем не менее, провести четкие границы между отдельными формами практически невозможно. Но педагогов этот факт не должен дезориентировать: форма занятий с воспитанниками есть не что иное, как форма общения, форма совместной жизни педагогов и воспитанников, а здесь вариации бесконечны. В курсе могут быть рекомендованы следующие формы учебных занятий, относящиеся к репетиционному периоду: рассказ, беседа, практическое занятие (показ), экскурсия (поход), самообучение (внутри групповой или межвозрастной обмен знаниями), самостоятельная работа, свободная форма, - имеющие место в любом виде педагогической деятельности, и собственно специфическая форма работы театрального коллектива – репетиция.
Большое учебное и воспитательное значение имеет систематический показ спектаклей. Постоянные встречи со зрителями, их непосредственная реакция воспитывают у детей выдержку, дисциплинированность, умение владеть собой, повышают ответственность за свою работу и требовательность к себе, развивают память.
Таким образом, можно подвести итог вышеизложенного: введение ключевых компетенций в практическую составляющую образования, в нашем случае это создание кукольного театра, позволяет решать проблему, когда учащиеся могут хорошо овладеть набором знаний, умений и навыков и в дальнейшем использовать эти знания для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. |
|
|